Строительные машины и оборудование, справочник





Общие сведения об автомобильных дорогах

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Общие сведения об автомобильных дорогах

Земляное полотно состоит из: верхней части (рабочего слоя); тела насыпи (с откосными частями) ; основания насыпи; основания выемки; откосных частей выемки; устройств для поверхностного водоотвода в виде канав; устройств для понижения или отвода грунтовых вод (дренажа) ; поддерживающих и защитных геотехнических устройств и конструкций, предназначенных для защиты земляного полотна от опас­ных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, ополз­ней и т. п.).

В зависимости от назначения и интенсивности движения автомобиль­ные дороги СССР подразделяются на шесть категорий.

К основным элементам автомобильных дорог относятся: полоса от­вода, земляное полотно, проезжая часть, обочины, боковые канавы, или кюветы 1 (рис. 1.1).



Рис. 1.1. Основные элементы дороги:
а — без разделительной полосы; б — с разделительной полосой

Полоса отвода — полоса местности, на которой размещена дорога, возведены вспомогательные сооружения, построены служебные здания и созданы придорожные насаждения.

Земляное полотно предназначено для устройства проезжей части, обочин и боковых устройств для водоотвода.

Конструкция земляного полотна и его элементы представлены на рис. 1.2.

Проезжая часть — полоса, по которой перемещаются транспортные средства. Для отвода талых и дождевых вод проезжую часть дороги устраивают выпуклого очертания. На проезжей части устраивают до­рожную одежду, которая состоит из покрытия, основания и подстилаю­щего слоя.

Обочины (грунтовые или укрепленные) предназначаются для кратковременной стоянки транспортных средств и временного складирования различных материалов при выполнении дорожно-ремонтных ра­бот. На дорогах с интенсивным движением (I, II и III категорий), а так­же в пределах населенных пунктов (включая дороги IV и V категорий) обочины укрепляют щебнем, гравием, песком.

Линия сопряжения поверхностей обочин и откоса насыпи обра­зует бровку земляного полотна.

Рис. 1.2. Конструкция земляно­го полотна дороги и его эле­менты:
а —в насыпи; б — в выемке

Боковые устройства для водоотвода, или кюветы, предназначают­ся для удаления талых вод, а также для осушения земляного полотна. При высоких насыпях кюветы не устраивают. В поперечном разрезе кю­веты устраивают треугольного или трапецеидального сечения. Уклоны внутренних откосов как для треугольных, так и для трапецеидальных кюветов устраивают 1:3, а наружных откосов — 1:1,5.

При сооружении земляного полотна для устройства насыпей неболь­шой высоты (до 0,6 м) достаточно грунта, получаемого за счет уширения боковых канав. При большей высоте насыпей (свыше 0,6 м) грунт берут из закладываемых по обеим сторонам земляного полотна резервов. Для устройства высоких насыпей резервы закладывают в стороне от вы­емки.

Полоса, находящаяся между смежными откосами насыпи и откоса­ми резерва, называется бермой. По ширине берма должна быть не ме­нее 2,0 м и иметь небольшой уклон в сторону от насыпи.

При устройстве земляного полотна в выемке разрабатываемый грунт используют для сооружения насыпей из близлежащих участков до­роги или заполнения пониженных участков местности, по которым про­кладывают дорогу. При избытке грунта его укладывают на обрез дороги параллельно бровке выемки — в кавальеры 9. Высота кавальеров не должна превышать 3 м, а расстояние их от внешней бровки выемки должно быть не менее 3,0 м.

Во избежание попадания в выемку паводковой воды или воды от таяния снега между кавальером и откосом отсыпают вал из грунта, на­зываемый банкетом 11. Кроме того, при наличии больших уклонов соо­ружаемого дорожного полотна устраивают нагорные водоотводные канавы 10, ограждающие полотно дороги от притока воды с вышерас­положенных участков.

При разработке проекта дороги составляют ее план, продольный и поперечный профили.

Положение оси дороги на местности называют трассой, которая складывается из прямолинейных и криволинейных участков.

Расположение дороги в плане характеризуется специальным доку­ментом — планом трассы. Продольный профиль дороги является как бы ее проекцией на вертикальную плоскость, проходящую через ось дороги.

Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Общие сведения об автомобильных дорогах"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы