Строительные машины и оборудование, справочник





Одноковшовый погрузчик Т-107

Категория:
   О дорожно-строительных машинах


Одноковшовый погрузчик Т-107

Одноковшовый погрузчик Т-107 (рис. 15) навешивается на гусеничный трактор С-80 и предназначается для погрузки сыпучих материалов в транспортные средства с набором материала в ковш впереди трактора и разгрузкой сзади.

На тракторе неподвижно крепятся криволинейные направляющие рамы, задний ссыпной лоток и передний опорный каток. К шарнирам, расположенным на задних концах гусеничных балок, присоединяются толкающие штанги ковша. Ковш, опущенный на уровень земли, заполняется грунтом или другим сыпучим материалом при движении трактора вперед; при этом зубья, имеющиеся на передней кромке ковша, способствуют лучшему врезанию в грунт или материал.

После заполнения ковш поднимается вверх канатным подъемным устройством (блочной системой, работающей от лебедки с червячным редуктором). Ковш с грузом может быть остановлен в любом промежуточном положении по высоте путем выключения лебедки. Погрузчик с заполненным и приподнятым ковшом может быть передвинут в любое место по назначению. Для того чтобы при передвижении передняя часть гусениц трактора не была перегружена, предусмотрен передний каток, опирающийся на поверхность грунта и разгружающий гусеницы.



Для разгрузки ковш поднимается канатной системой вверх до отказа. При этом штанги встречают стопорные амортизаторы, ограничивающие ход штанг и ковша назад.

Рис. 15. Одноковшовый погрузчик Т-107: 1 — трактор; 2— канатная система подъема ковша; 3— направляющие рамы; 4 — амортизатор; 5 — ссыпной лоток; 6 — лебедка; 7 — реверсивный редуктор; 8 — сектор; 9— упряжные шарниры; 10 — рычаги управления; 11 — передний опорный каток; 12— толкающие штанги; 13 — ковш

При встрече штанг с амортизаторами ковш резко останавливается, а грунт из него высыпается в ссыпной лоток, из которого попадает в транспортную машину или в штабель.

Ковш погрузчика состоит из двух боковых стенок и задней наклонной стенки, изогнутая нижняя часть которой является его днищем. Передняя кромка днища и передние края боковых стенок усилены утолщенными накладками. Зубья являются наиболее сильно изнашиваемыми деталями ковша; для удобства замены их прикрепляют к передней кромке днища ковша болтами.

Ковш присоединяется шарнирами к П-образной раме (рис. 16), состоящей из двух телескопических штанг и передней балки. Регулируемыми по длине тягами, которые присоединены к проушинам, можно изменять угол наклона ковша по отношению к земле.

На концах штанг приварены проушины, надетые на упряжные пальцы, в свою очередь приваренные к плитам, приболченным к гусеничным рамам. Длина шганг фиксируется штырями, закладываемыми в отверстия телескопических труб.

Рис. 16. Рама погрузчика Т-107: 1 — шарниры крепления ковша; 2 — проушины; 3 — передняя балка; 4 — телескопические штанги; 5 — направляющие ролики; 6 — штырь; 7 — плита; 8 — гусеничная рама; 9 — упряжные пальцы; 10 — проушины

На штангах рамы имеются направляющие ролики, которые при подъеме ковша катятся по верхним криволинейным направляющим и удерживают ковш от боковых перемещений. Направляющие крепятся к лонжеронам трактора и вместе с вертикальными стойками и подкосами образуют навесную раму погрузчика. На этой раме монтируются подъемная лебедка и ссыпной лоток.

Подъемная лебедка 6 (см. рис. 15) располагается сзади кабины трактора и приводится в действие от вала отбора мощности трактора реверсивным редуктором.

Ковш поднимается при включенных главном сцеплении двигателя трактора и подъемном фрикционе лебедки. В момент, когда штанги ковша достигают крайнего верхнего положения и подходят к амортизаторам, привод лебедки должен быть отключен, чтобы избежать принудительного нажима штанг на амортизаторы. Это осуществляется сектором, шарнирно укрепленным на балке левой гусеницы и связанным с рычагом управления (рис. 17, а).

Рычаг находится в кабине водителя. При повороте водителем рычага на себя ковш поднимается, а при повороте рычага от себя — опускается. При нейтральном (среднем) положении рычага рычажным механизмом 8 выключаются оба фрикциона привода лебедки и включается его тормоз; подъем или спуск ковша прекращается.

Рис. 17. Кинематическая схема погрузчика Т-107:
а — с блокировкой сектором выпуска до 1950 г.; б —с верхней блокировкой более позднего выпуска; в — запасовка канатов подъема ковша; 1 — рычаг управления; 2 — рычажный механизм; 3 — шток; 4 — червячный редуктор лебедки; 5 —барабан лебедки; 6 —цепная передача; 7 — фрикционная муфта спуска ковша; 8 — рычажный механизм переключения фрикционов; 9 — фрикцион подъема ковша; 10, 11 и 12 — шестерни реверсивного редуктора; 13 — тормоз; 14 — сектор ограничения хода ковша; 15 — стакан с натяжной пружиной; 16 — оттяжной блок; 17 — кронштейн; 18 — катушка с запасным канатом

При подъеме ковша его штанга упирается в верхний упор сектора 14, а при спуске — в его нижний упор, что вызывает соответствующий поворот сектора, который рычажно-шатунным

Механизмом передается рычагу. Таким образом, при крайних положениях подъема-спуска ковша рычаг управления выводится из крайних положений в среднее нейтральное положение, благодаря чему лебедка выключается и прекращается движение ковша.

Низкое расположение сектора являлось причиной частых его поломок, особенно при работе на крупнокусковых материалах. Поэтому, начиная с 1950 г., на погрузчиках применяется новый механизм, ограничивающий только ход ковша вверх (рис. 17, б). Для этой цели в амортизаторе введен шток 3, на который нажимает левая штанга при подходе ковша к верхнему положению. При движении штока 3 рычажный механизм 2 переводит рычаг управления из положения, соответствующего подъему ковша, в нейтральное положение, соответствующее прекращению подъема.

Спуск ковша на этих погрузчиках автоматически не ограничивается и по достижении крайнего нижнего положения ковша прекращается водителем путем поворота рычага управления в нейтральное положение.

Подъемная лебедка приводится от вала отбора мощности трактора, который посредством соединительного вала и кулачковой муфты передает вращение первичному валу реверсивного редуктора (рис. 17, а). На центральном валу редуктора размещаются шкив тормоза и ведущая звездочка цепной передачи , связанная с ведомой звездочкой червячного редуктора лебедки.

Шестерни посажены на первичном и вторичном валах на шарикоподшипниках и приводятся во вращение при включенных фрикционных муфтах. При включении левого фрикциона вращение будет передаваться центральному валу через шестерни; при включении правого фрикциона вращение будет передаваться шестернями и червяк редуктора, а следовательно, и барабаны лебедки будут вращаться в обратном направлении.

При включении левого фрикциона ковш поднимается, а при включении правого фрикциона опускается. При включении любого из фрикционов тормоз автоматически выключается, а при выключении фрикционов включается. Эта система привода позволяет спускать ковш на режиме двигателя трактора, что исключает произвольный разгон ковша под действием собственного веса, а автоматическое включение тормоза гарантирует остановку ковша при спуске или при подъеме в момент выключения любого из фрикционов лебедки.

Запасовка канатов (рис. 17, в) на этом погрузчике выполнена из двух отдельных ветвей. Один конец каната каждой ветви крепится к задней стойке навесной рамы, а другой конец, обогнув направляющие блоки, заводится на соответствующий барабан лебедки и на нем закрепляется. Для исключения ослабления каната при опускании ковша на землю предусмотрены оттяжные блоки на кронштейнах, которые постоянно оттягиваются при помощи стаканов с натяжными пружинами, размещенными в стаканах.

Концы каждой ветви канатов не обрубают, а отводят к катушкам и на них наматывают. Таким образом, создается запас канатов, нужный при удлинении толкающих штанг для работы с увеличенной высотой разгрузки без ссыпного лотка (при погрузке в машины с высокими бортами).

Реверсивный редуктор (рис. 18) крепится к корпусу заднего моста трактора на кронштейне. Зубчатые передачи помещаются в масляной ванне корпуса редуктора. Валы передачи вращаются на шарикоподшипниках, которые смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися шестернями.
Рычаг включения кулачковой муфты соединяется с рычагом управления в кабине водителя, и муфта переключается водителем, г не выходя из кабины.

Двуплечий рычаг, передвигая конуса, переключает фрикционы прямого и обратного вращения лебедки, причем при включении одного выключается другой фрикцион.

Каждый фрикцион представляет собой четырехдисковую сухую муфту. Ведущие диски шлицами соединены со втулкой, закрепленной шпонками на ведущем валу. К ведомым дискам прикреплены фрикционные накладки, и они своими выступами входят в пазы чашек, связанных шпонками со ступицами шестерен.

При приближении конуса к фрикциону поворачиваются нажимные рычажки, которые своими роликами нажимают на крайний ведущий диск и таким образом прижимают все диски друг к другу. При этом вращение от соединительного вала передается ведущему валу и далее шестерне.

В процессе работы накладки ведомых дисков и поверхности трения ведущих дисков изнашиваются, вследствие чего увеличиваются зазоры между дисками и соответственно ход конуса, нужный для включения фрикциона. Связанное с этим увеличение хода рычага управления в кабине трактора затрудняет работу водителя и поэтому является недопустимым.

Уменьшение зазоров между дисками, т. е. так называемая подтяжка фрикциона, производится поворотом кольца нажимных рычажков по резьбе втулки ведущих дисков. Отрегулированное положение кольца фиксируется стопором, хвостовик которого входит в одно из отверстий крайнего ведущего диска и исключает возможность произвольного поворота кольца относительно втулки.

Двухбарабанная лебедка (рис. 19) состоит из червячной передачи, корпуса и двух барабанов, закрепленных на консольных хвостовиках грузового вала. Звездочка цепного привода лебедки надета на консольный конец червячного вала.

Валы лебедки вращаются на подшипниках качения, причем сдвоенные конические подшипники служат для воспринятая осевых усилий, возникающих при работе червячной передачи.

Рис. 18. Реверсивный редуктор погрузчика Т-107:
1 — соединительный вал; 2— рычаг включения кулачковой муфты; 5 —конус; 4 — двуплечий рычаг; 5 — шестерня; 6 — кронштейн

Корпус лебедки заполняют маслом, служащим для смазки червячного зацепления. Подшипники червячного вала непосредственно погружены в масляную ванну, а подшипники грузового вала смазываются маслом, стекающим с червячного колеса. В нижней части корпус имеет ребра для лучшего охлаждения масла, нагревающегося в процессе работы.

Барабаны лебедки выполнены ступенчатыми с конической переходной частью. В начале подъема ковша канаты навиваются на внутренние части барабанов, имеющие малый диаметр, благодаря чему развивается наибольшее тяговое усилие в канатах. Это позволяет преодолевать наибольший момент, препятствующий движению, создаваемый силой тяжести ковша в начале подъема. В конце подъема, когда сила тяжести ковша действует на минимальном плече, канаты навиваются на части барабанов, имеющие наибольший диаметр; тяговое усилие канатов уменьшается, а скорость их увеличивается, что позволяет ускорить движение ковша и облегчить его разгрузку при резкой остановке.

Рис. 19 Двухбарабанная лебедка погрузчика Т-107:
1 — правый барабан; 2— корпус лебедки; 3 — червячное колесо; 4 — левый барабан; 5 — червяк; 6 — цепная звездочка

Наоборот, при спуске ковша ступенчатые барабаны обеспечивают большую скорость в начале движения и малую скорость опускания ковша на землю, что позволяет водителю своевременно выключить лебедку и избежать ненужного удара ковша о землю.

Кроме того, ступенчатые барабаны выравнивают в некоторой мере мощность, расходуемую для подъема ковша, и таким образом способствуют более плавной загрузке двигателя, что увеличивает срок службы трактора.

Передний опорный каток (рис. 20) смонтирован на шарикоподшипниках на оси, закрепленной в цапфах секторов. Секторы могут повертываться относительно осей, заделанных в несущих щеках, приболченных к лонжеронам рамы трактора.

Рис. 20. Опорный каток погрузчика Т-107:
1 — каток; 2—ось катка; 3 — несущие щеки; 4 — крепежные болты; 5 — секторы

Повертывая секторы относительно щек, можно регулировать положение катка относительно опорной поверхности гусениц. Отрегулированное положение секторов фиксируется болтами 4.

Регулировка положения катка нужна для компенсирования неточности размеров механизмов погрузчика и просадки балан- сирной рессоры трактора.

Производительность погрузчика зависит главным образом от расстояния, на которое он должен передвигаться с грузом. Это объясняется тем, что при движении с поднятым загруженным 0 ковшом нельзя развивать большую скорость, так как неровности пути могут вызвать опрокидывание или поломку машины.

Обратный ход осуществляется также на 2-й передаче с одновременным спуском ковша. Если площадка ровная, то двигаться можно и на более высоких скоростях, например при дальностях передвижения 20—30 м можно использовать 3-ю или 4-ю передачу переднего хода, а для переезда с одного участка работы на другой — 5-ю передачу. Так как порожний ковш опускается низко к земле, то раскачивание машины на ходу не опасно.

Для обеспечения высокой производительности по-грузчика водитель должен применять наибольшие возможные скорости движения, но при этом должен помнить, что, превышая допустимую скорость, он рискует целостью и сохранностью машины.

Высокие скорости движения можно развивать на ровных рабочих площадках. Поэтому всегда целесообразно предварительно выровнять площадку около штабелей материала при помощи бульдозера или самим погрузчиком. Во всяком случае, необходимо срезать бугры и кочки, а также засыпать ямы и ухабы, которые могут мешать свободному движению погрузчика или послужить причиной его аварии.

Водитель не должен стараться захватить из штабеля больше материала, чем возможно по напорному усилию трактора. Этим он будет перегружать машину и вызывать повышенные износы ее. Кроме того, будет непроизводительно расходоваться время, так как неизбежны повторные переключения рычагов передач трактора.

Читать далее:

Категория: - О дорожно-строительных машинах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины