Строительные машины и оборудование, справочник







Ограничители высоты подъема крюка и грузоподъемности

Категория:
   Устройство башенных кранов


Ограничители высоты подъема крюка и грузоподъемности

Ограничитель высоты подъема крюка предназначен для автоматического отключения двигателя грузовой лебедки при подъеме крюка (крюковой обоймицы) к стреле на расстояние меньшее, чем установленное для кранов при нормальной работе — 0,5 м. В случае упирания обоймицы в стрелу и дальнейшей работы грузовой лебедки может произойти обрыв грузового каната, деформация стрелы и жесткого расчала, опрокидывание стрелы на головку башни и даже падение всего крана. Ограничитель высоты подъема крюка препятствует подъему обоймицы до упирания ее в оголовок стрелы.

Ограничитель грузоподъемности крана предназначен для автоматического отключения двигателя грузовой лебедки при подъеме груза, вес которого превышает номинальную грузоподъемность крана на данном вылете стрелы более чем на 10%. В результате перегрузки кран может потерять устойчивость и упасть, могут произойти деформации и поломки отдельных элементов и узлов крана (обрыв грузового каната, изгиб стрелы и башни, трещины в металлоконструкции головки и башни, полом* ка крюка, деталей грузовой лебедки и т. д.). Ограничитель грузоподъемности обеспечивает безопасность работы на кране, предотвращая возможную его перегрузку.

Оба ограничителя часто выполняются в виде одного комбинированного устройства, монтируемого на стреле крана. Устройство представляет собой рычажную систему, воздействующую на концевой выключатель, который в момент подъема груза выше номинального или достижения крюком предельной высоты его подъема размыкает цепь, питающую током электродвигатель грузовой лебедки.

Ограничитель должен иметь в своей цепи гибкий элемент, который был бы рассчитан на допустимую для крана нагрузку и при превышении ее дозволял рычагам изменять положение. Таким элементом чаще всего бывает спиральная, калиброванная пружина или груз, подвешенный на тросике.

В зависимости от способа подвеса груза — к грузовой тележке или на конце стрелы — ограничители имеют различное конструктивное оформление.

Наиболее распространенной конструкцией комбинированного ограничителя является ограничитель крана СБК-1 (рис.73).

Ограничитель высоты подъема груза состоит из двухплечего рычага, соединенного серьгой с коромыслом. Коромысло при помощи проволочного канатика соединено с тягой, конец которой закреплен на рычаге выключателя. Рычаг оттягивается при помощи пружины.

Ограничитель грузоподъемности состоит из рычага, к которому шарнирно прикреплен коуш грузового каната. Рычаг серьгой связан с двуплечим рычагом, который проволочным канатиком связан с тягой, закрепленной на рычаге выключателя. Таким образом, выключателем обслуживаются оба ограничителя — высоты подъема крюка и грузоподъемности.

Если при подъеме крюковая обойма упрется в плечо рычага, последний повернется и через серьгу повернет коромысло, которое посредством тяги заставит сработать выключатель.

При увеличении веса груза увеличится натяжение грузового каната, а следовательно, и нагрузка, передаваемая коушем на рычаг. Последний повернется вниз, отклоняя тем самым рычаг в направлении против часовой стрелки. Тяга, преодолевая натяжение пружины, повернет рычаг выключателя (стяжка и винт служат для регулирования ограничителя).

Эта конструкция обеспечивает срабатывание ограничителя в соответствии с грузовой характеристикой крана на любом вылете стрелы при постоянном натяжении пружины. Это достигается при условии установки рычага в положение, при котором его ось параллельна оси стрелы. Тогда при изменении вылета стрелы взаимное расположение рычага и стрелы останется прежним, а направление грузового каната изменится.

Рис. 73. Комбинированный ограничитель грузоподъемности и высоты подъема крюка крана СБК-1

В результате этого расстояние между осью рычага и направлением приложения нагрузки уменьшается пропорционально углу наклона стрелы. Для получения такого же момента относительно оси рычага, как и при горизонтальном положении стрелы, необходимо к рычагу приложить значительно большую нагрузку. Этой нагрузкой является половина поднимаемого груза, вызывающего соответствующее натяжение ветви грузового каната, которая закрепляется в коуше. Следовательно, независимо от наклона стрелы и изменения величины грузоподъемности крана выключение электрической цепи будет происходить при одинаковой нагрузке на пружину, вследствие чего не требуется ее периодической регулировки.

Ограничитель крана СБК-1 имеет еще и другую конструкцию, предложенную Н. И. Чернышевым (рис. 74). Ограничитель подвешивается на гладких осях, закрепленных в металлоконструкции неповоротной головки башни. Конструкция подвеса обеспечивает свободную установку прибора по направлению грузового каната, огибающего блоки, закрепленные на раме, и подвижной блок, установленный на рычаге, который поворачивается относительно оси. Усилие, действующее от натяжения грузового каната на блок, уравновешивается грузами, которые могут быть передвинуты по рычагу. Остановка двигателя осуществляется при помощи концевого выключателя, на шток которого нажимает регулировочная гайка, перемещающаяся по винту рычага. Нижнее положение рычага ограничивается установочным винтом.

Ограничитель грузоподъемности крана ПБК-750 не имеет системы рычагов. Ветвь грузового каната, идущая на барабан лебедки, на своем пути встречает ролик, который под действием пружины постоянно нажимает на грузовой канат. Ось блока расположена в направляющих, в которых она может перемещаться под действием усилия в грузовом канате. Вся система отрегулирована таким образом, что при подъеме предельного груза усилие в канате и на ролике достигает величины, при которой преодолевается натяжение пружины и срабатывает концевой выключатель. При снятии повышенной нагрузки усилием пружины ролик отжимается в исходное положение, соответствующее положению «замкнуто» рычага концевого выключателя, т. е. включению электрической цепи двигателя грузовой лебедки крана. Все устройство смонтировано в нижней части крана, что удобно при осмотре и регулировке ограничителя.

Ограничитель высоты подъема крюка крана БК-2 (рис. 75) представляет собой съемный элемент, смонтированный на оголовке стрелы. Ограничитель состоит из криволинейного рычага, промежуточного толкателя и конечного выключателя.

Рычаг изготовлен из трубы, в один конец которой вварена втулка и фасонка-толкатель. При помощи этой втулки рычаг может поворачиваться на оси, закрепленной в кронштейнах ограничителя. Второй конец рычага соединяется при помощи цепочки с оголовком стрелы. На параллельной оси установлен промежуточный толкатель, который при упоре в него фасонки рычага отклоняется и перемещает стержень конечного выключателя. Выключатель и кронштейны закрепляются на стальном листе, который приваривается при сборке ограничителя к нижнему поясу стрелы.

Рис. 74. Ограничитель грузоподъемности крана СБК-1 системы Н. И. Чернышева

В ограничителе БК-2 отсутствует гибкая связь в виде тросика между криволинейным рычагом и конечным выключателем, установленным у основания стрелы крана СБК-1. В этом отношении ограничитель крана БК-2 более надежен в работе и требует менее частой и длительной регулировки, чем комбинированный ограничитель краиа СБК-1. В случае неисправности ограничителя в процессе эксплуатации крана стрелу можно опустить вертикально вниз и произвести осмотр и регулировку ограничителя.

Рис. 75. Ограничитель высоты подъема крюка крана БК-2:
1 — кронштейн; 2 — промежуточный толкатель; 3 — конечный выключатель; 4 — рычаг

Ограничитель грузоподъемности крана БК-2 (рис. 76) устанавливается на двух ветвях каната стрелового полиспаста. Ограничитель состоит из конечного выключателя, пружины, закрепляемой на скобе, тяги, с выключающей линейкой и зажимов. На скобе устанавливается кронштейн с втулкой, на котором закрепляется выключатель. Через втулку проходит тяга, одним концом соединяемая при помощи зажима с ветвью каната, а на другом конце имеющая тарелку и выключающую линейку. Между тарелкой и кронштейном на тяге помещается пружина. Скоба, в свою очередь, зажимом присоединяется ко второй ветви каната. Предварительное сжатие пружины производится посредством стягивания ветвей каната до тех пор, пока тарелка не окажется против рисок, наносимых на скобе при испытаниях ограничителя на заводе.

Рис. 76. Ограничитель грузоподъемности крана БК-2:
1 — тарелка; 2 — пружина; 3 — скоба; 4 — кронштейн; 5 — упорная втулка; 6 — тяга; 7 — выключающая линейка; 8 – сухарь; 9— стреловой канат; 10 — зажим; 11 — конечный выключатель

Под действием нагрузки канаты перемещаются в разные стороны в поперечном направлении, вследствие чего подвижное звено-тяга вместе с линейкой перемещается и, преодолевая усилие пружины, упирается в стержень конечного выключателя. Если усилия в ветвях каната достигнут величины, соответствующей 10-процентной перегрузке крана, то ограничитель сработает, т. е. линейка передвинет стержень выключателя в нерабочее положение.
Ограничитель высоты подъема крюка крана М-3-5-5 (рис. 77) состоит из двуплечего изогнутого рычага 8, шарнирно соединенного с грузовой тележкой, канатика, один конец которого закреплен на оголовке стрелы, а другой связан с пружиной и рычагами, и конечного выключателя 3. При упоре крюковой обоймы в изогнутое плечо рычага ограничителя рычаг поворачивается и роликом, посаженным на прямолинейном плече, натягивает канатик между роликами грузовой тележки. Натяжение канатика вызывает перемещение штока и деформацию пружины, вследствие чего рычаги воздействуют на выключатель и вызывают его срабатывание.

Ограничитель высоты подъема крюка в кранах, оборудованных грузовой тележкой, может быть -выполнен несколько иначе. Например, в «ране УБК-5-50 рычаг «а тележке заменен балочкой, перемещающейся по направляющим штокам, а вместо пружины подвешен груз.

Рис; 77. Ограничитель высоты подъема крюка крана М-3-5-5:
1—пружина; 2—рычаг; 3 — конечный выключатель; 4 — канатик; 5 — направляющие ролики; 6 — отклоняющий ролик; 7—грузовая тележка; 8 — рычаг-ограничитель; 9 — тяговый канат

При упоре крюковой обоймы в балочку она поднимается и освобождает часть канатика, который выбирается грузом. В результате этого груз перемещается и через систему рычагов воздействует на конечный выключатель, обеспечивая его срабатывание.

Рис. 78. Ограничитель грузоподъемности крана М-3-5-5: f — коуш; 2—рычаг; 3 — пружина; 4 — клин; 5 —гайка; 6 — винт; 7—конечный выключатель; в — барабан лебедки передвижения грузовой тележки

Ограничитель представляет собой систему рычагов, которые передают усилия грузового каната, закрепленного в коуше, на пружину и выключатель мгновенного действия, В случае превышения номинального груза на 10% пружина деформируется настолько, что рычаги поворачиваются и воздействуют на выключатель. Для уравновешивания двух грузов весом 3 и 5 г на определенных вылетах крюка при помощи одной и той же пружины предусмотрено приспособление в виде клина. Для этого нижний конец пружины соединен с упором, перемещающимся по специальным направляющим под действием клина. Клин посажен на винт, выполненный заодно с валом лебедки передвижения грузовой тележки. Вращение барабана лебедки вызывает поступательное перемещение клина, вследствие чего изменяется предварительное натяжение пружины. Угол наклона клина и длина его прямого участка подобраны так, что получаемое изменение натяжения пружины соответствует изменению грузоподъемности крана на данных вылетах крюка в пределах от 3 до 5 г. При работе крана с поднятой стрелой, когда грузовая тележка закреплена и лебедка не работает, клин устанавливается в такое положение, которое обеспечивает заданную грузоподъемность. Подъем или опускание стрелы должен сопровождаться регулированием ограничителя грузоподъемности для данного вылета стрелы и грузоподъемности.

Ограничитель высоты подъема крюка крана Т-72 состоит из грузика, подвешенного на тросике на конце стрелы, с помощью которого он соединяется с конечным выключателем КУ-131. Грузик имеет скобу, через которую пропущена одна ветвь грузового каната, идущего на головной блок стрелы. Грузик своим весом оттягивает пружину, связанную с рычагом конечного выключателя, и обеспечивает замыкание цепи управления грузовой лебедки. При подъеме крюковой обоймы в крайнее верхнее положение и упирании ее в скобу грузик поднимается, вследствие чего тросик ослабляется и рычаг конечного выключателя под действием пружины отклоняется в нерабочее положение. При опускании обоймы грузик натягивает тросик и возвращает рычаг в исходное положение, при котором замыкается электрическая цепь двигателя лебедки.

Ограничитель грузоподъемности крана Т-72 (рис. 79) состоит из улитки, посредством которой канат стрелового полиспаста присоединяется к ограничителю конечного выключателя и комплекта деталей для крепления ограничителя к рычагу улитки и к поворотной платформе крана.

Усилие каната стрелового полиспаста передается через систему рычагов и создает момент относительно шарнира, который воспринимается пружиной и защелкой, фиксирующей положение сектора включения. Равновесие рычажной системы прибора Достигается регулированием натяжения пружин для определенных нагрузок, соответствующих вылету стрелы 20 и 25 ж. В случае превышения номинальной грузоподъемности на данном вылете стрелы равновесие нарушается и сектор, преодолевая усилия пружин, отжимает защелку, поворачивается совместно с осью, которая через рычаг воздействует на конечный выключатель,

В результате электрическая цепь грузовой лебедки разрывается.

Рис. 79. Ограничитель грузоподъемности крана Т-72:
1— канат; 2 — сектор включения; 3 — защелка; 4—5 — пружины; 6— шарнир

После снятия нагрузки или уменьшения ее величины защелка, а вместе с ней и сектор под действием пружин занимают исходное положение и в системе восстанавливается равновесие. Ограничитель работает на всех вылетах стрелы благодаря введению в кинематическую цепь прибора улитки с переменным плечом. Профиль улитки и навивка на нее стрелового каната рассчитаны таким образом, чтобы при подъеме стрелы и уменьшении усилия в канате плечо улитки увеличивалось. При этом условии усилие, передаваемое от улитки чепез пычаг на ограничитель, остается постоянным.


Читать далее:

Категория: - Устройство башенных кранов





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины