Строительные машины и оборудование, справочник






Организация рабочего места конструктора-машиностроителя


Категория:
   Методология конструирования машин


Организация рабочего места конструктора-машиностроителя

Для увеличения деловой отдачи конструкторов их рабочие места организуют и оснащают в соответствии с характером трудовых функций. Для различных категорий конструкторов эти функции не являются одинаковыми, хотя в процессе выполнения проекта они настолько взаимосвязаны, что в конце концов сливаются в единую коллективную деятельность по созданию конструкторской документации, составляющей в целом законченный проект разрабатываемой машины.

В ходе работы над проектом такая взаимосвязь требует надежного рабочего контакта между конструкторами и группами конструкторов, объединенных организационно-техническими принципами построения конструкторского коллектива. Исходя из этого, рабочие места конструкторов обычно размещаются в конструкторском зале в порядке, обеспечивающем их нормальную компоновку и оптимальное использование рабочей площади зала.

Типовое рабочее место конструктора обычно оснащают и приспосабливают применительно к разработке конструкторских чертежей и связанных с этим вспомогательных работ по ознакомлению с различными информационными материалами (чертежи, техническая литература), а также к разработке текстовой конструкторской документации (расчеты, программные документы по испытанию машин, паспорта машин, технические условия, спецификация и др.).



В соответствии с этим рабочее место конструктора компонуется, как правило, из чертежного и письменного столов, расположенных перпендикулярно друг другу. Современные чертежные столы представляют собой массивные металлические станки с прикрепленными к ним чертежными досками, на которых установлены приборы С линейками. Такое устройство чертежного стола придает ему чрезвычайную устойчивость и позволяет устанавливать доску с приколотым к ней чертежом на различную высоту от пола и с различным наклоном, что позволяет конструктору работать с чертежом в наиболее удобном положении — стоя или сидя. Выбранное положение доски надежно фиксируется с помощью специального устройства при нажатии ногой на педаль у основания станка.

Рис. 1. Общий вид конструкторского зала

Прибор с линейками, закрепленный на чертежной доске, позволяет конструктору перемещать линейки по всему полю доски (чертежа) в таком положении, при котором они всегда остаются параллельными первоначально выбранному положению, установленному и фиксируемому конструктором с помощью поворотной головки.

Современная промышленность поставляет такие приборы двух систем: пантографной и координатной. Каждая система имеет конструктивные особенности, учет которых при оснащении рабочих мест конструкторов и при размещении их в конструкторских залах является немаловажным делом.

Рис. 2. Характерные рабочие позы конструкторов при работе с чертежными приборами

Чертежный прибор первой системы представляет собой шарнирно соединенные рычаги, образующие пантографный механизм, который прикреплен на шарнирах к стойке-кронштейну привинченной к чертежной доске и являющейся несущей базовой деталью всего прибора. Кинематическая структура пантографного механизма обеспечивает неизменное вертикальное положение линии, соединяющей центры отверстий А и В при любом перемещении рычагов пантографного механизма, которое допускается конструкцией. С помощью винтов в отверстиях А и В к пантографно-му механизму крепится поворотная головка 4 с двумя чертежными линейками, перпендикулярными одна другой. Линейки вместе с поворотной головкой могут быть по желанию повернуты под соответствующим углом к линии А В. В какую бы область чертежной доски конструктор не переместил головку с линейками, их положение будет параллельно исходному. Это свойство пантографного механизма обеспечивает нужную при разработке чертежей параллельность наносимых линий. Устойчивое безразличное равновесие пантографа и головки с линейками в любой области доски обеспечивается противовесом.

Чертежный прибор второго типа в качестве несущей (базовой) детали имеет привинченный к чертежной доске горизонтальный рельс, по которому на рамках перемещается горизонтальная каретка с жестко закрепленным на ней вертикальным рельсом. Свободный конец вертикального рельса вместе с горизонтальной кареткой опирается вмонтированным в его окончание роликом на нижний край доски. Вдоль вертикального рельса перемещается вертикальная каретка с закрепленной на ней поворотной головкой, несущей чертежные линейки.

Рис. 3. Чертежный прибор пантографной системы

Рис. 4. Чертежный прибор координатной системы

Такая конструкция обеспечивает перемещение поворотной головки с линейками в любую область доски — по горизонтали (за счет горизонтальной каретки) и по вертикали (за счет вертикальной каретки). Естественно, что при таком пермещении головки закрепленные на ней линейки сохраняют свою ориентацию по отношению к доске, что обеспечивает параллельность наносимых на чертеже линий. Во избежание самопроизвольного соскальзывания вертикальной каретки и головки вниз во внутренней полости вертикального рельса установлен противовес (иногда пружинный механизм), соединенный с кареткой тросиком (или капроновой ни)ью) через блок.

Поворотная головка с линейками, используемая в чертежных приборах как пантографной, так и координатной системы в процессе работы перемещается конструктором в нужную область чертежной доски (чертежа) левой рукой, так как в правой руке конструктор держит карандаш.

Обычная поворотная головка монтируется на пластине, жестко прикрепляемой винтами к пантографу (или вертикальной каретке) чертежного прибора и имеет возможность поворачиваться вокруг своей оси в обе стороны относительно нормального (нулевого) положения. Непосредственно на поворотной головке установлен кронштейн, с линейками и градуированный лимб5 для отсчета угла поворота. Поворот головки с линейками фиксируется автоматически через каждые 15° с помощью самозаклинивающейся защелки и делительного диска. Защелка размыкается с делительным диском при нажатии собачки. Разомкнутое положение защелки может быть зафиксировано специальной деталью (флажком).

Использование таких чертежных приборов значительно облегчает вычерчивание и техническое оформление конструкторской документации. Установлено, что на вычерчивание чертежа с помощью вышеуказанных приборов требуется времени примерно на 30% меньше, чем на вычерчивание этого же чертежа с помощью рейсшины и угольника. Из сопоставления указанных систем чертежных приборов видно, что они обладают различными особенностями, определяющими их рациональное использование. У приборов пантографной системы перемещение головки с линейками ограничено в горизонтальном направлении, что не позволяет устанавливать их на чертежные доски большой длины и затрудняет разработку на них общих видов машин с большой длиной (сборочные конвейеры с приспособленными к ним специальными видами оборудования для оснащения рабочих мест, некоторые виды автоматических и технологических линий и т. д.).

При необходимости выполнения чертежей большой длины на досках, оснащенных такими приборами, конструктор вынужден в процессе работы неоднократно откреплять чертеж от доски, перемещать, ориентировать и вновь закреплять кнопками, что создает большие неудобства в работе. Приборы координатных систем свободны от этого недостатка. Горизонтальное перемещение головки с линейками у них ограничено только размерами чертежной доски и длиной рельса, однако они громоздки, занимают много места. Руководствуясь характерными размерами чертежей, которые выполняются конструкторами, к оснащению их конструкторских мест следует подходить дифференцированно. На рис. 16 был показан пример такого рационального оснащения рабочих мест конструкторов.

В настоящее время чертежные столы, оснащенные вышеуказанными приборами, к сожалению, пока что остаются основным оборудованием, облегчающим конструктору изложение результатов его мыслительной деятельности на бумаге в форме конструкторских документов. Однако в ходе дальнейшего развития техники оснащение рабочего места конструктора, несомненно, будет значительно меняться благодаря внедрению механизации и автоматизации чер-тежно-оформительских работ, составляющих неотъемлемую часть деятельности конструктора при разработке проектов машин. Развернувшиеся в наши дни работы по созданию оборудования для механизации и автоматизации чертежно-оформительских работ уже дают практические результаты.

Сегодня на вооружении многих конструкторских бюро находятся разнообразные ЭВМ, значительно облегчающие решение сложнейших конструкторских задач, что заметно сказывается на характере деятельности конструктора и требует от него не только знания возможностей вычислительной техники, но и непосредственного участия в построении различных математических моделей, программ для ЭВМ и других связанных с этим работах. С расширением Kgyra задач, решение которых поручается ЭВМ, появилась возможность получать результаты их расчетов не в числовом, а в графическом виде. Основываясь на таких возможностях, советские специалисты создали ряд автоматических систем, которые по данным, поступающим от ЭВМ, строят на бумаге машиностроительные чертежи.

Рис. 6. Графическое регистрирующее устройство

К числу таких автоматических систем относится графическое регистрирующее устройство ЕС-7051 (рис. 6). В этом устройстве двоичный код, в котором ЭВМ рассчитывает координаты точек будущего чертежа переводится в импульсы, способные управлять двумя шаговыми двигателями. Один из этих двигателей перемещает траверсу слева направо и справа налево, а другой перемещает на траверсе каретку с пишущим устройством. Чтобы графопостроитель, имеющий скорость 50 мм/с, не отнимал драгоценное время у машины, передающей данные с неизмеримо большей скоростью, у него есть буферная память емкостью четыре тысячи байтов. Порции данных, получаемой от машины примерно за 0,02 с, хватает графопостроителю для самостоятельной работы в течение 1 ч.

В пишущей головке графопостроителя установлено три чернильных пера, что позволяет осуществить трехцветную запись, причем изменение цвета происходит автоматически. Можно задавать разный масштаб вычерчивания (1:2, 1:1 и 2:1), которое производится сплошной, шриховой или штрихпунктирной линиями. Все построения ведутся на бумажном поле размером 1050X1000 мм.

Весьма обнадеживающие результаты получены также в области создания машин, которые могут читать чертежи, обобщать полученные данные и делать на этом основании необходимые для конструктора выводы.

Необходимо, однако, заметить, что положительные результаты, получаемые при внедрении ЭВМ в практику конструкторских работ, распространяются пока только на нетворческую часть этих работ, именуемую в теории творческого мышления (эвристике) «рутинной». ЭВМ сегодняшнего «поколения» хорошо справляются с задачами в области конструирования редукторов, турбин, самолетов и других машин. После введения в ЭВМ соответствующих зада, ний они сравнивают и анализируют несколько вариантов технических решений,, детально рассчитывают вариант, которому отдано предпочтение, определяют его конструктивные параметры и автоматически выдают всю необходимую документацию.

Рис. 7. Головка чертежного прибора

Для успешной работы ЭВМ необходимо иметь уже готовое техническое решение. Если же известные технические решения не удовлетворяют требованиям задания и для его выполнения требуется новая конструктивная схема, то она становится в тупик. Создание ЭВМ, способных синтезировать новые прогрессивные технические решения, на сегодня является проблемой, решение которой по прогнозам специалистов предполагается к 2000 г.

Следует также отметить, что конструкторские бюро все в большей степени оснащаются современными копировально-множительными машинами, позволяющими делать многочисленные копии чертежей непосредственно с карандашного оригинала, изменяя при желании масштаб чертежа согласно ГОСТ 2.302—68 «ЕСКД. Масштабы» и переводить карандашный оригинал на прозрачную кальку для последующего размножения фотохимическим методом.

Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Планирование и координация конструкторских работ
Профессиональные качества конструктора и психологический климат в коллективе
Организационно-технические принципы работы конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Направления конструкторских работ в основных отраслях машиностроения
Отраслевой состав машиностроения и его конструкторской базы
Особенности разработки конструкторской документации в отдельных отраслях машиностроения
Единая система конструкторской документации (ЕСКД)
Изменения качественного состава проекта при стадиином проектировании
Конструкторская документация


Остались вопросы по теме:
"Организация рабочего места конструктора-машиностроителя"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы