Строительные машины и оборудование, справочник





Организация и планирование технического обслуживания

Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины


Организация и планирование технического обслуживания

Цель технического обслуживания ПТМ — поддержать их работоспособность или исправность в период между очередными плановыми ремонтами, а также увеличить общий срок службы машин.

Техническое обслуживание подразделяют на пять видов, основными среди которых являются техническое обслуживание при использовании (ТО-1) и периодическое техническое обслуживание (ТО-2).

В состав ТО-1 входят следующие виды ежесменных, ежесуточных и еженедельных работ: уборочно-моечные; смазочные; крепежные; регулировочно-наладочные; снабжение машины топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; устранение мелких отказов и повреждений; проверка в действии блокировочных устройств и приборов безопасности; проверка и опробование в действии подъемно-транспортной машины, ее механизмов и систем. Техническое обслуживание ТО-1 проводят в течение рабочей смены машины.



В состав ТО-2 входят 2 группы работ: обязательные, содержащие расширенный комплекс работ технического обслуживания ТО-1; по потребности, содержащие ремонтные работы незначительного объема по предупреждению и устранению отказов и повреждений узлов и деталей машины.

Техническое обслуживание ТО-2 проводят через определенные интервалы наработки, установленные ПТЭ, по планам-графикам, утвержденным главным инженером порта.

Техническое обслуживание ПТМ при ожидании использовании по назначению состоит из ежесуточных и еженедельных работ, аналогичных ТО-1.

Техническое обслуживание ПТМ при ожидании ими ремонта не проводят.

Периодичность технического обслуживания в процессе хранения машины равна 1 мес., оно заключается в проверке технического состояния машины путем осмотра, проверке надежности антикоррозионной защиты и устранения обнаруженных повреждений. При подготовке к хранению и после его окончания проводят работы ТО-2, измерение сопротивления изоляции электрооборудования и консервацию (расконсервацию) узлов.

Техническое обслуживание при транспортировании аналогично ТО при хранении (консервацию машины проводят только при продолжительности ее транспортирования больше месяца).

Периодичность и номенклатуру работ по техническому обслуживанию ТО-1 и ТО-2 ПТМ, а также допускаемую продолжительность их простоя для выполнения ТО-2 регламентируют ПТЭ и заводские инструкции по эксплуатации.

Так ТО-2 вилочных погрузчиков необходимо проводить через 200 ч работы, а кранов — через 500(3 (|3 — коэффициент режима работы, равный 1,5; 1 и 0,75 для легкого, среднего и тяжелого режимов работы соответственно). Допускаемый простой на ТО-2 вилочного погрузчика 1 сут, берегового крана— 2 сут, плавучего — 3 сут.

Нормативная трудоемкость работ ТО-1 установлена в чел.-ч. на 1 ч работы машины раздельно по механическому и электрическому оборудованию.

Например, норматив на ТО-1 механического оборудования портальных и плавучих кранов грузоподъемностью до 10 т равен 0,21 чел.ч/ч, а для кранов грузоподъемностью более 10 т — 0,27 чел.-ч/ч; для авто и электропогрузчиков — соответственно 0,08 и 0,035> чел.-ч/ч.

Для упрощения оплаты труда портовым рабочим норматив ТО-1 для портальных кранов разделен на ежесменные, ежесуточные и еженедельные работы. При этом на ежесменные работы ТО-1 установлено 0,5 чел.-ч независимо от грузоподъемности крана.

Нормативная трудоемкость ТО-2 установлена в чел.-ч на одно обслуживание также с разбивкой на механическое и электрическое оборудование.

Для указанных выше групп кранов норматив ТО-2 на механическое оборудование составляет 70 и 90 чел.ч, для авто и электропогрузчиков — 22 и 18 чел.-ч соответственно.

Организация технического обслуживания перегрузочных машин зависит от характеристик парка ПТМ, условий работы машин и формы их использования по назначению.

Работы ТО-1 выполняет один рабочий, имеющий специальность слесаря или электрика; в ТО-2, как правило, участвуют рабочие четырех специальностей; слесари, электрики, электросварщики и станочники. При этом часть слесарных работ выполняет экипаж машины или члены комплексных бригад, остальные — рабочие технического обслуживания и ремонта.

Оптимальную численность рабочих 5ЕМ для технического обслуживания и непланового ремонта основных типов со береговых подъемно-транспортных машин находят в зависимости от следующих характеристик парка ПТМ: количества машин ; коэффициента использования их по времени Ка ; коэффициента заменяемости Зт; убытков за 1 ч простоя машин на неплановом ремонте.

Рис. 1. Графики для определения коэффициентов влияния характеристик парка портальных кранов на оптимальную численность рабочих технического обслуживания и ремонта

Рис. 2. Графики для определения коэффициентов влияния характеристик парка вилочных погрузчиков на оптимальную численность рабочих технического обслуживания и ремонта

Рис. 3. Номограмма для определения целесообразности наличия дежурных слесарей по обслуживанию портальных кранов

Из слесарей, электриков и, частично, электросварщиков в портах создают специальные ремонтно-наладочные бригады (РНБ), которые подчинены групповому инженеру (инженеру-электрику) и обслуживают закрепленные за ним машины.

Распределение обязанностей по техническому обслуживанию машин между членами РНБ возложено на бригадира, который также несет ответственность за регулярность и качество выполняемых работ. Как правило, за каждым членом РНБ закрепляют одну или несколько машин группы, за техническое состояние которых он несет личную ответственность.

Ежемесячные работы ТО-1 в полном объеме выполняют операторы (крановщики, водители, машинисты), управляющие машиной в данную смену, независимо от формы использования машины по назначению и продолжительности ее работы.

Ежесуточные и еженедельные работы ТО-1, а также смазочные работы должны выполнять:
— при использовании машины комплексными бригадами — член РНБ, закрепленный за данной машиной;
— при использовании машины экипажем — член экипажа. Каждый член экипажа обслуживает определенную группу узлов, а общая ответственность за техническое состояние машины возлагается на командира экипажа.

Работы ТО-2, а также устранение отказов (неплановые ремонты) должны выполнять:
— при использовании машины комплексными бригадами портовых рабочих — члены РНБ с обязательным участием портовых рабочих, закрепленных за данной машиной;
— при использовании машины экипажем — члены экипажа с участием рабочих технического обслуживания и ремонта из состава РНБ или ремонтно-механических мастерских.

Количество портовых рабочих и рабочих технического обслуживания и ремонта, привлекаемых на выполнение конкретного ТО-2 или непланового ремонта, определяет групповой инженер исходя из трудоемкости работ и имеющейся численности РНБ с учетом наличия крановщиков (водителей, машинистов) в комплексных бригадах.

Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины