Строительные машины и оборудование, справочник







Органические вяжущие, их свойства

Категория:
   Механизация дорожных работ


Органические вяжущие, их свойства

В строительстве автомобильных дорог в качестве органических вяжущих материалов используют битумы, дегти, дегтебитумы и битумодегти, полимерные и дорожные эмульсии.

Битумы. Наиболее распространенным вяжущим являются битумы, вырабатываемые на нефтеперегонных заводах. Бывают природные, которые получают из битуминозных пород. Встречаются месторождения битума в чистом виде. Нефть — горючее ископаемое, маслянистая жидкость от черного до светлого цвета. Бывает легкая (плотность менее 0,9 г/см3) и тяжелая (более 0,9 г/см3). В СССР в 1970 г. добыто 348,8 млн. т нефти, а к концу девятой пятилетки добыча возрастет до 496 млн. т, т. е. на 142,2% по сравнению с 1970 г. По ресурсам нефти СССР занимает первое место в мире, а по, ее добыче второе.

Битумы представляют собой твердые или жидкие водонераствр- римые органические вяжущие, состоящие из смеси углеводородов и их сернистых, кислородных и азотных производных, растворимых в сероуглероде или четыреххлористом углероде. В битуме содержатся отдельные группы химических соединений: масла, придающие ему подвижность и текучесть; смолы, обусловливающие пластичность; асфальтены, придающие ему вяжущие свойства. От изменения их соотношения меняются свойства битума и качество смазывания (склеивания) отдельных частиц каменных материалов, грунта, минерального порошка.

По способу переработки нефтяные битумы, твердые, полутвердые и жидкие, разделяются на остаточные, окисленные, крекинговые и экстрактные.

Для оценки качества вязких битумов, кроме глубины проникания, очень важным показателем служит его прилипание к каменным материалам.

Основные методы испытаний битумов регламентированы ГОСТ 11501—65 и ГОСТ 11512-65.

При переработке любой нефти получается тяжелый остаток, который может быть использован как сырье для получения битума; свойства его зависят от химического состава нефти, технологического режима переработки остатка. Чем больше в нефти нафтеновых ароматических и других углеводородов, тем быстрее и в большем количестве при ее переработке образуются смолисто-асфальтеновые вещества — важнейшие составные части битума.

Жидкие битумы в отличие от вязких могут быть получены не только в результате переработки нефти, но и разбавлением вязких битумов. Жидкие битумы бывают двух классов: среднегустею- щие СГ и медленногустеющие МГ. Если из вязкого битума приготавливают жидкий класса СГ, в качестве разжижителя берут керосин, фракции дизельного топлива. Если же требуется получить жидкий битум класса МГ, разжижйтелем может служить нефть, мазут, а также жидкие битумы малой вязкости. Жидкие битумы (ГОСТ 11955—66) наибольшее применение находят в районах с умеренным климатом и повышенной влажностью.

Дорожные дегти (ГОСТ 4641—49)—продукт разложения органических веществ, главным образом твердых видов топлива при высокой температуре без доступа воздуха. Дегти по происхождению подразделяются на каменноугольные, буроугольные, торфяные, древесные и сланцевые, а по методу переработки исходного сырья — на коксовые и газовые. Коксовые дегти в зависимости от температуры коксования бывают высокотемпературные (коксование до 1200°) и низкотемпературные (полукоксование исходного сырья при 450—600°); газовые дегти получают при производстве светильного газа.

Высокотемпературные каменноугольные дегти подразделяют на сырые (каменноугольные смолы), отогнанные и составленные. Сырые дегти получают при коксовании каменных углей, отогнанные при отгоне от сырого дегтя масел различных фракций. Каменноугольный пек является остатком после отгона от каменноугольного дегтя легких, средних и тяжелых фракций и частично антраценовых масел. Составленный каменноугольный деготь приготавливают смешиванием пека и антраценового масла или пека и сырого дегтя.

Приготовление поверхностно-активных веществ (ПАВ). Недостаточная адгезионная способность (прилипание к каменным материалам), особенно битума из высокопарафи- нистой нефти, склонность к старению и морозному разрушению заставляют прибегать к улучшению битума с помощью ПАВ или применять каменные материалы с повышенными свойствами, что не всегда экономично из-за дальности их транспортирования. ПАВ могут быть добавлены: в процессе производства битума на нефтеперегонных заводах, на битумных базах и в цехах АБЗ; при приготовлении смеси на АБЗ, для устройства покрытий способом смешения в установке или на дороге; при изготовлении минерального порошка; в процессе активации песка и т. д.

В Союздорнии разработано новое полимерно-битумное вяжущее ТТБВ, которое с успехом можно использовать при приготовлении асфальтобетонных смесей и мастик для заполнения трещин в покрытиях, для устройства покрытий на мостах. Асфальтобетонные смеси на его основе по температурному режиму приготовления, укладки и уплотнения относят к теплым смесям. Физико-механические свойства асфальтобетона на основе ПБВ удовлетворяют требованиям, предъявляемым к горячему асфальтобетону. Асфальтобетонные покрытия с применением ПБВ допускается устраивать при пониженных температурах до —10° С. Особо рекомендуется ПБВ в районах с резко континентальным климатом. ПБВ приготавливают в отдельных цехах АБЗ, на битумной базе. Оборудование цеха несложное и включает цистерны различной емкости, насосы для бензина и битума, мешалку пропеллерного или лопастного типа. Исходным материалом для приготовления ПБВ являются битумы БНД-60/90, 90/130 (ГОСТ 11954—66), дивинил-стирольные термо- электропласты ДСТ-30 с содержанием 28—32%’ стирола, углеводородные растворители, ксилол, неэтилированные бензины. Несмотря на положительный эффект, применять ПАБ следует осторожно, под строгим контролем лаборатории с опытной проверкой.


Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Документация на ремонт дорожных машин
Механизированные средства для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
Хранение и консервация дорожно-строительных машин
Парки дорожно-строительных машин
Система планово-предупредительного ремонта дорожно-строительных машин
Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин
Транспортирование дорожно-строительных машин
Подготовка дорожно-строительных машин к эксплуатации
Приемка-передача дорожно-строительных машин
Cистемы автоматики дорожных машин


Остались вопросы по теме:
"Органические вяжущие, их свойства"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы