Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы-2

Публикация:
   Очистка масла в тракторе

Читать далее:




Очистка масла в тракторе

Во время работы масло загрязняется металлическими частицами, образовавшимися при изнашивании- деталей, нагаром, смолами и пылью, проникшей в двигатель. Поэтому двигатели оборудуют устройствами для непрерывной очистки масла, что резко уменьшает изнашивание деталей и увеличивает срок службы масла. Применяют три способа очистки: фильтрацию, отстаивание и центрифугирование (центробежную очистку).

Фильтрация. Масло продавливается через фильтр, а посторонние частицы задерживаются на его поверхности или в порах. В качестве фильтров используют сетки, металлические щелевые элементы и различные пористые материалы. Например, фильтрующий элемент маслоочистителя двигателя ЯМЗ-240Б состоит из наружного и внутреннего перфорированных цилиндров с крышками 6 по торцам. В кольцевом пространстве между цилиндрами помещена бумажная лента, сложенная гармошкой для увеличения фильтрующей поверхности. Два таких сменных элемента установлены в колпаках на стяжных болтах, которыми колпаки через уплотнительные прокладки притянуты к корпусу. Каждый элемент центрирован втулкой и тоже прижат к корпусу пружиной через чашку и уплотнительные прокладки.

Масло, нагнетаемое насосом, поступает одновременно под оба колпака и под давлением просачивается сквозь поры бумажной ленты в пространство между сетчатой трубкой и стяжным болтом. Отсюда очищенное масло через канал в корпусе поступает в масляную магистраль.

С течением времени поры фильтрующих элементов забиваются, и масло начинает проходить в магистраль неочищенным через перепускной клапан. Когда клапан открывается, он прижимает подвижный контакт к неподвижному и этим включает сигнальную лампу на щитке приборов. Обычно лампа загорается сразу после пуска двигателя. Если же она продолжает устойчиво гореть и после прогрева, фильтрующие элементы необходимо заменить. Кроме перепускного в корпусе фильтра, под пробкой находится дифференциальный клапан.

Отстаивание. Если масло находится в спокойном состоянии или движется с малой скоростью, то частицы, плотность которых боль ше плотности масла под действием силы тяжести выпадают в осадок. Этим способом масло очищается в корпусах фильтров и в специальных фильтрах-отстойниках.

Рис. 1. Маслоочиститель двигателя ЯМЗ-240Б: 1 — корпус; 2 — пробка; 3—перепускной клапан; 4 — центрирующая втулка; 5, 8 и 13 прокладки; 6 — крышка; 7 — болт; 9 и 10 — перфорированные цилиндры; 11 — колпак; 12 — бумажная лента; 14 — пружина; 15 — чашка; 16 — трубка

Центрифугирование. Этот способ очистки основан на том же принципе, что и отстаивание. Разница в том, что частицы осаждаются не под влиянием силы тяжести, а от действия центробежных сил, возникающих при вращательном движении емкости, в которой находится масло. Так очищается масло в полостях шатунных шеек коленчатого вала и в специальных очистителях — центрифугах.

В полость Б шатунной шейки масло поступает по каналу А от коренного подшипника. При вращении вала механические примеси с большей плотностью, чем масло, под действием центробежных сил устремляются от центра вращения и выпадают в осадок на противолежащей поверхности. Очищенное же масло по каналу В поступает к шатунному подшипнику. Осадок периодически удаляют из полости, для чего отвертывают пробку-заглушку. Чем больше частота вращения и дальше от оси расположены частицы, а также чем медленнее движется масло и меньше его вязкость, тем лучше оно очищается.

На изучаемых двигателях установлены центрифуги с гидравлическим приводом. В зависимости от характера сил вращающих основную рабочую часть (ротор) центрифуги бывают реактивные (с наружным приводом) и активно-реактивные (с внутренним приводом). Ротор реактивной центрифуги, образованный корпусом-основанием и стаканом, установлен на оси и опирается на подшипник. Корпус и стакан стянуты круглой гайкой, навинченной на колонку корпуса, а стыки их уплотнены прокладками.

Рис. 2. Устройства для центробежной очистки масла: а — полость в шатунной шейке коленчатого вала; б — реактивная центрифуга двигателя 3M3-53; 1 —ось ротора; 2 — подшипник; 3 и 16— форсунки; 4 — корпус ротора; 5, 6 и 11 — прокладки; 7 — внутренний стакан; 8 — стакан; 9 – колпак; 10 — сетка; 12 и 14 — гайки; 13 — упорная шайба

По сверлению А в оси далее через отверстия Б в колонке масло нагнетается в ротор. Заполнив его полость, оно через сетку 12 проходит в кольцевое пространство В, образованное колонкой и внутренним стаканом 7 и далее по каналам Д к форсункам. Давлением, создаваемым насосом, масло выбрасывается из форсунок, в результате на них действуют реактивные силы, направленные в стороны, противоположные истечению масла.

Силы R на плече L создают момент, который приводит во вращение ротор вместе с заполняющим его маслом. Под действием центробежных сил, возникающих в результате вращения ротора, частицы, загрязняющие масло, устремляются к стенкам ротора и оседают на них, а в форсунки попадает очищенное масло. Нижняя часть внутреннего стакана служит отражателем. Он отклоняет вниз струи масла и предотвращает размыв отложений в роторе.

Частота вращения ротора, а следовательно, и интенсивность очистки зависят от давления и температуры масла, а также от тре-

НИя в подшипниках. Уменьшение трения достигается тем, что ротор при работе слегка смещается вверх и его нижний торец почти не касается упорного подшипника. Подъемная сила создается благодаря тому, что площадь, воспринимающая давление, у верхнего днища ротора немного больше, чем у нижнего, для чего ось делают ступенчатой (диаметр нижней шейки больше диаметра верхней). Подъем ротора ограничен упорной шайбой в пределах зазора Г. При нормальных условиях частота вращения роторов центрифуг изучаемых двигателей — 92…108 с-1.

Рассмотренная центрифуга неполнопоточная — через нее проходит лишь часть потока масла, циркулирующего в системе, и после очистки все сливается в поддон, поддерживая этим необходимое качество масла в системе. Большинство изучаемых двигателей оснащено маслоочистителями с полнопоточными центрифугами. У них через ротор проходит весь поток масла, подаваемый насосом. После очистки та часть масла, которая расходуется на привод, как и в неполноточной центрифуге, сливается в поддон, а остальное очищенное масло нагнетается в магистраль для смазывания деталей.

Маслоочиститель с полнопоточной центрифугой показан на рисунке 52. Его корпус прикреплен к передней стенке двигателя так, что подводящий Ж и отводящий А каналы совмещаются с соответствующими каналами блок-картера. На оси вращается ротор, закрытый колпаком, который гайкой притянут к корпусу. Отлитые из алюминиевого сплава стакан и корпус стянуты гайкой, навинченной на колонку корпуса. Ребро на внутренней поверхности стакана упирается в основание корпуса, а резиновым кольцом и прокладкой уплотняют стыки. Чтобы при сборке не нарушить балансировку ротора, его стакан фиксируют охноситель-но корпуса установочным штифтом (А-41) или совмещением меток (СМД-62).

Рис. 3. Маслоочиститель двигателя СМД-62: 1 — корпус; 2 — форсунка; 3 — козырек; 4 — маслоотражатель; 5 — сетка; 6 — насадок; 7 — упорная шайба; 8 и 17 — прокладки; 9, 10 и 11 — гайки; 12 — колпак; 13 — ось; 14 — корпус ротора; и стакан; 16—уплотнительное кольцо; 18 — трубка; 19 —дроссель; 20 —дифференциальный клапан; 21 — перепускной клапан; 22 и 24 – пружины; 23 — шток; — пробка

Рис. 4. Маслоочиститель двигателя Д-240: а — устройство; б и в — схемы создания крутящих моментов; 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — внутренний стакан; 4 — насадок-завихритель; 5 — стопоркый винт; 6 — корпус ротора; 7 — стакан; 8, 10 и 12 — гайки; 9 — упорная шайба; 11 — колпак; 13 —ось; 14 — прокладка; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — маслоотводящая трубка; 17 — редукционный клапан; 18 — штуцер к манометру; 19 — трубка отвода масла из радиатора; 20 — клапан-термостат; 21—сливной клапан; 22 — резьбовые пробки

Неочищенное масло из канала Ж поступает в ротор через отверстие Г в оси и колонке под маслоотражатель. Проходя через отверстия, расположенные по всей окружности маслоотражателя, поток масла снижает скорость и отклоняется конусным насадком 6 к центру ротора, что предотвращает размыв отложений на внутренней поверхности стакана.

К форсункам масло проходит по каналам Б через сетку, которая задерживает крупные частицы, оказавшиеся в масле. Из форсунок масло выбрасывается в полость Д корпуса. Козырек не позволяет маслу проникать под колпак, что могло бы привести к притормаживанию ротора.

Очищенное масло идет из ротора через отверстия В по трубке в канал А. Калиброванное отверстие оказывает сопротивление потоку и таким образом поддерживает необходимое давление в роторе. На оси выполнены три шлифованные шейки: верхняя и нижняя служат опорами ротора, а средняя разделяет потоки очищенного и неочищенного масла в колонке. Шайба ограничивает подъем ротора на оси в пределах зазора 0,6…1,25 мм.

В корпусе маслоочистителя установлен дифференциальный клапан. Когда давление в магистрали, а следовательно, и в канале А превысит 0,45…0,57 МПа, т. е. преодолеет сопротивление пружины, клапан смещается вправо. В результате часть масла, нагнетаемого насосом в канал Ж будет сливаться в поддон, предотвращая дальнейшее повышение давления в магистрали. В сверлении дифференциального клапана помещен шариковый перепускной клапан, отрегулированный на перепад давления 0,65… 0,75 МПа. Через него проходит холодное неочищенное масло из канала Ж в канал А, когда подача его сюда бывает недостаточна вследствие сопротивления, оказываемого ротором.

Маслоочиститель с активно-реактивной центрифугой по общему устройству подобен рассмотренным, однако существенно отличается способом привода ротора. Если в реактивной центрифуге часть масла, поступившего в ротор, используется для его вращения и через форсунки направляется на слив, то в активно-реактивной центрифуге форсунок нет. В ней все масло из ротора после очистки поступает на смазывание трущихся деталей и одновременно приводит ротор во вращение. Отсутствие слива масла позволяет уменьшить его общий поток, а следовательно, и затрату энергии на привод масляного насоса. Кроме того, не разбрызгиваясь на выходе из форсунок, масло не насыщается воздухом и меньше окисляется.

Вращение ротору сообщается следующим образом. Масло, нагнетаемое насосом в кольцевой канал оси, проходит через отверстия Е и каналы Д насадка-завихрителя, закрепленного на оси. Выходя с большой скоростью из этих каналов, направленных касательно к окружности насадка, поток масла приобретает вращательное движение и, воздействуя на внутреннюю поверхность колонки, на стенки отверстий А и через них на поверхность внутреннего стакана, увлекает во вращение и ротор. Такой принцип передачи энергии потока ротору называется активным. Крутящий момент Мл — активный крутящий момент.

Пройдя под внутренним стаканом, масло движется вверх, подвергаясь по пути центробежной очистке, а затем нагнетается в каналы Б. Из них оно с большой скоростью выбрасывается во внутреннюю проточку Г в колонке. Направление потока противоположно движению масла в каналах Д, поэтому на колонку действует реактивный момент Мр, по направлению совпадающий с активным. Эти моменты, слагаясь, дают суммарный крутящий момент Мк, под действием которого ротор вращается с частотой 83,3…100 с”’.

Очищенное масло по осевому сверлению и трубке нагнетается в канал Ж, после охлаждения в радиаторе идет к трущимся деталям. В корпусе маслоочистителя помещены нерегулируемый клапан-термостат и регулируемые (резьбовыми пробками) редукционный и сливной клапаны.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы-2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Очистка масла в тракторе"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства