Строительные машины и оборудование, справочник







Очистно-моечные и смазочно-заправочные работы

Категория:
   ТО и ремонт строительных машин


Очистно-моечные и смазочно-заправочные работы

В состав работы по очистке подъемно-транспортных и строительных машин входят: уборка кабины, шасси, рамы и рабочего оборудования. Очищают и моют машину при температуре не ниже +5 °С. Доставленную на моечную площадку машину осматривают. Имеющиеся на ее поверхности почвенные и растительные остатки удаляют скребками. Начинают мыть машину сверху. Чтобы хорошо очистить нижнюю и верхнюю поверхности шасси, применяют соответственно сосредоточенную и распыленную струю воды. Части машины с относительно гладкими поверхностями моют капроновыми щетками, закрепленными на полой рукоятке, к которым под напором по гибкому шлангу подается вода. Поверхности, очищенные с применением специальной моющей жидкости, ополаскивают водой. В зимнее время для мойки используют горячую воду. Закрытые каналы гидросистемы и двигателя, топливные и масляные баки, полости картеров и коробок передач очищают циркуляционной промывкой постоянно обновляющимися моющим составом из взрывобезопасной жидкости или смеси дизельного топлива и дизельного масла в соотношении 4:1. При промывке смазочной системы периодически (через каждые 5 мин) прокручивают коленчатый вал двигателя стартером, пусковым двигателем или вручную.

Систему охлаждения двигателя промывают методом жидкостно-воздушной очистки. При промывке радиатора на нижний патрубок подаются вода и сжатый воздух. Водно-воздушная смесь проходит через трубку радиатора и по спускному шлангу, надетому на патрубок верхнего бачка радиатора, выливается на бетонированную площадку моечного пункта, а затем в колодец-отстойник.

Смазывание сборочных единиц и деталей машин производят специально подобранными смазочными материалами. Основные назначения смазочного масла — снижать износ соприкасаемых деталей за счет создания на трущихся поверхностях прочной масляной пленки, уменьшать потери на трение, предохранять со-прикасаемые поверхности от коррозии, хорошо прилипать к поверхности деталей, отводить от них тепло, уносить продукты износа, устранять заедание трущихся поверхностей.

Рабочая жидкость за счет заполнения объемов гидрооборудования одновременно выполняет функции его смазки и охлаждения. Для подъемно-транспортных и строительных машин применяют смазочные масла минерального происхождения (табл.11).

Таблица 11

Смазочные материалы для автомобильных кранов, автопогрузчиков, автогрейдеров, автовышек и автогидроподъемников, автокомпрессоров

Основными показателями масел являются: вязкость, содержание водорастворимых кислот и щелочей, содержание механических примесей и воды, температура застывания и вспышки. Смазочные масла должны отвечать следующим основным требованиям: обладать высокими вязкостными свойствами и хорошей смазочной способностью для обеспечения жидкостного трения деталей, не изменять физико-химических свойств и не образовывать смол при заданных режимах работ машины, защищать детали от коррозии даже при продолжительной остановке, не застывать при низких температурах, не содержать воды и механических примесей, не менять свойства при продолжительном хранении.

Обозначение смазочных масел выполняют в соответствии с ГОСТ 17479.0-85* «Обозначение нефтепродуктов». Обозначение моторных масел по ГОСТ 17479.1—85: первый буквенный индекс М обозначает моторное масло; следующий за индексом М цифровой индекс указывает класс вязкости; буквы А, Б, В, Г указывают на группу по эксплуатационным свойствам; цифра 1 позади букв обозначает назначение масла для карбюраторных двигателей, цифра 2 — для дизельных двигателей. Пример обозначения моторного масла: М-0-В2 — моторное масло, класса вязкости 10 для дизельных двигателей. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85* первая группа знаков обозначается буквами ТМ (трансмиссионные масла); вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность масел по эксплуатационным свойствам; третья группа знаков в виде цифр характеризует класс кинематической вязкости. Пример обозначения трансмиссионного масла: ТМ-5-93 — трансмиссионное масло с противозадирочными присадками высокой эффективности и многофункционального действия (5), 9 класса вязкости, содержащие заглушающую присадку (3). Сорта смазочных масел и места смазывания машины указываются в картах смазки, содержащейся в инструкции (руководстве) по эксплуатации.

Заправка машин заключается в наполнении при ежесменном обслуживании (ЕО) рабочей жидкостью и топливом соответствующих емкостей (баков), охлаждающей жидкостью радиатора двигателя. В качестве рабочей жидкости для заполнения гидрооборудования автомобильных подъемников, вышек, автопогрузчиков применяют масла (табл.12): всесезонное гидравлическое ВМГЗ, веретенное АУ, гидравлическое МГ-ЗОУ, индустриальное И-ЗОА. Эксплуатационные свойства рабочей жидкости определяются вязкостью, плотностью и температурой применения. Вязкость характеризует силы внутренне-то трения при работе гидросистемы во всем диапазоне рабочих температур. С повышением температуры вязкость понижается ив результате уменьшается сопротивление движению элементов гидро-оборудования, но в то же время возрастают внутренние утечки рабочей жидкости. При низких температурах вязкость рабочей жидкости повышается, что ухудшает ее прокачиваемость.

Таблица 12

Рабочие жидкости для гидросистем автомобильных кранов, автопогрузчиков, автогрейдеров, автовышек и автогидро-подъемников

Показатель плотности рабочей жидкости характеризует ее смазывающие свойства. При оптимальной плотности в рабочей жидкости образуется прочная масляная пленка, отсутствуют противоза-дирные и противоизносные присадки, уменьшается трение, между элементами гидрооборудования. Среди показателей эксплуатационных свойств рабочей жидкости важнейшим является температура окружающего воздуха, при которой ее применяют. Диапазон температуры должен обеспечивать работоспособность гидрооборудования в различных климатических зонах. Температура застывания рабочей жидкости — это температура, при которой жидкость теряет подвижность и загустевает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45° уровень жидкости в ней остается неизменным в течение 1 мин. Обозначение рабочих жидкостей по ГОСТ 17479.3-85*: первая группа знаков обозначается буквами ВМГ (всесезонное минеральное гидравлическое), вторая гуппа знаков обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости. Пример обозначения гидравлического масла: МГ-30 — минеральное гидравлическое масло (МГ) класса вязкости 15. Рабочую жидкость заливают в масляный бак через заливной фильтр с помощью заливной воронки, в которую вкладывают два слоя батиста. При заполнении удаляют из гидросистемы воздух, отвинчивая штуцеры в наивысших точках заполняемых участков. После заполнения рабочей жидкостью всей гидросистемы бак дозаправляют. Рабочую жидкость, предназначенную для заправки гидросистемы, получают в чистой опломбированной таре и хранят в закрытом отапливаемом помещении или перед заправкой предварительно разогревают трубчатыми подогревателями. В процессе технического обслуживания масло подают в бидонах, канистрах и банках, а также с помощью механизированных установок.

Подъемно-транспортные и строительные машины, смонтированные на шасси автомобилей ГАЗ-53А, ЗиЛ-130, Урал-275 заправляют бензином марки А-76 (ГОСТ 2084-77*). Для остальных моделей при заправке используют дизельные топлива (ГОСТ 305-82*). Автомобильный бензин в зависимости от климатических условий делится на летний и зимний (табл.13). В период перехода с летнего вида бензина на зимний сорт и наоборот возможно в течение месяца применение и летних, и зимних видов бензинов или их смесей. Условия применения дизельного топлива для эксплуатации машин (табл.14) при температуре окружающего воздуха следующее: от 0° и выше — летнее 1; -20° и выше – зимнее Г; ниже -20° до -50° – арктическое А.

Таблица 13

Физико-химические и экплуатационные показатели автомобильных бензинов

Примечание. 1. Автомобильные бензины, за исключением марки АИ-98, подразделяют на виды: летний — для применения во всех районах, кроме северных и северовосточных, в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять легкий вид бензина в течение всех сезонов; зимний — в течение всех сезонов в северных и северовосточных районах и остальных районах с 1 октября по 1 апреля.

2. Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок — 5 лет со дня изготовления.

Таблица 14

Физико-химические показатели дизельного топлива (ГОСТ 305—82*)

Примечание. 1. В зависимости от условий применения устанавливают три марки дизельного топлива: Л (летнее) – для экплуатации при температуре окружающего воздуха °С и выше; 3 (зимнее) – минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше ( температура застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) — минус 50 °С и выше.

2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива — 5 лет со дня изготовления.

В процессе хранения и работы двигателя они не должны терять своих свойств под действием температур. Заправку машин топливом производят на стационарных, передвижных и контейнерных автозаправочных станциях. Стационарные заправочные станции располагаются на эксплуатационных базах, на автодорогах, по пути следования машины к объекту. Передвижные заправочные станции размещают в местах сосредоточения техники с двигателем внутреннего сгорания, на территории крупных строительных площадок, в других местах, где отсутствуют или вышли из строя стационарные заправочные станции. Контейнерные заправочные станции располагаются на рассредоточенных объектах.

В качестве охлаждающей жидкости для двигателей применяют чистую и мягкую воду, не содержащую механических примесей и растворимых солей. Не содержит больших примесей и загрязнений и используется для заправки кипяченая вода, а также вода, бывшая в системе охлаждения двигателей. Зимой вместо воды систему охлаждения можно заправить антифризом, приготавливаемым из незамерзающей технической жидкости этиленгликоля, разбавленного наполовину водой. Антифриз ядовит, поэтому с ним надо обращаться крайне осторожно.


Читать далее:

Категория: - ТО и ремонт строительных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Восстановление изношенных детален и сборочных единиц
Ремонт строительных машин
Основные операции технического обслуживания рабочего оборудования
Основные операции технического обслуживания кабины опорно-ходовой части
Основные операции технического обслуживания кабины и органов управления
Основные операции технического обслуживания приборов и устройств безопасности
Основные операции технического обслуживания тормозов
Основные операции технического обслуживания электрооборудования
Основные операции технического обслуживания гидрооборудования
Регулирование сборочных единиц


Остались вопросы по теме:
"Очистно-моечные и смазочно-заправочные работы"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы