Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Гусеничные тракторы

Публикация:
   Организация использования машинно-тракторных агрегатов

Читать далее:




Организация использования машинно-тракторных агрегатов

Эффективное использование машинно-тракторных агрегатов, пол-реализация их технических возможностей при выполнении сельско-хозяйственных работ невозможны без правильной организации труда в любых подразделениях сельскохозяйственных предприятий, начиная от совхоза или колхоза в целом до механизированного звена и даже отдельного агрегата.

Организация использования машинно-тракторного парка включает комплекс организационных, технических и технологических мероприятий, осуществляемых при выполнении сельскохозяйственных работ и направленных на повышение эффективности использования техники.

К техническим мероприятиям относится система технического обслуживания, обеспечивающая поддержание в нормальном состоянии в течение всего периода сезона полевых работ эксплуатационных свойств тракторов и сельскохозяйственных машин с минимально возможными затратами времени, труда и средств.

К технологическим мероприятиям относятся:
а) разработка и применение перспективных технологических карт на возделывание всех сельскохозяйственных культур с учетом достижений науки, передовой практики и зональных особенностей;
б) установление оптимальных режимов работы и регулировок агрегатов, обеспечивающих качественное выполнение технологических операций и создание благоприятных условий для роста и развития культурных растений, а также наименьшие количественные и качественные потери продукции.

К организационным мероприятиям относятся:
а) распределение объема сельскохозяйственных работ по имеющимся типам тракторов и машин;
б) распределение машинно-тракторного парка по подразделениям хозяйства;
в) составление плана работы МТП по периодам сельскохозяйственного года;
г) организация использования МТП: групповая работа машин и поточное выполнение работ;
д) оперативное управление МТП: диспетчерская служба, сетевые графики, внедрение автоматизированной системы управления с использованием электронно-вычислительных машин.

Решение указанных задач неразрывно связано с разработкой и внедрением в сельское хозяйство систем машин по основным зонам страны.

Система машин — группа разнородных, но взаимоувязанных (по технологии) и взаимодополняющих друг друга машин, обеспечивающих механизацию работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур. При комплексной механизации должна быть предусмотрена полная механизация основных и необходимых вспомогательных операций производственного процесса.

При подборе машин в систему следует исходить из необходимости выполнения всех технологических, подготовительных, вспомогательных и транспортных операций наименьшим количеством машин различных типов. Это уменьшает капиталовложения, упрощает и удешев-ляет техническое обслуживание машинно-тракторного парка, сокращает выполнение необходимых регулировочных и наладочных работ при комплектовании агрегатов и подготовке их к работе. Например, как показывает практический опыт, во многих случаях совхоз или колхоз может осуществлять все основные тракторные работы, обходясь двумя-тремя моделями тракторов.

Рост технической оснащенности сельского хозяйства за последние годы позволил значительно повысить уровень механизации работ в полеводстве и животноводстве, сократить сроки выполнения работ, которые в большинстве случаев приблизились к экономически обоснованным.

В настоящее время полностью механизированы все работы по подготовке почвы к посеву: на пахоте, культивации и бороновании; на посеве зерновых и большинства других культур; на междурядной обработке и уборке зерновых культур.

В ближайшие годы будут полностью механизированы ряд работ по возделыванию овощей, уборке хлопка и льна-долгунца, уборке бахчевых, внесению удобрений, в садах и виноградниках, а также погрузочно-разгрузочные работы.

Распределение объема работ по тракторам. В основу распределения должны быть положены агротехнические требования. Это первое условие назначения той или иной модели трактора на конкретную операцию.

Вторым условием является получение наибольшей производительности, сокращение сроков выполнения работ. Третьим условием является требование получения минимальной себестоимости единицы выполняемой работы.

Если первое условие — выполнение требований технологии — является всегда необходимым, то выбор второго и третьего условий (по значению) зависит от конкретных условий производства. Не всегда трактор, дающий наибольшую производительность агрегата, на технологической операции обеспечивает и минимум себестоимости единицы выполняемой работы.

Поэтому окончательное решение или выбор модели трактора зависит от поставленной задачи и конкретных условий производства.

Чаще всего при непременном выполнении первого условия решается задача таким образом, чтобы при принятом распределении работ сумма приведенных затрат на их выполнение была минимальной. В качестве обязательного ограничения указывается наибольший допустимый срок выполнения работ, входящих в данную группу.

Для оптимального распределения объема работ по моделям тракторов требуется большое число вариантов. Этих вариантов тем больше, чем больше в хозяйстве моделей тракторов и видов работ.

В перспективе по принятой методике будут решаться задачи оптимального распределения МТП для колхозов и совхозов при районных вычислительных центрах.

Расчет машинно-тракторного парка. Необходимое число машин разделяют на основании перечня тракторных работ по всему хозяйству их объема в физических гектарах, установленных агротехнически и экономически обоснованных сроков выполнения работ и сменных норм выработки на операциях для определенных составов агрегатов.

Соответствующие коэффициенты устанавливают зональные опытные станции на основании анализа погодных условий за ряд лет.

С помощью указанного расчета можно определить потребность машинно-тракторного парка по периодам работ путем построения графика машиноиспользования.

При построении графика машиноиспользования по горизонталь-ной оси откладывают календарные дни, а по вертикальной — количество агрегатов по операциям. Таким образом, каждый прямоугольник графика отображает конкретную производственную операцию. Размерность единицы площади графика — агрегато-день.

Каждая операция на графике получает номер, соответствующий номеру по порядку ее проведения в общем плане полевых работ.

Для тех участков графика, где технологические операции совпадают по срокам и обнаруживается наибольшая потребность в агрегатах, может быть проведено сглаживание графика.

Сглаживание графика выполняют двумя методами:
а) изменением количества тракторов и машин в течение установленных сроков (перераспределение объема работ внутри данной модели трактора);
б) передачей части работ на другую модель тракторов, если нет большой загруженности и если это агротехнически возможно.

Запрещается сглаживать график машиноиспользования при планировании потребности техники увеличением сроков выполнения операций. Напомним, что при расчете берут наибольшие значения установленных для зоны сроков проведения операций.

Дробные значения количества агрегатов верхнего графика округляют до целых чисел, при этом корректируют форму графика без изменения его площади.

Аналогичные графики потребности агрегатов для выполнения объема работ в установленные сроки составляют по отделениям или тракторным бригадам хозяйств. Графики использования машин служат основанием для составления заявок на приобретение новой техники при ее недостатке.

Значительно чаще приходится решать иную задачу — распределять по полевым работам имеющуюся технику. При этом возможно и перераспределение машин между отделениями, так как объем работ не остается постоянным из года в год, а изменяется (чередование культур, увеличение поставок удобрений, повышение урожайности и др.). Однако при необеспеченности техникой вынужденно нарушаются оптимальные сроки проведения работ, что сказывается на снижении урожая.

Рис. 1. График машиноиспользования.

Рис. 2. Сглаживание графи ка машиноиспользования:
а — вид до сглаживания; б — после сглаживания.

Рис. 3. Выравнивание графика машиноиспользования до целых агрегатов.

После определения потребного числа основных машин нужно установить и число вспомогательной техники, к которой относятся загрузчики семян и удобрений при посеве зерновых, погрузчики свеклы, очистители початков и другие машины. Расчет таких машин ведут из условий непрерывности поточного производства с учетом количества одновременно работающих основных агрегатов, их производительности, объемов выполняемых операций и времени их выполнения.

После проведения общих расчетов в каждом отделении или бригаде составляют план выполнения механизированных работ по периодам хозяйственного года: весенний период, весенне-летний, летний и осенний (а при необходимости и зимний).

В таком плане указывают хозяйственные номера тракторов, фамилии механизаторов и обслуживающего персонала, номера полей севооборота, план-маршрут передвижения агрегатов или бригады с одного поля на другое, вспомогательные службы и график их работы. Отдельно планируют работу средств технического обслуживания машинно-тракторного парка.

Кроме планов по периодам работ, составляют оперативные планы по декадам и наряды на сутки, которые рассматривают на оперативном совещании в конце каждого рабочего дня в диспетчерском пункте отделения (бригады). В качестве примера на рисунке 4 приведена общая структурная схема организации планирования работ тракторной бригадой и необходимые потоки информации. На оперативном производственном совещании на основе декадного графика, дополнительных изменений в видах и сроках работ, вносимых агрономом, информации механика о состоянии техники и на основе метеорологических условий составляют план-наряд на работы МТА на II смену и I смену следующего дня, а также задания техническим и вспомогательным службам. План-наряд заносят в книгу нарядов, из книги учетчик переносит задания на доску нарядов.

Рис. 4. Общая схема планирования работ тракторной бригадой и потоки информации.

Вторую часть книги нарядов — фактическое выполнение работ — заполняет диспетчер с учетных листов трактористов после выполнения наряда, т. е. на следующий день. В примечании указываются причины простоев агрегатов и время простоев. Эти данные используются при анализе выполненных работ.

Групповая работа агрегатов. Анализ использования техники в сельском хозяйстве за последние годы показал, что она работает более эффективно, если на поле находится не один агрегат, а группа агрегатов. Групповая работа агрегатов позволяет завершить выполнение очередной технологической операции на данном поле (часто для одной культуры) в сжатые сроки. Это обеспечивает создание для развития культурных растений почти одинаковых условий, способствует повышению урожая, а при уборке снижает потери. Кроме агротехнической выгоды, групповая работа агрегатов облегчает их техническое и технологическое обслуживание и культурно-бытовое обслуживание механизаторов. При групповой работе поле разбивают на отдельные загоны. Все поле обрабатывают одновременно, но каждый агрегат работает на своем загоне. Это позволяет контролировать качество работы каждого механизатора, а главное — лучше использовать технические свойства машин.

Рис. 5. Схема поточного производства.

Если агрегаты идут один за другим в одном загоне, как иногда бывает, то происходит обезличка при оценке качества, скорость движения ограничена скоростью движения переднего агрегата (а она может быть разной вследствие различного технического состояния машин и неодинакового опыта водителей). При поломке или иной остановке одного впереди идущего агрегата либо простаивают последующие, либо образуется огрех при его объезде.

Поточное выполнение работ возможно, если между операциями, входящими в комплекс, нет биологического разрыва по времени. На ряде технологических циклов производственный процесс может быть выполнен только с интервалами по времени. Например, лущение стерни и последующая вспашка. Нельзя одновременно с лущением вести и вспашку этого участка, так как иначе пропадает основной эффект лущения — провоцирование семян сорных трав, а для этого нужен срок не менее двух недель.

Но иногда разрыв по времени не вызывается биологическими или технологическими требованиями, а происходит из-за несовершенства способа выполнения работ, или из-за плохой организации труда, или из-за отсутствия необходимых машин, или их недостаточного числа. Это вызывает увеличение разгрузочно-погрузочных операций, задерживает последующие работы, снижает их качество или ухудшает качество получаемой продукции. Только поточные методы организации работ позволяют ликвидировать указанные недостатки.

Рассмотрим общую схему поточного производства. Прежде всего выделяют поточные линии. Например, при уборке зерновых можно выделить линию зерновую и линию незерновой части урожая (солома и полова). В свою очередь, каждая линия складывается из отдельных звеньев. Например, в зерновой линии: комбайн — транспортное средство (от комбайна до тока) — зерноочистительные устройства на току.— транспортное средство (от тока до склада или до элеватора), а в линии незерновой части урожая можно выделить звенья: комбайн — агрегат по уборке соломы — погрузочный агрегат — транспортный агрегат — агрегат для скирдования соломы у фермы. Состав звень

Необходимо отметить одну особенность приведенного выше расчета потребностей в агрегатах для звеньев — повсюду взяты средние значения производительности, времени работы, расстояния, скорости движения и т. д. В любом производстве возможны колебания указанных показателей вследствие непредвиденных остановок по разным причинам. Поэтому практически следует, если это технологически возможно, создавать так называемые заделы, или фронт работы, для последующих звеньев или иметь резервные агрегаты (так называемые компенсаторы), которые включаются в работу в случае выхода из строя какого-либо агрегата. Число резервных агрегатов и выбор звеньев, л ая которых их нужно создавать, устанавливают с учетом накопленного опыта и конкретных условий эксплуатации.

Особенно важно в хозяйстве иногда иметь резерв транспорта, маневренность которого при наличии оперативного управления и четкой информации позволяет быстро ликвидировать возникающие нарушения в ходе поточного производства.

Оперативное управление работой МТП. Управление производством направлено на обеспечение согласованной, слаженной и эффективной деятельности как отдельных подразделений хозяйства, так и в целом совхоза, колхоза и даже группы хозяйств.

Оперативное управление складывается из сбора, изучения, обработки поступающей производственной информации, оценки складывающейся ситуации на отдельных участках путем ее анализа, принятия решения и организации его выполнения.

Выполнение решений, в свою очередь, состоит из реализации отдельных текущих заданий, систематического контроля за их выполнением и в случае необходимости принятия новых решений и т. д.

Выполнение многих из перечисленных функций управления работой МТП можно обеспечить путем организации диспетчерской службы.

В задачу диспетчерской службы входит:
а) контроль за работой МТА на отдельных полях, за ходом выполнения сменных норм, за передвижением агрегатов с поля на поле;
б) выявление любых случаев простоев агрегатов, фиксирование этих простоев и немедленная информация служб хозяйства, ответственных за работу агрегатов с целью быстрейшего устранения простоев;
в) обеспечение отраслевых служб хозяйства и административно-управленческого аппарата оперативной информацией, своевременное доведение до исполнителей новых распоряжений;
г) постоянный учет основных технико-экономических показателей по выполнению плана работ с целью недопущения его срыва.

Основу диспетчерской службы сельскохозяйственных предприятий составляют производственно-диспетчерские отделы, задачами которых являются планирование развития отдельных служб, разработка мероприятий по выполнению плана хозяйства и практическая реализация этих мероприятий.

Для крупных хозяйств организуют центральный диспетчерский пункт и сеть диспетчерских постов на производственных подразделениях.

На центральном пункте постоянно функционирует диспетчерский пост (круглосуточный в разгар полевых работ), а для диспетчерских постов подразделений устанавливают сроки обязательных сеансов связи (для получения определенной информации). В случае аварий агрегатов или других непредвиденных простоев МТП пункты отделений или бригад в любое время связываются с центральным пунктом. Дежурный диспетчер немедленно принимает меры к ликвидации возникающих простоев.

Техническими средствами диспетчерской связи являются:
а) телефонная связь с использованием диспетчерских коммутаторов СДС-50/100, КОС-22М и ТКМС;
б) радиосвязь с передвижными объектами (автотранспортом руководителей и специалистов, автозаправщиками, агрегатами технического обслуживания) и с объектами вне зоны телефонной связи. Применяются радиостанции, работающие в диапазоне УКВ,— РСВ-1, РТ-21-1, «Гранит»;
в) производственная громкоговорящая связь с использованием различных усилителей для озвучивания открытых пространств и производственных территорий с целью передачи односторонних распоряжений, оповещений и поиска необходимого работника, а также для многосторонней связи между отдельными участками, имеющими абонентские усилители.

Производственный опыт показывает, что наибольшая эффективность диспетчерского управления достигается при комплексном использовании всех видов связи: телефонной, радио и производственной громкоговорящей.

На диспетчерских пунктах должны размещаться наглядные организационные средства контроля и регулирования производства: электрифицированные карты, графики, контрольно-учетная документация, табель состояния и использования машинно-тракторного парка.

Органы управления лучше всего расположить на диспетчерском пульте управления.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Гусеничные тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организация использования машинно-тракторных агрегатов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства