Строительные машины и оборудование, справочник






Общие сведения об электропогрузчиках


Категория:
   Электропогрузчики


Общие сведения об электропогрузчиках

Электропогрузчики — передвижные машины на колесном ходу, оборудованные грузоподъемным устройством, все механизмы которого приводятся в действие от электродвигателя, получающего энергию от аккумуляторной батареи. Они предназначены для выполнения по-грузочно-разгрузочных работ в железнодорожных вагонах, контейнерах, автофургонах, морских и речных судах, применяются для штабелирования тарно-штучных грузов в крытых складах, а также для внутрицеховой транспортировки и обслуживания станочных и сборочных линий, комплектовочных складов и др.

Электропогрузчики могут работать в помещениях или на открытых площадках при температуре от —40 до + 40° С и высоте над уровнем моря не более 1200 м. Они не предназначены для работы в пожароопасных, содержащих активные химические газы, пары и пыль средах. Для таких условий выпускают погрузчики специального исполнения. Электропогрузчики изготовляются в климатическом исполнении У и Т категории II по ГОСТ 15150—69. Электропогрузчики могут работать только на твердом гладком основании с уклонами не более 1:10.

Основанием пола в складах обычно служит утрамбованный грунт, усиленный щебнем или шлаком. На основание укладывается подстилающий слой толщиной 150—200 мм из щебня, гравия или бетона на цементном растворе с заполнителями небольшой крупности. Покрытие пола рекомендуется асфальтовое или асфальтобетонное, состоящее из смеси асфальтовой мастики со щебнем крупностью фракций до 10—12 мм. Полы с асфальтовым покрытием допускают нагрузку до 25 — 30 кН/м2, с асфальтобетонным до 30—35 кН/м2.



Для въезда погрузчиков в склад с прилегающих к нему площадок или автопроезда (и в обратном направлении) применяются наклонные дорожки (пандусы), обеспечивающие уклон не более 1:10. Для въезда погрузчиков в крытые вагоны и выезда из них в склад (или на рампу) применяются простейшие переносные мостики в виде стального рифленого листа прямоугольной формы толщиной 7—8 мм. При высоте пола склада над уровнем головки рельса 1200 мм длина мостика в направлении склад—вагон достаточна 800 м. Ширина листа должна быть около 1200 мм. Снизу к листу приваривают два зацепа для закрепления мостика за дверную рейку вагона. При высоте пола склада 1100 мм над уровнем головки рельса устанавливают мостики длиной около 2000 мм для обеспечения их наклона не круче 1:10.

Для въезда в кузов автомобиля и выезда из него электропогрузчиков применяют встроенные выравнивающие мостики длиной 2—3 м в связи с тем, что высота пола кузовов автомобилей и прицепов различных моделей над дорогой составляет от 1150 до 1400 мм. Высота пола крупнотоннажных контейнеров, находящихся на автополуприцепах, над тем же уровнем может достигать 1600—1700 мм.

Все крупнотоннажные контейнеры допускают заезд и работу внутри них вилочных погрузчиков. Среднетон-нажные универсальные контейнеры также допускают применение внутри них электропогрузчиков.

У электропогрузчиков общего назначения грузоподъемный механизм расположен впереди машины вне опорного контура и предназначен для перемещения груза в вертикальной плоскости. Для удобства захвата, транспортировки и укладки груза рама грузоподъемника при помощи механизма наклона отклоняется вперед на 3° и назад на 10°. По конструкции рамы грузоподъемники делятся на простые (однорамные), телескопические (двухрамные) и двойные телескопические (трехрамные).

Для работы в низких помещениях используют погрузчики, у которых конструкция грузоподъемника позволяет поднимать груз без увеличения габарита по высоте (грузоподъемник со свободной высотой подъема). Обычно машины им оснащают по специальному заказу. Отличительная особенность такой конструкции — телескопический гидроцилиндр: сначала вилы поднимает подвижный цилиндр с двукратным полиспастом, а потом каретку и внутреннюю раму поднимает плунжер гидроцилиндра. Рабочее давление в гидросистеме 16 МПа (есть вариант с давлением до 10 МПа). Привод гидросистемы обеспечивает работу гидроцилиндров механизмов подъема, выдвижения и поворота грузоподъемника или каретки, а также гидроусилителя руля.

Номинальные скорости электропогрузчиков обеспечиваются при температуре масла в гидросистеме и смазки в картерах ведущих колес в пределах от 10 до 35° С и температуре электролита в аккумуляторах от 15 до 35 °С.

Конструкция грузоподъемника дает возможность устанавливать на нем различные сменные грузозахватные устройства, что значительно расширяет область применения электропогрузчиков, делает их универсальными. Однако следует учитывать, что грузоподъемность и устойчивость универсальных электропогрузчиков снижается с удалением центра тяжести массы груза от оси передних колес. Для обеспечения продольной устойчивости сзади погрузчика устанавливается противовес.

Маневренные качества электропогрузчиков, определяющие область их применения, зависят от многих факторов. Наиболее важные из них — размеры машины и минимальный радиус поворота (рис. 1.1).

На маневренные качества влияет и принципиальная схема компоновки узлов погрузчика, особенно конструкция ходовой части. При большом многообразии ее конструктивных решений можно выделить следующие схемы: – трехопорные — ходовая часть опирается на грунт в трех точках. Заднее колесо может быть и ведущим, и управляемым, однако чаще ведущими служат передние колеса с индивидуальным приводом; – четырехопорные — ходовая часть опирается на грунт (дорогу) в четырех точках. Передние колеса ведущие, а задние управляемые. Вариантов исполнения четырех-опорной схемы два: с подрессориванием заднего моста или жестким креплением его к раме для обеспечения сцепления обоих ведущих колес с дорогой и с горизонтальным шарнирным соединением заднего моста с рамой.

Рис. 1.1. Основные размеры и маневренность электропогрузчика

Каждая из этих схем обладает своими достоинствами и недостатками. Трехопорные схемы обеспечивают достаточное сцепление ведущих колес с покрытием пути и позволяют получить более высокую маневренность, но несколько снижают поперечную устойчивость машины по сравнению с четырехопорными.

Трехопорные электропогрузчики сочетают высокую маневренность и малую собственную массу. Это позволяет применять их при загрузке крытых железнодорожных вагонов, контейнеров, автомашин и для работы в стесненных условиях складов и цехов промышленных предприятий.

Все электропогрузчики повышенной маневренности, выпускаемые в настоящее время, унифицированы по узлам и по конструктивному исполнению. Модели отличаются габаритными размерами, некоторыми узлами электрооборудования, гидропривода и конструкцией грузоподъемника. Электропогрузчики ЭП-0805, ЭП-1205 отличаются от электропогрузчиков ЭП-0803 и ЭП-1203 только конструкцией каретки грузоподъемника и имеют дополнительно натяжное устройство и третью секцию гидрораспределителя.

Четырехопорные электропогрузчики выпускаются грузоподъемностью 1,0; 1,5; 2,0 и 5,0 т соответственно моделей ЭП-103 (106); 02(04), ЭП-202(201) и ЭП-501. Машины грузоподъемностью 1,0 и 1,5 т могут работать в крытых вагонах. Электропогрузчики моделей ЭП-106 и ЭП-201 имеют пневматические передние и задние колеса, электропогрузчики ЭП-103, 0,2(0,4), ЭП-202 и ЭП-501 — колеса с массивными резиновыми шинами. У погрузчиков ЭП-103(106) и 02 задний мост подрессорен, а у погрузчиков ЭП-202 (201) и ЭП-501 он жестко прикреплен к корпусу горизонтальной осью, вокруг которой качается мост при наезде одного из колес на препятствие.

В 1978 г. начат выпуск новых четырехопорных электропогрузчиков моделей ЭП-1631 и ЭП-205 грузоподъемностью 1,6 и 2 т, созданных на базе электропогрузчика ЭП-201. На электропогрузчике ЭП-1631 установлена контакторная панель управления, на ЭП-205 — импульсная схема управления.

На базе электропогрузчика ЭП-202 создан погрузчик с поворотно-выдвижными вилами ЭП-1008, предназначенный для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в узких проездах. Электропогрузчик обеспечивает возможность штабелирования грузов впереди себя и с боковых сторон при помощи специальной каретки, которая может перемещаться по направляющим поперек машины.

На базе электропогрузчика ЭП-103 разработаны взрывозащищенные электропогрузчики ЭП-104, ЭП-105 и ЭП-1021. Они предназначены для работы с грузами химической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности и относящимися к 1,2 и 3 категориям групп Т1, Т2, ТЗ и Т4 согласно классификации действующих ПУЭ и УП-3.

Температурные условия эксплуатации их такие же, как и универсальных погрузчиков. В целях безопасности обеспечения работы во взрывоопасной среде предусмотрены следующие меры защиты: двигатели передвижения и подъема взрывобезопасного исполнения, невентили-руемые; аккумуляторные батареи и все узлы электрооборудования заключены во взрывонепроницаемые оболочки.

При пакетных перевозках производительность труда по сравнению с ручной поштучной погрузкой-выгрузкой увеличивается в 7—10 раз, себестоимость обработки 1 т груза снижается в 6—10 раз, простой вагонов уменьшается более чем в 2 раза, а автомобилей — в 6 раз.

Электропогрузчики компактны, маневренны и имеют высокие эксплуатационные показатели. Они требуют относительно малых капиталовложений при сравнительно коротких сроках окупаемости. Один электропогрузчик грузоподъемностью 1 т высвобождает от трех до семи рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах. Расходы на приобретение и эксплуатацию погрузчика окупаются в течение 6—12 мес.

Читать далее:

Категория: - Электропогрузчики

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины