Строительные машины и оборудование, справочник





Очистка машин, их сборочных единиц и деталей

Категория:
   Техническое обслуживание дорожных машин



Очистка машин, их сборочных единиц и деталей

Виды загрязнений и способы устранения. Машины и их составные части, поступающие в ремонт, имеют на поверхности загрязнения, которые мешают проведению ремонтных работ, снижают производительность труда, ухудшают точность кон­троля и дефектации деталей, снижают качество ремонта и ресурс отремонтированных деталей и машин.

Загрязнения делятся на эксплуатационные, которые возни­кают при эксплуатации строительных машин, и технологические, образующиеся в процессе их ремонта.

Способы очистки поверхностей, применяемые при ремонте дорожно-строительных машин, зависят от характера загряз­нений.

Дорожная грязь и маслянисто-грязевые на­ружные отложения — достаточно прочные образования, откладывающиеся в основном в труднодоступных местах. Для их удаления целесообразно использовать гидравлические струи высокого давления (5—10 МПа). При очистке в осенне-зимних условиях желательно использовать подогретую до температуры 30—45° С воду. Для качественной очистки больших окрашенных поверхностей (кабина, кузов и т. п.) в водяную струю вводят моющие средства.

От коррозии детали очищают в ваннах кислотного травления.

Застаревшую смазку удаляют пароводоструйной очисткой, а также струями высокого давления. Сочетание высо­кой температуры и давления с добавкой моющих средств позво­ляет удалять масляные загрязнения.

Асфальтосмолистые отложения трудно удаляются с поверхности. Для их удаления применяют погружные способы очистки с эффективными моющими средствами (растворяюще-эмульгирующие средства) или придают возбуждение раствору (турбулизацию), например винтами. Рекомендуется также при­менять комбинированные способы очистки: ванная очистка, затем доочистка струйным способом.

Наиболее эффективный способ удаления нагара — термохи­мический в расплаве солей. Рекомендуемая температура обра­ботки деталей 380—420° С. Одновременно с нагаром в установ­ках с расплавом солей удаляется и накипь. Из-за значительной стоимости оборудования термохимическая обработка рекомен­дуется для мотороремонтных предприятий с годовой программой более 5 тыс. двигателей.

При малом объеме ремонта двигателей экономичнее удалять нагар косточковой крошкой.

Накипь из системы охлаждения двигателей удаляют теми же методами, что и при техническом обслуживании.

Старую краску удаляют в погружных ваннах с кон­центрированными растворами каустической соды при темпера­туре 90—100° С. При небольшом объеме работ целесообразно применять обработку специальными смывками, гидропескоструй­ную очистку или механическое удаление краски металлическими щетками и скребками.

Анализ способов очистки различных видов загрязнений позво­ляет заключить, что наиболее перспективными способами явля­ются: для наружных загрязнений — высоконапорная струйная очистка; нагара и накипи — термохимическая, а в перспективе виброабразивная; остатков масел, застаревших смазок и ас- фальтосмолистых отложений — погружная очистка.

Моющие средства. Все очищающие средства (за исключением специальных, таких, как расплавы солей и щелочей, абразивные среды) можно сгруппировать в четыре класса.

Щелочные составы характеризуются физической и химичес­кой стабильностью, относительно невысокой стоимостью, но даже при высоких концентрациях они не обладают достаточной химической активностью по отношению к масляным и асфальто- смолистым отложениям, требуют больших энергозатрат и зна­чительной продолжительности процесса. Кроме того, при исполь­зовании каустической соды отмечается усиленная коррозия дета­лей из цветных металлов и сплавов, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия труда и, наконец, низкая экономическая эффективность.

Очистка поверхностей растворами синтетических моющих средств (CMC) лишена многих этих недостатков, а опыт при­менения их на ремонтных предприятиях доказал их технические и экономические преимущества.

Синтетические моющие средства выпускаются промышлен­ностью в виде сыпучего порошка. Они хорошо растворяются в теплой воде, малотоксичны, не вызывают ожогов кожи. Для очистки в струйных моечных машинах используют растворы «Лабомид-101», «Лабомид-102», МС-6, МС-8, а в ваннах — «Лабомид-203», МС-8, МС-15.

Для струйной очистки предназначены и новые моющие средства «Темп-100» и «Темп-101А». Они обеспечивают более высокое качество очистки металлических поверхностей, чем растворы «Лабомид-101», МС-6, повышают производительность процесса на 20—30%.

Средство «Темп-101 А» наряду с высоким качеством очистки металлических поверхностей обеспечивает одновременно их защиту от коррозии на период до 24 дн, что особенно важно при ремонте топливных насосов, гидроагрегатов и другой пре­цизионной аппаратуры.

Для очистки деталей от масляных и асфальтосмолистых отложений методом погружения применяют CMC МС-15. Оно обладает высокой моющей способностью и умеренным цено­образованием при рабочих концентрациях 20—30 г/л и темпе­ратуре 75—85 °С.

Однако CMC имеют ряд недостатков: относительно невысокая скорость очистки; низкое качество очистки от тяжелых асфальто- смолистых загрязнений на существующем моечном оборудова­нии; большие затраты теплоты на поддержание высоких рабочих температур моющих растворов, что часто не обеспечивается на ряде ремонтных предприятий из-за ограниченной мощности источников теплоснабжения.

В связи с этим освоено производство малоэнергоемких про­цессов очистки с применением низкотемпературных растворяюще-эмульгирующих средств типа «Ритм». Оно обеспечивает высокое качество очистки деталей и внутренних поверхностей сборочных единиц дорожно-строительных машин от тяжелых асфальтосмолистых и углеродистых загрязнений при комнатной температуре. Требуемое время очистки деталей от указанных загрязнений по сравнению с препаратом МС-15 сокращается в 2—3 раза.

В препарате «Ритм» можно очищать все детали из черных и цветных металлов, применяемые при ремонте машин. Техно­логия очистки препаратом «Ритм» состоит из двух стадий: выдержка в препарате «Ритм» и ополаскивание водными раст­ворами CMC типа «Лабомид», МС или «Темп». При этом рабо­чую температуру ополаскивающих растворов CMC снижают до 50—60 °С.

Помимо высокой очищающей способности «Ритм» обладает еще одним из существенных преимуществ перед растворами CMC — низкими затратами тепловой энергии на процессы очистки.

Оборудование для очистки. Тип моечного оборудования для выполнения какой-либо конкретной операции выбирают в зави­симости от объема работ, номенклатуры очищаемых объектов, их габаритов и массы, применяемых моющих средств и вида загрязнений на поверхности объекта.
Для очистки машин и составных частей используют два типа установок: малогабаритные струйно-мониторные установки и механизированные моечные машины.

Малогабаритные установки применяют при небольшом объеме моечных и ремонтных работ. В них используют струю воды, вытекающую из насадки под давлением 2—10 МПа. Как правило, установки состоят из насоса и электродвигателя, уста­новленных на раме, приемного рукава с фильтром, напорного рукава с пистолетом-гидромонитором. На гидромониторе име­ются сменные насадки, которые позволяют регулировать форму струи и давление на выходе.

Установки применяют для мойки машин при ремонтных работах в условиях мастерских.

Механизированные моечные машины используют при боль­шом объеме очистных работ. По производительности и качеству очистки они значительно превосходят малогабаритные струйно- мониторные установки. В основу работы механизированных моечных машин заложены струйный или погружной метод очистки.

Высоконапорная установка конструкции ПКБ НПО Глав- энергомаш (рис. 73) предназначена для очистки крупногабаритных строительных машин.

Рис. 73. Высоконапорная установка для наружной очистки машин:
1 — моечная камера, 2 — гидромонитор, 3 — смотровое стекло, 4 — пульт управ­ления, 5 — поворотный Стол, 6 — загрузочная тележка, 7—механизм подъема тележки

Объект мойки и сопло управляе­мого гидромонитора совершают направленные движения один относительно другого, управляют которыми дистанционно при зрительном наблюдении за объектом мойки. В отличие от других моечных машин эта установка оборудована автономной системой очистки моющего раствора для многократного его использования с механизированным удалением грязевых осадков и нефтепро­дуктов. Нагрев моющего раствора, его очистка и удаление грязи производятся в отдельно стоящем тепловом узле, распо­ложенном вблизи от моечной камеры. Машину с помощью лебедки подают на платформу поворотного стола, закрывают двери моечной камеры, включают насос подачи моющего раст­вора и вращение круга. Общую очистку поверхности машины производят из гидранта, а наиболее загрязненные места про­мывают из гидромонитора. Управляет гидромонитором оператор- мойщик, находящийся снаружи камеры. Использованный раст­вор через грязеотстойник фекальным насосом перекачивается в бак-отстойник. В этом баке раствор отслаивается: оседают механические частицы и шлам, а нефтепродукты всплывают. Периодически выделенная грязь сбрасывается в грязесборник, а затем по мере накопления вывозится для захоронения.

Широкое распространение для очистки машин и их составных частей получил метод погружения с использованием выварочных ванн. Однако выварочные ванны имеют существенный недоста­ток — низкий уровень возбуждения моющего раствора, опреде­ляемый в основном конвекционным движением жидкости от разности температур в объеме ванны.

Иногда возбуждение увеличивают подачей в ванну сжатого воздуха или острого пара. Но сжатый воздух, проходя через раствор, понижает его температуру, а в деталях сложной кон­фигурации в углублениях образуются воздушные пузыри, изо­лирующие очищаемую поверхность от раствора. Применение больших количеств острого пара затрудняет поддержание посто­янной концентрации моющего раствора. Больший эффект дает возбуждение моющего раствора в ванне насосами и винтами.

Наилучшие условия обтекания поверхности изделия созда­ются при перемещении его в моющем растворе. В этом случае изделие устанавливают на платформу, совершающую в ванне вертикальные или горизонтальные колебания от пневматического или механического привода.

Особенно высокая эффективность очистки изделий достига­ется в ваннах с качающейся платформой.

В ваннах допускается использовать моющие средства в широ­ком диапазоне концентраций, начиная от самых малых и кончая очень высокими, вплоть до расплавов, практически не содержа­щих воду. Содержание моющих средств в растворе может быть ограничено только экономическими соображениями, в то время как в машинах струйного типа содержание в растворе моющих средств ограничено высокой пенообразующей способностью последних.

Ванны отличает практически одинаковая эффективность очистки (мойки) всей поверхности изделия.

Рис. 74. Установка для наружной очистки машин погружением:
а — общий вид, б — схема моечной ванны; 1 — насос, 2 — система очистки моющего раствора, 3 — грязеловушка, 4 — ванна для очистки, 5 — ванна для ополаскивания, 6 — крышка, 7 — пульт управления установки, 8 — платформа, 9 — вытяжной вентиля­тор, 10 — маслоотводной карман, 11 — привод платформы

Установка С816—379 для мойки методом погружения кон­струкции ПКБ НПО Главэнергомаш (рис. 74) состоит из двух ванн — моечной и ополаскивающей — и очистных устройств.

Ванны представляют собой резервуары сварной конст­рукции с теплоизолирующими стенками и днищем. Внутри ванн по периметру расположен трубчатый калорифер для подогрева моющего раствора. В нижней внутренней части моечной ванны и на подшипниковой опоре расположена качающаяся плат­форма. Привод платформы расположен снаружи ванны в верхней ее части выше уровня жидкости. Одна из стенок ванны 4 в верхней части оборудована маслоотводными карма­, нами. Сверху эта ванна закрывается складной двухстворчатой теплоизолирующей крышкой с гидравлическим приводом отк­рывания.

Ванну устанавливают в приямке с таким расчетом, чтобы высота выступающей над полом части была не более 1 м. Для вытяжки паров моющего раствора ванна оборудована вытяжным вентилятором.

Конструкции моечной и ополаскивающей ванн одинаковы.

К положительным сторонам установки следует отнести: простоту конструкции и обслуживания, высокое качество изделия, небольшой расход по сравнению со струйными машинами электроэнергии, пара, воды и моющих средств, полную механи­зацию очистки раствора и удаления загрязнений, автономность очистных устройств.

Рис. 75. Роторная моечная машина:
1 — ванна, 2 — люлька, 3 — горизонтальный вал, 4 — люльки, 5 — очистные устройства

Для интенсификации процесса очистки применяют различные способы возбуждения жидкости в ваннах: колебательное дви­жение платформы с деталями (установки с колеблющейся плат­формой ОМ-5287); создание потока жидкости лопастными гид­равлическими винтами (установки ММЧ-1, ОМ-5333); возбужде­ние граничных слоев жидкости ультразвуком и т. д.

Для удаления остатков размягченных асфальтосмолистых отложений и органических растворителей деталь после обработки погружением ополаскивают водой с добавлением CMC.

Детали трансмиссий с асфальтосмолистыми отложениями хорошо очищаются CMC в ваннах с турбулизацией жидкости лопастными винтами.
На ремонтных заводах различной мощности эффективно применять роторные установки (рис. 75). Загрязненные изделия помещают в люльки. Люлькам от горизонтального вала придается круговое движение, при котором жидкость активно воздействует на очищаемые изделия. Сочетание интенсивного механического, термического и химического воздействий обеспе­чивает хорошее качество очистки.

Движение люлек в придонной части ванны совпадает с направлением потока жидкости, циркулирующей через очист­ные устройства, чем обеспечивается надежный сбор твердых загрязнений и вовлечение их в очистные устройства. Как показал опыт ремонтных предприятий, существенно снизить энергозатраты можно, используя погружной способ очистки подразобраиных машин. Согласно принятой технологии ремонта машина сначала проходит струйную наружную очистку, затем с нее снимают кабины и облицовочные детали и проводят повторную струйную очистку подразобранных машин. Очистку подразобраиных машин проводят методом погружения со вскры­тыми масляными картерами (коробки передач, задние мосты и т. п.), в результате отпадает необходимость в очистке сбо­рочных единиц. Таким образом, две операции — мойка подразоб- ранных машин и очистка составных частей — совмещаются.

В процессе ремонта не следует добиваться абсолютной чистоты всех поверхностей, так как это не вызывается техноло­гической необходимостью, а процессы очистки требуют значи­тельных затрат труда и средств. Поэтому под чистой поверх­ностью нужно понимать такое ее состояние, когда на ней оста­ется допустимое для данного процесса или производства коли­чество загрязнений.

Чистота поверхности деталей обусловлена требованиями последующих технологических операций — дефектации и вос­становления (сварка и механическая обработка). Для всех этих случаев будет достаточна такая степень чистоты, когда на руках рабочего, мерительном и режущем инструменте не оста­ются следы масел, кокса и песка. Эту степень чистоты легко проконтролировать бумажной салфеткой или лейкопластырем. Если на салфетке или лейкопластыре при наложении на контро­лируемую поверхность не будет следов масла или кокса, то такую поверхность можно считать достаточно чистой для ремонтного производства.

Применительно к производственным условиям можно сформу­лировать следующие требования по допустимой загрязненности.

При наружной очистке машина должна быть вымытой и сухой. Элементы крепления сборочных единиц должны быть очищены от земли, льда, масла и т. п. На поверхностях сбороч­ных единиц не должно быть подтеков масла и воды. Наличие в отдельных местах сухой грязи допускается, если эти загрязне­ния не закрывают крепежных элементов и не препятствуют работе с инструментом.

При очистке сборочных единиц необходимо удалить масло из картерных полостей и промыть их от остатков масла. Чем лучше очищены сборочные единицы, тем выше качество разборки и культура производства.

Перед сборкой сборочных единиц детали очищают от произ­водственных загрязнений (металлическая стружка, абразивные частицы, пасты и т. п.). Особенно это касается таких деталей двигателя, как блок-картер, головка блока, поддон картера, коленчатый вал, шатуны и др. Основное требование на этих операциях — полное отсутствие стружки и абразива как на поверхностях деталей, так и в их каналах и карманах.


Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины