Строительные машины и оборудование, справочник






Охлаждающие жидкости двигателя автомобиля и требования к ним


Категория:
   Устройство автомобиля


Охлаждающие жидкости двигателя автомобиля и требования к ним

В качестве охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей применяются вода и этиленгликолевые жидкости (антифризы). Охлаждающие Жидкости должны удовлетворять следующим основным требованиям: обладать высокой теплоемкостью, небольшой вязкостью, негорючестью, безвредностью и дешевизной, иметь низкую температуру замерзания, высокую температуру кипения и не способствовать образованию накипи в системе охлаждения.

Вода как охлаждающая жидкость имеет ряд положительных свойств: высокую теплоемкость, оптимальную вязкость, безопасность в пожарном отношении, нетоксичность и т. д.

Основные недостатки воды: недостаточно низкая температура замерзания, увеличение объема при замерзании (примерно на 10%), невысокая температура кипения, образование накипи, которая обладает плохой теплопроводностью. Интенсивность образования накипи в системе охлаждения зависит от жесткости воды, которая создается растворимыми в ней солями, в основном кальция и магния.



Жесткость воды измеряется в миллиграмм-эквивалентах на 1 л поды (мг-экв/л). Вода, содержащая в 1 л 20,04 мг кальция или 12,16 мг магния, имеет жесткость 1 мг-экв/л. Жесткость воды по внешним признакам определить нельзя, она определяется только лабораторным путем. По показателям жесткости (в мг-экв/л) воду делят на следующие группы: мягкая до 2; умеренно жесткая 2—4; средней жесткости 4—6; жесткая 6—8; очень жесткая выше 10.

Вода рек, прудов, озер считается умеренно жесткой (до 4 мг-экв/л). Дождевая и снеговая вода имеет не более 0,04 мг • экв/л и дает наименьшее количество накипи. Вода из колодцев и ключей обычно жесткая (8—12 мг • экв/л) и ее применение в системе охлаждения без умягчения нежелательно.

Смягчить воду можно путем кипячения в течение 30—40 мин или прибавлением технического трилона Б (2 г на 1 л воды). Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания при нагреве и кипячении. Смягчение воды производится также с помощью натрий-кагионитных фильтров и химическим способом (специальными очистительными установками).

Удаление из системы охлаждения накипи, продуктов коррозии и шлама производится путем промывания. Если отложения накипи незначительные, то рекомендуется промывать систему струей чистой воды. При этом радиатор и рубашка охлаждения блока двигателя промываются раздельно в направлении, обратном циркуляции жидкости в системе. Если отложения накипи большие и двигатель перегревается, то применяются специальные растворы.

Необходимо помнить, что систему охлаждения карбюраторных двигателей, имеющих блоки или головки блоков из алюминиевых сплавов, нельзя промывать щелочными или кислотными растворами. В этом случае ракомендуется использовать раствор тринатрийфосфата (100 г тринатрийфосфата на 1 л воды), который заливается в систему на 2—3 дня. Машина с этим раствором может выполнять работу с доливкой раствора через каждые 12 ч. После слива раствора тщательно промыть раздельно радиатор и рубашку охлаждения чистой водой Для двигателей с чугунным блоком и головкой можно применять раствор каустической соды (7,00—1000 г соды и 150 г керосина на 10 л воды), который заливается в систему на 7— 10 ч. Перед сливом раствора пускают двигатель и дают ему поработать 15—20 мин. Затем раствор сливают и промывают систему охлаждения чистой водой.

Для промывки системы охлаждения двигателя ЗМЗ-66 применяют раствор хромпика (4—8 г на 1 л воды), который заливают в систему, и двигатель должен работать на нем в течение месяца. Затем раствор сливают и систему промывают чистой водой. Надо иметь в виду, что раствор с концентрацией хромпика менее 3 г на 1 л обладает повышенной коррозионной агрессивностью. При снижении уровня жидкости в системе добавляется раствор хромпика. Хромпик ядовит, поэтому раствор приготовляется в противогазе и резиновых перчатках.

Для промывки систем охлаждения двигателей ЗИЛ-131 и ЗИЛ-375 можно применять раствор трилона (20 г технического трилона на 1 л воды). Раствор заливают в систему, и автомобиль работает на нем в течение дня (6—7 ч). Затем раствор сливают и заливают свежий. Промывка продолжается 4—5 дней, после чего систему промывают чистой водой.

Низкозамерзающие жидкости (антифризы) предназначены для заправки систем охлаждения двигателей при низких температурах. Они представляют собой водный раствор технического этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок. Наиболее распространенные жидкости двух марок: «40» и «65» с температурой замерзания соответственно не выше минус 40° и минус 65° С. В качестве антикоррозионных присадок в антифризы вводится динатрийфосфат и декстрин.

Жидкость марки «40» светло-желтого цвета, плотность 1,067—1,072 г/см3. Жидкость марки «65» оранжевого цвета, плотность 1,085—1,090 г/см3.

Этиленгликолевые антифризы — сильные яды, поэтому при обращении с ними необходимо соблюдать следующие основные правила применения и техники безопасности:
— тара, в которой хранятся и перевозятся низкозамерзающие жидкости, должна иметь надпись «Яд» и пломбироваться;
— личный состав, работающий на машинах, где применяются эти жидкости, систематически инструктируется (при этом особое внимание обращается на предупреждение попадания антифриза внутрь организма);
— при работе с антифризами нельзя принимать пищу и курить; категорически запрещается переливать жидкости шлангом путем засасывания ртом;
— после обслуживания системы охлаждения руки должны быть вымыты с мылом;
— при случайном попадании антифриза внутрь организма пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи;
—количество низкозамерзающей жидкости, заливаемой в систему охлаждения, берут на 6—8% меньше ее емкости, так как антифриз при нагревании увеличивается в объеме больше, чем вода;
— заливать жидкость осторожно, не проливая, так как она портит окраску автомобиля;
— не допускать попадания в систему охлаждения нефтепродуктов (бензина, керосина, масла), так как в присутствии их жидкость сильно вспенивается и выбрасывается из системы;
— при уменьшении уровня антифриза в системе охлаждения доливать следует только воду, так как вода испаряется быстрее, чем этиленгликоль.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Основные эксплуатационные показатели автомобиля
Нормы расхода и способы экономии эксплуатационных материалов
Эвакуация автомобильной техники
Ремонт автомобильной техники в Советской Армии
Эксплуатация автомобилей в период обкатки
Техника безопасности на автомобильном транспорте
Устройство парков и внутренняя служба в них
Эксплуатации и технического обслуживания автомобилей в вооруженных силах СССР
Система герметизации автомобиля «Урал-375Д»
Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля


Остались вопросы по теме:
"Охлаждающие жидкости двигателя автомобиля и требования к ним"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы