Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Публикация:
   Основное и дополнительное рабочее оборудование трактора

Читать далее:




Основное и дополнительное рабочее оборудование трактора

Основное и дополнительное рабочее оборудование тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 предназначено для расширения универсальности их использования при выполнении специальных работ или специфических условиях эксплуатации. Так как не все тракторы могут оказаться в таких условиях, дополнительное оборудование, как правило, устанавливают по специальным заказам или поставляют отдельно от них на базы сельхозтехники.

Основным оборудованием комплектуют каждый трактор. Оно состоит из универсальной пневматической системы привода тормозов, гидрофицированного крюка и автоматического буксирного устройства.

К дополнительному оборудованию относятся: гидроуменьшитель, гидравлическая система отбора мощности, приводной шкив, боковой ВОМ, балластные грузы, задние колеса с шинами 11,242 для выполнения работ в междурядьях 0,45 м, проставки для сдваивания колес, полугусеничный ход, боковые цилиндры и соединительная арматура.

Рабочее оборудование

К рабочему оборудованию трактора относят гидравлическую навесную систему, прицепное устройство, гидрокрюк, валы отбора мощности, приводные шкивы, увеличители сцепного веса, увеличители крутящего момента.

Унифицированная раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система

Унифицированная гидравлическая навесная система служит для управления из кабины тракториста навесными и полунавесными машинами и орудиями, агрегатируемыми с трактором.

Система состоит из масляного насоса высокого давления золотникового распределителя с дистанционным управлением, силового гидравлического цилиндра, бака с фильтром, маслопроводов, разрывных и соединительных муфт и механизма навески.

Масляный насос служит для нагнетания масла из бака в рабочие полости силовых цилиндров.

На современных тракторах устанавливаются шестеренчатые насосы НШ-50К (тракторы Т-150 и Т-150К), НШ-46У (ДТ-75М), НШ-67К (К-701), НШ-10Е (Т-25А), НШ-32К (МТЗ-80) и другие. Буквы НШ означают, что насос шестеренчатый, цифры показывают его теоретическую производительность (см3/об).

Буквы К, У, Е указывают на конструктивные особенности насосов.

Насос НШ-У состоит из корпуса, крышки, шестерен, двух пар опорных втулок и деталей уплотнения и крепления.

Между крышкой и корпусом установлена сплошная резиновая манжета. На всасывающей стороне корпуса находятся алюминиевый вкладыш и резиновое уплотнение.

Работа насоса. При вращении шестерен создается разрежение, увлекающее жидкость из бака в камеру всасывания. Шестерни захватывают жидкость между впадинами и корпусом и подают в камеру нагнетания, а оттуда под большим давлением — в распределитель.

Для уменьшения утечки рабочей жидкости из нагнетательной полости во всасывающую опорные втулки поджимаются к торцам шестерен давлением масла.

Насосы типа НШ-К конструктивно отличаются от насосов НШ и НШУ. Вместо четырех втулок в корпус вставлены подшипниковая обойма и поджимная обойма, в которых вращаются ведущая и ведомая шестерни. Торцевое уплотнение шестерен достигается постановкой с обеих сторон шестерен уплотнительных пластин (платиков). В пластинах имеются фигурные углубления под резиновые прокладки.

Насос закрыт крышкой с резиновым уплотнительным кольцом.

Такая конструкция обеспечивает высокую точность расположения шестерен и их надежное уплотнение, устраняет перекос шестерен, что позволяет повысить рабочее давление до 125 кгс/см2 и максимальное — до 160 кгс/см2.

Привод масляного насоса у различных тракторов осуществляется по-разному, но в каждом тракторе имеется устройство, позволяющее отключать масляный насос, когда нет необходимости использовать гидросистему.

Распределитель служит для распределения масла, подаваемого насосом по полостям силового цилиндра, поддержания необходимого давления и автоматического переключения гидравлической системы на холостой ход и перепуска масла от насоса в бак.

На тракторах Т-150, Т-150К, ДТ-75М, ЮМЗ-6Л установлен распределитель Р75-ВЗА клапанно-золотникового типа, трехсекционный, четырехпозиционный, с автоматическим переводом золотника в нейтральное положение после окончания подъема или опускания орудия.

Распределитель состоит из корпуса, в котором установлены три золотника, перепускной и предохранительный клапаны. Каждый золотник управляет одним цилиндром и может занимать четыре положения: «нейтральное», «плавающее», «подъем» и «опускание».

Рис. 1. Насосы шестеренчатые:

К корпусу крепятся крышка с отверстием для слива рабочей жидкости в бак и крышка с шариирно установленными в ней рычагами. Сферический конец рычага входит в нижнее отверстие золотника. На другой конец рычага устанав-ливаются рукоятки, передвигающие золотник в одно из четырех положений.

В корпусе имеются резьбовые отверстия для присоединения маслопроводов. К отверстию А присоединяется маслопровод, „дущий от насоса, к отверстиям Б — маслопроводы от над-поршневого пространства силового цилиндра, а к отверстиям маслопроводы от подпоршневого пространства.

Золотники, обработанные с высокой точностью, по наружному диаметру имеют пять поясков и входят в расточки корпуса, обеспечивая плотность прилегания их поверхностей, чем предотвращаются утечки рабочей жидкости. Полая часть золотника, на которой устанавливается фиксирующее устройство, оканчивается осевым каналом, соединенным двумя отверстиями с нагнетательным каналом.

Осевой канал, служащий для подвода масла к автоматическому устройству возврата золотника в нейтральное положение, закрывается шариковым клапаном II, поджатым к гнезду плунжером и пружиной. Натяжение пружины регулируется винтом.

Фиксирующее устройство золотника состоит из бустера (толкателя), обоймы, шариковых фиксаторов, втулки фиксатора и пружины. Обойма смонтирована на золотнике вместе с пружиной, помещенной между верхним и нижним стаканами, закрепленными на золотнике пробкой.

Силовой цилиндр служит для подъема и опускания навешенных на трактор сельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной цилиндр, который связан с механизмом навески. Выносные цилиндры устанавливаются на боковых навесках или гидрофицированных орудиях.

Силовой цилиндр поршневого типа состоит из корпуса, передней и задней крышек, штока и поршня. Крышки крепятся к торцам корпуса с помощью стяжных шпилек.

Во фланец передней крышки ввернуты штуцера для присоединения шлангов.

Поршень закреплен на штоке гайкой и уплотнен с цилиндром резиновым кольцом с пластмассовыми прокладками. На наружный конец штока навернута или приварена головка (вилка).

В расточках верхней крышки установлены стальные шайбы — чистики, закрытые крышкой. При втягивании штока чистики удаляют с него грязь и пыль. В крышке установлен клапан с уплотнительным кольцом, регулирующий ход поршня.

Рис. 2. Распределитель Р75-ВЗА:
1 — золотники; 2 — верхнее кольцо; 3 — рычаг золотника; 4 — нижнее кольцо; 5 — упор; 6 — пробка перепускного клапана; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — пружина перепускного клапана; 9 — направляющая перепускного клапана; 10 — перепускной клапан; 11 — шариковый клапан; 12—пружина толкателя; 13 — толкатель; 14 — обойма фиксатора; 15 — шариковый фиксатор; 16 — фиксаторная втулка; 17 — пружина втулки фиксатора; 18 — пружина золотника; 19 — пробка; 20 — гнездо предохранительного клапана; 21 — предохранительный клапан; 22 — направляющая предохранительного клапана; 23 — пружина предохранительного клапана; 24 — регулировочный винт; 25 —колпачок; 26 — верхняя крышкаа 27 — корпус; 28 — нижняя крышка; 29 — пластина колец

Для уменьшения скорости опускания навешенного орудия и предохранения его от ударов о почву в штуцере 21 установлен замедлительный клапан, который состоит из шайбы с калиброванным отверстием и трех штифтов. При опускании орудия шайба прижимается к седлу и жидкость медленно проходит через калиброванное отверстие в шайбе. При подъеме орудия жидкость движется в обратную сторону, отжимает шайбу от седла и свободно протекает по штуцеру, способствуя быстрому подъему орудия.

На выступающий конец штока установлен упор, который при перемещении его вниз и закреплении на штоке уменьшает ход поршня, так как при движении вниз упор давит на клапан и закрывает выход жидкости из-под поршневого пространства.

Рис. 3. Силовой цилиндр поршневого типа:
а — колесных тракторов; б — гусеничных тракторов; в — замедлительный клапан; г — окончание опускания; 1 — бугель; 2 — задняя крышка; 3 — гайка с фибровым кольцом; 4 — шток; 5 — резиновые уплотнительные кольца; 6 — шайба; 7 — трубка; в — резиновое кольцо с прокладками; 9 — поршень; 10 — корпус; 11 — шпилька; 12 — отверстие для подвода масла в штоковую полость цилиндра; 13 — передняя крышка; 14 — клапан с резиновым уплотнительным кольцом; 15 — гнездо клапана; 16 — крышка чистиков; 17 — головка штока; 18 — переставной упор; 19 — чистики; SO — канал для подвода масла в поршневую полость цилиндра; 21 — штуцер; 22 — звездообразная шайба; 23— штифты; 24 — шплинт; 25 — палец; 26 — уплотнительное кольцо

С помощью упора предотвращается опускание орудия при транспортных переездах. В этом случае после подъема орудия упор опускается на клапан и его закрепляют на штоке.

К элементам соединительной аппаратуры относятся запирающие (соединительные) муфты и разрывные муфты. Запирающие муфты позволяют отсоединять шланги, не сливая масла из системы, за счет наличия в них подпружиненных шариковых клапанов. Они устанавливаются в каждом маслопроводе, идущем к цилиндру. Разрывные муфты в случае аварийного отсоединения орудия автоматически разъединяют шланги без их разрыва и без потерь масла из системы, так как шариковые клапаны, установленные в них, надежно закрывают трубопроводы.

Механизм навески служит для присоединения навесных машин и орудий к трактору.

Механизм навески располагается в задней части трактора, обеспечивает присоединение машин и орудий по двух- или трехточечной схеме навески.

Механизм навески трактора ДТ-75М состоит из верхней оси, закрепленной бугелями в головках стоек. На оси на втулках размещен полый поворотный вал, на шлицах которого закреплены два подъемных рычага.

Концы подъемных рычагов шарнирно соединены с раскосами, длину которых можно изменить винтовыми муфтами. Нижние вилки раскосов соединены шарнирно при помощи пальцев с шаровыми шарнирами телескопических нижних продольных тяг. Внутренние концы тяг присоединяются к боковым кронштейнам при трехточечной схеме навески или к кронштейну при двухточечной схеме. Кронштейны установлены на задней оси укрепленной в кронштейнах лонжеронов рамы.

На оси устанавливается основной цилиндр гидравлической системы, головка которого соединена пальцем с поворотным рычагом 3, свободно надетым на полый поворотный вал.

При подъеме орудия шток цилиндра, выдвигаясь, поворачивает рычаг, который, упираясь при повороте в левый подъемный рычаг, поднимает его вместе со вторым рычагом через поворотный вал. При необходимости принудительного опускания поворотный рычаг соединяют пальцем с подъемным рычагом.

Рис. 4. Механизм навески трактора ДТ-75М (трехточечная схема навески):
1 — основной цилиндр; 2 — вертикальная стойка верхней оси; 3 — поворотный рычаг; 4 — верхняя ось; 5 — наклонная стойка верхней оси; 6 — прицепная скоба; 9 — поворотный вал; 8 — муфта центральной тяги; 9 — пружина центральной тяги; 10 — винтовая муфга; 11 — центральная тяга; 12 — правый подъемный рычаг; 13 – раскос; 14 — фиксирующий штифт; 15 — вилка раскоса; 16 — нижняя продольная тяга; 17 — ограничительные цепи; 18 — стопорный штифт продольной тяги; 19 – соковой кронштейн продольной тяги; 20— нижняя ось; 21 — средний крон-теин продольных тяг; 22 — ось основного цилиндра; 23 — левый подъемный рычаг; 24 — кронштейн

Верхняя центральная тяга навески с помощью вилки соединена с муфтой, закрепленной посередине верхнего вала.

Тяга составная с амортизатором и винтовой муфтой для изменения длины тяги.

Орудие присоединяется к концам нижних продольных и верхней центральной тяге при помощи шарниров и пальцев.

Для устранения раскачивания орудия в транспортном положении, а также при междурядной обработке у пропашных тракторов продольные тяги соединены с кронштейнами ограничительными цепями с регулировочными муфтами.

С помощью раскосов и верхней тяги регулируется положение орудия в продольной и поперечной плоскостях.

Работа гидравлической навесной системы. Схема действия гидравлической навесной системы представлена на рис. 74. Каждому режиму работы соответствует определенное положение золотника:

а) орудие находится в транспортном положении, а золотник в нейтральном. Масло из бака отсасывается насосом и нагнетается в распределитель в полость Б.

Из полости Б масло по отверстию а перепускного клапана идет в отводной канал Е и далее на слив в полость В. Вследствие тормозящего действия отверстия а давление в полости А уменьшается и под давлением масла клапан открывается и масло из насоса идет на слив.

Полости Д и Г, соединенные с цилиндром, перекрыты золотником, и выход масла из обеих полостей силового цилиндра 1 будет закрыт. Положение орудия зафиксировано относительно трактора.

б) В положении «плавающее» золотник соединяет обе полости Е и Д, соединенные с гидроцилиндром, со сливными каналами.

Масло из насоса через открытый перепускной клапан сливается в бак, а орудие свободно опускается вниз и его рабочие органы заглубляются.

При движении трактора орудие свободно перемещается относительно трактора, копируя рельеф местности с помощью опорного колеса.

в) В положении «подъем» происходит подъем орудия в транспортное положение. Золотник перекрывает отводной канал Е, и, следовательно, клапан 5 закрыт. Одновременно золотник сообщает полость Д с нагнетательным каналом Б, а полость Г — со сливом В и масло от распределителя через полость Д подается под поршневое пространство силового цилиндра, давит на поршень и через шток и механизм навески поднимает орудие. Из-под поршневого пространства цилиндра масло через полость Г сливается в бак.

Как только подъем орудия заканчивается, давление масла под поршнем в полости Д и канале Б распределителя повышается и, когда он достигает 110—125 кгс/см2, шариковый клапан открывается под давлением масла, толкатель 13, перемещаясь вниз, отжимает фиксаторную втулку 16, шарики фиксаторов 15 выходят из канавок и под действием пружины 18 золотник автоматически переходит в нейтральное положение.

г) При принудительном опускании орудия отводной канал Е перекрыт золотником. Одновременно надпоршневое пространство цилиндра через полость Г сообщается с нагнетательным каналом Б, а надпоршневое через полость Д — со сливом.

Масло из насоса подается в распределитель и далее в надпоршневое пространство, заставляя поршень и орудие опускаться. По окончании хода поршня золотник автоматически приводится в нейтральное положение так же, как и в конце подъема.

Принудительное опускание используется при работе с ямокопателями и другими орудиями. В положениях «нейтральное» и «плавающее» золотник удерживается фиксирующим устройством.

Обслуживание гидравлической системы заключается в наблюдении за герметичностью соединений и уплотнений, в своевременной промывке фильтра и замене масла, а также в проведении необходимых регулировок.

Уровень масла в гидравлической системе проверяют через 60 ч работы трактора, одновременно смазывают трущиеся поверхности втулок верхней оси и цапфы центральной тяги навески.

Масляный фильтр бака промывают в дизельном топливе через 480 ч работы.

Смену масла в системе производят через 960 ч работы трактора.

Клапаны распределителя проверяют и регулируют на стендах или с помощью прибора КИ-1097Б с приспособлением КИ-6272.

Предохранительный клапан должен срабатывать при давлении 130—135 кгс/см2, а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 —при давлении 150—160 кгс/см2.

Клапан автоматического перевода золотника в нейтральное положение должен срабатывать при давлении 100—110 кгс/см2, а у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 — при давлении 130—140 кгс/см2.

Рис. 5. Схема работы гидра
а — нейтральное; б — плавающее; в — подъем; г — опускание; 1 — силовой цилиндр; 2 – распределитель; 3- бак; 4 – насос; б – клапан; А, Б, В, Г, Д, Е- полости распределителя

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Основное и дополнительное рабочее оборудование трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства