Строительные машины и оборудование, справочник





Обязанности машиниста во время и после окончания работы крана

Категория:
   Организация работы башенных кранов


Обязанности машиниста во время и после окончания работы крана

Обязанности машиниста во время работы крана. В процессе работы машинист не должен производить подъем или перемещение людей на крюке крана или на грузе и не разрешать вход посторонним лицам на кран. Машинист не имеет права передавать кому-либо управление краном без указания администрации. При кратковременном уходе машиниста ученик-стажировщик не должен управлять краном. Машинист может покидать кран только в обеденный перерыв, во всех остальных случаях уход с крана может быть произведен только с разрешения администрации. В течение всей рабочей смены машинист должен быть внимательным и не отвлекаться от. своих непосредственных обязанностей.

В случае заболевания до работы или ощущения недомогания в процессе работы машинист обязан сообщить об этом администрации и приостановить работу крана.

Управление всеми рабочими движениями крана машинист производит только по сигналам такелажников, сигнальщика или бригадира монтажников. По сигналу «стоп» машинист обязан немедленно прекратить работу крана независимо от того, кто подал сигнал, так как этот сигнал свидетельствует о замеченной неисправности крана или об опасности для людей и возможности повреждения сооружения или какого-либо оборудования.



Машинист обязан поднимать грузы, вес которых ему известен и не превышает наибольшей грузоподъемности на данном вылете стрелы.

Подъем и перемещение груза одновременно двумя кранами допускается лишь в исключительных случаях и производится под руководством лица, ответственного за эксплуатацию кранов. При этом один из машинистов назначается ответственным за проведение операций. При подъеме груз должен быть всегда уравновешен, надежно подвешен на крюке и в таре, исключающей его произвольное падение, высыпание или выливание.

В случае, если в момент подъема груза машинист обнаружит, что произошло открывание тары, отцепка, скольжение или сдвиг стропа по грузу, он немедленно должен прекратить подъем и потребовать устранения этого дефекта.

Подъем груза, близкого по величине к допустимому для данного вылета стрелы, должен проходить в следующем порядке: груз отрывают от земли на высоту до 50 мм, проверяют устойчивость крана и исправность его частей, в том числе тормозов, опускают груз на землю, после чего производят окончательный его подъем на заданную высоту.

Для обеспечения безопасности работы при горизонтальном перемещении груза необходимо, чтобы он был поднят выше встречающихся конструкций и предметов не менее 0,5 м, а при движении над участками работы с людьми — не ниже чем на 3 м от уровня, на котором располагаются рабочие.

При установке нескольких башенных кранов на одном пути или на параллельных машинисты должны соблюдать расстояние между смежными поднимаемыми грузами не меньше 5 ж; в процессе работы следить за взаимным расположением кранов и в случае опасности столкновения предупреждать других машинистов сигналами.

Машинисту запрещается: поднимать груз, превышающий допустимый для данного вылета стрелы, подтягивать груз по земле или перекрытию (подмостям) при косом расположении каната; отрывать примерзший, заваленный или закрепленный груз; перемещать груз по грунту поворотом стрелы; оттягивать груз при установке его в рабочее положение; раскачивать груз, используя его для разрушения или погружения каких-либо предметов; производить стремительный спуск (сбрасывание) груза на землю или перекрытие; поднимать грузы в нестандартной таре, емкость которой не соответствует предельной грузоподъемности крана на данном вылете стрелы с учетом веса самой тары; поднимать грузы в таре, заполненной выше бортов (с «шапкой»).

Машинист не имеет права отключать ограничители грузоподъемности и рабочих движений крана, выводить из действия тормоза, в том числе механизмов передвижения и поворота, заклинивать контакторы защитной панели. Запрещается выполнять смазку, очистку и какой-либо ремонт механизмов во время их работы.

При прекращении подачи электроэнергии к крану машинист обязан сделать следующее: поставить штурвалы всех контроллеров в нулевое положение; выключить аварийный рубильник в кабине управления; не допускать движение рабочих под грузом, если он висит на крюке; сообщить об отсутствии тока дежурному электрику, такелажникам нижнего и верхнего звеньев и монтажникам. При длительном отсутствии тока необходимо опустить груз вниз, осторожно разжимая тормозные колодки вручную, после этого опустить стрелу в горизонтальное положение, спуститься с крана, отключить вводной рубильник и поставить кран на противоугонные захваты.

Машинист обязан при начале подъема груза, а также при перемещении груза над участками, где находятся рабочие, подавать частые сигналы. Необходимо помнить, что после отключения любого механизма рабочий орган или весь кран продолжают перемещаться по инерции на расстояние, величина которого зависит от степени регулирования тормоза, от веса крана и подвешенного груза, длины стрелы, состояния подкранового пути, силы ветра и т. д. Эту особенность следует учитывать с тем, чтобы при любых остановках не произошло столкновения крана, груза, стрелы с конструкциями или людьми.

При подходе крана, груза, стрелы или грузовой тележки к крайним положениям пути движения машинист должен уменьшать скорость и останавливать соответствующие механизмы с помощью тормозов, не пользуясь для этого конечными выключателями. Конечные выключатели являются автоматически действующими устройствами, отключающими механизмы крана только при условии, если машинист своевременно сам не выключил их и дальнейшее движение может привести к аварии крана.

Управление всеми механизмами должно производиться плавно, без рывков и толчков, чтобы избежать раскачивания груза, повышенных нагрузок на механизмы и металлические конструкции крана, которые могут вызвать повреждение крана и травму людей. Для этого машинист должен последовательно переводить штурвалы контроллеров с одной позиции на другую, а в случае изменения направления движения механизмов обязательно выдерживать контроллер в нулевом положении.

Машинист обязан прекращать работу на кране в следующих: случаях:
1) повреждения (изгиба) металлоконструкций, поломки механизмов, обрыва прядей канатов, отказа в действии ограничителей, сирены, освещения при работе в ночное время, повреждения гибкого кабеля;
2) многократно повторяющегося закручивания каната грузового полиспаста;
3) частого срабатывания максимально-токовой и тепловой защиты;
4) смещения канатов с блоков и барабанов;
5) нахождения металлоконструкций крана под напряжением;
6) повреждения подкранового пути: просадки, поломки шпал, трещин в рельсе, искривления от внешнего воздействия и т. д.;
7) повреждения инвентаря и стропующих устройств — обрыва чал очных канатов, поломки петель, карабинов, изгибов петель и стенок контейнеров, бункеров и т. д.;
8) посторонних, ненормальных шумов и стуков в механизмах;
9) требования подъема груза, вес которого не известен машинисту или заведомо превышает грузоподъемность крана;
10) внезапного возникновения сильного ветра (‘более 6 баллов) , снегопада, а также явных признаков приближения бури или получения сообщения об этом;
11) сильного понижения температуры (ниже —40°), если нет особых указаний о возможности работы при этих температурах.

Совмещение отдельных движений крана допускается в точном соответствии с инструкцией по эксплуатации; совмещение движений разрешается только в зоне видимости машиниста.

При возведении стены здания выше уровня расположения кабины управления (для крана БК-2 выше 18 м, для СБК-1 выше 12 м и для Т-72 начиная со 2-го этажа) и, следовательно, ограниченной видимости фронта работ машинист обязан работать только с сигнальщиком или принимать команду по телефону и радио от бригадира такелажников (монтажников) верхнего звена. Машинист, сигнальщик и такелажники должны знать единую, принятую на стройке звуковую или флажковую сигнализацию и порядок обмена сигналами.

Передача сигналов (команд) сигнальщиком производится по определенным правилам (рис. 219).

Рис. 219. Основные команды и ооответствующая флажковая сигнализация при работе башенных кранов
1. Подъем груза — рука с флажком, согнутая в локте, поднята -вверх.
2. Опускание груза — рука с флажком, несколько согнутая в локте, опущена вниз.
3. Поворот стрелы — рука с флажком вытянута горизонтально; движение руки в сторону направления поворота стрелы.
4. Подъем или опускание стрелы — рука с флажком вытянута .горизонтально; движение руки вверх—вниз с флажком, обращенным вверх при подъеме стрелы или вниз при опускании стрелы.
5. Движение крана—рука с флажком, согнутая в локте, несколько опущена, движение руки в направлении перемещения крана.
6. Прекращение движения крана — рука с флажком вытянута .вперед и несколько опущена; плавные движения руки влево и вправо. 7. Внезапное прекращение движений крана — обе руки (одна с флажком) вытянуты вперед и несколько опущены; плавные движения рук влево и вправо.
8. Внимание —рука с флажком согнута в локте; кругообразные движения флажком. Этот сигнал подается перед началом и окончанием каждого движения.
9. Движения груза, крана, стрелы на малые расстояния перед установкой груза на рабочее место — рука с флажком согнута в локте; кругообразные движения флажком, перед началом которых свободная рука ладонью прикладывается к флажку.

Обязанности машиниста после окончания работы. После окончания работы машинист должен выполнить следующие операции, гарантирующие устойчивое положение крана в нерабочем состоянии, невозможность самопроизвольного включения механизмов и движения крана:
1) поставить кран на специальный участок рельсового пути, уложенный строго горизонтально (если такой предусмотрен проектом);
2) освободить крюк от груза, поднять крюк, опустить стрелу в положение, соответствующее наибольшему вылету;
3) выключить все рубильники, рычаги и штурвалы контроллеров поставить в нулевое положение, закрыть окна кабины и запереть дверь;
4) закрепить кран на рельсах с помощью противоугонных захватов.

Машинист должен лично проверить состояние всех механизмов и конструкций крана. Результаты осмотра с указанием замеченных неисправностей заносятся в журнал приема и сдачи смены и устно сообщаются сменному машинисту.

Читать далее:

Категория: - Организация работы башенных кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины