Строительные машины и оборудование, справочник







Охрана природы и улучшение использования природных ресурсов

Категория:
   Механизация дорожных работ


Охрана природы и улучшение использования природных ресурсов

Рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов — составная часть программы строительства коммунизма в СССР и выполнения решений XXIV съезда КПСС.

Принятые Верховным Советом СССР основы земельного и водного законодательства, основы законодательства о здравоохранении, постановление об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов {2.8] предусматривают систематический контроль за проведением работ по борьбе с эрозией почв, за правильным использованием земель, вод, лесов, недр, за предотвращением загрязнения среды, сохранением и воспроизводством животного и растительного мира. Образован Междуведомственный научно- технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в котором широко представлены ученые Академии наук СССР. СССР участвует в осуществлении крупных международных проектов, связанных с рациональным использованием природы. Эта проблема- разрабатывается в рамках Комплексной программы социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ.

Угрозы биосфере идут с разных сторон. Наиболее интенсивны источники загрязнения: автомобили, стационарные энергетические установки, крупные предприятия, особенно медеплавильные и свинцовые. Все больше воды расходуется в технологических процессах, для охлаждения, сброса отходов. Огромный вред наносят нерациональное земледелие и вырубка лесов. Уничтожение зеленого покрова в одном районе вредит всей биосфере. Реки несут отходы одного предприятия в другие районы и другие страны. Выбросы промышленных предприятий могут быть отнесены ветром за тысячи километров. Вместе с потоками дождя они могут выпасть далеко от источника загрязнения.

Автомобилизация страны, строительство автомобильных дорог и мостов — отрасль материального производства, которая в той или иной мере воздействует на окружающую среду. Поэтому при разработке плана организационных мероприятий по подготовке и строительству и его осуществлению в специальный раздел должны быть выделены мероприятия по охране природы и улучшению использования природных ресурсов.

Земляные работы. Если возможно, дорожную полосу следует очищать от леса и кустарника не на полную ширину для данной категории дороги, сохраняя лесной массив. Деревья ценных пород нужно пересаживать с целью улучшения архитектурного оформления дороги. Больше внимания надо уделять озеленению дорог, включая это в план как первоочередные работы. Зеленые насаждения хорошо влияют на условия роста сельскохозяйственных культур на прилегающих к дороге полях, преграждая путь суховеям.

< При устройстве насыпей следует всячески избегать использования грунта из боковых резервов, особенно в сельскохозяйственных районах. Если этого избежать нельзя, глубину резервов не нужно Делать более 1—1,5 м, а после окончания земляных работ надо проводить обязательную рекультивацию — возвращать из валиков на старое место срезанный растительный грунт. Рекультивацию необходимо проводить сразу после устройства земляного полотна и не позднее 6 месяцев.

Добыча и переработка каменных материалов. Планом добычи должна быть предусмотрена разработка карьеров по проекту и в строгом соответствии с горнотехническими документами. Важным элементом процесса является удаление пустой породы (вскрыши). Пустая порода должна быть по возможности использована для засыпки оврагов, болот, пониженных мест. Нельзя отвозить ее на земли, которые можно использовать в сельскохозяйственных целях. Притрассовые карьеры после окончания добычи материалов необходимо рекультивировать с целью использования в качестве водоемов для разведения рыбы (где возможно). Если материал из карьера выбран полностью, выработки могут быть засыпаны и использованы как площадки для строительства зданий дорожной службы.

При переработке камня необходимо, добиваться максимального использования сырья. Технологическая схема КДЗ должна быть гибкой, позволяющей готовить разные фракции и их смеси с учетом нужд потребителей, не допуская накопления ненужных фракций щебня.

Отходы камнедробления— ценный материал, и не следует допускать отвозку в отвалы, бесполезно загромождая большие территории. При дефиците твердых каменных материалов необходимо стремиться использовать любой каменный материал, подвергая его обогащению, сортировке, мойке, активации.
КДЗ — шумное и пыльное предприятие, выбрасывающее в атмосферу много пыли, вредной для здоровья работающих. Поэтому нужно уловить всю пыль, образующуюся при камнедроблении, путем отсасывания вентиляторами и сбора в бункерах.

Приготовление асфальтобетонных, битумоми- неральных ицементнобетонных смесей. При приготовлении асфальтобетонных смесей в атмосферу выбрасывается много дымовых газов и пыли. На мощных АБЗ количество пыли доходит до 4 т в сутки. Перспективным является «замкнутая» технология, исключающая или существенно снижающая количество производственных отходов: совершенствование методов и средств газоочистки, эффективные способы предварительной очистки сжигаемого топлива и др. Оптимальным решением будет подземное улавливание пыли без выпуска в атмосферу, замена жидкого топлива электронагревом каменных материалов в сушильном барабане или использование инфракрасных лучей, оснащение асфальтосмесителёй эффективными пылеулавливающими агрегатами. При размещении АБЗ следует учитывать направление господствующего ветра в летний период с таким расчетом, чтобы лаборатория, конторы, РММ, службы бытового обслуживания находились с наветренной стороны. Это же относится и к ближайшему населенному пункту. В перспективных планах развития городов нужно предусматривать вывод АБЗ за черту города, когда невозможно существенно уменьшить вредные выбросы этих предприятий. Иногда ограничиваются постройкой в черте города цеха сушки, сортировки и смешения, используя расходные мобильные емкости (для битума, минерального порошка и каменных материалов), а центральные базы — склады- элеваторы создают за его чертой с централизованнной доставкой всех компонентов смеси специализированным транспортом: автоцементовозами, автобитумовозами, крытыми автомобилями-самосвалами.

Руководство стройкой, ИТР должны повседневно вести пропаганду среди работающих по рациональному использованию и защите окружающей среды на конкретных примерах применительно к местным условиям. Госкомитет стандартов Совета Министров СССР разрабатывает и издает крмплексы общетехнических государствен-; ных стандартов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, в которых изложены мероприятия применительно к специфике производства.

Охрана труда. В СССР проводится большая работа по улучшению и оздоровлению условий труда. В Программе КПСС указано, что всемерное оздоровление и облегчение условий труда — одна из важных задач подъема народного благосостояния. Здоровье человека, по выражению В. И. Ленина, не только его личное благо, но и общественное богатство, расхищать которое преступно. Улучшение и оздоровление труда — задача не только медицинская (улучшение здоровья населения), но и экономическая.

Создана новая наука — эргономика, изучающая физиологические возможности человека в трудовых условиях, которые обеспечивают человеку удобство и сохраняют его силы, здоровье и работоспособность.

Важным элементом в охране труда работающих является эстетика труда: приведение в порядок строительных площадок, территорий для отдыха трудящихся, цветовое оформление помещений, размещение средств наглядной агитации, обеспечение работающих удобной и красивой спецодеждой и др. (1.2].
В соответствии с СНиП каждый объект, намеченный к строительству, должен быть обеспечен проектной документацией по организации и производству работ, которая должна предусматривать мероприятия по охране труда, созданию безопасных условий на строительной площадке в целом и на рабочих местах, по санитарно- гигиеническому обслуживанию рабочих, освещению строительных работ и производственных предприятий. Выполнение этих мероприятий, принятых в проекте, обеспечивает администрация строительства.

Санитарно-гигиеническое и бытовое обслуживание рабочих организуется на основании «Указаний по проектированию бытовых , зданий и помещений, пунктов питания и здравпунктов строительно- монтажных организаций» (СН 276-64) и специальных указаний Министерства транспортного строительства СССР и Минавтодора.

С учетом характера и условий работы для строительных рабочих предусматриваются бытовые помещения: гардеробная для сушки, чистки и дезинфекции одежды, туалеты, умывальные, души. При большом количестве женщин организуют комнаты для личной гигиены. Предусматриваются места для курения, оборудованные противопожарным инвентарем, а также для укрытия от солнечной радиации. При организации санитарно-гигиенического и бытового обслуживания рабочих, в первую очередь, в подготовительный период следует использовать вагончики или инвентарные сборно-разборные здания. Санитарно-бытовые помещения удаляют от источников пыли или газа не менее чем на 50 м и располагают по отношению к ним с наветренной стороны. Около санитарно-бытовых помещений необходимо выделять площадку отдыха. Расстояние до туалетов должно быть 100—200 м. Столовые, буфеты располагают от рабочих мест на расстоянии не более 300—500 м при продолжительности перерыва 0,5—1 ч и не на территории производственных предприятий. Обязательно должна быть питьевая вода по норме 2,5—4 л в сутки на человека. Если в источнике водоснабжения качество воды не отвечает требованиям ВУ 39-65, ее необходимо улучшить путем очистки или кипячением. Для очистки применяют хлорную известь (обеззараживание), сернокислый глинозем или железный купорос (коагулирование мути и осветление воды). Рабочих желательно обеспечивать газированной водой, используя для этой цели сатураторы, наблюдение за которыми вменяется в обязанность лаборатории.

Для определения площади временных зданий и сооружений существуют примерные расчетные нормы: контора—3 м2 на одного работающего в комнате, гардеробные, умывальники — 0,4 м2 на работающего, душевые при 10—20 чел., пользующихся душем, площадь одного душа — 3—3,5 м2; помещение для сушки» обезвреживания и обеспыливания рабочей одежды — 0,2 м2 на пользующегося; помещение для обогрева зимой — 0,1 м2 на одного рабочего в смену; столовые на 50 посадочных мест (с заготовкой полуфабрикатов и приготовлением пищи) — 4,85 м2 на посадочное место; помещение для приема пищи (без приготовления, доставка в термосах) — 1 — 1,2 м2 на посадочное место; проходные (помещение охраны) — 9 м2; туалеты — 2—2,5 м2 народно очко.

Противопожарные1 мероприятия. Пожарная безопасность на строительстве обеспечивается в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности при производстве строительных работ. Мероприятия пожарной профилактики разрабатывают одновременно с проектами организации строительства и производства работ. Эти мероприятия направлены на предупреждение пожара, ограничение его распространения, создание условий для успешной эвакуации людей и материальных ценностей из горящего или угрожаемого помещения, обеспечение условий для успешной локализации и тушения пожара. ‘
Основными огнегасительными средствами являются: вода, водные растворы, пена, инертные газы, водяной пар, земля, сухой песок. В практике тушения пожаров наибольшее распространение получила вода, которая по сравнению с другими средствами имеет наибольшую теплоемкость и пригодна для тушения большинства горючих веществ. Один литр воды при нагревании в условиях пожа- pa до 100°* поглощает из зоны горения примерно 80 ккал тепла (1 кал = 4,1840 Дж) и при испарении поглощает 539 ккал тепла, образуя около 1690 л пара, который служит заслоном для воздуха. При тушении пожаров водой следует учитывать, что она проводит электрический ток. Воду нельзя применять там, где имеются вещества, которые, вступая с ней в реакцию, выделяют горючие газы (карбид кальция) или тепло (негашеная известь). Для тушения легковоспламеняющихся жидкостей пригодна химическая или механическая пена, инертные газы. Эффект зависит от интенсивности подачи огнегасительных средств на поверхность горючих веществ.

По нормам каждое производственное предприятие должно быть обеспечено противопожарным водоснабжением к началу его работы. За противопожарные мероприятия ответственны администрация стройки и ИТР на местах производства работ. На производственных предприятиях дорожного строительства в обязанности начальника охраны вменяется и обеспечение пожарной безопасности.

При работе дорожных машин, тракторов, автомобилей необходимо соблюдать основные противопожарные правила: запрещается работать на машинах, не оснащенных средствами тушения—огнетут шителем, лопатой и др.; выезд на работу, если у машины даже незначительные подтеки топлива из бака, топливопроводов или других агрегатов подачи топлива; иметь на машине или в непосредственной близости от ‘места ее стоянки замасленные или пропитанные топливом обтирочные материалы (отходы необходимо собирать в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой); курить и держать открытый огонь (горящие факелы, спички) близ машины; заливать водой горящее топливо на машине или под ней, так как это может вызвать взрыв, При возникновении пожара на машине машинист должен перекрыть краники топливопроводов и затем гасить пламя огнетушителем, песком, землей, либо накрыть брезентом или войлоком, чтобы прекратить доступ воздуха к пламени.


Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Документация на ремонт дорожных машин
Механизированные средства для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
Хранение и консервация дорожно-строительных машин
Парки дорожно-строительных машин
Система планово-предупредительного ремонта дорожно-строительных машин
Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин
Транспортирование дорожно-строительных машин
Подготовка дорожно-строительных машин к эксплуатации
Приемка-передача дорожно-строительных машин
Cистемы автоматики дорожных машин


Остались вопросы по теме:
"Охрана природы и улучшение использования природных ресурсов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы