Определение стоимости машино-смены


Категория:
Выбор кранов

Определение стоимости машино-смены

Под стоимостью машино-смены понимают стоимость всех исчисленных в денежном выражении расходов, связанных с эксплуатацией строительных машин и механизмов и отнесенных к одной смене работы машины. Как правило, для большинства машин продолжительность одной смены принимают равной 8 ч (при пятидневной рабочей неделе).

Различают сметную, планово-расчетную и производственную стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов.

Сметная стоимость машино-смены служит для определения затрат на эксплуатацию строительных машин, учитываемых в сметной стоимости строительства. Она исчисляется с учетом средних для всех строек условий применения машин.

На основе сметной стоимости машино-смены производят:
а) определение сметной стоимости работ, выполняемых с применением машин;
б) сопоставление фактических затрат на эксплуатацию машин со сметной стоимостью, выявление результатов работы специализи рованных участков и управлений механизации.

При расчете стоимости машино-смены исходят из директивного среднего числа смен работы машины в году, устанавливаемого Государственным комитетом по делам строительства СССР (Госстроем СССР), с учетом времени, необходимого на переброску машин с объекта на объект, монтаж и демонтаж, а также на все виды ремонтов. Например, в действующих с 1 января 1969 г. СНиП для башендых кранов грузоподъемностью Юти более для всех видов строительства, кроме гидротехнического, установлена норма работы в год 400 смен; для ползучих кранов на монтаже радиотелевизионных и других мачт и башен — 250 смен; для автомобильных кранов грузоподъемностью до Ют — 350 смен.

Стоимость машино-смены в нормах и ценах, введенных с 1 января 1969 г., слагается из так называемых расходов первой, второй и третьей группы.

К первой группе относятся единовременные затраты: по доставке машин и оборудования с машинной базы или непосредственно со строительного объекта на территорию строительства (строительную площадку объектов); по монтажу, демонтажу строительных машин и оборудования и их перестановкам в пределах территории строительства.

Во вторую группу включаются годовые затраты, к которым отнесены: амортизационные суммы на восстановление стоимости строительных машин и оборудования, а также на их капитальный ремонт и модернизацию, производимую одновременно с капитальным ремонтом.

К третьей группе относятся эксплуатационные затраты: на техническое обслуживание и текущий ремонт машины; на износ и ремонт сменной оснастки (тросов, пневматических шин и т. п.); на замену рабочего оборудования универсальных строительных машин; на содержание и ремонт рельсовых подкрановых путей под башенные, портально-стреловые, козловые, кабельные и другие краны; на смазочные и обтирочные материалы; на содержание рабочих, занятых управлением и уходом за машиной в течение смены или суток; на электроэнергию, топливо, воду и сжатый воздух.

Сметная стоимость машино-смены определяется на основе утвержденных Госстроем СССР «Строительных норм и правил» (СНиП). Этими нормами регламентированы: число смен работы и перебросок машины в году, число перестановок машины в году в пределах площадки строительства; предельный срок службы машин в годах; проценты ежегодных отчислений на реновацию (погашение стоимости машины); капитальный ремонт и модернизацию, коэффициенты использования работы двигателя по времени и по мощности; расход энергии и горючего; затраты труда на управление машинами (количество рабочих по разрядам в зависимости от характера и назначения машин), установленные на основе детального технического нормирования.

При расчете сметной стоимости машино-смен подъемно-транспортного оборудования для монтажа строительных конструкций (кранов, подъемников, лебедок, погрузчиков и др.) к тарифным ставкам рабочих, занятых управлением машин, добавляются премиальные в размере 20% тарифной ставки (повременно-премиальная система). Эти надбавки учтены в табл. 33.

Стоимость энергетических материалов определяется путем умножения расхода топлива, электроэнергии, воды, воздуха на соответствующую сметную (плановую для планово-расчетной и производственной стоимости машино-смен) цену.

В сметных нормах единовременных, годовых и текущих эксплуатационных затрат, наряду с прямыми затратами, которые рассчитываются на основе нормативов, прейскурантов, тарифов и другой документации, учтены также накладные (косвенные) расходы на эксплуатацию строительных машин.

К накладным расходам относятся: а) расходы по содержанию в трестах и управлениях механизации, а также в специализированных и других управлениях, выполняющих механизированные строительно-монтажные работы, административно-технического персонала, осуществляющего руководство всеми работами, связанными с эксплуатацией машинного парка (переброска машин, их монтаж и демонтаж, техническое обслуживание и ремонт); б) прочие административно-хозяйственные расходы трестов и управлений механизации, в том числе отчисления на содержание вышестоящих организаций; в) расходы на охрану труда и технику безопасности, дополнительную заработную плату и отчисления на социальное страхование для рабочих, осуществляющих управление и уход за машинами во время их работы, перебазирование машин, техническое обслуживание и ремонт, г) расходы по содержанию ремонтных мастерских, в том числе амортизация и ремонт . помещения и оборудования, стоимость отопления, освещения и др.; д) расходы, связанные с хранением машин в депо, гаражах, сараях, под навесами и на открытых площадках, а также расходы на обслуживание машин во внесменное время (мойка машин, накачка камер, зарядка аккумуляторов и др.); е) расходы, связанные с износом и ремонтом малоценного инвентаря, приспособлений и инструмента, не предусмотренные в составе прямых затрат; ж) прочие накладные расходы трестов и управлений.

В сметной стоимости машино-смен накладные расходы рассчитаны дифференцированно в процентах от заработной платы и от прочих прямых затрат, исходя из следующего размера: а) для строительных и дорожных машин — 25% заработной платы, 10% прочих прямых затрат; б) для транспортных машин, хранение и нормальное обслуживание которых требует использования депо и гаражей (автомобилей, мотовозов и паровозов), — 40% заработной платы и 10% прочих прямых затрат; в) для плавучих транспортных средств, плавучих кранов, — 30% заработной платы и 10% прочих затрат.

В нормах единовременных затрат по ряду машин не учитываются те затраты, которые вследствие значительной величины и. больших колебаний в размерах, относимых на машино-смену, сильно влияют на величину стоимости машино-смены. Так, в сметных нормах единовременных затрат не нашли отражения расходы: на перебазирование, монтаж и демонтаж консольных кранов и кранов на железнодорожном ходу грузоподъемностью 75 т, применяемых на строительстве мостов; на устройство фундаментов под опоры кабель-кранов; на устройство рельсовых путей под краны башенные, козловые, кабельные, портально-стреловые и др. (определяются специальным расчетом для каждого объекта в зависимости от фактических расстояний и способов транспортирования конструкций и объемов работ); устройство якорей для крепления вант монтажных мачт, а также на их монтаж, демонтажи передвижку; на установку, снятие и передвижку лебедок, домкратов и передвижных ленточных транспортеров (учтены в сметных нормах на соответствующие работы).

Для расчетов между управлениями (участками) механизации и строительно-монтажными организациями за предоставление, машин с обслуживающим персоналом применяются, как правило, планово-расчетные цены машино-смен, установленные с учетом местных условий строительства и сменности работы машин (при работе в одну смену цена машино-смены дороже, а в две и три смены соответственно дешевле). Такой принцип расчета заинтересовывает строительно-монтажные организации в наилучшем использовании машин по времени, повышении коэффициента сменности (отношение фактического числа смен работы в сутки к максимально возможному).

В отличие от сметной и планово-расчетной производственная стоимость машино-смены служит для определения затрат на эксплуатацию строительных машин в конкретных условиях каждого управления (участка) механизации.

На основе производственнной стоимости машино-смены осуществляются:
а) определение затрат на эксплуатацию парка машин, имеющих ся на стройке по статьям расходов (реновация-восстановление стоимости, все виды ремонтов, фонд заработной платы, расход энергетических ресурсов, материалов и др.);
б) планирование производительности (выработки) по отдельным видам машин;
в) сравнение фактических затрат на эксплуатацию машин с плановыми.

Планово-расчетная и производственная стоимость машино-смены слагается из тех же видов расходов, что и сметная, но при производстве указанные расходы по характеру определения и отнесения затрат на машино-смену устанавливаются с большей степенью детализации, с учетом местных особенностей строительства и конкретных условий работы управлений (участков) механизации.

При исчислении производственной стоимости машино-смены объем расходов на эксплуатацию машин определяется расчетами. Так, сумма годовых отчислений на реновацию устанавливается путем умножения балансовой стоимости машины, включающей все фактические расходы по приобретению и доставке машины на площадку строительства, на размер процентных отчислений, определяемый по формуле (100 — 4): В, где 100 — балансовая (расчетная) стоимость машины в %; 4 — возвратная стоимость машины в ; В — срок службы машины в годах.

Сумма годовых затрат на капитальный ремонт, так же как и расходы на другие виды ремонтов, определяется в соответствии с установленной периодичностью ремонтов. Все эти затраты, исчисленные на год, относятся на планируемое количество машино-смен работы машины в год.

Сумма годовых единовременных затрат устанавливается на основе производственных калькуляций, при этом учитываются как число перестановок машины, так и оборачиваемость повторно используемых материалов и их возврат.

Стоимость текущих сменных затрат определяется плановыми расчетами.

Основными резервами снижения производственной стоимости машино-смены являются:
а) сокращение затрат времени и снижение стоимости переброски машин, их монтажа и демонтажа;
б) сокращение затрат времени (и снижение стоимости) на текущие, средние и капитальные ремонты;
в) сокращение затрат времени на ожидание начала работ на объекте и ликвидационные работы, в течение которых машины не используются полностью ни по времени, ни по производительности;
г) ликвидация внутрисменных простоев;
д) наиболее полная загрузка машин по их максимальной производительности;
е) сокращение времени строительно-монтажных работ путем ускорения производственных операций, связанных с вынужденными
технологическими и организационными ожиданиями (простоями) грузоподъемных механизмов и строительных машин.

Необходимо полнее использовать все возможности. увеличения годовой выработки машин и снижения расходов на эксплуатацию. Недоиспользование машин по времени и производительности в течение года ведет к неоправданному увеличению себестоимости эксплуатационных расходов. В основном это происходит по двум причинам. Во-первых, потому что годовые расходы на эксплуатацию машин (единовременные и годовые затраты) падают на меньшее число машино-смен и, следовательно, на меньшее количество продукции, выработанной с помощью машин. Во-вторых, текущие расходы также падают на меньшее количество продукции, что приводит к удорожанию единицы объема работ. Рассмотрим это на примере.

Аналогично определяют убытки строительно-монтажных организаций от недоиспользования машин по времени и другим расходам, исчисленным на год работы машины (отчисления на капитальный ремонт, содержание базы механизации) и по единовременным затратам (монтаж, демонтаж и др.).

1 Расчетная стоимость слагается из оптовой цены, заготовительно-складских и транспортных расходов по доставке машины на площадку строительства. При исчислении сметной стоимости машино-смены эти расходы для большинства машин принимаются равными 7 оптовой цены.

Сметная и производственная стоимость машино-смены строительных машин определяется по калькуляциям, составленным в соответствии с методологией, установленной НИИЭС Госстроя СССР.

Для калькулирования действующей сметной стоимости машино-смены строительных механизмов принята основная форма калькуляции. К основной калькуляции составляют обосновывающие калькуляции и расчеты.

На основе калькуляционных расчетов составлены действующие укрупненные нормы для определения стоимости машино-смен, приведенные в нормативных справочниках.





Главная → Справочник → Статьи → Форум





Реклама на сайте от 100 руб.

Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры


Ручные машины
Сборка строительных машин
Электрооборудование строительных машин

Подъемно-транспортные машины и оборудование
Землеройно-транспортные машины
Краны на железнодорожном ходу
Подъемно-транспортные машины
Краны башенные серии КБ
Краны-трубоукладчики
Краны автомобильные
Краны предприятий
Краны стреловые
Краны башенные
Краны мостовые
Краны кабельные
Краны козловые

Такелажные приспособления
Погрузчики
Монтаж строительных конструкций
Разное

Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропольщикам


Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Механизация земляных работ
Механизация строительства
Механизация дорожных работ
Автоматизация строительства
Малая механизация
Бетонные работы
Мини-тракторы


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы


Статьи по теме::
Типаж кранов
Технико-экономические основы выбора типов и параметров кранов
Гусеничные краны экскаваторы и специальные монтажные краны
Краны для работы на складах
Краны на специальном шасси
Железнодорожные краны, описание, характеристики
Основные положения по выбору кранов
Грузоподъемные краны в России
Дальнейшее развитие и совершенствование строительных кранов
Устройство и схемы подкрановых путей

Поиск::