Строительные машины и оборудование, справочник






Организация труда водителей автобусов


Категория:
   Справочник водителя автобуса


Организация труда водителей автобусов

Одной из важных задач автотранспортного предприятия является правильная организация труда водителей.

В практике работы автотранспортных предприятий применяется ряд форм и методов организации труда водителей. Особое место занимает научная организация труда (НОТ). Внедрение на основе НОТ прогрессивных методов организации автотранспортного процесса одновременно совершенствует и формы организации труда водителей.

Научная организация труда, основываясь на достижениях науки и передового опыта, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, то есть создать условия рационального режима труда и отдыха водителей, способствующих сохранению их здоровья, повышению производительности труда, безопасности движения, качества обслуживания населения пассажирскими перевозками.



НОТ неразрывно связана с выбором и внедрением наиболее рациональных методов и приемов труда, совершенствования их форм. Практика показывает, что у различных водителей они неодинаковы: одни четко выполняют .график (расписание) движения, совмещая выполнение различных обязанностей, другие — нет. Некоторые лучше отработали элементы отдельных операций транспортного процесса, и распространение их ценного опыта, особенно при бригадной форме организации труда, поможет всем водителям автобусов добиться лучших результатов.

Специфика работы водителей автобусов доказывает значение научно обоснованного режима труда, отдыха и питания водителя, правильного установления времени и продолжительности обеденного и других перерывов.

Согласно НОТ водителям необходимо создать благоприятные условия труда. Труд водителя автобуса должен строго соответствовать требованиям действующего трудового законодательства («Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» и Кодексы законов о труде союзных республик). Руководство автотранспортных предприятий должно предусмотреть комплекс мер и обеспечить водителям нормальный труд при высокой производительности и безопасности перевозок пассажиров.

Продолжительность рабочей смены водителя, как правило, должна быть в пределах 8 часов в сутки и только в отдельных случаях может быть увеличена до 12 часов. В рабочее время водителя входит:

время на проведение подготовительно-заключительных работ по автобусу перед выездом на линию и после возвращения или при пересмене водителей на линии;

время на движение автобуса от автотранспортного предприятия до пункта начального движения на маршруте, простой на конечных и промежуточных пунктах, предусмотренные расписанием движения, время на заправку и движение после окончания работы в автотранспортное предприятие;

время проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью до 5 минут в смену; время на движение автобуса по маршруту; время на ремонт и техническое обслуживание в соответствии с действующим на предприятии правилом,.

Началом рабочей смены является, в соответствии с графиком работы, время явки в автотранспортное предприятие или место смены на маршруте, окончанием — время сдачи автобуса в автотранспортном предприятии или в месте смены. В случае несостоявшейся поездки окончание рабочего дня считается с момента освобождения водителя администрацией.

Графики работы водителей составляются администрацией автотранспортного предприятия, в них предусматривается соблюдение месячного баланса рабочих часов и учитывается предоставление полагающегося отдыха: в период рабочей смены — время для принятия пищи и короткого отдыха, ежедневный отдых, еженедельный день отдыха, отдых в праздничные дни, сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни. Замена выходного дня денежной компенсацией не допускается.

Специфика организации автотранспортного процесса пассажирских автобусных предприятий не всегда позволяет установить твердый ежедневный рабочий день нормальной продолжительности (при шестидневной рабочей неделе 7-часовой рабочий день в рабочие и 6-часовой рабочий день в предпраздничные и предвыходные дни; при пятидневной рабочей неделе — рабочий день 8 часов 15 минут в рабочие дни, 8 часов в предвыходные дни и 7 часов 15 минут в предпраздничные дни). Поэтому на автотранспортных пассажирских предприятиях применяется суммированный помесячный учет рабочего времени, при котором продолжительность смены может быть больше нормальной, переработка в эти дни компенсируется освобождением от работы или недоработкой смены в последующие дни. Если продолжительность рабочей смены 8—12 часов в сутки, то рабочий день устанавливается через день или два рабочих дня и один выходной. Но при этом число еженедельных дней отдыха в течение каждого месяца должно быть не \менее количества воскресных дней данного месяца при соблюдении количества рабочих часов данного месяца.

Нормальная работа на линии автобусов достигается путем создания постоянного резерва водителей, который в основном состоит из водителей, автобусы которых находятся в ремонте или техническом обслуживании.

Наиболее рациональный режим работы обеспечивается при сочетании нескольких форм организации труда водителей (водитель-кондуктор) с различной продолжительностью пребывания автобусов на линии. В зависимости от режима работы автобуса на линии его закрепляют за одним, двумя или тремя водителями с предоставлением выходных дней в разные дни недели и чередованием смен водителей через неделю. Смена водителей может происходить как на автотраспортном предприятии, так и на конечных пунктах маршрута, что более рационально, так как сокращаются нулевые пробеги.

Вся трудовая деятельность водителей автобусов подчинена графику (расписанию) движения. Одной из форм расписания движения автобусов является сводное маршрутное, на основе которого составляют расписания станционные (для конечных и контрольных промежуточных пунктов), рабочие (для водителей) и информационные (для пассажиров).

Перед выездом на линию в диспетчерской водитель предъявляет диспетчеру удостоверение водителя, получает путевой лист и график (расписание) движения, схему маршрута, билетно-учетный лист и билеты, книжки абонементных талонов, билетные катушки. Водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр; при отсутствии отклонений в здоровье’ в путевом листе делается отметка о допуске к работе.

В графике (расписании) движения указаны время выезда, время прибытия и отправления с конечной станции, время проследования промежуточных контрольных пунктов, время обеда,начала и окончания смены,перерывов и другие данные, имеющие отношение к режиму ра боты водителя и автобуса с момента выезда до возвращения в автотранспортное предприятие. В соответствии с графиком движения для каждого автобуса установлен выход по номеру графика. Номер выхода определяет очередность выезда автобуса из автотранспортного пред приятия.

На участке стоянки водитель проверяет и принимает автобус, обращая особое внимание на исправность систем и приборов, обеспечивающих безопасность движения, проверяет исправность касс-копилок, наличие и целость пломб; исправность и работу звукоусилительного устройства, компостеров; заправляет билетницы.

Водитель обязан подать автобус на контрольно-технический пункт для осмотра механиком и после подписи механика в путевом листе и отметки времени выезда (штамп-часами) выезжать на линию.

При работе на маршруте водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров, объявляет названия остановок, напоминает пассажирам об оплате проезда, на конечных пунктах записывает с катушек номера верхних контрольных билетов в билетно-учетный лист. На пригородных и междугородных маршрутах водитель обязан производить посадку пассажиров в соответствии с билетами и посадочной ведомостью.

График движения автобуса обеспечивает водителю соблюдение режима работы, дает возможность сохранить рабочий темп управления автобусом до конца смены. Однако надо помнить, что непрерывное вождение автобуса допускается не более 5 часов, при этом после первых двух часов непрерывного движения предусмотрено 5 минут отдыха, а в последующие 2 часа — 10 минут. Такой режим труда научно обоснован. Перерыв надо использовать активно. Необходимо выйти из кабины автобуса и выполнить комплекс гимнастических упражнений; если нет возможности покинуть кабину, то нужно постараться поменять привычную позу. Доказана польза производственной гимнастики и перед началом смены, 5—7 минут гимнастических упражнений позволяют достичь высокой производительности труда с первых же минут рабочего дня.

Отдых водителю вне места его постоянного жительства должен представляться в помещениях с условиями, обеспечивающими нормальный сон.

В автобусах, работающих с кондуктором, водитель может поддерживать связь с ним при помощи микрофона или путем звуковой сигнализации, применяя условно принятые сигналы, например: один короткий сигнал во время стоянки — можно закрывать двери и начинать движение; один короткий сигнал во время движения — необходимо остановиться на остановке автобуса по требованию пассажира; два коротких сигнала во время движения — остановка автобуса по требованию кондуктора; частые короткие сигналы во время движения — необходимо экстренно остановить автобус; один длинный сигнал во время движения — предупреждение о том, что автобус переполнен и на ближайшей остановке нельзя открывать дверь для посадки; два коротких сигнала ‘во время стоянки автобуса — можно открывать заднюю дверь для посадки пассажиров.

При возвращении автобуса в автотранспортное предприятие водитель обязан показать автобус дежурному механику (контролеру ОТК) для проверки, отметить в путевом листе фактическое время возвращения, оформить заявку на ремонт при наличии неполадок, оформить билетно-учетный лист, сдать оставшиеся билеты, путевой и билетно-учетный лист, присутствовать при вскрытии касс и изъятии кассет с выручкой.

Каждый водитель автобуса обязательно обеспечивается должностной инструкцией, в которой изложены его обязанности, права и ответственность. Водитель обязан знать и выполнять должностную инструкцию. В общем положении инструкции определены основные обязанности водителя, какими документами он должен руководствоваться, выполняя служебные обязанности, кому подчиняется в автотранспортном предприятии и при работе на линии. Подробно наследующих разделах инструкции перечисляются обязанности водителя автобуса перед выездом, во время работы на всех видах маршрутов, правила перевозки багажа, порядок контроля на линии и другие.

Важное значение в организации работы водителя имеет применение технических средств связи. Внедрение простейшей двусторонней связи облегчает труд водителя, он может не выходить из автобуса для отметки времени прибытия или проезда контрольных пунктов, что позволяет оперативно управлять движением (водитель непосредственно на линии от диспетчера получает соответствующие указания), способствует объективности контроля, упрощению учета работы автобусов. Все это повышает регулярность движения — важный показатель качества транспортного обслуживания.

Читать далее:

Категория: - Справочник водителя автобуса

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины