Строительные машины и оборудование, справочник





Основные положения системы планово-предупредительного ремонта

Категория:
   Ремонтирование строительных машин

Основные положения системы планово-предупредительного ремонта

На работоспособность машин во многом влияет своевременное и качественное проведение технического обслуживания и ремонта. В Советском Союзе внедрена система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (ППР),которая регламентирует сроки и объем работ, предупреждающих возникновение неисправностей машин и механизмов, повышает их производительность и улучшает качество строительства.

Система ППР представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий предупредительного характера, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего их срока службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
Основана система ППР на обязательном планировании, подготовке и проведении технических обслуживании и ремонтов каждой машины, находящейся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью. Техническое обслуживание должно обеспечить поддержание работоспособности машины в процессе эксплуатации путем проведения комплекса работ по предупреждению повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений машины. Указания и нормы по обеспечению работоспособности строительных машин регламентированы «Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин», разработанными ЦНИИОМТП Госстроя СССР и ВНИИстрой-дормашем Минстройдормаша СССР.

В процессе использования машин проводятся:
а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены;
б) плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенное, установленное заводами-изготовителями время наработки; в) сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в период летнего или зимнего сезона.



В процессе использования машин проводятся:
а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены;
б) плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенное, установленное заводами-изготовителями время наработки; в) сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в период летнего или зимнего сезона.

Для сохранения работоспособности машины при транспортировании и хранении проводятся специальные технические обслуживания в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

ЕО проводится машинистами (членами экипажа), за которыми закреплена машина. Если на машинистов возложена функция только по управлению машиной, то ЕО проводится централизованно во внесменное время персоналом специализированных участков планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин. Выполнение работ, предусмотренных ЕО, обязательно и поэтому не планируется.

ТО для конкретных машин отличается друг от друга периодичностью и составом работ. Каждому виду ТО В зависимости от последовательности проведения присваивается порядковый номер (ТО-1, ТО-2, ТО-3). В состав работ ТО, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технических обслуживании, включая ежесменное.

При техническом обслуживании строительно-дорожных машин в основном выполняют очистку, осмотр, техническое диагностирование, регулирование, смазывание, заправку и опробование.

Очистку машины от пыли и грязи производят перед техническими обслуживаниями всех видов, включая ежесменное (или в процессе этой работы). При различных видах ТО очищают и промывают крышку и фильтр горловины топливного бака, фильтры гидросистем, кассеты Воздухоочистителя, удаляют-нагар на выхлопной трубе.

При осмотре визуально контролируют техническое состояние машины и ее комплектность, проверяют уровни топлива в баке, воды в радиаторе, масла в картерах механизмов, укрепление агрегатов и механизмов, натяжение гусениц, приводных ремней, затяжку резьбовых соединений, сохранность сварных швов в металлоконструкциях, соединения топливопроводов, краников и фильтров, состояние электропроводки шин, уровень и плотность электролита в аккумуляторных батареях. Необходимо убедиться в отсутствии неисправных деталей, течи масла, воды, топлива, а также шумов и стуков сверх допускаемых. При осмотре пользуются простейшими измерительными инструментами: линейками, щупами.

Техническое диагностирование проводят с целью определения технического состояния агрегатов и механизмов машин без разборки, для этого используют приборы, установленные на машине (манометры, термометры и амперметры), и специальные приборы (автостетоскопы, индикаторы).

Регулирование выполняют для восстановления посадок в сопряжениях. Необходимость регулирования устанавливают при контроле технического состояния механизма. Особое внимание уделяют регулированию механизмов, обеспечивающих безопасность дорожностроительных работ.

Принудительно регулируют свободный ход рычагов тормозных устройств и стояночного тормоза, свободный ход рулевого колеса у колесных машин и механизмов, управляющих рабочим оборудованием машин.

При необходимости регулируют натяжение гусеничных цепей, величину осевого зазора в конических роликоподшипниках конечных передач, муфты сцепления трактора и пускового двигателя, поддерживающие опорные катки, натяжные колеса и другие механизмы, затягивают детали резьбовых соединений.

Смазывание машин производят для уменьшения интенсивности изнашивания сопряжений в соответствии с картами (таблицами) смазки, в которых для каждой модели машины указано место смазывания, число точек смазки, применяемый материал и даны указания по этой операции.

При СО заменяют масла и смазочные материалы в соответствии с переходом на летний или зимний период работы.

Опробование машины проводят после каждого технического обслуживания. Для этого запускают двигатель и проверяют ритмичность его работы, уровень шумов и стуков в механизмах, показания контрольно-измерительных приборов, работоспособность механизмов машины на холостом, рабочем и транспортном режимах.

Виды плановых технических обслуживании, периодичность их проведения, состав и порядок выполнения работ завод-изготовитель указывает в эксплуатационной документации по каждой модели машин. Периодичность технических обслуживании и ремонтов машин устанавливают в часах наработки.

После проведения технического обслуживания машину принимают машинист и механик эксплуатационного участка, за которым она закреплена. При приемке машину осматривают и опробуют на холостом и рабочем ходу, После этого в журнале учета технических обслуживании и ремонтов, а также в журнале учета неисправностей делают соответствующие записи об объеме выполненных работ и ставят подписи ответственных лиц, сдающих и принимающих работу.
Ремонт машин —это комплекс работ, обеспечивающих устранение повреждений и отказов для восстановления работоспособности и исправности машин. Плановые ремонты машин установлены двух видов: текущий (Т) и капитальный (К).

Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность машины до очередного планового ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц и деталей в объеме, определеямом техническим состоянием машины. При текущем ремонте производится частичная разборка машин, устраняются неисправности, возникающие в процессе работы и препятствующие нормальной эксплуатации, детали заменяются заранее отремонтированными.

Текущий ремонт машин на базе тракторов и машин с двигателями тракторного типа совпадает по периодичности с третьим техническим обслуживанием (ТО-3), поэтому они проводятся одновременно.

Текущий ремонт производят, как правило, детальным и агрегатным методами.

Капитальный ремонт должен обеспечить исправность и полный или близкий к полному ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц и деталей, включая базовые.

Базовой называется деталь, предназначенная для компоновки изделия и установки других деталей. У машин базовой деталью служит рама, у агрегатов — корпусная деталь (блок цилиндров двигателя, картер коробки передач). Капитальный ремонт — наиболее сложный и трудоемкий вид планового ремонта, при котором порядок проведения работ, технические условия на них, требования к технологии и организации работ, а также качеству отремонтированных машин регламентируются ремонтной документацией, утвержденной заводом-изготовителем.

Периодичность проведения технического обслуживания и ремонтов определяется межремонтным циклом и их структурой.

Межремонтный цикл — это наработка машины в часах от начала ее эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами. Структура межремонтного цикл а—число, периодичность и последовательность выполнения всех видов ремонта и технических обслуживании за межремонтный цикл. Структура межремонтного цикла для разных типов машин различна и устанавливается нормативными материалами по техническому обслуживанию и ремонту машин.

Рис. 1. График межремонтного цикла бульдозеров на базе тракторов Т-100М и Т-130 К-5760 ч; ТО-1-60 ч; ТО-2-240 ч; Т-960 ч

Для таких бульдозеров структуру межремонтного цикла можно представить в виде графика (рис. 20).

1. Периодичность технических обслуживании и ремонтов бульдозеров на базе тракторов Т-100М и Т-130

Система планово-предупредительного ремонта машин реализуется:
а) путем разработки планов технического обслуживания и ремонта;
б) путем разработки и осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту в плановые сроки при минимальных материальных и трудовых затратах;
в) путем организации систематического учета наработки машин и контроля за реализацией планов технического обслуживания и ремонта.

Читать далее:

Категория: - Ремонтирование строительных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины