Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Организация машинно-тракторного парка

Публикация:
   Организационно-технические основы тракторного парка

Читать далее:




Организационно-технические основы тракторного парка

При решении вопросов рациональной организации процессов необходимо учитывать следующие основные особенности крупного механизированого сельскохозяйственного производства:
1) высокая концентрация техники при выполнении работ;
2) сложность современной техники и ее высокая производительность;
3) сезонная изменчивость напряженности технологического комплекса работ;
4) определенная последовательность работ в технологическом комплексе;
5) изменчивость внешних производственных факторов (климатические и метеорологические условия, физико-механические свойства почвы, семян, удобрений, дорожные условия и др.);
6) значительное влияние на количество и качество продукции сроков проведения и качества выполнения работ.

Эти особенности требуют при организации механизированных процессов сельскохозяйственного производства соблюдения следующих условий.

1. Прежде всего необходим обоснованный выбор технологии производства.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


В постановлении июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС «Очередные задачи партии в области сельского хозяйства» указывается на необходимость решения как одной из перспективных проблем сельскохозяйственного производства разработки для колхозов и совхозов наиболее эффективных и экономичных технологических процессов производства каждого вида продукции.

Изменчивость внешних производственных условий нередко требует соответствующего изменения технологии. Критериями выбора наиболее эффективного варианта технологии могут служить минимум производственных затрат, максимум продукции, минимум потерь. Во многи х случаях это требует решения задачи на оптимум или расчета нескольких вариантов технологий для сопоставления и выбора.

2 Должен быть определен оптимальный состав агрегата или комплекс технических средств (для сложных процессов) соответствующий выбранному оптимальному варианту технологии и обеспечивающий наибольшую эффективность производства. При решении этой задачи используются положения теории оптимальных параметров и теории массового обслуживания.

3. Должна быть обеспечена научная организация производства и труда исполнителей при выполнении процессов по выбранному варианту технологии с применением комплекса технических средств, имеющих оптимальные параметры.

Научная организация производства и труда предполагает обоснованное решение следующих вопросов:
1) оптимальных календарных сроков выполнения процесса и его продолжительности;
2) установления на основе агротехнических требований технологических нормативов и допусков, определяющих качество технологического процесса;
3) подготовки агрегата, обеспечивающей его надежность и безотказность в работе, а также правильной установочной настройки и комплектации;
4) установления порядка переездов (маршрутов);
5) подготовки рабочего участка, обеспечивающей наиболее благоприятные условия работы агрегатов и их рациональной расстановки; .
6) выбора и применения наиболее рациональных способов движения агрегатов в заданных условиях при их взаимодействии в комплексе;
7) установления обоснованных норм выработки и времени, а также наиболее рациональных суточных режимов работы, чередования труда и отдыха;
8) правильного выбора технологических режимов процесса и регулировок машин;
9) обоснованных показателей и методов приемки работы и оценки ее качества;
10) дифференцированной оплаты труда с учетом выполнения норм выработки и качества работы, стимулирующей высокую производительность труда.

Важное значение для повышения производительности труда и качества работы имеет специализация труда механизаторов.

Как показывает опыт, наибольшая производительность достигается при длительном выполнении механизатором одного вида работы.

Значительное снижение производительности труда обусловлено тем, что при переходе с одного вида работы на другой затрачивается относительно больше времени на подготовительно-заключительные операции: доставку агрегата »на место хранения, отсоединение машин и установку их на хранение, подготовку и комплектование нового агрегата, переезд на новое место работы. Кроме того, при переходе на новый вид работы механизатору необходимо приспособиться к ней, приобрести навыки рационального выполнения. На это уходит тем больше времени, чем кратковре-меннее работа и чем реже она выполняется. Для сельскохозяйственных работ характерна такая особенность: некоторые из них длятся всего несколько дней, а повторяются лишь через год. При такой периодичности у механизатора не могут устойчиво закрепиться навыки рациональных приемов выполнения работы и, естественно, понижена производительность труда. Однако при специализации на определенных видах работ навыки постепенно закрепляются. Поэтому необходимо стремиться к специализации механизаторов не только на возделывании отдельных культур, но и на выполнении отдельных видов работ, особенно наиболее ответственных.

Специализация труда тесно связана с освоением поточных методов организации технологических процессов, при которых специализированные агрегаты (или звенья агрегатов), работая в едином технологическом комплексе, выполняют в определенной последовательности отдельные операции.

Поточные методы целесообразно применять на тех сложных процессах, работы технологического комплекса которых не требуют разрыва во времени.

Основным условием поточности сложного процесса, — как указывалось, является равенство производительности по всем звеньям технологического комплекса.

Это условие поточности можно соблюдать путем изменения числа агрегатов в звене, а также изменением продолжительности работы в течение дня отдельных звеньев комплекса.

Поточная организация сложных процессов создает необходимость концентрации техники, а это приводит к групповому использованию машин. Групповое использование машин облегчает и делает более экономичным техническое, технологическое и организационное обслуживание всех работающих в комплексе агрегатов.

Количество агрегатов в группе устанавливается с таким расчетом, чтобы они могли закончить работу на одном массиве за одну-две смены.

Большое значение имеет психологический фактор: каждый участник групповой работы стремится поддерживать установившийся ритм, не допустить отставания. При этом осваивается передовой опыт и лучшие приемы работы. Здесь легче огранизовать массовую политико-воспитательную работу.

Заслуживает внимания цикловой метод использования машинно-тракторного парка, разработанный Томской областной опытной станцией и успешно применяемый в совхозах области. Сущность метода состоит в том, что сложные, прежде всего уборочные, процессы, требующие большой концентрации технических средств, рабочей силы и внимания со стороны руководства, выполняются циклами.

Это позволяет значительно повысить эффективность использования технических средств, сократить сроки работ за счет:
1) группового использования технологических агрегатов и транспортных средств на одном, двух видах работ;
2) концентрации внимания и в связи с этим повышения эффективности управления, технического, технологического и организационного обслуживания;
3) более результативного применения моральных и материальных стимулов повышения производительности труда.

Вместе с тем цикловой метод проведения сложных процессов требует соблюдения определенной очередности ведения работ, более тщательной подготовки к ним техники, работников и обрабатываемых (убираемых) массивов.

Как показывает опыт, темп производственных процессов имеет определенные закономерности. Так же как и в течение рабочего дня, на протяжении цикла проведения работы имеются изменения производительности применяемых технических средств, определяющие темп процесса: вначале производительность возрастает, затем в определенной степени стабилизируется и, наконец, постепенно падает.

Рис. 1. Динамика прироста убираемых площадей при обычной организации процессов (а) и при цикловом методе (б):
с — уборка силосных культур; к — уборка колосовых культур.

Исходя из этого, в пределах цикла Йожно выделить периоды: I — «входа» в работу, когда постепенно отрабатываются приемы работы, устраняются обнаруженные недостатки в подготовке технических средств, неувязки во взаимодействии звеньев технологического комплекса и весь процесс последовательно приобретает требуемую ритмичность; II — собственно работы, когда устанавливается требуемое взаимодействие между звеньями комплекса, стабилизируется на достаточно высоком уровне наработка; III — «выхода» из работы, когда последовательно снижается наработка и темп процесса, что обусловлено уменьшением объема работ, увеличением простоев по техническим неисправностям, а в определенной степени влиянием психологического фактора — снижения общей напряженности процесса.

Опыт показывает, что продолжительность всех периодов цикла зависит от тщательности подготовки всех элементов процесса и эффективности управления им. Если обычно в хозяйствах соотношение периодов составляет соответственно 12—34%, 70—80%, 10—22%, то при освоении циклового метода и основательной подготовке к нему это соотношение может быть изменено за счет преимущественного сокращения периодов «входа» и «зыхода».

Сокращение периода «входа» в работу достигается тщательной подготовкой машин, установлением и доведением норм выработки, составлением обоснованных календарных и маршрутных графиков, расчетом необходимого количества техники, применением рациональных режимов труда и отдыха, своевременной и рациональной подготовкой полей к работе, обстоятельным инструктажем исполнителей.

Сокращение периода «выхода» из работы обеспечивается высокой наработкой агрегатов и их групповой работой, четкой организацией процесса.

Благодаря общему сокращению срока выполнения работы достигается возможность вести работы последовательно с небольшими перекрытиями.

Периоды «входа» и «выхода» используются для перехода с одного цикла работы на другой. При этом особое значение приобретает четкое переключение техники с одной работы на другую.

Освоение циклового метода работы хотя и требует высокого уровня подготовки и организации процессов, однако дает большие экономические выгоды: в 1,2—2 раза повышает производительность агрегатов, на 25—55% сокращает продолжительность уборочных процессов, на 17— 27% сокращает потребность в транспортных средствах, на 5—20% снижает себестоимость продукции.

Подготовка агрегата к работе должна быть тщательной. Она включает проверку всех механизмов, узлов, ответственных сочленений машин, при необходимости обкатку и проверку в движении, комплектование многомашинных агрегатов, установочную настройку, а также комплектацию агрегата необходимыми приспособлениями, инструментом.

Рис. 2. Маршрутная карта (звено из пяти самоходных комбайнов): ОП — озимая пшеница; ЯП — яровая пшеница; Р — просо; МД — машинный двор.

Бригадиры передовых бригад очень большое вниманий уделяют подготовке агрегатов к работе, стремясь тщательным осмотром, проверкой и обкаткой обеспечить высокую надежность и безотказность в работе. Хотя основная подготовка агрегата проводится на машинном дворе звеном слесарей, тем не менее передовые механизаторы при приемке машин не упускают возможности внимательным контролем выявить и устранить ранее не обнаруженные скрытые неисправности. Хорошая подготовка агрегатов с первых же дней работы обеспечивает высокую наработку, сводит к минимуму простои по техническим неисправностям.

Установление маршрутов переездов агрегатов в виде маршрутных карт, вручаемых звену перед началом сельскохозяйственных работ (рис. 6). Помимо трасс переездов, на маршрутной карте указыЁаются сроки обработки отдельных полей, схемы разбивки полей на загоны и оптимальные способы движения агрегатов при обработке поля. Особенно целесообразно использование маршрутных карт в зонах мелкоконтурных участков, где переезды могут отнимать много времени.

Подготовка полей — необходимое условие высокопроизводительной работы. Она включает очистку от растительных остатков (куч соломы, стеблей кукурузы, подсолнечника и др.), разбивку поля на загоны, провешивание трасс первых проходов, отбивку поворотных полос, прокашивание разгрузочных магистралей (перед уборкой).

Наличие основных паспортных данных по полям (конфигурация, длина, ширина, средний уклон, его направление, удельное сопротивление почвы) значительно облегчает заблаговременное назначение мероприятий по подготовке полей, которые наносятся на маршрутную карту и передаются звеньевому.

При массовой подготовке полей к очередным работам подготовительные работы целесообразно поручать специальному звену, за которым закрепляют легкий трактор.

Такая подготовка полей, проводимая под руководством агронома, позволяет исключить простои агрегатов, повысить производительность, ускорить темпы работ.

Выбор оптимальных способов движения агрегатов — значительный резерв повышения производительности.

Исследования показывают, что при неправильной организации движения агрегатов потери времени на холостые переезды могут достигать 30%.

Время, затрачиваемое на холостые ходы, зависит от тех же факторов, что и путь и, кроме того, от скоростц.дви-жения на поворотах и заездах. Как показывают специальные исследования, с увеличением скорости v время поворота t„ вначале быстро, а затем медленно сокращается (рис. 7).

Примерно после скорости 8— 9 км/ч уменьшение времени, затрачиваемого на поворот, незначительно. Вместе с тем выполнение поворота на более высоких скоростях затруднено для тракториста и, кроме того, требует более широкой поворотной полосы и отражается на сохранности ходовой части машин. Исходя из этого, повороты на скоростях свыше 10 км/ч проводить нецелесообразно.

Особенности вождения скоростных агрегатов. Установленная на тракторах Т-150 и Т-150К четырехрежимная четырехскоростная коробка пе-, редач с шестернями постоянного зацепления позволяет производить переключение передач на ходу без остановки агрегата.

При эксплуатации скоростных агрегатов особое значение имеет правильное выполнение разгона, переключение передач под нагрузкой на поворотах.

Разгон агрегата до 8—12, а на транспортных работах до 30 км/ч необходимо проводить поэтапно, что позволяет уменьшить динамические перегрузки в 1,5—2 раза и сокращает время разгона на 15—25%.

При поэтапном разгоне движение начинают включением муфты сцепления на первой передаче, затем, после того как двигатель достигнет номинальных оборотов коленчатого вала, включают вторую передачу и далее в таком же порядке следующие высшие передачи ряда до достижения требуемой скорости движения.

Переключение передач при работе под нагрузкой так же производится на ходу без выключения муфты сцепления, как с низших на высшие передачи, так и наоборот. При этом необходимо внимательно следить за показаниям \ тахоспи-дометра, своевременно переключая передачи при недогрузке или перегрузке двигателя (о чем судят по оборотам коленчатого вала).

Повороты гусеничного трактора Т-150 можно выполнять двумя способами: силовым с помощью рулевого колеса и кинематическим — с помощью рычагов переключения передач.

Рис. 3. Изменение времени поворота агрегата t„ в зависимости от скорости v (посевной трехсеялочный агрегат).

Силовой способ применяют для поддержания прямолинейного хода агрегата в условиях удовлетворительного сцепления ходовой части с почвой.

Кинематический способ поворота достигается включением разных передач на забегающей (внешней) и отстающей (внутренней) гусеницах. Чем больше разница в скоростях на гусеницах, тем меньше радиус поворота:

Учитывая ширину поворотной полосы и захвата агрегата, включают соответствующие передачи для получения требуемого радиуса поворота с тем, чтобы агрегат мог выполнить поворот на отведенной полосе.

Кинематический способ поворота следует применять и для поддержания прямолинейного хода агрегата в условиях переувлажненной почвы, так как использование силового способа путем выключения одной из гусениц ведет к буксованию забегающей (включенной) гусеницы с образованием глубокой колеи.

При повороте колесного трактора Т-150К с малым радиусом следует снижать скорость движения, так как при «переломе» рамы трактора ухудшается его устойчивость и возможно опрокидывание.

При вождении тяжелых транспортных поездов с тракторами Т-150 К необходимо тщательное регулирование тормозной системы обоих бортов с тем, чтобы обеспечивалась одинаковая эффективность их торможения: иначе может произойти произвольный «перелом» рамы и потеря управляемости. Кроме того, тормозную систему прицепов следует1включать раньше, чем трактора, не допускать резкого поворота рулевого колеса.

Значительный резерв производительности агрегатов — правильный выбор способа движения. Каждый способ связан с применением определенных видов поворотов. Длина поворота L„ зависит от способа его выполнения и длины выезда.

Как видно из данных таблицы, следует отдавать предпочтение беспетлевым поворотам, в несколько раз сокращающим путь холостого хода и ширину поворотной полосы.

Кроме вида поворота, при выборе способа движения необходимо правильно устанавливать направление рабочих ходов (гонов), стремясь делать их по возможности наиболее длинными.

Соблюдение этих условий позволяет повысить производительность агрегатов за счет более полного использования времени движения за 15—25%.

Нормы выработки и времени должны быть дифференцированы с учетом конкретных условий работы и устанавливаться в соответствии с методикой технического нормирования.

Соответственно характеру технологического процесса, степени напряженности планового задания, обеспеченности механизаторскими кадрами и их квалификации, а также с учетом климатических условий зоны устанавливаются рациональные суточные режимы работы. Они могут варьировать в значительных пределах.

Исходя из продолжительности работы в течение суток, можно установить режимы работы: количество смен, их продолжительность, а исходя из характера процесса — часы начала работы, пересмен, обеденного перерыва.

Возможны три варианта использования тракторов на протяжении суток:
1) для выполнения работы используется только световой день;
2) круглосуточно выполняется одна работа; 3) в дневные (световые) часы выполняется одна работа, в ночные — другая.

Рис. 4. Номограмма для определения режимов работы тракторных пахотных агрегатов (по А. Лазареву) (площадь обработки F-100 га).

Выбор того или иного варианта, помимо учета напряженности, определяется также характером работы. Многие работы, такие, как обработка почвы, внесение удобрений, жатва и другие, могут выполняться в ночные часы при искусственном освещении. Некоторые, такие, как посев, междурядная обработка, требующие тщательного контроля качества, или уборка и стогование сена, соломы, требующие обзора значительного пространства, могут выполняться только в дневные часы.

В сельском хозяйстве в связи с сезонностью работ трудовым законодательством предусматривается не только 7-часовая смена при шестидневной рабочей неделе и 8-ча-совая при пятидневной, но также увеличенная до 10 часов продолжительность рабочего дня с таким расчетом, чтобы среднегодовая его продолжительность не превышала 7 или 8 ч (при пятидневной неделе).

Поскольку продолжительность сменного времени может изменяться от 7 до 10 ч, работы могут выполняться в одну, две и даже три смены. Однако фактически это зависит от многих факторов, и прежде всего от обеспеченности механизаторскими кадрами. В настоящее время величина коэффициента сменности колеблется по разным зонам от 1,1 до 1,6, что обусловлено наличием механизаторских кадров.

Недостаток механизаторов вынуждает в напряженные периоды увеличивать продолжительность их смены до 12—14 ч.

Отдаленность места работы от жилья, отсутствие нормальных жилищно-бытовых условий на полевых станах в сочетании с неудовлетворительной организацией доставки к месту работы ведут к практике работы сменщиков через сутки с продолжительностью рабочего дня 14—15 ч.

Такой режим, к сожалению, еще имеет широкое распространение. Между тем, как показывают специальные исследования, производительность труда механизатора при удлиненном рабочем дне резко снижается.

Важно правильно установить часы работы отдельных смен. При этом во многих случаях необходимо считаться с продолжительностью светового дня. Так, при выполнении работы в две смены на протяжении светового дня целесообразно установить порядок, при котором пересмена производится не с утра, а в середине рабочего дня. При этом каждый тракторист, приняв смену, работает до темноты, контрольные показатели организации процесса, контроль качества работы.

Для примера приведем организационно-технологическую карту на вспашку почвы тракторами К-700.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Организация машинно-тракторного парка

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организационно-технические основы тракторного парка"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства