Строительные машины и оборудование, справочник







Общие сведения о механизмах управления

Категория:
   Текущее обслуживание


Общие сведения о механизмах управления

Механизмы управления автомобиля состоят из рулевого управления (рис. 31) и тормозов.!К рулевому управлению относятся: рулевой механизм, гидравлический усилитель руля, гидравлическая система и рулевые тяги с рычагами.) Тормозная система включает: компрессор, тормозные краны, ресиверы, тормозные цилиндры, рабочие колесные тормоза с приводом, ручной стояночный тормоз с приводом, а также вспомогательный — тормоз-замедлитель, установленный «а конце первичного вала гидромеханической передачи.

Рис. 31. Рулевое управление:
1 — рулевая колонка с приводом переключения передач, 2 — карданный вал, 3 — рулевой механизм, 4 — гидравлический усилитель руля, 5 — поворотный рычаг (левый), 6 — поперечная тяга, 7 — ось, 8 — поворотный кулак, д — продольная тяга

Рис. 32. Рулевой механизм:
1 — картер, 2— пробка сливного отверстия, 3 — винт, 4 — конический подшипник, 5 — упор, 6 — регулировочная гайка, 7, 20 — крышки, 8 — гайка-рейка,. 9— сектор, 10 — пробка заливного отверстия, 11 — шарики, .12 — рулевая сошка, 13 — уплотнительная манжета, 14 — игольчатый подшипник, 15 — гайка, 16 — регулировочный винт, 17 — контргайка, 18 — колпак, 19 — уплотнительные шайбы, 21 — направляющая шариков, 22 — прижим

Рулевой механизм (рис. 32) установлен на кронштейне левой продольной балки рамы. Вал рулевой колонки соединен с рулевым механизмом карданным валом. Рулевой механизм — винтовая пара (винт — гайка — рейка) и реечное зацепление (гайка — рейка — сектор). На торцах вала сектора и сошки нанесены метки для правильной установки сошки: при оборке метки должны совпадать. Для возможности регулирования зазора в зацеплении рейка — сектор зубья сектора выполнены наклонными с переменной толщиной по длине (образующая поверхности — конус). Зазор в реечном зацеплении регулируется винтом. Винт закреплен в расточке сектора гайкой; торцовый зазор между винтом и гайкой — 0,1 мм.

Гидроусилитель представляет собой рабочий цилиндр с золотниковым распределителем потока жидкости (рис. 33), поступающей от насоса. Шток поршня шарнирно закреплен на левой продольной балке рамы, цилиндр шарнирно соединен с продольной тягой; золотник распределителя гадроусилителя через промежуточные звенья шарнирно соединен с рулевой сошкой рулевого механизма.

При повороте рулевого колеса рулевой механизм приводит в движение рулевую сошку, которая перемещает золотник гидроусилителя из нейтрального в рабочее положение, жидкость от насоса поступает в соответствующую полость цилиндра, который совершает продольно-поступательное движение относительно поршня. Вместе с цилиндром перемещается и продольная рулевая тяга, вторым концом закрепленная на рычаге рулевой трапеции, и поворачиваются передние колеса автомобиля.

Для ограничения давления масла в нагнетательной магистрали системы и предохранения элементов системы от разрушения в цилиндре установлен предохранительный клапан, отрегулированный на давление в магистрали 85 даН/см2; при повышении давления клапан-конус перемещается вниз (по рисунку) и нагнетательный канал сообщается со сливным.

Рабочий тормоз состоит из тормозного барабана, прикрепленного к ступице, суппорта, колодок и разжимного кулака. На каждом автомобиле колесные тормоза взаимозаменяемы. Суппорты тормозов задней оси посажены на шлицы на кожухе полуоси и крепятся к фланцу картера, а суппорты тормозов передней оси крепятся болтами к фланцам поворотных кулаков. В отверстия нижней части суппортов вставлены оси, на которые свободно опираются колодки и прижимаются к осям стяжными пружинами. На противоположных концах тормозных колодок установлены на осях ролики, которыми колодки соприкасаются с поверхностью кулака.

Рис. 33. Распределитель гидроусилителя рулевого управления:
I – нагнетательный канал, II – канал в цилиндре, III и VII – полости, IV — надпоршневая полость, V — полость в золотнике, постоянно сообщающаяся с нагнетательной магистралью, VI— каналы в золотнике, VIII — сливной канал; 1 — стопорная пластина, 2 — регулировочная гайка, 3 — корпус, 4 — стакан, 5, 6, 12, 17 — уплотнительные кольца, 7 — цилиндр в —гильза, 9 — золотник, 10 — втулка, 11 —установочные шайбы, 13 — ось, 14 — шаровой палец рулевой сошки, 15 — регулировочный винт предохранительного, клапана, 16— обратный клапан, 18 — пресс-масленка

К наружной поверхности тормозной колодки крепятся фрикционные накладки. На концах разжимных кулаков закреплено регулировочное устройство, рычаг которого соединен со штоком тормозного цилиндра. Тормоз заднего колеса показан на рис. 34.

Рис. 34. Тормоз заднего колеса:
1 — суппорт, 2 — тормозной цилиндр, 3 — редуктор, 4 — кронштейн тормозного цилиндра, 5 — вилка, 6 — регулировочный рычаг, 7 — картер заднего моста, 8 — оттяжные пружины, 9 — разжимной кулак, 10 — тормозная колодка, 11 — накладка, 12 — кожух полуоси, 13 — тормозной барабан, 14 — полуось, 16 — ось, 17 — стопорный болт

Компрессор — одноступенчатый, двухцилиндровый, установлен на балке передней опоры двигателя. В головке компрессора находятся нагнетательные клапаны — по одному на каждый цилиндр.

В тормозной системе имеется регулятор давления воздуха (рис. 35), который служит для периодического отключения компрессора при достижении давления в воздушных баллонах 7,5—7,7 даН/см2 (включается разгрузочное устройство и компрессор работает вхолостую) и включения его при давлении в баллонах 6,8—7,0 даН/см2 (выключается разгрузочное устройство в компрессоре и подается воздух в баллоны).

Для предохранения системы от чрезмерного повышения давления воздуха в случае неисправности регулятора давления или разгрузочного устройства компрессора на воздушном баллоне установлен предохранительный клапан (рис. 36), отрегулированный на давление 9,5 даН/см2, при котором он открывается и выпускает воздух из пневматической системы.

Рис. 35. Регулятор давления воздуха:
1 — верхний корпус регулятора, 2, 3 и 8 — пружины, 4 — диафрагма, 5 —поршень, 6 — клапан, 7 —нижний корпус регулятора, 9 —пробка, 10 — регулировочная гайка, 11 — разгрузочное устройство компрессора

Тормозная система включает два тормозных крана автомобиля ЗИЛ-130. Привод кранов общий, но сблокирован: при нажатии на тормозную педаль сначала открывается клапан крана привода тормозов задних, а потом — передних колес.

Рис. 36. Предохранительный клапан:
1 — седло клапана, 2 — корпус, 3 — шарик, 4 — пружина, 5 — контргайка, 6 — регулировочный винт, 7 — стержень

Стояночный тормоз (рис. 37)—трансмиссионный, ленточный, с наружным расположением ленты. Тормозной барабан закреплен на ведомом валу коробки передач. Окружное усилие на ленте воспринимается опорой, которая делит ленту на две равные ветви, что. обеспечивает равенство тормозного момента независимо от направления вращения барабана. Лента стальная, облицованная фрикционным материалом.

При обслуживании механизмов управления необходимо выполнять следующие операции.

Рис. 37. Стояночный тормоз:
1 — стяжка, 2, 16 и 19 — контргайки, 3 и 20 — гайки, 4— сухарь, 5— нижний наконечник ленты, 6 и 7 — возвратные пружины, 8 — опора нажимных кулаков, 9 — верхний наконечник ленты, 10 — лента, 11 — тормозная накладка, 12 — барабан, 13 — кронштейн, 14 — щека привода, 15 — тяга, 17 — наконечник тяги, 18 — нажимной кулак, 21 — болт, 22— крышка корпуса тормоза-замедлителя, 23 — установочный болт. 24 — пружина

Ежедневное обслуживание.

При ТО необходимо: – проверить уровень масла в масляном баке объединенной системы гидроусилителя руля и опрокидывающего механизма, герметичность, гидравлической системы, исправность рулевого управления, работу тормозных устройств и герметичность пневматической системы привода колесных тормозов; – после окончания работы слить конденсат из ресиверов; – проверить исправность предохранительного клапана по выходу воздуха при низких температурах окружающего воздуха.

Первое техническое обслуживание.

При ТО-1 нужно произвести следующие операции: – подтянуть болты крепления рулевого механизма; проверить свободный ход рулевого колеса и уровень масла в редукторе рулевого механизма; – смазать шаровой шарнир распределителя гидроусилителя руля и шарнирные соединения привода тормозов; проверить герметичность пневматического привода тормозов; проверить и отрегулировать колесные и стояночный тормоза, предохранительный клапан и регулятор давления воздуха; – промыть воздушный фильтр компрессора, сапуны тормозных цилиндров и влагомаслоотделитель; проверить исправность и герметичность обратных клапанов тормозной системы, натяжение приводного ремня компрессора, затяжку гаек его крепления, крепление тормозных кранов и цилиндров, ресиверов и других узлов тормозной системы.

Второе техническое обслуживание.

При ТО-2 нужно произвести следующие операции: – отрегулировать зазоры в шаровых шарнирах тяг, гидроусилителя и распределителя; отрегулировать привод тормозных кранов; – снять с автомобиля и проверить техническое состояние тормозных кранов; отрегулировать регулятор давления и предохранительный клапан пневматической системы колесных тормозов; проверить эффективность действия гидродинамического тормоза-замедлителя.


Читать далее:

Категория: - Текущее обслуживание





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины