Строительные машины и оборудование, справочник





Основные положения дорожно-строительного производства

Категория:
   Механизация дорожных работ

Основные положения дорожно-строительного производства

Дорожно-строительное производство — отрасль народного хозяйства СССР, конечной продукцией которой являются построенные и реконструированные автомобильные дороги. Продукция отдельных видов строительных работ — участки земляного полотна, дорожного основания, покрытия и др.

В зависимости от способа выполнения строительные процессы подразделяются на немеханизированные (ручные), осуществляемые с применением ручного инструмента и приспособлений; полумеханизированные, выполняемые использованием механизированного инструмента и приспособлений; частично Механизированные, основная часть которых выполняется машинами; комплексно или полностью механизированные, когда все операции выполняются машинами; автоматизированные, осуществляемые машинами-автоматами.

Одна из стержневых задач в новой пятилетке — рост производительности труда. В докладе о Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. А. Н. Косыгин подчеркнул, что задание пятилетки в области повышения производительности труда имеет решающее значение для всей программы развития народного хозяйства. Подъем народного благосостояния непосредственно зависит от роста производительности труда.



Одна из стержневых задач в новой пятилетке — рост производительности труда. В докладе о Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. А. Н. Косыгин подчеркнул, что задание пятилетки в области повышения производительности труда имеет решающее значение для всей программы развития народного хозяйства. Подъем народного благосостояния непосредственно зависит от роста производительности труда.

Главными путями достижения высокой производительности труда являются автоматизация и механизация производственных процессов, внедрение новой техники и технологии, передовой организации труда, специализация производства и повышение квалификации рабочих, социалистическое соревнование.

Немаловажным фактором в обеспечении роста производительности труда является сокращение ручного труда, доля которого, пока что значительна. Сокращение ручного труда и замена его ма— шинами имеет очень важную задачу— решение социальной проблемы, т. е. ликвидацию тяжелого и неквалифицированного труда во всех отраслях народного хозяйства и значительного повышения оплаты труда тех работников, у которых она сейчас самая низкая.

Организация дорожно-строительного производства — установление системы мероприятий, обеспечивающей рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производства: применение индустриальных методов, комплексной механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов; обеспечение высокого качества строительно-монтажных работ; охрана труда работающих; материальное и моральное стимулирование высокой производительности труда; непрерывность строительного производства при полном и равномерном использовании основных средств; концентрация ресурсов на пусковых объектах, применение поточных методов производства и совмещение строительных, монтажных процессов; научная организация управления производством с применением ЭВМ и современной оргтехники; специализация производства; своевременное проведение организационно-технической подготовки производства; мобильность основных и вспомогательных средств.

Важнейшим элементом индустриализации строительства является комплексная механизация и автоматизация строительных работ, максимальная сборность конструкций, массовое заводское изготовление унифицированных деталей, конструкций с высокой степенью готовности, поточность, ритмичность и круглогодичное строительство.

В дорожном строительстве имеются работы, которые допускают максимальную индустриализацию при полной сборности: постоянные и временные производственные, жилые, бытовые и административные здания и сооружения, большинство искусственных сооружений, сборные железобетонные покрытия.

Имеются работы, исключающие сборность, но комплексно-механизируемые, например земляные. Часть работ выполняется с широким применением полуфабрикатов, получаемых централизованно на промышленных предприятиях или производственных предприятиях строительных организаций: добыча и переработка каменных материалов, приготовление смесей битумоминеральных, асфальто- и цементобетонных, железобетонных изделий с укладкой их комплексно-механизиро- ванными способами.

Комплексная механизация представляет собой такой способ выполнения строительных и монтажных работ,- при котором трудоемкие основные и вспомогательные операции технологического процесса осуществляются при помощи машин, увязанных по параметрам (выработка и др.). Машины должны быть подобраны и расставлены таким образом, чтобы достигалась наивысшая их: выработка, производительность труда, обеспечивались заданные- темпы строительства при наименьшей стоимости строительных работ.

Комплексная механизация наилучшим способом решается путем создания комплектов машин, рассчитанных для определенных технологических видов работ и объемов.

В девятой пятилетке намечено завершить комплексную механизацию отдельных видов строительных работ, подняв ее на более» высокий технический уровень, и обеспечить переход к комплексной механизации сооружения целых объектов, к автоматизации. Для решения этой задачи предусмотрено дальнейшее развитие строив тельного и дорожного машиностроения, создание базы для выпуска более мощных тракторов, грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности, наращивание выпуска механизированного инструмента и средств малой механизации, а также изменение структуры парка выпускаемых строительных и дорожных машин в направлении увеличения мощности с улучшением их качества и надежности.

Механизация дорожных работ является основным элементом повышения производительности труда. Механизации трудовых процессов В. И. Ленин придавал огромное значение, видя в этом существо технического прогресса. В одной из своих работ В. И. Ленин писал: «… прогресс техники в том и выражается, что человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин»

Отсталость, доставшаяся молодому социалистическому rocy-s дарству в наследство, была преодолена не сразу. Строительных машин было так мало, что в годы гражданской войны, когда в стране почти не велись крупные строительные работы, при высшем органе руководства народным хозяйством ВСНХ РСФСР было создано бюро распределения и контроля экскаваторов, которое выявляло и брало на учет все имеющиеся в стране экскаваторы, определяло их состоянием/Контролировало ход выполнения ремонтов и оперативно перебрасывало с одного объекта на другой, К началу 1922 г. было Зарегистрировано 130 экскаваторов, в том числе 67 исправных, из уих. отечественного производства 11 штук. Обеспечение строительных и горнорудных работ экскаваторами стало острой проблемой, и вопросами их переброски на наиболее важные объекты был вынужден заниматься в отдельных случаях Совет Труда и Обороны.

Началом развития и создания советского дорожного машиностроения считается 1929 г., когда был создан трест дорожного машиностроения и впервые в СССР началось производство специализированных строительных и дорожных машин. К 1940 г. эта отрасль добилась больших успехов (см. табл. 1). В 1940 г. производством строительных и дорожных машин занимались 25 машиностроительных заводов вместо шести в 1930 г. Вероломное нападение гитлеровской Германии прервало созидательный труд советского народа. Производство строительных и дорожных машин практически прекратилось. Из районов, которым угрожало нашествие врага, заводы перебазировались в районы Урала и Сибири и на новых площадях организовали производство продукции для нужд фронта.

Таблица 2

Война еще не закончилась, а партия и правительство уже заботились об оснащении строительства машинами для механизации восстановительных работ. За короткие сроки отечественное строительное и дорожное машиностроение не только было восстановлено, но и набрало невиданные темпы (табл. 2).

Завершение перехода от производства, базировавшегося на ручном труде, к производству, основанному на машинной технике, — наиболее существенная черта развития СССР. С этим переходом связаны коренные изменения в технике и экономике строительства. Массовое внедрение машин положительно сказывается и на экономических показателях строительства, в частности на структуре себестоимости строительно-монтажных работ. За исторически короткий срок по объему выпуска экскаваторов, скреперов, бульдозеров, оборудования для производства цемента и сборного железобетона СССР вышел на первое место в мире.

Повышение степени механизации тяжелых и трудоемких строительных работ коренным образом изменило характер трудовых процессов в строительстве и профессиональный состав рабочих. Характерным показателем является увеличение числа машинистов и мотористов в общей численности строительных рабочих. Профессия механизатора стала основной и самой распространенной профессией строителей.

Дальнейший рост парка традиционных строительных машин обеспечивает выполнение все увеличивающихся объемов плановых работ, но не уменьшает работы, выполняемые вручную. В 1969 г. вручную выполняли работу 2,8 млн. рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, или 58,6%. Но объем работ, выполняемых вручную, снижается медленно.

Сокращение затрат ручного труда зависит главным образом от механизации вспомогательных процессов и отдельных ручных операций путем расширения номенклатуры механизированного инструмента и повышения оснащенности ими строительных организаций, а также внедрения новых машин для выполнения отдельных немеханизированных до сих пор операций при производстве земляных, бетонных и других видов работ.

Все возрастающие объемы капитального строительства, необходимость ускорения ввода в действие новых производственных мощностей, улучшения экономических показателей работы требуют дальнейшей интенсификации строительного производства путем применения более производительных машин. Речь идет об увеличении единичной мощности (емкости ковша экскаватора, скрепера, отвала бульдозера, грузоподъемности автомобилей-самосвалов и других машин), о чем сказано в решении XXIV съезда КПСС. Повышение мощности машин значительно увеличивает все технико- экономические показатели. Так, самоходный скрепер с ковшом емкостью 25 м3 обеспечивает повышение выработки на 300%, снижение трудовых затрат на 100%, снижение себестоимости работ на 1000 м3 на 20% по сравнению с 8— 10-кубовым скрепером. Асфальтоукладчик Д-150Б имеет выработку до 100 т/ч, а автоматизированный ДС-669 до 150 т. Производительность труда машиниста автоматизированного укладчика возрастает на 120—150%. а стоимость укладки 1 км покрытия снижается на 25%. Для увеличения эффективности производства земляных работ большое значение имеет повышение грузоподъемности автомобилей-самосвалов.

Однако было бы неправильным комплектовать парк только машинами большой единичной мощности. Известно, что на показатели эффективности механизации большое влияние оказывает объем работ на строительной площадке. При небольших объемах наиболее эффективными могут оказаться именно мобильные машины малой мощности, затраты на перемещение которых с объекта на объект лишь в незначительной степени отражаются на себестоимости работ. Следовательно, дйя повышения эффективности производства необходима широкая, номенклатура машин и комплектов, позволяющая выбрать экономически целесообразный вариант механизации с учетом конкретных условий.

Выбор оптимальных комплектов машин для различных дорожно-строительных процессов и их распределение по объектам делается точно и быстро с помощью линейного программирования, ЭВМ и др.

При комплектовании машинно-дорожных строительных подразделений необходимо больше уделять внимания универсальным ма-. шинам с различным, сменным оборудованием, включению средств малой механизации.

Автоматизация является высшей степенью механизации производственных процессов и должна применяться при управлении машинами, учете их использования, контроле качества и обеспечении безопасности работ. Человек осуществляет лишь общий контроль за” ходом процесса и работой машин различными устройствами и приборами.

Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Документация на ремонт дорожных машин
Механизированные средства для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
Хранение и консервация дорожно-строительных машин
Парки дорожно-строительных машин
Система планово-предупредительного ремонта дорожно-строительных машин
Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин
Транспортирование дорожно-строительных машин
Подготовка дорожно-строительных машин к эксплуатации
Приемка-передача дорожно-строительных машин
Cистемы автоматики дорожных машин


Остались вопросы по теме:
"Основные положения дорожно-строительного производства"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы