Строительные машины и оборудование, справочник





Обязанности машиниста при эксплуатации крана

Категория:
   Эксплуатация кранов


Обязанности машиниста при эксплуатации крана

В обязанности машиниста входит: управление краном, наблюдение за работой механизмов и электрооборудования, соблюдение правил технической эксплуатации крана и правил техники безопасности, проверка работы и регулирование тормозов и ограничителей, контроль за состоянием стальных канатов и металлоконструкций крана, смазывание механизмов крана, содержание крана в чистоте. Эти работы машинист выполняет перед началом, во время или по окончании работы на кране.

Обязанности машиниста перед началом работы. Перед началом работы машинист выполняет осмотр крана и необходимое ежедневное техническое обслуживание ЕО. При осмотре машинист проверяет состояние крановых путей, тупиковых упоров, ограничительных линеек, питающего кабеля, вводного рубильника, конечного выключателя механизма передвижения и металлоконструкций опорной части крана; осматривает механизмы, обратив особое внимание на тормоза грузовой и стреловой лебедок, металлоконструкцию башни и механизм поворота; контролирует в доступных местах стальные канаты и проверяет правильность наматывания их на барабаны.

Машинист просматривает записи в крановом журнале, в журнале приема и сдачи смен и, если может, то устраняет зафиксированные в журналах неполадки крана или сообщает о них механику, не приступая к работе. Затем машинист проверяет на холостом ходу и под нагрузкой все механизмы, ограничители (огра ничитель высоты подъема крюка проверяют без груза), указатель вылета стрелы, работу электросхемы и сигнализацию. Особое внимание обращают на работу тормозов грузовой и стреловой лебедок. Ограничитель грузоподъемности и тормоз грузовой лебедки проверяют подъемом контрольного груза, который должен находиться у кранового пути.



О всех замеченных во время осмотра неисправностях машинист записывает в журнал и ставит об этом в известность администрацию. К работе машинист приступает после того, как будут устранены обнаруженные неисправности, о чем должна быть сделана соответствующая запись в журнале.

Перед началом смены кран осматривают при выключенном вводном рубильнике или защитной панели, а питающий кабель — при отключенном рубильнике подключательного пункта.

При работе в несколько смен машинист, принимающий смену, осматривает кран совместно с машинистом, сдающим смену.

Обязанности машиниста во время работы на кране. При управлении краном машинист должен соблюдать правила технической эксплуатации кранов и правила техники безопасности.

Машинист не имеет права передавать управление краном другому лицу без указания администрации.

Машинисту запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди, за исключением лиц, ведущих регулярное наблюдение за краном, При этом машинист может включать механизмы крана только по сигналам лица, осматривающего кран.

Запрещается подниматься на кран или спускаться с него во время работы механизмов передвижения, поворота или подъема. Уходя с крана даже на короткое время, машинист должен отключить рубильник, запереть кабину и закрепить кран рельсовыми захватами.

Во время работы крана запрещается находиться в кабине машиниста посторонним лицам, за исключением прикрепленных к машинисту стажеров.
Обслуживая строительную площадку, машинист имеет право включать механизмы крана только по сигналам такелажников, имеющих удостоверение на право обслуживания крана. По сигналу «Стоп» машинист обязан немедленно прекратить работу крана, независимо от того, кем подан сигнал, так как этот сигнал свидетельствует об опасности для людей и возможности повреждения сооружений или какого-либо оборудования.

В тех случаях, когда из кабины не видно места производства работ, машинист управляет краном по знакам сигнальщика. На высоких кранах применяют переговорные устройства на основе телефонной или радиосвязи двустороннего действия.

Порядок обмена условными сигналами между машинистом крана и такелажниками на строительной площадке устанавливается администрацией. Для знаковой сигнализации используют флажок красного или желтого цвета. Применяют сигнализацию и без флажка.

Работая по с игналам такелажников, машинист в то же время контролирует их работу. Машинист имеет право потребовать проверки знаний или замены такелажников, если обнаружит, что они нарушают правила обслуживания крана.

Перед началом передвижения крана и для предупреждения людей об опасности во время подъема, опускания или перемещения груза машинист дает звуковой сигнал.

Управлять механизмами крана машинист должен в соответствии с Инструкцией по эксплуатации. Совмещение операций, предусмотренных Инструкцией крана, допускается только в зоне видимости груза. Управлять механизмами крана нужно плавно, без рывков, так чтобы перемещаемый груз не раскачивался. Нельзя резко опускать груз не только на перекрытие здания, автомашину, но и на землю.

Машинисту запрещается заклинивать линейный контактор, выводить из действия ограничитель грузоподъемности анемометр и ограничители предельных положений механизмов, а также использовать эти ограничители как рабочие для остановки крана.

Если на одном пути или на рядом расположенных крановых путях одновременно работают несколько башенных кранов, машинист во избежание столкновения должен внимательно следить за передвижением смежного крана и соблюдать безопасное расстояние между кранами и подвешенными грузами. При определении времени выключения механизма машинист должен учитывать, что после отключения любого механизма крана рабочий орган или весь кран продолжает перемещаться по инерции на некоторое расстояние, которое зависит от регулировки тормоза, рабочих скоростей механизма, массы крана и груза, силы и направления ветра, уклона пути и других причин.

Для безопасного перемещения груза по горизонтали его поднимают на высоту не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов и не менее 2 м над площадками, где могут находиться люди.

Перед опусканием крюка ниже обычного (например, при спуске груза в котлован) машинист должен предварительно убедиться, опуская порожний крюк, в том, что при низшем положении крюка на барабане лебедки остается не менее полутора витков каната.

Машинисту запрещается перемещать груз над людьми, жилыми, служебными и производственными зданиями, над проезжей частью дорог.

Запрещается поднимать краном людей, неправильно застропованный груз иди груз в неисправной таре, железобетонные изделия с поврежденными петлями; подтаскивать груз крюком при косом натяжении каната; отрывать примерзший или заваленный груз и поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана. Когда масса поднимаемого груза неизвестна, машинист имеет право потребовать у ответственного лица письменное подтверждение о том, что масса груза не превышает грузоподъемность крана. При подъеме груза, близкого к максимальной грузоподъемности крана, машинист должен вначале поднять этот груз на высоту 100 мм и убедиться в исправности тормозов и устойчивости крана, после чего продолжить его подъем на необходимую высоту.

Кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах, можно поднимать только при наличии у поддонов устройств, предотвращающих выпадение груза.
Запрещается подавать материал в оконные или дверные проемы здания, если они не имеют приемных площадок. Нельзя укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также располагать его на краю откосов и канав, если при этом он может сползти или опрокинуться.

Не разрешается загружать или разгружать автомашины, если в их кабинах находятся люди.

Перед подъемом или опусканием груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, машинист должен убедиться в том, что между поднимаемым грузом и частями здания или оборудования нет людей, а также в том, что при подъеме он не заденет грузом за стены, колонны.

Если в результате неисправности крана или отключения электроэнергии поднимаемый груз повис в воздухе, машинист обязан опустить груз на землю, а если это сделать невозможно, принять меры к тому, чтобы оградить участок возможного падения груза.

Машинист должен прекратить работу крана в следующих случаях: если на кране обнаружена какая-либо неисправность (в том числе и вышли из строя приборы безопасности), в результате которой может произойти поломка или авария крана; когда напряжение в сети упало более чем на 15% от номинального; при приближении грозы или увеличении силы ветра до скорости, превышающей допустимую для данного крана (при этом стрелу крана нужно опустить в нижнее рабочее положение, развернуть ее по ветру, а кран закрепить рельсовыми захватами); температура воздуха опустилась ниже указанной в пас порте крана и инструкции по эксплуатации; если нет такелажников, имеющих удостоверение на право обслуживания крана; корпуса электрооборудования или металлоконструкция крана находятся под напряжением; при недостаточном освещении места работы, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы или перемещаемый груз.

Если в результате работы крана на строительстве произошла авария или несчастный случай, машинист обязан остановить кран и не производить никаких работ до прихода администрации, в ведении которой находится кран.

Обязанности машиниста по окончании работы на кране. По окончании работы машинист готовит кран к новой смене или устанавливает его на стоянку на наиболее надежное звено пути, крюк поднимает в верхнее положение, а у кранов с подъемной стрелой опускает стрелу в положение, определяемое Инструкцией по эксплуатации крана. Если Инструкцией по эксплуатации предусмотрено, растормаживает тормоз поворота. Командоконтроллеры в кабине переводит в нулевые положения и выключает аварийный выключатель и рубильник защитной панели.

В кабине и на кране приводит все в порядок, а механизмы крана при необходимости смазывает. Открывающиеся окна кабины закрывает и запирает защелками (крючками), запирает дверь кабины, выключает и запирает портальный рубильник и рубильник подключательного пункта, а ходовые тележки крана закрепляет рельсовыми захватами. Одновременно с выполнением этих работ машинист проверяет состояние всех механизмов и конструкций крана и обо всех замеченных неполадках записывает в журнале приема и сдачи смен.

При работе крана в несколько смен машинист может оставить кран только после передачи его сменяющему машинисту, а если машинист следующей смены не пришел- только с разрешения своей администрации.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины