Опорно-поворотное устройство обеспечивает вращение поворотной части крана при одновременной передаче вертикальных и горизонтальных нагрузок, а также опрокидывающего и крутящего моментов с поворотной части крана на неповоротную. В кранах применяется в основном четыре типа поворотных устройств: два с разнесенными по высоте опорами: типа «колокол» или «стакан»; остальные — с совмещенными опорами: шариковый или роликовый круги.
Опорно-поворотные устройства типа «колокол» (рис. 51, а) устанавливаются на кранах типа БК-100А с большим грузовым моментом. Верхняя опора воспринимает вертикальные и горизонтальные Т нагрузки, нижняя (катковая) — только горизонтальные. При этом опрокидывающий момент воспринимается горизонтальными реакциями верхней и нижней опор.
В опорно-поворотном устройстве типа «стакан» (рис. 51, б) вертикальные и горизонтальные нагрузки воспринимает нижняя опора, встроенная внутрь башни, а верхняя опора воспринимает только горизонтальные нагрузки.
В опорно-поворотных устройствах типов «колокол» и «стакан» та опора, которая воспринимает и горизонтальные и вертикальные нагрузки, выполнена в виде радиально-упорного подшипника, другая — в виде кольцевого бандажа, по которому катятся четыре или больше опорных катков.
Рис. 51. Опорно-поворотные устройства с разнесенными по высоте опорами: а — типа «колокол», б -типа «стакан»; 1, 5 — опоры (бандаж), 2, 3 — оголовки, 4 — Катки; нагрузки: Т-горизонтальная, N — вертикальная
При больших нагрузках соседние катки для равномерного распределения усилий между ними попарно объединяют а балансирные тележки.
Для выбора радиальных зазоров между катками и бандажом и регулирования положения поворотного оголовка относительно бандажа неповоротного палец катка или балансира выполняют эксцентриковым с приспособлением, которое позволяет фиксировать его в любом положении.
Опорно-поворотные устройства с совмещенными опорами — шариковыми (рис. 52, а…г) и роликовыми (рис. 52, д…ж) кругами представляют собой шариковые или роликовые подшипники больших размеров. Эти круги компактны (имеют малые высоту и массу, свободное внутреннее пространство), надежны, долговечны, просты в обслуживании. Поэтому в настоящее время они наиболее распространены. Опорно-поворотные устройства с роликовыми однорядными кругами (см. рис, 52, д) при небольших габаритных размерах и массе обладают во многих случаях большей несущей способностью, чем двухрядные шариковые.
В роликовом однорядном круге ролики размещают в одном общем желобе крест-накрест (см. рис. 52, ж). При этом ролик 12 катится по одной паре дорожек качения, а следующий за ним ролик — по второй паре дорожек. Благодаря этому не нужны сепарирующие втулки. Для кранов КБ-503 и КБ-504 с грузовым моментом более 200 т — м применяют более мощные двухрядные роликовые круги (см. рис. 52, д). Для более мощных кранов используют многорядные круги смешанной конструкции, где часть рядов выполнена на шариках, а часть на роликах.
Каждый круг состоит из подвижной и неподвижной обойм. Подвижную обойму крепят болтами к поворотной платформе, неподвижную — к ходовой раме или башне. Подвижную обойму выполняют из двух колец (полуобойм), связанных между собой болтами, головки и гайки которых утоплены в полуобоймы. Между полуобоймами можно устанавливать регулировочные шлифованные прокладки. Неподвижная обойма имеет с внутренней стороны зубчатый венец или цевки для зацепления с ними выходной шестерни или звездочки механизма поворота. Для защиты от грязи и воды, вытекания смазки и повышения надежности между подвижной и неподвижной обоймами на роликовых кругах прокладывают резиновые уплотнения, в шариковых — лабиринтные. В наружных обоймах кругов размещены пресс-масленки, которые не выступают за наружные цилиндрические поверхности круга. Сепарирующие стальные либо пластмассовые втулки снижают трение между шариками.
Параметры и требования к роликовым кругам для кранов серии КБ установлены ОСТ 22-1401-79. Большое значение для долговечности круга имеют размеры шаров и роликов. В один ряд можно ставить шары или ролики лишь одной размерной группы (степени точности), т.е. имеющие минимальное расхождение в размерах. После установки круга на кран все крепежные болты затягивают с определенным крутящим моментом, указанным в эксплуатационной документации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Опортно-поворотные устройства башенных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы