Средства производства между строительными организациями в СССР распределяются на основе государственного плана, установленного исходя из производственной программы по каждому министерству, ведомству, тресту и объекту строительства. Ритмичная и бесперебойная работа строек зависит главным образом от снабжения материально-техническими ресурсами.
Правильно организованное материально-техническое снабжение способствует устранению «пезмерно дальних перевозок материалов, недопущению излишних пасов, систематическому снижению издержек снабженческих и сбытовых организаций, эффективному использованию материально- технических ресурсов. XXIV съезд КПСС поставил задачу решительно улучшить материально-техническое снабжение, рассматривая его как один из крупнейших общеэкономических резервов повышения эффективности социалистического производства.
В состав работы по снабжению строительных подразделений входят: уточнение потребности необходимых для осуществления строительства материально-технических ресурсов; получение фондов на основные строительные материалы через главные управления или министерства; установление хозяйственных связей с соответствующими организациями и предприятиями по поставке предусмотренных планами снабжения материальных ресурсов и оформление договоров и заказов; нормирование производственных запасов; организация складского хозяйства; приемка и выдача материалов; контроль за обеспечением материально-техническими ресурсами; экономное расходование материалов.
Лучшей формой планомерного снабжения являются прямые хозяйственные связи между поставщиками и потребителями на основе договоров на весь период строительства с приложением к ним графиков поставок.
Складское хозяйство дорожно-строительных организаций создают в виде баз материально-технического снабжения, в состав которых входят склады строительных материалов и оборудования. Для дорожно-строительных материалов чаще всего практикуется поставка материалов «с колес» на место укладки. Запасы материалов непосредственно на работах должны быть минимальными.
Текущий запас предусматривает обеспечение работ материалами в период между смежными поставками их на строительство. Длительность этого периода определяют договорами между строительной организацией и поставщиком материалов. Подготовительный запас должен обеспечивать потребность в материалах в период приемки, разгрузки, испытаний, сортировки и других операций с прибывшей партией материалов. Гарантийный запас принимают равным примерно 50% текущего. Он должен гарантировать равномерное производство работ в случае нарушения графика поставки материалов.
Дорожники часто создают сезонный запас для нормальной ра боты в течение всего сезона. Такие материалы, как цемент, битум, производятся промышленностью круглый год, а на дорожном строительстве потребляются в течение летнего сезона. Часть этих материалов завозят зимой и весной. При подготовке материалов своими силами, например в притрассовых карьерах, основной объем этих материалов выгодно заготавливать зимой, когда меньше загружены рабочие и автомобили.
При гарантийных поставках нормированные запасы материалов, доставляемых автомобилями из производственных предприятий строительства, создаются на один-два дня работы; из предприятий, не принадлежащих строительству,— на три-пять дней работы. Материалы, доставляемые железнодорожным транспортом, должны иметь запасы от одно- до двухмесячной потребности. Более точно управление запасами можно определить расчетом, используя теорию управления запасами.
В состав складского хозяйства, обслуживающего нужды строительства автомобильных дорог, входят склады материально-технического обеспечения, технологического назначения и специализированные. В зависимости от ценности материалов и изделий, их технологических особенностей склады устраивают открытые (незащищенные) или закрытые. При проектировании складов основными требованиями являются: внедрение прогрессивной технологии и оборудования для комплексной механизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ; использование типовых строительных конструкций заводского изготовления для устройства складских зданий в короткие сроки; уменьшение числа различных типов и мощностей оборудования для механизации грузовых операций с одновременным сохранением достаточной гибкости в его использовании.
Выполнение этих условий должно предусматриваться как при проектировании складских комплексов, так и при проектировании отдельных складов.
Выбор способов и средств для комплексной механизации (автоматизации) данного вида работ должен проводиться на основании сравнения определяемых расчетом показателей экономической эффективности вариантов прректных решений.
В табл. 5 приведены расчетные формулы и геометрические элементы наиболее распространенных штабелей на складах дорожного строительства.
Таблица 5
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация материально-технического снабжения при строительных работах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы