Строительные машины и оборудование, справочник




Ограничители в кранах

Категория:
   Приборы и устройства безопасности



Ограничители в кранах

В соответствии с «Правилами» Госгортехнадзора все стреловые самоходные краны должны быть оборудованы устройствами для автоматического отключения механизмов при подходе рабочих органов к крайним положениям и в случае перегрузки крана при подъеме грузов. Эти устройства называются ограничителями. Все ограничители (за исключением ограничителя грузоподъемности) в основном состоят из рычага или системы рычагов, соединяемых с концевым выключателем.

Ограничитель подъема стрелы необходим для автоматического отключения двигателя стреловой лебедки (дизеля при•одномоторном приводе), когда стрела займет крайнее верхнее положение. В случае перехода этого положения стрела будет находиться в неустойчивом состоянии и под действием ветра, инерционных нагрузок может упасть назад на платформу.

Стреловые краны оборудуют ограничителями грузоподъемности или грузового момента, которые в случае превышения нагрузки на крюке, большого уклона или значительных сил инерции, а также при одновременном действии нагрузки, уклона и сил инерции отключают основные механизмы: грузовую и стреловую лебедки и механизм поворота.




Во всех ограничителях после остановки механизма предусматривается возможность движения рабочего органа или части крана в обратном направлении, в частности движение грузовой лебедки в сторону спуска крюка, стреловой лебедки в сторону уменьшения вылета крюка. В стреловых кранах применяют ограничители, которые автоматически (или несложным переключением) настраиваются на работу с различными грузовыми характеристиками, соответствующими основному и сменному рабочему оборудованию.

Ограничитель грузоподъемности обеспечивает безопасность работы на кране, предупреждая его опрокидывание. Органичитель автоматически отключает грузовую или стреловую лебедку при превышении грузоподъемности (грузового момента) крана.

Ограничитель грузоподъемности предназначен для автоматического отключения двигателя грузовой лебедки при подъеме груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность крана на данном вылету крюка более чем на 10%.

Электрический ограничитель грузоподъемкости ОГП-1 (рис. 133) состоит из измерительного преобразователя (датчика] усилия 3, преобразователя 4 угла наклона стрелы или гуська, релейного блока и ука4 зательной панели. Ограничитель измеряв усилия в стреловом полиспасте и в случай превышения допускаемой величины, соот-1 ветствующей предельной массе груза на| данном вылете, срабатывает.

Преобразователь усилий, вмонтированный в стреловой полиспаст, представляет собой динамометр с потенциометром, преобразующим нагрузку в электросигналы. Схема расположения обоих преобразователей зависит от конструкции крана. Потенциометр применяют в преобразователе усилий и преобразователе угла наклона.

Рис. 133. Электрический ограничитель грузоподъемности ОГП-1:
а — ограничитель, б — установка ограничителя; 1 — канат, 2 — тяга, 3 — преобразователь усилия, 4 — преобразователь угла наклона стрелы, 5 — рычаг, 6 — стрела; 7 — ось стрелы

В преобразователе усилий основной элемент— упругое динамометрическое кольцо, изменяющее свою форму под действием нагрузок, которые возникают в стреловом полиспасте от поднимаемого груза. Изменение формы кольца передается через палец-толкатель потенциометру, укрепленному на кольце. Кольцо в одном месте крепят тяговым болтом к корпусу преобразователя, с противоположной стороны — вторым тяговым болтом с серьгой, соединяемой со стреловым канатом. Второй болт, а вместе с ним и кольцо могут свободно перемещаться под действием осевой нагрузки от каната. Для включения в электросеть ограничителя преобразователь оборудован штепсельным разъемом. Преобразователь угла наклона с помощью плиты крепят на металлоконструкции крана.

Поворот стрелы передается через рычаг приводному валу преобразователя и далее на его рычажок. Указательная панель, на которой размещены сигнальная лампочка и указатель массы поднимаемого груза, установлена в кабине машиниста на пульте управления.

Для защиты ограничителя грузоподъемности от ложных срабатываний при временных динамических нагрузках, не вызывающих потерь устойчивости крана, смонтированы реле времени, которые задерживают отключение ограничителя. При работе крана без груза (вхолостую) или при подъеме допускаемых на данном вылете крюка грузов реле нагрузки держит контакты красной аварийной лампочки и звукового сигнала разомкнутыми, а контакты зеленой сигнальной лампочки и отключающего устройства крана замкнутыми. В случае подъема груза, превышающего допускаемую величину на данном вылете, срабатывает реле нагрузки, в результате чего включаются красная лампочка, звуковой сигнал, отключающее устройство и выключается зеленая лампочка на панели.

Рис. 134. Электромеханический ограничитель грузоподъемности:
1 — шток-тяга, 2 — стакан, 3 — пружина, 4 — переходник, 5 — регулировочная гайка, 6 — канатная тяга

Ограничитель ОГП-1 выпускают в виде готового агрегата, установленного на кране при его сборке на заводе. Этот ограничитель достаточно сложен, нуждается в тщательном уходе и регулировании, для его обслуживания требуется квалифицированный персонал.

Ограничителями ОГП-1 оснащены краны КС-4361А и КС-5363.

Электромеханический ограничитель грузоподъемности представлен на рис. 134. Ограничитель закреплен между канатными тягами, соединяющими надставку двуногой стойки с поворотной платформой. Ограничитель односигнального типа состоит из градуированной пружины, предварительно сжатой усилием, соответствующим подъему номинального груза. Пружина заключена в металлический стакан, закрепленный между канатными тягами, являющимися преобразователями постоянного усилия. На одном конце стакана установлена глухая крышка с проушиной для соединения с тягой, а на другом конце — регулировочная гайка. Через гайку проходит жесткий шток-тяга, соединенный с пружиной и канатной тягой. Конечный включатель смонтирован внутри стакана. На стакане закреплен переходник типа ПТМ-1, соединенный электрически с защитной панелью.

Натяжение (усилие) в канатных тягах, соединяющих надставку двуногой стойки с рамой поворотной платформы кранов типа СКГ, во время подъема номинальных грузов при различных длинах и вылетах стрелы остается постоянным, что исключает необходимость в регулировании ограничителя и позволяет упростить его конструкцию.

Изменение натяжения стрелового полиспаста, возникающее от! подъема грузов на крюке выше номинальных, приводит к увеличению натяжения канатных тяг и вызывает растяжение пружины ограничителя.

Рис. 135. Электрогидравлический ограничитель грузоподъемности односигнального типа:
1 — стрела, 2,3 — стреловой и грузовой канаты, 4 — оттяжка, 5 — рычаг, 6 — тяга, 7 — шток, 8 — регулировочная гайка, 9 — пружина, 10 — грузик, 11 — золотник, 12 — ограничитель хода, 13 — кронштейн, 14 — эксцентриковый вал, 15 — кран управления, 16 — плунжер, 17 — гидроцилиндр, 18 — тормоз

Постоянство усилия в канатных тягах достигается с помощью специального выбора размеров и взаимного расположения двуногой стойки и блоков. При установке ограничителя между ветвями необходимо выдерживать прогиб каждой ветви от вертикали на заданную проектом величину. Ограничитель регулируют с помощью гайки при испытаниях крана на площадке и в процессе приемки его инспектором Госгортехнадзора.

Электромеханическими ограничителями грузоподъемности оборудованы механизмы основного и вспомогательного подъема крана.

Электромеханические ограничители грузоподъемности односигналь-ного типа аналогичной конструкции применены также на гусеничных кранах МКГ-25БР.

Электрогидравлический ограничитель грузоподъемности одиосиг-нального типа (рис. 135) применен на стреловых кранах МКГ-16М.

Ограничитель состоит из гидросистемы, связанной с помощью рычагов со стреловыми оттяжками, которые воспринимают усилия в грузовом и стреловом полиспастах.

В зависимости от условий работы крана на выносных опорах или без опор двухпозиционный гидравлический кран управления устанавливают соответственно в положения / или //.

При работе крана на колесах (положение //) шток гидроцилиндра перемещается в крайнее верхнее положение и пружина разгружается.

Сила, возникающая в оттяжках стрелы от нагрузок в стреловом полиспасте, стреловом, грузовом канатах, стремится повернуть эксцентриковый вал вместе с закрепленным рычагом против часовой стрелки. При работе крана с грузами, не превышающими номинальные на соответствующих вылетах, вал и рычаг не могут повернуться, так как грузик через тягу и ограничитель хода прижимает рычаг к кронштейну.

В случае перегрузки крана момент, создаваемый силой в оттяжках, превысит момент от грузика и рычаг повернется против часовой стрелки на небольшой угол и переместит плунжер золотника до упора ограничителя хода в кронштейн. Перемещение плунжера открывает доступ жидкости по линии давления гидросистемы в гидроцилиндры и тормоза стреловой лебедки и педали муфты сцепления, вследствие чего отключается привод механизмов крана и включается тормоз стреловой лебедки.

При работе крана на выносных опорах (положение рукоятки крана управления) жидкость по линии гидросистемы поступает в верхнюю полость гидроцилиндра и его шток перемещается в нижнее положение. Пружина сжимается до определенной величины, соответствующей заданному положению регулировочной гайки.

У кранов с электрическим или дизель-электрическим приводом переменного тока при обрыве любой из фаз должен отключаться привод механизма подъема груза и стрелы. При отключении электродвигателя должно сниматься напряжение с катушек электромагнита тормоза или обмоток двигателя гидротолкателя. Для этой цели служит реле обрыва фаз.

Ограничитель грузоподъемности для кранов с гидроприводом имеет ряд особенностей.

Ограничитель ОГБ-3 — бесконтактный, состоит из преобразователей (усилий, вылета, длины стрелы), блока управления и панели сигнализации. Преобразователь усилий монтируется на гидроцилиндре подъема стрелы и воспринимает усилие (давление) в гидросистеме подъемного механизма с помощью отдельного гидроцилиндра преобразователя.

Преобразователи вылета и длины стрелы (телескопических секций) имеют одинаковую конструкцию, включающую преобразователь сигналов.

Преобразователь вылета установлен на оси стрелы и поворачивается от рычажка, шарнирно соединенного с основанием стрелы; преобразователь длины закреплен на основной секции и соединен с выдвижными секциями тягой и рычажком.

Блок управления и панель сигнализации расположены в кабине управления. Блок управления служит для сравнения электрических сигналов преобразователей и выдачи исполнительного сигнала. Панель сигнализации является индикаторным устройством, позволяющим оценить величину груза, поднимаемого краном, и величину вылета, на котором производится подъем.

Ограничитель высоты подъема крюка предназначен для автоматического отключения двигателя грузовой лебедки, когда крюковая обойма приближается к крайнему верхнему положению (0,2 м до головки стрелы). Если нет ограничителя или он неисправен, обойма упрется в стрелу, грузовая лебедка будет работать и это приведет к обрыву каната, деформации и опрокидыванию стрелы на платформу»и даже к падению крана.

Ограничители высоты подъема крюка имеют различное конструктивное исполнение. На стреловых кранах применяют в основном следующие две конструкции ограничителей высоты подъема крюка: рычажный и с гибкой подвеской грузика.

Рис. 136. Схема ограничителя высоты подъема крюка рычажного типа:
1 — скоба-толкатель, 2 — рычаг, 3 — конечный выключатель, 4 — стрела

Ограничитель рычажного типа (рис. 136) представляет собой изогнутый рычаг 2, шар-нирно соединяемый с головкой стрелы, и конечный выключатель. При упоре скобы-толкателя крюковой обоймы в рычаг ограничителя последний поднимается и воздействует на выключатель, который срабатывает. После опускания обоймы рычаг ограничителя под действием собственного веса возвращается в исходное положение. Ограничители рычажного типа применены в кранах СКГ-40А, СКГ-63А.

На кране КС-5363 используют ограничитель высоты подъема крюка с конечным выключателем шпиндельного типа, срабатывающим после поворота вала грузовой лебедки на определенный угол. Выключатель с помощью шестерни соединен с шестерней вала грузовой лебедки. Ограничитель регулируют при смене рабочего оборудования и соответствующей замене грузового каната.

Ограничитель с гибкой подвеской грузика (балочки), подвешиваемого на канатике к рычагу конечного выключателя, установленного на головке стрелы, работает следующим образом. При упоре крюковой обоймы в грузик натяжение канатика уменьшается, вследствие чего рычаг под действием пружины отклоняется, и выключатель срабатывает. Опускание обоймы сопровождается опусканием грузика, натяжением канатика и замыканием контакта конечного выключателя. Ограничители этого типа установлены на кранах МКГ-25БР.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Приборы и устройства безопасности

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Ограничители в кранах"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы