Строительные машины и оборудование, справочник





Организация технической эксплуатации перегрузочных машин в портах

Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины


Организация технической эксплуатации перегрузочных машин в портах

Организация технической эксплуатации подъемно-транспортных машин в речных и морских портах Советского Союза основана на общих принципах, но в то же время обладает некоторыми особенностями, связанными с различиями объемов и состава машинных парков, длительности навигации, а также форм использования комплексных бригад.

Перегрузочное оборудование портов систем МРФ и ММФ может быть кратко охарактеризовано следующим образом. В составе кранового парка речных портов число плавучих кранов почти в полтора раза превышает количество кранов портальных, а число кранов всех других типов относительно невелико. Автомобильные, гусеничные и другие универсальные краны сравнительно немногочисленны.

Среди машин складской механизации основное место занимают вилочные погрузчики. Установки гидротранспорта, пневматические перегружатели и стационарные конвейерные установки относительно немногочисленны.



В морских портах основное место занимают краны портальные, а число плавучих незначительно. Таким образом, в морских портах удельное значение портальных кранов выше, чем в речных, а плавучих — значительно ниже.

Вилочные погрузчики составляют до 75% от общего числа складских и трюмных машин. Крупные перегрузочные установки (типа мостовых перегружателей), а также крупные установки непрерывного транспорта встречаются в единичных экземплярах.

Длительность навигации в морских портах колеблется в широких пределах. Так, в ряде портов Черноморского и Каспийского бассейнов навигация длится круглый год и ледоколы не применяются. Ленинградский, Мурманский и Владивостокский порты поддерживают круглогодовую навигацию с помощью ледоколов, работающих 2—6 месяцев в году. В то же время длительность навигации в арктических портах не превышает 2—3 месяцев.

Для речных портов характерна ограниченная длительность навигации, составляющая, например, 200—300 дней в Днепровском бассейне; 180—200—-в Волжском и Камском бассейнах; 140—160 —в Ленском и до 100—120 дней в Заполярных портах.

Годовая загрузка кранов в портах не превышает 2000— 4500 рабочих часов, т. е. 50% общегодового фонда времени, но во время работы (особенно на навалочных грузах) краны используются весьма интенсивно.

Ведомственные правила технической эксплуатации перегрузочных машин, действующие в системах речного и морского флотов, основаны на комплексном применении мероприятий технического обслуживания, надзора и ремонта, на системе планово-предупредительного ремонта и методах планирования, принципиально близких между собой.

Управление перегрузочными машинами производится в портах рабочими, прошедшими соответствующую теоретическую и практическую подготовку и получившими в аттестационной комиссии порта право на управление машинами данного типа. Управление машинами производится на основании рабочих инструкций.

Квалификация портовых рабочих в речных портах определена «Положением об аттестации портовых рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в речных портах и пристанях МРФ», в морских портах — «Положением об аттестации портовых рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских портах».

Портовые рабочие подразделяются на портовых рабочих комплексных бригад и портовых рабочих узкой специальности. Первые в свою очередь подразделяются на портовых рабочйх и портовых крановщиков. Портовые рабочие получают подготовку по производству грузовых работ, управлению машинами одного или нескольких типов и некоторые сведения по слесар-но-ремонтным работам. Портовые крановщики получают подготовку по управлению кранами нескольких типов, а в некоторых случаях и управлению погрузчиками, а также значительную слесарно-ремонтную подготовку.

К портовым рабочим узкой специальности относятся только машинисты машин непрерывного транспорта, которые должны уметь управлять машинами и иметь слесарно-ремонтные навыки.

Для портовых рабочих комплексных бригад установлено четыре квалификационных класса, причем для всех классов предусматривается умение управлять тем или другим числом типов машин, известный уровень знания устройства машин и тот или другой объем слесарно-ремонтных знаний и навыков.

Для портовых крановщиков также установлено четыре квалификационных класса в зависимости от числа типов кранов, которыми они могут управлять, знания устройства машины исле-сарно-ремонтной подготовки.

Высшим квалификационным классом считается первый, соответствующий наибольшему стажу и наибольшей широте подготовки.

Техническое обслуживание в речных и в морских портах проводится, как уже указывалось, в форме текущего (повседневного) обслуживания и профилактического (периодического) обслуживания, причем вывод машин из эксплуатации на профилактическое обслуживание производится по квартальным графикам в принудительном порядке.

Техническое обслуживание машин ведется прикрепленными экипажами, или членами комплексных бригад и ремонтно-наладочными бригадами, или, наконец, только ремонтно-наладоч-ными бригадами.

Основные документы, применяемые при техническом обслуживании,— это вахтенный журнал машины и вахтенный журнал сменного инженера (механика). В вахтенный журнал машины заносятся сведения о передаче смен, замеченных в машине неисправностях и проведенных работах технического обслуживания. Вахтенный журнал сменного инженера отражает работу машин на участке за смену, передачу машин по сменам, технические неполадки за смену и указания, передаваемые по сменам.

Технический надзор за перегрузочными машинами подразделяется в портах на государственный и местный — портовый.

Государственный технический надзор распространяется на машины, относящиеся к так называемым установкам повышенной опасности, подлежащим специальной регистрации в организациях надзора. К таким установкам относится, в частности, крановое оборудование.

Государственный технический надзор осуществляется в форме технических освидетельствований в речных портах Речным Регистром РСФСР, а в морских —по береговым установкам Госгортехнадзором, по плавучим — Регистром СССР. Все перегрузочное оборудование порта находится под местным портовым надзором — оперативным и периодическим.

Оперативный надзор осуществляется инженерно-техническим персоналом районов. Для этой цели машины участка закрепляются за групповыми и сменными инженерами районов, которые периодически производят осмотры прикрепленных к ним машин. Оформление осмотров машин по оперативному надзору ограничивается записью факта осмотра в журнал сменного инженера и внесением в вахтенный журнал указаний по устранению замеченных неисправностей. В речных портах, кроме того, соответствующие записи заносятся в журнал оперативного надзора.

Ответственными за исправность и безопасную работу машин ежегодно приказом по порту назначаются инженерно-технические работники района, возглавляющие отдельные группы машин (групповые инженеры).

Периодический технический надзор ведется в форме технических освидетельствований, предусмотренных правилами Госгор-технадзора и Регистров (освидетельствования, производимые по действующим правилам, владельцами машин) и в форме периодических освидетельствований. Надзор за безопасной работой перегрузочных машин и проведение технических освидетельствований и периодических осмотров их осуществляются инженерами технического отдела, назначенными приказом по порту.

Ремонт перегрузочного оборудования ведется, как уже указывалось, по периодической планово-предупредительной системе, причем и в речных, и в морских портах применяются три категории ремонта, из которых первая (малый или текущий ремонт) финансируется как текущие ремонты за счет смет расходов на погрузочно-разгрузочные работы и перевозки, а вторые две (средний и капитальный ремонт) —за счет средств амортизационных отчислений на капитальный ремонт. Но при этом расходы по профилактическому обслуживанию относятся за счет текущих ремонтов.

Таким образом, если учитывать профилактическое обслуживание, то по существу в портах применяются две категории текущих ремонтов (профилактическое обслуживание и малый ремонт) и две категории капитальных ремонтов (средний и капитальный ремонт).

Отнесение ремонтных работ к той или другой категории производится на основании перечней «Содержание типовых работ, выполняемых при малом, среднем и капитальном ремонтах портовых перегрузочных машин» (МРФ) или «Типовой состав ремонтных работ различных категорий» (ММФ).

В районах порта ремонт машин ведется при участии ремонтных бригад, с привлечением рабочих, управляющих машинами и имеющих необходимую ремонтную квалификацию.

Работы по капитальному ремонту, которые могут быть выполнены специализированными ремонтными предприятиями, передаются последним. Так, например, широко практикуется передача специальным ремонтным заводам капитального ремонта тракторов (предприятия Сельхозтехники), двигателей внутреннего сгорания судовых типов (специализированные ремонтные цехи судоремонтных заводов), автомобильных двигателей (авторемонтные заводы), электродвигателей.

При передаче ремонта крупных машин на ремонтные предприятия порт за несколько месяцев до начала ремонта сообщает предприятию укрупненные данные об объеме ремонта и примерную спецификацию сменных и запасных частей.

Запасные и сменные части, необходимые для эксплу-атации и ремонта машин, обеспечиваются за счет: продукции портовых мастерских и судоремонтных заводов пароходства; фондов на сменные и запасные части, выделяемых министерством по плану внутриведомственной кооперации; поставок промышленности по фондам министерств; поставок, по фондам министерств предприятиями других ведомств деталей, требующих специальной технологии изготовления; импортных поставок по централизованным заказам министерств.

Общее руководство технической эксплуатацией всего оборудования порта, в том числе и перегрузочного, осуществляется главным инженером порта через подчиненный ему технический отдел. Этот отдел связан с портовыми районами функционально только по линии технического руководства. Отдел, в частности, обеспечивает контроль за организацией технического надзора, составление и объединение технической и финансовой документации ремонта, размещение внешних заказов и составление заявок на оборудование и материальное снабжение.

Перегрузочное оборудование эксплуатируется портовыми районами (участками), на которых оно установлено, причем в районе руководство технической эксплуатацией оборудования осуществляется заместителем начальника района по механизации.

Организационные схемы подразделений технической эксплуатации перегрузочного оборудования в районах зависят как от состава и объема машинного парка, так и от принятого в порту порядка распределения обязанностей по техническому обслуживанию машин между ремонтно-наладочными бригадами (бригадами технического обслуживания), экипажами машин и членами комплексных бригад портовых рабочих.

Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины