Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Такелажные приспособления

Публикация:
   Организационно-технические мероприятия по ТБ такелажных работ

Читать далее:




Организационно-технические мероприятия по ТБ такелажных работ

Организация рабочих мест. Погрузо-разгрузочными или такелажными работами называются работы, связанные с подъемом и перемещением грузов. При монтаже электрооборудования, электроконструкций и металлоконструкций такелажные работы выполняют с помощью различного рода грузоподъемных устройств и механизмов, приспособлений и машин.

Методы производства такелажных работ зависят от состояния строительной площадки объекта монтажа, строительной готовности зданий и сооружений, наличия грузоподъемных средств, имеющейся такелажной оснастки, организации рабочего места такелажников и разработки технологического процесса.

Сам процесс подъема и перемещения грузов обычно не представляет особой сложности, в то время как подготовка к этому процессу требует больших трудозатрат и в области инженерных решений, обеспечивающих безопасность производства такелажных работ, и в области организации рабочих мест в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009—76;

Рабочее место такелажника — это зона трудовых действий группы электромонтажников (звена-бригады), участвующих в технологическом процессе по подъему, перемещению и монтажу электрических машин, аппаратов, сложного оборудования или тяжеловесных конструкций. Рабочее место такелажника является зоной, в которой сосредоточены все материально-технические элементы производства, обеспечивающие технологический процесс. Поэтому при организации безопасного производства такелажных работ необходимо правильно определить параметры рабочей зоны, т. е. рабочего места такелажников, где будут производиться погрузочные или

разгрузочные работы с помощью грузоподъемных машин и механизмов, работы, связанные с перемещением грузов методом передвижки, монтажные работы по подъему с помощью «падающей» или монтажной стрелы, или с помощью вертолета.

Под рабочей зоной понимают необходимую площадь, на которой требуется разместить предметы и орудия труда, а также людей, совершающих трудовые действия для осуществления полного технологического процесса.

На объектах строительства по мере выполнения производственных процессов по подъему, перемещению и монтажу оборудования такелажники, а вместе с ними орудия и предметы труда постоянно перемещаются. Передвижной характер рабочих мест такелажников во многом определяет сложность организации безопасных условий осуществления всех операций, входящих в технологический процесс. Количество вариантов решений .в организации рабочих мест при производстве такелажных работ практически неограниченно, но оно может быть систематизировано в зависимости от применяемых про-^ ектных решений, технологии и способов механизации ра* бот, климатических зон, времен года и т. д.

Рабочее место такелажников относится к категории опасной зоны, поэтому могут создаваться опасные условия производства работ, которые не предусмотрены официально изданными правилами. В этом случае при разработке мероприятий по обеспечению безопасных условий труда должны быть взяты за основу конкретные решения главного инженера монтажного управления, принятые по результатам просмотра им рабочего проекта и реальных условий производства работ.

Одним из важнейших условий безопасного выполнения такелажных работ является обязательное ограждение опасных зон.

На рис. 1 показана схема определения границ опасной зоны при падении зачаленной стропом строительной конструкции с учетом возможного обрыва элементов конструкции. В качестве ограждения опасных зон следует применять типовые инвентарные переносные ограждения или пеньковые канаты.

Разработка проектов производства электромонтажных работ и технологических карт. Такелажные операции должны выполняться на основе разработанных Г1ПР или ТК, предусматривающих рациональную, наиболее прогрессивную их технологию. В ППР или ТК инженерным расчетом определяется состав такелажной оснастки и монтажного оборудования и приспособлений, а также ширина опасных зон. Эти документы оформляются в соответствии с ГОСТ 3.1602—74.

Технология производства такелажных работ обусловливается наличием технических средств для выполнения этих работ, количеством и массой поступившего электрооборудования, электроконструкций и других грузов, массой отдельных мест электрических машин, узлов и блоков, а также состоянием и технической оснащенностью монтажной площадки, состоянием и ходом строительных работ к моменту начала электромонтажных работ.

При разработке мероприятий, обеспечивающих безопасность погрузо-разгрузочных и такелажных работ, инженеры ГПП обязаны учитывать, что каждый объект монтажа имеет специфические особенности и поэтому могут создаваться не предусмотренные Правилами техники безопасности (ПТБ) особые условия производства этих работ. Поэтому ППР и ТК должны содержать инженерные решения по ТБ и основные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие полную их безопасность.

В разделе «Техника безопасности» этих документов подробно излагаются заранее продуманные инженерами ГПП мероприятия:
— устраняющие причины возможного травматизма; определяющие безопасные способы производства погрузо-разгрузочных и такелажных работ;
— определяющие перечень машин и механизмов, инструментов и приспособлений, необходимых для -производства работ и обеспечивающих безопасное выполнение работ с ними; и др.

Исходными материалами при решении вопросов обеспечения безопасности труда рабочих и ИТР, занятых на погрузо-разгрузочных и такелажных работах, должны быть следующие документы:
— строительные нормы и правила (СНиП III-4-80); государственные стандарты (ГОСТ 12.3.009—76; 12.3.002—75*; 12.4.002—74; 10807—78; 12.1.005—76; 9238—73*; 19433—81; 12.1.008—76; ГОСТ 12.1.004—76; ГОСТ 12.2.003—74*; 12.4.011—75*; 12.3.020—80; 14.308.74; 12.0.004—79); отраслевые стандарты;
— стандарты предприятия (СТП по технике безопасности, разработанные данной организацией и утвержденные в установленном порядке);
- -«Правила техники безопасности при производстве электромонтажных и наладочных работ», утвержденные ММСС СССР и МЭиЭ СССР;
— «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные Госгортехнадзором СССР;
— инструкции и рекомендации по предупреждению причин производственного травматизма, разработанные на основе опыта строительства аналогичных объектов;
— типовые рещения по обеспечению безопасности труда и каталоги средств защиты работающих.

В ППР или ТК должны быть отражены требова-ния-по:
— обеспечению монтажной технологичности конструкций и оборудования;
— снижению объемов и трудоемкости работ, выполнявмых в условиях производственной опасности;
— безопасному размещению машин и механизмов;
— организации рабочих мест с применением технических средств безопасности.

Разработка вопросов техники безопасности в ППР И ТК должна быть направлена на обеспечение безопасных и безвредных условий труда. Такую разработку называют технологическим проектированием и используют в дополнение к «Инструкции по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН-47-74) и в развитие приложения 8 СНиП Ш-4-80 «Состав и содержание основных решений по технике безопасности в проектах производства работ». Большую помощь в технологическом проектировании оказывает «Руководство по учету техники безопасности и производственной санитарии в проектах, производства работ». При работах особое внимание должно быть уделено монтажной оснастке, такелажным приспособлениям, инвентарным ограждениям, лесам, подмостям, санитарно-бытовым помещениям. Запрещается производить работы без соответствующей проектной документации по организации и технологии производства работ.

Инженеры ГПП при разработке ППР или ТК обязаны предвидеть возможные опасности и вредности производства. Особо важным инженерным решением ППР или ТК является выбор методов, приемов и схем выполнения такелажных, погрузочных и выгрузочных работ. Обоснованием в этом случае является прежде всего безопасность и потом только экономичность этих решений.

В основу инженерных решений по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний закладываются два метода:
1) расчетный, связанный с математическим определением прочности и статической устойчивости, т. е. надежности устройств (даже временных) и приспособлений, грузоподъемных машин и механизмов, такелажной оснастки;
2) экспериментальный — систематическое наблюдение за выполнением такелажных и грузоподъемных процессов и обобщение полученных данных.

В ППР должны найти отражение такие мероприятия, которые позволяют вести такелажные и грузоподъемные Работы безаварийно, экономично, с высокой производительностью труда. Эти мероприятия разделяются на три основные группы: общие, технологические и специальные.

К общим мероприятиям относятся инженерные решения, одновременно влияющие на состояние рабочей среды и на общие условия безопасности для всех работающих на данном объекте в рабочей зоне.

К технологическим мероприятиям относятся инженерные решения по ТБ и производственной санитарии, которые вытекают из условий определенного производственного процесса, например подбор и расстановка с учетом требований безопасности грузоподъемных машин и механизмов, выбор приспособлений, такелажной оснастки и т. п. Выбор грузоподъемных машин и механизмов для производства такелажных работ производится с учетом «х эксплуатационных качеств и наличия разного рода приспособлений, обеспечивающих безопасность труда. Специальные мероприятия по охране труда излагаются в пояснительной записке или прикладываются к ППР или ТК в виде предварительных инструкций.

К ППР и ТК по реконструкции действующих промышленных предприятий предъявляются дополнительные требования охраны труда и ТБ по предварительному составлению технического акта обследования состояния объекта, несущей способности и устойчивости элементов здания. Затем на основе этого акта инженеры ГПП устанавливают, какие мероприятия должны найти отражение в ППР или ТК, и тщательно их разрабатывают.

Общий принцип решения инженерных задач по охране труда и ТБ заключается в выявлении возможных причин травматизма или профессиональных заболеваний для каждого вида работ уже на стадии технологического проектирования и в последующей дифференцированной разработке обоснованных технических и организационных мероприятий по устранению этих причин.

Организация безопасных условий труда при такелажных работах. Работы, производимые при погрузке, выгрузке и перемещении различных грузов, а также при монтаже и демонтаже электротехнического оборудования, электро- и металлоконструкций, опор BJI и т. п., требуют от всех категорий работников, принимающих участие в этих операциях, особой дисциплинированности, внимательности и мер предосторожности, особенно при работе с грузоподъемными машинами, монтажными механизмами и такелажными приспособлениями.

Безопасные условия труда при производстве такелажных работ регламентированы рядом требований, выполнение которых является обязательным условием при организации работ.

Производство работ по перемещению грузов должно производиться только механизированным способом. Перемещение грузов вручную разрешается как исключение при невозможном применении механизированного способа. Перемещение тяжелого груза (трансформаторов, отключающих устройств, электродвигателей, генераторов, реакторов, блоков КТП, ПСУ и т. п.) производят только под наблюдением ИТР и при наличии ППР или ТК.

Ответственность за организацию безопасных условий труда при такелажных работах, за обеспечение исправного состояния и безопасного действия грузоподъемных машин и механизмов (стреловых самоходных, башенных и мостовых кранов, автопогрузчиков и трубоукладчиков, автогидроподъемников и автовышек и т. п.) возлагается приказами руководителя монтажной организации на инженерно-технических работников соответствующих квалификаций.

Администрация монтажной организации назначает своего ответственного представителя для осуществления надзора за эксплуатацией грузоподъемных кранов всех типов, автовышек и автогидроподъемников, трубоукладчиков, автопогрузчиков, всех видов грузовых лебедок и обязана создать условия для выполнения этим представителем возложенных на него обязанностей.

Ответственный представитель монтажной организации, осуществляющий надзор за эксплуатацией грузоподъемных машин и механизмов, подведомственных и не подведомственных органам Госгортехнадзора, должен исключать случаи несвоевременного технического освидетельствования и испытания или несвоевременного проведения текущих ремонтов их и следить за периодической переаттестацией обслуживающего персонала. Вывод в ремонт или на техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов, а также такелажных приспособлений производится лицом, ответственным за их исправное состояние, в соответствии с утвержденным графиком ремонта или технического освидетельствования.

Ввод грузоподъемных кранов и других машин и механизмов, подведомственных Госгортехнадзору, производится в порядке, предусмотренном «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Дата и время BBojfa записываются в вахтенный журнал лицом, ответственным за исправное состояние машин и механизмов. Ответственным за исправное состояние грузоподъемных машин, механизмов и такелажных приспособлений, находящихся на балансе монтажной организации, может быть инженерно-технический работник, которому подчинен ремонтно-эксплуатационный персонал, обслуживающий эти машины и механизмы, например механик управления, монтажного участка, мастер МЭЗ. Машинисты и стропальщики могут быть в штате производственных бригад монтажных участков.

Ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов машинами и механизмами может быть инженерно-технический работник (начальник цеха, участка, смены, мастер, прораб или другой производитель работ), в распоряжение которого направлены грузоподъемные машины, монтажные механизмы и строительные машины.

Ответственность за обеспечение исправного состояния грузоподъемных машин и монтажных механизмов, за безопасное производство работ по перемещению грузов возлагается только на тех лиц, которые имеют аттестацию Госгортехнадзора и успешно сдали экзамен квалификационной комиссии организации или предприятия.

Ответственность за обеспечение исправного состояния грузоподъемных машин, монтажных механизмов, строительных машин и такелажных приспособлений в электромонтажной организации или на предприятии может возлагаться только на одно лицо. Как правило, им является главный механик. Номер и дата приказа о назначении ответственного лица, а также должность, фамилия, имя, отчество и подпись его содержатся в каждом паспорте грузоподъемной машины, монтажного механизма. Эти сведения вносятся в паспорт машины до ее регистрации в местных органах Госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения нового ответственного лица. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей возлагается на другого работника в порядке, предусмотренном инструкцией для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов, и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Ответственный за исправное состояние грузоподъемных машин и механизмов должен:
— контролировать обеспечение стропальщиков исправными, испытанными, маркированными “съемными грузозахватными приспособлениями и исправной-маркированной тарой;
— контролировать проведение осмотра и нивелировки подкрановых путей в соответствии с графиком и инструкцией по устройству и содержанию пути;
— не допускать без своего разрешения перестановки тупиковых упоров, концевых выключателей и их линеек;
— производить периодическую проверку контрольным грузом ограничителей грузоподъемности крана с записью результатов проверки в журнале периодических осмотров;
— направлять стреловые самоходные краны на монтажный участок или в УПТК для проведения погрузочные, выгрузочных и такелажных работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилия лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, фамилии стропальщиков и номера их удостоверений по ТБ. При необходимости работы вблизи ВЛ эти данные должны записываться в наряде-допуске;
— производить осмотр машин и механизмов перед выпуском их на линию, обратив особое внимание на отсутствие трещин в тормозных лентах и собачках, на исправность и надежность креплений, отсутствие масла на шкиве и т. п. Результат осмотра записывается в журнал. Не реже 1 раза в 10 дней осмотр на отсутствие трещин необхо-мо производить с лупой, а при необходимости, разбирая узлы.

При выявлении неисправностей в машине или механизме ответственный за исправное их состояние должен принять немедленные меры к устранению даже самых незначительных неисправностей. В тех случаях, когда машина или механизм были, остановлены органами технического надзора и принудительно опломбированы, пломба может сниматься только с разрешения этих органов, а сохранность ее с момента поставки до момента снятия возлагается на ответственного за исправное состояние этих машин и механизмов. Грузоподъемные машины и механизмы, подлежащие контролю со стороны органов Госгортехнадзора, не допускаются в работу без разрешения этих органов, а также без разрешения лица, осуществляющего технический надзор на данном предприятии или в организации.

Ответственность за обеспечение безопасного производства работ по перемещению грузов кранами на каждом монтажном участке может возлагаться на линейного инженерно-технического работника, а в отдельных случаях по согласованию с местным органом Госгортехнадзора наблюдение за безопасным перемещением грузов краном может поручаться бригадиру. Ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами выполняет предписание представителя технической администрации по надзору за эксплуатацией машин и механизмов. Фамилию ответственного указывают на табличке, вывешенной на видном месте участка работ. Приказ о его назначении должен иметься на участке производства работ. Во время отпуска, командировки и Других случаях отсутствия работника, ответственного за безопасное производство работ, по перемещению грузов кранами, выполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на работника, заменившего его по должности. Приказ о назначении работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов машинами и механизмами, может быть издан только после проверки у него знаний соответствующих разделов «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а также знаний инструкций по ТБ для машинистов кранов и строполыциков. Проверка знаний производится квалификационной комиссией организации или предприятия. Прошедшим проверку знаний выдаются удостоверение и инструкция. Периодическую проверку знаний в квалификационной комиссии ответственное,лицо проходит 1 раз в 3 года.

Ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами должен иметь твердое понятие об устройстве и устойчивости кранов (всех типов) и четко знать:
— правила установки кранов вблизи ВЛ и вблизи откосов котлованов и траншей;
— габариты приближения кранов к строениям, штабелям грузов и т. п.;
— грузовые характеристики кранов, находящихся в его ведении; назначение дополнительных опор у стреловых самоходных кранов;
— назначение приборов безопасности на кранах; требования, предъявляемые к съемным грузозахватным приспособлениям и таре;
— нормы браковки канатов и цепей;
— знаковую и флажковую сигнализацию; правильные способы обвязки и зацепки грузов, формы выполнения узлов и петель;
— порядок производства работ кранами;
— инструкцию по безопасному ведению работ для машинистов и стропальщиков.

Ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов грузоподъемными машинами и механизмами обязан:
— организовать ведение работ грузоподъемными механизмами и машинами только в соответствии с ППР или ТК;
— постоянно контролировать выполнение инструкций машинистами и стропальщиками;
— давать машинисту в необходимых случаях сведения о массе груза;
— непосредственно руководить перемещением груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные и служебные помещения, где находятся люди; ‘ непосредственно руководить работой по перемещению и подъему груза двумя или несколькими кранами;
— разрешать возникающие между машинистами и стропальщиками разногласия по правилам ведения работ;
— выделять для обвязки или зацепки грузов необходимое число обученных стропальщиков;
— следить, чтобы на строительных площадках, на складах грузы складировались в соответствии с правилами складирования грузов указаниями в ППР;
— обеспечить стропальщиков нарукавными повязками, а сигнальщиков — флажками;
— следить, чтобы на местах производства работ были вывешены схемы правильной обвязки и зацепки грузов, таблицы с указанием масс перемещаемых грузов, а также знаковая сигнализация, применяемая при перемещении грузов кранами;
— не допускать подачи материалов и оборудования в оконные и дверные проемы без приемных площадок;
— не допускать установки стреловых самоходных кранов на площадках с уклоном более положенного для данного типа крана.

Ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами обязан останавливать работу крана по требованию лица, ответственного за его исправное состояние, или лица, ответственного по надзору. При авариях и несчастных случаях ответственный за безопасное производство работ должен немедленно принять меры по- оказанию пострадавшим медицинской помощи и поставить в известность о случившемся администрацию организации (предприятия), а также обеспечить до прибытия инспектора сохранность обстановки, ^сли это не представляет опасности для жизни людей и не нарушает порядка работы.

Для электромонтажной организации с малым числом грузоподъемных машин, где не могут быть назначены все ответственные, предусмотренные по согласованию с органами технадзора, выполнение обязанностей этих лиц может быть возложено на одного или двух ИТР. Для управления и обслуживания грузоподъемных машин и механизмов администрация предпрня-тия или монтажной организации обязана назначить квалифицированных специалистов, которые должны обучаться и аттестовываться в соответствии с указаниями.

Подготовка и аттестация машинистов и их помощников, стропальщиков, слесарей и электромонтеров производятся в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах или в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях и стройках, располагающих базой для практического обучения. Подготовка рабочих указанных специальностей осуществляется по учебным программам, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию или министерствами и ведомствами. К управлению грузоподъемными механизмами, управляемыми с пола (электрическими талями, электролебедками, кран-балками и т.п.), допускаются лица после прохождения специального обучения и соответствующей проверки знаний на управление этими механизмами и непременно после производственного инструктажа на рабочем месте. Право на управление соответствующим грузоподъемным механизмом должно отмечаться записью в удостоверении по технике безопасности. Соответствующую запись в удостоверении по технике безопасности должны иметь стропальщики, слесари и электромонтеры, обслуживающие грузоподъемные машины и механизмы.

К управлению и обслуживанию башенных, мостовых, самоходных кранов, а также к управлению автопогрузчиками и другими грузоподъемными машинами и механизмами могут допускаться лица, имеющие соответствующее удостоверение водителя автомашины, крановщика, стропальщика и достигшие 18 лет, аттестованные квалификационной комиссией монтажной организации.. Помощник машиниста крана назначается только в тех случаях, когда это предусмотрено инструкцией по монтажу и эксплуатации грузоподъемной машины или механизма, составленной заводом-изготовителем, или вызывается местными условиями работы, что дает право определить лицо, осуществляющее административно-технический надзор за эксплуатацией грузоподъемных машин и механизмов.

Для машинистов грузоподъемных машин всех типов и их помощников производственный инструктаж (первичный, повторный и внеплановый) проводит ответственный за техническое состояние грузоподъемных машин и механизмов согласно программе. Производственный инструктаж по технике безопасности непосредственно ка рабочем месте проводит ответственный за безопасное производство работ машинами и механизмами на данном участке работ. Производственный инструктаж на рабочем месте проводится ежесменно и при каждой смене рабочего места или изменении условий производства работ.

Машинист в своей непосредственной работе подчиняется ответственному за безопасное производство работ машинами и механизмами, а по их техническому состоянию подчиняется ответственному за их исправное состояние. Машинист контролирует работу своего помощника и назначенных стропальщиков, отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика. Помощник машиниста подчиняется машинисту и выполняет его указания, а также указания ответственного за исправное состояние машин и механизмов. Машинисту запрещается выводить из действия приборы безопасности.

Для обвязки, зацепки и перемещения грузов с помощью грузоподъемных машин или механизмов, а также для перемещения -грузов с помощью катков, ломов и лебедок могут допускаться рабочие не моложе 18 лет, обученные по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и имеющие удостоверение (специальное) на право производства такелажных работ или соответствующую отметку о разрешении работы стропальщиком в удостоверении по технике безопасности.

Периодическая проверка знаний безопасного обслуживания грузоподъемных машин и механизмов аттестованных стропальщиков проводится квалификационной комиссией организации (предприятия) не реже 1 раза в год. По требованию административно-технического надзора за грузоподъемными машинами и механизмами, а также по требованию инспектора Госгортехнадзора может проводиться внеплановая проверка знаний у стропальщиков. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, полностью не обозревается из кабины машиниста, для передачи сигналов стропальщика машинисту крана ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами назначается сигналыцик из числа опытных стропальщиков.

Стропальщик в своей работе подчиняется ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов грузоподъемными машинами и механизмами и должен:
— уметь определять грузоподъемность машины или механизма в зависимости от вылета стрелы и положения дополнительных опор и т. п.;
— уметь подбирать для работы необходимые стропы в зависимости от массы и характера перемещаемого груза; уметь определ5уь пригодность стропов и тары; уметь производить правильную обвязку и подвешивание груза на крюк;
— уметь вязать узлы и петли из стальных и пеньковых канатов, наиболее надежные и часто применяемые на практике;
— уметь надежно крепить канаты к конструкциям и оборудованию, а также надежно соединять концы- канатов между собой;
— уметь надежно закреплять стропы на крюке крана; знать нормы заполнения тары;
— знать установленный в организации (предприятии) порядок обмена сигнала с машинистами грузоподъемных машин«и механизмов и твердо знать знаковую и флажковую сигнализацию, приведенную в прилож. 3; знать порядок и габариты складирования грузов; знать порядок работы стреловых самоходных кранов вблизи;
— знать местонахождение отключающего устройства и уметь отключить грузоподъемный механизм от электрической сети в необходимых случаях.

Наибольшую опасность представляют рабрты, связанные с такелажем и монтажом оборудования, кабельных барабанов, барабанов с проводом и тросом, опор различных конструкций при сооружении или ремонте действующих BЛ и ОРУ любого напряжения или в пределах охранной зоны действующих ВЛ. Работы на ВЛ и ОРУ в отношении мер безопасности разбиваются на три категории:
первая — работы при полном снятии напряжения с ВЛ или ОРУ;
вторая — работы на ВЛ, строящейся или ремонтируемой вблизи действующей ВЛ или ОРУ, где имеются секции или системы шин, находящиеся под напряжением;
третья — работы на ВЛ и ОРУ, находящихся под напряжением.

Безопасность работ на ВЛ и ОРУ обеспечивается своевременно проведенными организационными и техническими мероприятиями согласно [10]. Такелажные работы, выполняемые вблизи действующих ВЛ и ОРУ, должны возглавляться производителем работ, назначенным приказом электромонтажной организации и имеющим квалификационную группу по ТБ не ниже V.

Работа первой категории безопасности и перемещение кранов в пределах охранной зоны действующей ВЛ или ОРУ должны производиться под непосредственным руководством специально назначенного ИТР от монтажной организации, а если необходимо выполнять работы второй и третьей категорий безопасности, то любая работа, в том числе и перемещение грузоподъемных машин и механизмов, производится по разрешению и под надзором наблюдающего от организации, эксплуатирующей эти ВЛ или ОРУ. В путевом листе машиниста грузоподъемной машины администрация монтажной организации обязана ставить специальный штамп о запрещении самовольной установки грузоподъемной машины ближе 30 от крайнего провода или проезда под проводами ВЛ. Запрещается производить какую-либо рабо-ТУ под проводами действующей ВЛ, а также устанавди-вать под ними лебедки и другие подъемные механизмы

При производстве такелажных работ с помощью грузоподъемных машин и механизмов в пределах охранной зоны ВЛ или ОРУ, находящихся под напряжением эти машины и механизмы должны заземляться при помощи временного переносного заземления. Если грузоподъемный край на гусеничном ходу, то заземлять его не нужно.

При проезде под линией ВЛ, находящейся под напряжением, грузоподъемная машина должна находиться в транспортном положении. При случайном соприкосновении любой части крана (в том числе и рабочего органа) с проводом, находящимся под напряжением, запрещается до снятия напряжения с линии или- отвода рабочего органа (телескопа, стрелы) от линии на безопасное расстояние прикасаться, стоя на земле, к крану, сходить с него на землю или подниматься на него.

При необходимости производства работ стреловым самоходным краном на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода ВЛ машинисту должен выдаваться наряд-допуск согласно [2], определяющий безопасные условия такой работы.

При обнаружении провода ВЛ, оборвавшегося и лежащего на земле или провисшего до касания с землей, запрещается приближаться к нему на расстояние ближе 10 м. Одновременно должны приниматься меры о предупреждении других людей и о случившемся должно быть сообщено предприятию — владельцу ВЛ.

Проезд грузоподъемных машин по территории ОРУ вблизи токоведущих частей производится только по специальному разрешению и под непрерывным надзором оперативного персонала. К управлению могут допускаться водители-машинисты, прошедшие непосредственно на рабочем месте текущий производственный инструктаж ответственного из оперативного персонала эксплуатации.

Рис. 1. Расстояние от проводов ВЛ:
а — по вертикали до перемещающихся под ними машин; б — по горизонтали до крайней точки работающей машины или перемещаемого ею груза от крайнего провода ВЛ при напряжении линии до 10 кВ

Проезд машин и механизмов по территории ОРУ разрешается со скоростью не более 5 м/ч, при этом подъемный механизм должен находиться в транспортном положении. По пути следования машины или механизма расстояние с учетом разворотов от любой части машины до токоведущих частей должно быть не менее 1,0 м при напряжении 35 кВ; 1,5 м при напряжении НО кВ; 2,0 м при напряжении 220 кВ.

Производственные инструктажи по ТБ. К выполнению такелажных работ допускается электромонтажный пессонал, прошедший курс обучения и проверку знаний по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию первой помощи (ГОСТ 12.3.009—76).

Электромонтажники могут допускаться к производству такелажных работ только после прохождения специального обучения безопасным методам труда с последующей аттестацией.

Рабочие и ИТР, занятые на погрузо-разгрузочных работах, обязаны периодически проходить производственные инструктажи по безопасности труда (ГОСТ 12.0.004—79) и пожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004— 76):
первичный — на рабочем месте; повторный — не реже 1 раза в 3 мес;
внеплановый — при нарушении требований безопасности труда, при несчастных случаях и при изменении тех-нологического процесса.

Внеплановый инструктаж следует проводить также при выполнении работ с опасными и -крупногабаритными грузами. Проведение инструктажей каждый раз регистрируется в специальном журнале. Программы производственных инструктажей составляются для каждой специальности с учетом ее производственной и трудовой специфики.

Ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов обязан регулярно проводить первичный инструктаж для машинистов и стропальщиков, а также для других рабочих-электромонтажников, принимающих участие в такелажных и монтажных работах. В программу этого инструктажа должны входить разъяснения по следующим трудовым процессам:
— о порядке подачи знаковой или флажковой сигнализации; о порядке подъема и перемещения груза через препятствия, в монтажные проемы и т. д.;
— о порядке установки самоходных стреловых кранов; о порядке установки и крепления грузовых лебедок; о порядке обвязки и зацепки грузов;
— о порядке погрузки и разгрузки автомашин, полувагонов, железнодорожных платформ и других транспортных средств;
— о недопущении перегрузки крана и соблюдении стропальщиками личной безопасности;
— о порядке и габаритах складирования грузов всех видов (в том числе электронно-технического оборудования, взрыво- и пожароопасных и ядовитых грузов);
- о правилах работы вблизи;
— о правилах прохода людей через опасную зону работы крапа; о порядке вызова начальника монтажного участка (управления; и местонахождении телефона.

Ответственный за исправное состояние грузоподъемных машин и механизмов должен, соблюдая график, проводить все виды производственных инструктажей для слесарей и электромонтеров, обслуживающих эти машины и механизмы. В производственном и стоуктаже, программу которого должен разрабатывать и постоянно обновлять главный механик организации (предприятия), должны быть четко оговорены;
— строгое выполнение установленного порядка по обслуживанию грузоподъемных и монтажных машин и механизмов;
— опасность выхода на подкрановые пути и хождения по ним;
— опасность посадки на кран не через посадочные площадки;
— обязательное укрепление крана противоугонными захватами за рельсы при окончании работы и выполнении ремонтных работ;
— недопустимость самовольной установки в кабинах электронагревательных приборов;
— необходимость выпуска загрязненного масла из редукторов и их промывки не реже 1 раза в 3 мес;
— необходимость проверки шпоночного крепления муфт, соединяющих валы двигателей, редукторов и пр.;
— защита соответствующими конструкциями всех вращающихся частей машин и механизмов, доступных для человека;
— контроль за исправным состоянием перил, лестниц и ограждений;
— постоянная проверка наличия и исправности инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты;
— необходимость обязательного отключения всех токоведущих частей и токоприемников, а также питающих кабелей или троллей при перерывах и окончании работ;
— тщательная проверка соответствующими приборами изоляции токоведущих частей и электрооборудования, а также устройств заземления;
— регулярный осмотр и проверка концевых выключателей, нулевой блокировки, блокировочных контактов, освещения, звуковых сигналов, пускорегулирующей аппаратуры и электродвигателей;
— ежесменный осмотр подкрановых путей, проверка состояния металлоконструкций каркаса машин и механизмов, тупиковых устройств;.
— необходимость полноты записей в соответствующих журналах, формулярах и паспортах о выполненных ремонтных работах, замененных деталях и агрегатах на машинах и механизмах;
— необходимость контроля за состоянием спецодежды, проверки ее перед началом работы;
— обязательное и точное выполнение указаний и замечаний машинистов кранов, механиков и лиц, на которых возложена ответственность за техническое состояние и эксплуатацию машин и механизмов.

В процессе проведения инструктажей обязательно Должны разбираться случаи допущенных аварий, травматизма и нарушений правил. Главный инженер монтажной организации, начальник технического отдела и старший инженер по ТБ обязаны регулярно проверять журналы регистрации инструктажей на рабочем месте и Делать замечания о правильности ведения записи в них качестве производственных инструктажей.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организационно-технические мероприятия по ТБ такелажных работ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства