Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины

Публикация:
   Обслуживание и ремонт паровых котлов и машин

Читать далее:




Обслуживание и ремонт паровых котлов и машин

Техническое обслуживание котлов

При технической эксплуатации паровых котлов руководствуются «Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов» и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов», утвержденными Госгортехнадзором СССР 19 марта 1957 г. Техническое обслуживание паровых котлов, как и в целом кранов, на которых они применяются, включает повседневный уход (текущее обслуживание) и периодические работы по профилактическому обслуживанию. Текущее обслуживание крановых паровых котлов осуществляется портовыми рабочими (крановщиком и помощником крановщика), имеющими необходимую подготовку и допущенными к обслуживанию котлов после аттестации постоянно действующей квалификационной комиссией порта с участием инспектора Регистра СССР.

В соответствии с § 106 «Правил технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов» работы по текущему обслуживанию паровых кранов распределяются между крановщиком и помощником крановщика следующим образом: крановщик следит за плотностью паро-и водопроводов и арматуры, смазывает паровую машину и механизмы крана и следит за их чистотой и исправностью в кабине; помощник крановщика полностью обслуживает паровой котел (производит чистку топки — золоудаление, продувку котла и дымогарных труб), снабжает кран топливом и водой, смазывает наружные части крана и настила и поддерживает их чистоту.

При подготовке котла к работе (до растопки) необходимо: проверить исправность гарнитуры котла (при мазутной топке— исправность форсунок, топливного трубопровода и насоса); чистоту котла с огневой стороны и со стороны водяного пространства; отсутствие течи, трещин, выпучин на огневых поверхностях топки; открыть шибер и топочные дверцы для проветривания дымоходов; проверить, закрыты ли краны продувания и кингстон продувания; проверить исправность водомерных стекол и водопробных краников; проверить легкость закрытия и открытия паровых клапанов (оставив их немного приоткрытыми); открыть воздушный кран или (при отсутствии его) приподнять предохранительный клапан для выхода воздуха из котла в период растопки; проверить исправность изоляции котла; проверить, находится ли стрелка манометра в нулевом положении; проверить исправность предохранительных клапанов; заполнить котел водой до среднего водопробного крана, проверив ело действие; перекрыть регулятор паровой машины и поставить рычаг изменения хода машины в среднее положение; проверить, открыт ли регистр в дымовой трубе. После указанной подготовки приступают к растопке котла.

Во время работы котла необходимо постоянно наблюдать за давлением пара и уровнем воды. Для контроля за давлением пара необходимо: наблюдать по манометру, чтобы давление пара не превышало допустимого (выше красной черты на манометре); продувать манометр не реже одного раза в смену; наблюдать, чтобы предохранительные клапаны не прикипали; не менее одного раза в смену поднимать предохранительный клапан; не увеличивать нажатие пружины предохранительного клапана сверх разрешенного и установленного инспекцией Регистра.

Для контроля уровня воды необходимо: поддерживать в котле постоянный уровень на середине стекла (выше наинизшего уровня); не реже трех раз в смену продувать водомерное стекло; следить, чтобы водоуказательный прибор и его краны нигде не имели пропуска пара; не реже одного раза в смену продувать водопробные краны, не допуская их засорения; чтобы уровень воды слегка дрожал («играл») в стекле; это указывает на то, что трубки и краны водомерного стекла не засорены.

Для питания водой котла необходимо: не подавать в котел очень много воды, производя подачу равномерно по расходу пара и не допуская падения давления в котле более 0,5 атм\ во время работы инжектора или насоса закрывать дверцы топки; при понижении уровня воды в котле ниже минимального предела не допускать питание его водой (надо прекратить горение топлива в топке и постепенно охладить -котел, не допуская проникновения воздуха в топку или дымоходы).

Резкие колебания температуры в котле могут привести к образованию в его стенках внутренних напряжений, (которые возникают от неравномерного теплового расширения металла), а также к появлению трещин и нарушению плотности соединений котла.

Обслуживание угольной топки заключается в периодической заброске топлива, регулировке тяги, разравнивании горящего топлива, прорезке и подламывании слоя и периодической чистке топки и поддувала. При нормальном горении цвет пламени должен быть ярко-желтый, а дым — светло-серый. При плохом горении, из-за недостатка кислорода, пламя красное,, а дым темный. По мере накопления шлака топку надо чистить. Перед чисткой прекращают шуровку, подкачивают воду, подготавливают инструмент и топливо для заброски; закрывают поддувало, прикрывают регистр и ломом сгребают жа>р в одну сторону колосниковой решетки, обнажая шлак, взламывая его> и выгребая скребком из топки. После этого жар снова разгребают по всей колосниковой решетке и подбрасывают топливо. Этот процесс повторяется и на второй половине решетки. После чистки закрывают дверцы, пускают дутье и начинают чистку поддувала.

В процессе работы котла происходит непрерывное испарение воды, и содержащиеся в воде соли частично отлагаются на стенках в виде твердого осадка — накипи, а частично остаются во взвешенном состоянии в воде в виде шлама.

Образование накипи резко снижает теплоотдачу от газов к воде, что ведет к снижению паропроизводительности и к.п.д. котла. Кроме того, образование накипи резко повышает температуру стенок, вызывает появление температурных напряжений в металле и перегрев (возможно даже выпучивание и разрушение элементов котла).

Для ограничения отложений накипи применяют периодические продувания и промывки котла, а также проводят химическую внутрикотловую обработку воды добавлением антинакипи-на и водосмягчающих средств.

Крановые котлы промывают обычно через 30—45 дней, а при повышенной жесткости воды (свыше 7 кг/экв-л) — не реже 20— 25 дней. Промывка котлов, как правило, должна приурочиваться к профилактическому обслуживанию и периодическим осмотрам паровых кранов.

При прохождении профилактического обслуживания паровых кранов, которое ведется строго периодически по квартальным, ежемесячно корректируемым трафикам, проводится и профилактическое обслуживание паровых котлов.

Профилактическое обслуживание крановых паровых котлов также включает стандартные работы, подлежащие выполнению в обязательном порядке, и работы по потребности,, которые выполняются в зависимости от технического состояния котла.

Стандартные работы заключаются в очистке от сажи стенок топки, дымогарных труб и дымовой решетки; промывке котла, осмотре его стенок, огневой коробки, огневой и дымовой решеток, дымогарных или кипятильных труб, заклепочных или сварных швов; осмотре колосников, дверцы шурового отверстия, заслонки и коробки поддувала, трубки сифона и пароперегревателя; переборке, очистке и притирке водопробных кранов и кранов водомерного стекла с прочисткой в стенках котла отверстий для их установки; осмотре контрольных пробок.

Работы по потребности включают смену отдельных поврежденных колосников; устранение течи дымогарных труб; перебарку деталей регулятора, главного вентиля и других отдельных вентилей; переборку и притирку предохранительных клапанов; смену или переборку отдельных инжекторов и водо-гонов; заварку трещин и восстановление герметичности соединений паровых труб; чеканку или подварку подтекающих швов; замену отдельных связей стенок огневой коробки; исправление повреждений зольной и дымовой коробок, сифонов и перегревателя.

Технический надзор за котлами. Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин» Госгортехнадзора и «Правилам технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов» вновь установленные паровые крановые котлы до пуска в эксплуатацию должны быть зарегистрированы одновременно с краном в Инспекции Регистра СССР.

Технический надзор за паровыми крановыми котлами ведется в форме первичных, периодических и внеочередных технических освидетельствований и осуществляется Инспекцией Регистра СССР и администрацией (порта.

Техническое освидетельствование включает наружный и внутренний осмотр котла, а также его гидравлическое испытание. Техническое освидетельствование паровых котлов Инспекцией Регистра СССР осуществляется:
— новых котлов — если они не подвергались освидетельствованию на заводе-изготовителе или если их монтаж производился с применением сварки, вальцовки или клепки элементов, работающих под давлением. В этих случаях технические освидетельствования проводятся путем внутреннего осмотра и гидравлического испытания;
— котлов, находящихся в эксплуатации,— внутренний осмотр не реже чем один раз в три года, гидравлическое испытание — не реже одного раза в шесть лет (при гидравлическом испытании в обязательном порядке должен предварительно производиться внутренний осмотр котла) и внеочередное освидетельствование по потребности.

Внеочередные технические освидетельствования паровых котлов производятся, если:
— котел до пуска в работу находился в бездействии больше одного года;
— была произведена замена хотя бы части котла или применена сварка частей котла, находящихся под давлением (за исключением трубчатых поверхностей нагрева);
— котел был демонтирован и установлен на другой кран; производились выправления выпучин, вмятин основных элементов котла (жаровых труб, внутренних листов, топок, барабанов);
— переклепано не менее 15 рядом стоящих заклепок или не менее 25% всего числа заклепок в каком-либо шве; сменено более 15% числа связей любой степени; одновременно сменено более 50% общего количества труб или 100% дымогарных труб;
— по состоянию котла внеочередное освидетельствование окажется необходимым.

Технические освидетельствования паровых крановых котлов администрацией порта производятся:
— новых котлов — внутренний осмотр и гидравлическое испытание, если котлы подвергались техническому освидетельствованию на заводе-изготовителе и поступили на место эксплуатации в собранном виде (не требуют монтажа);
— котлов, находящихся в эксплуатации,—внутренний осмотр не реже чем через 12 месяцев и гидравлическое испытание (с предварительным внутренним осмотром) после чистки или ремонта, если ремонт не вызывает необходимости проведения внеочередного освидетельствования.

Гидравлическое испытание паровых котлов, рассчитанных на рабочее давление до 5 атм, производится при давлении, превышающем на 50% рабочее давление (1,5Р), но не менее 2 ати\ для котлов с рабочим давлением свыше 5 атм — при давлении, превышающем на 25% рабочее давление (1,25Р), но не менее чем рабочее давление плюс 3 ати (Р + 3ати).

Паровой котел признается выдержавшим гидравлическое испытание, если:
в котле не оказывается признаков разрыва; не обнаруживается появления течи. Появление воды через заклепочные швы и из-за неплотностей арматуры в виде мелких капель (так называемых «слезок») течью не считается, если это не мешает сохранению требуемого пробного давления при испытании (при появлении «слезок» и потения в сварных швах котел считается не выдержавшим испытания).

Результаты технических освидетельствований заносятся в паспорт котла (представителем Инспекции Регистра СССР).

Неисправности котлов и их ремонт

Перегрев стенок поверхности нагрева котлов, в результате чего появляются выпучины, трещины, пережог металла, обгорание головок заклепок и связей, может происходить из-за плохого охлаждения водой, большого отложения накипи, упуска воды и наличия посторонних предметов в котле.

При перегреве необходимо прекратить действие топки, закрыть дутье, поддувало, регистр, питание котла и травить пар через предохранительные клапаны.

Для предохранения стенок котла от перегрева необходимо регулярно производить обработку воды с целью удаления вредных примесей, регулярно продувать котел, осматривать топки во время смены. Выпучины ликвидируют предварительным нагревом и выправлением с помощью домкрата или заменой части листа новым. Трещины заваривают; заклепки и связи обваривают или заменяют.

Трещины в котельных листах могут появляться из-за резкого изменения температурного режима. Трещины ремонтируют заваркой или заменой поврежденной части листа.

Разъедание стенок котла может происходить из-за попадания кислот, жиров, солей в котловую воду, воздуха или углекислоты, пропаривания швов и т. д. При большом разъедании стенок котла поврежденные места заменяют; при небольших разъеданиях — ремонтируют наплавкой.

Течь в трубах, связях и заклепочных швах происходит из-за неравномерного температурного режима. Для предупреждения течи необходимо поддерживать равномерный режим топок, равномерное питание котлов и равномерную подачу воздуха в золотник, не допускать повышения давления в котле. Растопку котла необходимо производить строго по инструкции, рекомендуемой «Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов».

Течь в трубах устраняют вальцовкой, а в связях и в швах — чеканкой или обваркой поврежденных мест.

Разрыв паропроводов появляется из-за разъедания и ржавления (металла, из-за трещин и вмятин, а также от гидравлических ударов, резкого повышения давления, из-за вибрации слабо закрепленных труб и отсутствия компенсаторов.

Для предупреждения разрывов паропроводов необходимо не допускать вскипания воды, а также необходимо продувать трубопровод и подогревать его перед началом работы паровой машины, медленно открывать стопорный кран, надежно укреплять трубопроводы.

При разрыве паропровода надо немедленно закрыть стопорный кран, а если этого сделать нельзя, немедленно выгрести жар из топки, закрыть топочные дверцы и поддувало и усиленно питать котел водой. Трещины в паропроводе временно закрывают пластырем из листового свинца или стальными хомутами с прокладками.

В соответствии с «Положением о планово-предупредительном ремонте перегрузочных машин морских портов» паровые крановые котлы имеют три категории ремонта: № 1, 2 и 3 (капитальный).

Ниже приводится типовой состав работ по категориям ремонта крановых котлов.

Ремонт № 1. Смена до 15%, связей, до 15% кипятильных труб, до 50% дымогарных труб; чеканка швов; наплавка огневых и внешних поверхностей коррозионных листов котла; установка отдельных заплат площадью до 3 дм2, частичная смена арматуры котла; установка заплат на зольную коробку; заварка отдельных трещин в дымовой и в огневой решетках.

Ремонт № 2. Смена свыше 15% связей, свыше 15% кипятильных и 50% дымогарных труб; смена 85% заклепок швов; смена обвязочного кольца; замена отдельных участков листов; смена днища котла (для клепаных котлов) с полной очисткой его внутренних поверхностей; наплавка всех коррозионных участков листов; смена трубопроводов котла.

Ремонт № 3 (капитальный). Смена отдельных листов топки, корпуса или жаровой трубы; смена одной из трубных решеток; полная замена дымогарных или кипятильных труб.

Примечание. Ремонт каждой из последующих категорий включает работы всех предыдущих категорий.

При текущем .ремонте крана паровой котел проходит ремонт № 1 или 2.

При среднем ремонте крана паровой котел проходит ремонт № 2 или 3 (капитальный).

При капитальном ремонте крана паровой котел проходит ремонт № 3 или 2, в зависимости от того, какой ремонт котел проходил при предыдущем ремонте крана.

При узловом (агрегатном) методе ремонта крана, производимом за счет капитального ремонта, паровой котел крана проходит ремонт № 3 (капитальный) или производят замену котла.

Техническое обслуживание паровых машин

Техническое обслуживание паровых машин состоит из текущего обслуживания или ухода во время работы и профилактического обслуживания, проводимого строго периодически по квартальным, ежемесячно корректируемым графикам.

Уход за паровой машиной (текущее обслуживание) сводится к непрерывному наблюдению за ее работой, периодической смазке подшипников и цилиндров, а также к обеспечению плотности ее соединений и уплотнений.

Для смазки холодных частей паровой машины (шарнирные соединения, подшипники, параллели, эксцентрики) применяются следующие сорта смазочных масел: индустриальное 45 (машинное) ГОСТ 1701—51; индустриальное 50 (машинное) ГОСТ 1701—51; консистентные смазки (густые) марки пресс-солидол «С» ГОСТ 4366—64 — для холодных частей с увеличенными масляными зазорами (бугели эксцентрика).

Для смазки горячих частей машин (цилиндр, шток, поршни, шток поршня, штоки клапанов), работающих на насыщенном паре, применяется масло цилиндровое 11 (2) ГОСТ 1841—51; цилиндровое 24 (вискозин) ГОСТ 1841—51.

Для смазки быстроходных паровых машин применяются масла, указанные заводом-изготовителем.

Основные соединения машины, требующие наблюдения и контроля,— болты коренных и шатунных подшипников, гайки поршневых штоков и болты эксцентриковых бугелей.

Необходимо регулярно следить за температурным режимом параллелей, бугелей, кулис, мотылевых, крейцкоифных и рамных подшипников (рука должна свободно выдерживать температуру нагрева этих деталей).

Следует также следить за состоянием масляных трубок насоса фильтра, бака и при необходимости промывать и продувать их паром.

Перегрев подшипников и бугелей бывает из-за недостатка смазки или чрезмерной их затяжки. Стук в подшипниках может быть из-за большого зазора или разработки вкладышей. Глухие удары в цилиндрах (в конце хода поршня) и в золотниковой коробке могут появляться из-за скопления воды (конденсация пара) или из-за вскипания воды в котле.

Для предупреждения глухих ударов следует чаще продувать цилиндры.

Стуки в параллелях бывают из-за неправильной их сборки и больших зазоров. При появлении стуков машину следует немедленно остановить и выяснить причину.

При работе паровой машины часто наблюдается «проваривание» через неплотности в сальниках. Пропаривание в сальниках с мягкой набивкой устраняется подтягиванием болтов. Подтягивание сальников поршневых золотниковых штоков можно производить только во время остановки машины.

При обслуживании паровой машины необходимо следить за показаниями контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров, вакуумметров), за числом оборотов, за подачей смазки и нагрузкой.

Во время профилактического обслуживания крана и котла паровая машина также проходит его. Профилактическое обслуживание паровой машины состоит из стандартных работ, подлежащих выполнению в обязательном порядке, и работ по потребности, выполняемых в зависимости от технического состояния машины.

К стандартным работам относятся: переборка гидростатических масленок; проверка зазоров в рамовых подшипниках и ползунах крейцкопфа, а также в бугелях эксцентриков; регулировка парораспределения (через одну промывку котла); осмотр поршней, цилиндров и золотников; подтяжка сальников; проверка болтовых и резьбовых креплений (через одну промывку котла).

К работам по потребности — притирка кранов продувания; замена отдельных поврежденных болтов и шпилек; восстановление плотности посадки поршня на штоке; замена поврежденных поршневых колец; зачистка задиров на шейках вала; устранение зазоров в подшипниках и ползунах, превышающих установленные нормы.

К регулировочным работам паровых машин— регулировка масляных зазоров в головных и мотылевых подшипниках; бугелях эксцентриков и ползунах; установление величин вредных пространств цилиндров и установка парораспределения.

Величины вредных пространств цилиндров и установка парораспределения обычно производятся во время одной из промывок котла и по каждому цилиндру в отдельности.

Неисправности паровых машин и их ремонт

Нагрев подшипников бывает из-за:
— неправильной пригонки вкладыша на шейке или неправильной центровки подшипника, перегрузки его или перекоса;
— отсутствия или недостатка смазки или несоответствия марки масла (большой или малой вязкости);
— засорения подшипника;
— чрезмерного или неравномерного нажима крышки подшипника, ввиду чего оказался недостаточным масляный зазор.

Если подшипник сильно нагревается (проверка на ощупь), необходимо предупредить крановщика об остановке машины. Останавливать машину следует медленно, добиваясь охлаждения подшипника на малом ходу, чтобы не произошло наплавление металла вкладыша и припаивание его к шейке вала.

Нагрев штоков — наиболее опасный и трудно устранимый дефект. Обнаружить перегрев штока можно по цвету и по запаху перегретой смазки. Нагрев может происходить из-за неправильной сборки машины, чрезмерного зажатия или перекоса сальниковой втулки, недостаточной или несоответствующей смазки.

При перегреве штока необходимо предупредить крановщика, остановить машину и отпустить равномерно гайки нажимной втулки, чтобы пар проходил через сальник и охлаждал шток.

Стуки в машине могут происходить по следующим причинам:
— при попадании в цилиндр воды из-за большой влажности пара или вскипания воды в котле. Если причиной стука является вода, то она будет с шумом выходить вместе с паром через предохранительные клапаны цилиндров у мертвых точек поршня. Если при открытых кранах продувания стук не прекраща-етея, необходимо немедленно уменьшить ход машины и затем остановить;
— при попадании в цилиндр посторонних предметов слышится резкий металлический стук. При таком стуке может произойти поломка поршня, крышки цилиндра или самого цилиндра. Необходимо немедленно остановить машину;
— при ослаблении гаек поршневого штока;
— при чрезмерном увеличении масляного зазора из-за износа вкладышей или неправильной установки зазора. В этом случае прослушивается стук в подшипнике; при обильной смазке подогреваемого подшипника он прекращается.

Пропуск пара во фланцах арматуры цилиндров происходит или из-за повышенного давления в полости, или из-за плохого материала прокладки между фланцами.

Устранить такое пропаривание можно при первой остановке машины.

Пропуск пара в сальниках обычно бывает из-за ослабления набивки сальника. При мягкой набивке сальники подтягиваются.

В соответствии с «Положением о планово-предупредительном ремонте перегрузочных машин морских портов» паровые машины имеют также три категории ремонта: № 1, 2 и 3 (капитальный).

Ниже приведен типовой состав работ по категориям ремонта паровых машин.

Ремонт № 1. Шабровка золотников и золотникового зеркала; замена валика крейцкопфа; снятие натяга подшипников; замена отдельных сальников и грундбукс; замена поршневых колец; замена отдельных подшипников, не имеющих запаса на регулировку; замена отдельных пальцев механизма.

Ремонт № 2. Разборка машины; замена до 50% бронзовых деталей; частичное устранение задиров на зеркалах золотника и золотниковой коробки; замена пальцев кулисного механизма с развертыванием отверстий; замена кулисного камня.

Ремонт № 3 (капитальный). Расточка или замена цилиндров; строжка или фрезерование зеркала золотниковой коробки; замена коленчатого вала; расточка или строжка параллелей; полная смена бронзовых деталей или восстановление их путем наплавки.

Примечание. Ремонт каждой из последующих категорий включает работы предыдущих категорий.

При текущем ремонте крана паровая машина его проходит ремонт № 1 или ремонт № 2.

При среднем ремонте крана паровая машина его проходит ремонт № 2 или ремонт № 3.

При капитальном ремонте крана паровая машина его проходит ремонт № 3 или ремонт № 2, в зависимости от того, какой ремонт она проходила ‘ при предыдущем ремонте крана.

При узловом (агрегатном) методе ремонта крана, производимом за счет капитального ремонта, паровая машина проходит ремонт № 3 или производят ее замену.

Срок службы паровых машин кранов относительно высокий и для основных деталей и узлов колеблется от 2000 до 8000 ч (для отдельных деталей, как ползуны, цилиндры и параллели, может достигать 16 000 ч).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Обслуживание и ремонт паровых котлов и машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства