Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт большегрузных авто

Публикация:
   Организация рабочих мест и их обслуживание

Читать далее:




Организация рабочих мест и их обслуживание

В комплексе мероприятий НОТ большое значение имеет рациональная организация рабочего места, обеспечивающая снижение затрат рабочего времени и создание удобных и безопасных условий для выполнения работы. При этом важное значение имеют рациональная планировка рабочего места и механизация трудоемких процессов.

Под рабочим местом понимается ограниченная зона производственной площади, предназначенная для выполнения определенного круга операций одним рабочим или группой рабочих и оснащенная необходимыми материально-техническими средствами труда (оборудованием, приспособлениями, инструментом, инвентарем, технологической документацией, средствами связи и т.д.). Рабочей зоной ремонтника считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находится рабочее место. Рабочие места подразделяются на индивидуальные (обслуживаемые одним рабочим) и групповые (на которых трудится бригада или несколько рабочих, например, в зоне ТО автомобилей, агрегатном отделении). Во время работы рабочий не должен совершать лишние движения, часто переходить от одного объекта к другому. Если рабочему приходится часто выходить из осмотровой канавы, вновь спускаться в нее и переходить канаву, то это вызывает повышенную утомляемость и может привести к травматизму.

При планировке рабочего места необходимо обеспечить наиболее удобную позу, имея в виду, что работа стоя требует больших затрат энергии, чем работа сидя, а работа в наклонной позе утомительнее, чем работа стоя. В отдельных случаях только замена стоячей позы на сидячую повышает производительность труда до 10%.

Если при техническом обслуживании автомобиля ремонтник работает лежа, то у него быстро устают руки, так как от них отливает кровь. Когда работают согнувшись, кровь приливает к голове, смещается центр тяжести тела и для поддержания равновесия человеку приходится перенапрягать мускулатуру спины, в результате происходит утомление мышц спины и поясницы. Если ремонтник работает сидя на корточках, то положение его туловища также неустойчиво, мышцы ног нагружены неравномерно и перенапряжены.

Все три перечисленные позы приводят к быстрой утомляемости. В связи с этим при техническом обслуживании и ремонте автомобилей рекомендуется применение таких подъемно-транспортных устройств или такая планировка рабочего места, при которых обеспечиваются наиболее благоприятные условия для работающих. Очень полезна смена поз во время работы.

Применяя нормативы степени удобства выполнения трудовых движений на рабочем месте (рис. 104), можно определить, на каком расстоянии от рабочего следует разместить основное и вспомогательное оборудование. На рабочем месте должно быть строго определенное и постоянное размещение инструмента, приспособлений, деталей, чертежей. При этом у рабочего вырабатываются навыки и автоматизм движений, уменьшающие напряжение и умственную утомляемость. Предметы на рабочем месте размещают с учетом максимального сокращения непроизводительных движений: все то, что рабочему приходится брать левой рукой, должно быть расположено слева от него, а то, что он берет правой — справа. Предметы, чаще используемые в работе, размещают ближе к рабочему. При техническом обслуживании автомобилей наиболее целесообразно располагать оборудование и приспособления в непосредственной близости от рабочего места. Например, около поста, где выполняются крепежные работы, устанавливают верстак с тисками, по обе стороны верстака — секционные стеллажи (вертушки с нормалями), рядом со стеллажами — лари для чистых и использованных концов. Здесь же устанавливают подставку с . набором нестандартных ключей и переносную лампу на напряжение 12 В.

Рис. 104. Нормативы степени удобства трудовых движений на рабочем месте

Верстак шириной не менее 0,75 м (для устойчивости) должен быть покрыт листовой сталью толщиной 0,5—0,7 мм и иметь свободно выдвигающиеся ящики (с ограничителями) для хранения инструмента, а также полку для укладки мелких деталей. Тиски должны находиться ближе к правому краю верстака с тем, чтобы было удобно работать и размещать слесарные принадлежности. Для снижения утомляемости тиски по высоте устанавливают так, чтобы верхняя плоскость зажимных губок находилась на уровне локтя слесаря. Подгонку по росту осуществляют за счет изменения высоты деревянной решетки, на которой стоит рабочий у верстака. Однорядные верстаки с задней стороны ограждают защитной сеткой, если эта сторона обращена к проходам или рабочим местам; двухрядные — разделяют металлическими предохранительными сетками высотой 750—800 мм. Верстаки оборудуют местным освещением, устанавливая светильники на шарнирном кронштейне, позволяющем направлять свет на рабочее место слева или спереди.

Особое внимание должно быть уделено рациональной организации рабочих мест по разборке и сборке наиболее сложных узлов и агрегатов, требующих значительного количества специализированного оборудования и оснастки. При этом рекомендуется максимальная специализация рабочих мест по узлам и агрегатам автомобилей, являющаяся необходимой предпосылкой повышения производительности труда и достижения высокого качества ремонта.

Помимо специализированного оборудования для разборки, сборки я испытания агрегатов и узлов в агрегатном отделении должно быть предусмотрено технологическое оборудование общего назначения: пресс гидравлический 40 т, настольно-сверлильный станок, пресс верстачный, а также столы для приемки узлов и дефектовки, ванна для масла (с подогревом), стеллажи, верстаки, а также подъемно-транспортные средства. Удобен передвижной стеллаж-тележка (рис. 105) для мелких деталей и крепежа, стеллажи для коленчатых и распределительных валов.

Количество инструмента и приспособлений на рабочем месте должно обеспечивать бесперебойную работу с наименьшими затратами времени на получение и замену их.

Рис. 105. Стеллаж-тележка для мелких деталей и крепежа

Культура рабочего места зависит прежде всего от порядка на нем. В набор инструмента, который всегда хранится на рабочем месте, должен включаться только постоянно используемый инструмент. Все детали, узлы, материалы должны храниться на столах, подставках, стеллажах или специально отведенных площадках. Поддержание чистоты и порядка на рабочем месте входит в обязанности рабочего. Уборка оборудования, инвентаря и инструмента должна производиться самим рабочим в конце каждой смены. Уход за оборудованием также обязанность рабочего. Выдача каждому рабочему сменного задания производится мастером или бригадиром в начале смены. Данные о результатах труда рабочих рекомендуется ежесменно записывать на специальной доске показателей. Запасные части и материалы, заготовки и узлы должны доставляться на рабочее место до начала работы или в течение смены (несколькими партиями). Доставка запчастей, узлов и материалов ,на рабочие места, вывоз отремонтированных деталей и отходов производства должны осуществляться централизованно — лодсобным рабочим. На рабочих местах рекомендуется хранить трехдневный запас запчастей и материалов, учет расходования которых должен вестить по каждому производственному участку. Заточка и ремонт несложного инструмента должны производиться централизованно в инструментальной кладовой. Там же комплектуется инструмент и оснастка постоянного пользования, хранящиеся на рабочих местах; выдается этот инструмент и оснастка по письменному требованию мастера или бригадира/и под расписку рабочего в его личной инструментальной карточке.

Рис. 106. Стеллаж для распределительных валов

Для улучшения качества ремонта рекомендуется применять на участках и рабочих местах системы самоконтроля с выдачей исполнителям личных клейм и взаимоконтроля.

Рис. 107. Стеллаж для коленчатых валов

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ремонт большегрузных авто

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организация рабочих мест и их обслуживание"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства