Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническая эксплуатация автомобилей

Публикация:
   Обслуживание аккумуляторных батарей и генераторов

Читать далее:




Обслуживание аккумуляторных батарей и генераторов

Свинцовая аккумуляторная батарея. Срок службы аккумуляторной батареи определяется режимом ее работы и уходом за ней в процессе эксплуатации. Большое влияние на срок службы батареи оказывает также режим подзарядки ее на автомобиле и чистота применяемых материалов (сепараторов, дистиллированной воды, кислоты).

Для предотвращения сульфатации пластин и самозарядки батарею необходимо держать постоянно заряженной и чистой, поддерживать нормальный уровень и плотность электролита в банках элементов. Один раз в месяц батарею следует подзаряжать на зарядной станции и периодически подвергать контрольно-тренировочному циклу.

Для предотвращения коробления пластин, высыпания активной массы и порчи банок батарею необходимо плотно закреплять в гнезде, не допускать в течение продолжительного времени большой величины разрядного тока, контролировать величину зарядного тока при работе, а в зимнее время утеплять.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Неправильная регулировка реле-регулятора, которая вызывает систематическую перезарядку батареи, приводит к преждевременному разрушению активной массы положительных пластин и выходу аккумулятора из строя.

При техническом обслуживании автомобиля проверяют плотность соединения клемм батареи с проводами, очищают наружную поверхность батарей и вентиляционные отверстия в пробках, проверяют уровень электролита в элементах и степень за-ряженности элементов. Уровень электролита должен быть выше пластин на 12 – 15 мм. При пониженном уровне в элементы доливают дистиллированную воду.

При составлении электролита необходимо применять чистую дистиллированную воду и аккумуляторную серную кислоту (ГОСТ 667—53), так как наличие примесей в электролите вызывает усиленную саморазрядку элементов, сульфатацию пластин и разрушение решеток.

Степень заряженности аккумуляторной батареи определяется плотностью электролита или нагрузочной вилкой прибора НИИАТ ЛЭ-2 или ЛЭ-3. Плотность электролита проверяют кислотомером (ареометром), приведя показания его к температуре 15 °С. При разрядке батареи более 50% летом и более 25% зимой ее необходимо снимать с автомобиля и отправлять на зарядку в аккумуляторный цех.

Необходимо один раз в год провести контрольно-тренировочный цикл, а при переходе на зимнюю эксплуатацию — утеплить батарею.

Не реже одного раза в два года производится смена электролита (независимо от времени работы, если содержание карбонатов в электролите превышает 70 г/л). После смены электролита аккумулятор подвергается контрольно-тренировочному циклу. Контрольно-тренировочный цикл обеспечивает удаление кристаллов сульфата свинца с поверхности пластин аккумулятора и полную зарядку батареи.

Порядок проведения контрольно-тренировочного цикла следующий:
1) доводят плотность электролита и его уровень до нормы;
2) заряжают батарею силой тока нормального значения;
3) аккумуляторную батарею разряжают силой тока 10-часового режима до тех пор, пока на одном из элементов напряжение снизится до 1,2 в;
4) определяют емкость батареи с учетом температуры электролита.

Если емкость батареи не ниже 80% от номинальной, ее вновь заряжают и сдают в эксплуатацию или на хранение. Если же

Контрольно-тренировочному циклу подвергаются также батареи, которые хранились с электролитом более 6 месяцев, и батареи, подлежащие длительному хранению.

Зарядка аккумуляторных батарей производится в специально оборудованных помещениях.

Для получения постоянного тока при зарядке аккумуляторных батарей применяются:
1) генераторы постоянного тока, которые приводятся в действие от двигателя внутреннего сгорания или от электродвигателя переменного тока (электродвигатели-генераторы);
2) выпрямительные устройства, преобразующие переменный ток в постоянный.

В качестве выпрямительных устройств применяются ртутные, газотронные, сульфидные, германиевые, купроксные и селеновые выпрямители. В автохозяйствах наиболее распространены селеновые выпрямители ВСА-ЗМ, ВСА-6М, ВСА-111 и другие, которые просты по конструкции и надежны в работе. Стационарные аккумуляторные зарядные станции должны отвечать действующим правилам устройства электроустановок.

На рис. 76 показан общий вид и схема селенового выпрямителя ВСА-ЗМ. Более совершенными устройствами для подзарядки батарей малыми токами являются подзарядные блоки БЭА 9814—02ВО. Блок преобразует переменный ток напряжением 220 в в постоянный ток напряжением 26,5 в и обеспечивает автоматическую стабилизацию напряжения выпрямленного тока с точностью ±0,5 в при изменении напряжения сети от 180 до 220 в и тока нагрузки от 0 до 12 а.

Существуют два основных способа зарядки аккумуляторных батарей: 1) при постоянной величине тока; 2) при постоянном напряжении.

Чтобы зарядить батареи при постоянной величине тока, необходимо соединить их последовательно группами к зарядной сети через групповые нагрузочные реостаты (рис. 77, а).

Группы выбирают так, чтобы все батареи имели одинаковую емкость, иначе величину зарядного тока необходимо будет устанавливать по батарее с наименьшей емкостью, что замедлит зарядку батарей большей емкости.

Рис. 1. Общий вид и схема селенового выпрямителя ВСА-ЗМ: 1 — предохранители; 2 — рубильники; 3 — трансформатор;

Зарядка при постоянной величине тока применяется для новых и бывших в эксплуатации батарей, а также для исправ-ления сульфатированных батарей. Недостаток этого способа — значительная продолжительность зарядки и необходимость через каждый час контролировать величину тока.

Чтобы зарядить батареи при постоянном напряжении, необходимо в одну группу подобрать батареи, имеющие одинаковые напряжения, независимо от их емкости и степени заряженности (рис. 2, б). Этот способ зарядки применяется только для батарей, бывших в эксплуатации. Положительным свойством его является быстрая зарядка батарей.

Рис. 2. Схема зарядки аккумуляторных батарей: а — при постоянной величине зарядного тока; б — при постоянном напряжении зарядного тока

Конец зарядки батареи определяется по напряжению элементов, по плотности электролита или по интенсивности выделения газов из него.

Генератор. При техническом обслуживании автомобиля производится очистка, проверка состояния и крепления генератора на двигателе. Необходимо обращать внимание на надежность крепления проводов, соединяющих генератор с реле-регулятором, аккумуляторной батареей и «массой». Проверяют состояние коллектора и щеток генератора, производят очистку коллектора, притирку щеток к коллектору, смазку подшипников генератора.

Щетки должны прижиматься к коллектору с усилием 1350— 1500 Г и прилегать к нему всей своей поверхностью. Давление щеток на коллектор проверяется ручным динамометром. Подшипники якоря генератора смазывают маслом, которое применяется для смазки двигателя (по 8—10 капель в масленку при ТО-2).

Рис. 3. Схема включения приборов для проверки регулятора на автомобиле: 1 — реле-регулятор; 2 — генератор; 3 — амперметр; 4 — вольтметр; а — проверка действия регулятора напряжения; б— проверка силы тока; в — проверка действия ограничителя тока

Хорошо заряженная аккумуляторная батарея и небольшая величина зарядного тока (показание амперметра) свидетельствуют об исправном состоянии генератора и реле-регулятора. Если отсутствует ток зарядки или величина тока чрезмерно большая, то необходимо проверить работу генератора и реле-регулятора.

Реле-регулятор можно проверить непосредственно на автомобиле, имея точный вольтметр и амперметр. Для проверки работы реле обратного тока необходимо дать двигателю поработать 15—20 мин, а затем включить вольтметр по схеме, показанной на рис. 3 (отрицательный провод вольтметра соединяют с клеммой Я реле-регулятора, а положительный — с «массой»). При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя определяют ток включения контактов реле, а при снижении оборотов — величину тока размыкания контактов. Напряжение и величина тока должны соответствовать техническим данным.

Для регулировки реле обратного тока необходимо:
а) установить требуемую величину воздушного зазора;
б) проверить чистоту контактов и отрегулировать зазор между ними;
в) уточнить регулировку изменением натяжения пружины якоря.

Дня проверки работы регулятора напряжения необходимо включить вольтметр по схеме. При числе оборотов <оленчатого вала двигателя, соответствующем скорости движения автомобиля 50—60 км/ч, напряжение размыкания контактов (показание вольтметра) должно соответствовать техническим данным.

Настройка регулятора на заданное напряжение производится изменением величины воздушного зазора, зазора между контактами регулятора и степени натяжения пружины якоря.

Величина регулируемого напряжения изменяется в зависимости от климатических условий, в которых работает автомобиль, и места установки батареи. При установке батареи под капотом и работе автомобиля в северных и центральных районах напряжение уменьшают на 0,5—0,7 в. Если после регулировки реле-регулятора наблюдается систематическая недозарядка батареи, то регулировку следует повторить, увеличивая напряжение на 0,5 в выше установленного. При перезарядке батареи в процессе работы автомобиля регулируемое напряжение следует уменьшить на 0,5 в.

Для проверки действия ограничителя тока в электрическую цепь батарея — реле-регулятор включают амперметр. Контакты регулятора напряжения при этом соединяют замыкающим проводом во избежание вибрации.

При регулировке ограничителя тока включают все потребители электрического тока на автомобиле или дополнительное сопротивление. Величину тока можно регулировать изменением воздушного зазора, зазора между контактами регулятора и натяжением пружины якорька.

Состояние генератора можно проверить непосредственно на автомобиле универсальным прибором НИИАТ модели Э-5. Этот прибор позволяет проверить:
1) генератор постоянного тока (мощностью до 500 вт) в режиме двигателя — при номинальной нагрузке и на холостом ходу;
2) реле-регулятор и отрегулировать его;
3) работу стартера (мощностью до 2 л. с.) в режиме торможения и по величине потребляемого тока;
4) состояние аккумуляторной батареи без нагрузки и под нагрузкой стартером;
5) состояние приборов зажигания (чистоту контактов прерывателя и угол замкнутого состояния, бесперебойность искрообразования, изоляцию конденсатора);
6) состояние элементов и цепей низкого напряжения.

Рис. 4. Регулировочные точки реле обратного тбка: а — реле обратного гока завода AT3; б — реле обратного тока завода КАТЭК; А — воздушный зазор; б — зазор между контактами; 1 — пластина ограничителя; 2, 3 — стойки неподвижного контакта; 4 — винт крепления стойки и неподвижного контакта; 5 — регулировочная гайка изменения натяжения пружины

Рис. 5. Универсальный прибор НИИАТ модели Э-5: а — панель прибора; б — электрическая схема; 1 — выключатель ступеней сопротивления; 2 — ползунковый реостат; 3 — переключатель полярности; 4 — потенциометр; 5 — переключатель вольтметра на 6 и 12 в; в — переключатель замеров и установки на нуль тахометра; 7 — тахометр; 8 — кнопка включения вольтметра; 9 — искровый разрядник; 10 — вольтметр; 11 — неоновая лампа; 12 — амперметр; 13 — переключатель амперметра; 14 — кнопка включения вибратора; 15 — указатель углов замкнутого состояния контактов прерывателя; 16 — гнезда для подключения шунта; 17 — переключатель замеров и установки на нуль указателя углов замкнутого состояния контактов прерывателя; 18 — потенциометр; 19 — переключатель рода проверки; 20, 21 и 22 — конденсаторы; 23—31 — монтажные сопротивления цепей прибора; 32 — вибратор; 33 — датчик тахометра; 34 — батарея питания тахометра; 35 — выпрямитель; 36 — шунт; I, II, III, IV, V — гнезда для подключения проводов цепи низкого напряжения; м, б, п и вн — гнезда для подключения соответственно: вольтметра, провода «массы»» питания тахометра, включатель реостата
Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Техническая эксплуатация автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Обслуживание аккумуляторных батарей и генераторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства