Строительные машины и оборудование, справочник







Основные понятия надежности

Категория:
   Техническое обслуживание кранов


Основные понятия надежности

Надежностью автомобильного крана называется его свойство безотказно выполнять свои функции, сохраняя свои эксплуатационные качества в заданных пределах в течение установленного срока эксплуатации.

Эксплуатационные качества крана характеризуются показателями: грузоподъемностью, в том числе при работе без опор, вылетом и высотой подъема крюка, скоростями рабочих движений, радиусами поворота и проходимости, габаритными размерами, температурой в кабине машиниста зимой.

Безотказностью крана называется его свойство сохранять работоспособность в течение определенного времени. При эксплуатации крана следует различать безотказность в течение суток, Месяца, за время с начала эксплуатации до появления первого отказа.

Работоспособность — это состояние крана, при котором он обладает эксплуатационными качествами, установленными нормами на его создание (ГОСТами, техническими условиями и т. д.).

Прекращение работы крана из-за возникших неисправностей в его конструкции или работа с недопустимыми отклонениями от заданных нормами эксплуатационных качеств (нарушение работоспособности) называется отказом. Отказ влечет за собой полную или частичную утрату работоспособности крана. Отказ может быть вызван поломкой или деформацией металлоконструкций, износом деталей; он также наступает в результате прекращения работы приборов безопасности, нарушения регулировок механизмов, ослабления креплений и т. д.

Отказы разделяются на независимые, зависимые, внезапные и постепенные. Независимый отказ не приводит к отказу других элементов и узлов. Например, отрыв крюка, к которому зачалена стрела при транспортировании крана, не ведет к поломке самой стрелы. Отказ, появившийся в результате отказа других элементов, называется зависимым. Такими отказами можно считать прекращение работы двигателя из-за нарушения регулировки системы подачи топлива, поломку стрелы при обрыве стрелового каната и т. д. Отказ является внезапным, если повреждения элементов и узлов наступают мгновенно. Постепенный отказ наступает при изнашивании трущихся поверхностей и других длительных процессах, ухудшающих эксплуатационные качества крана.

Показатели безотказности крана следующие: вероятность безотказной работы, среднее время работы между двумя соседними отказами, интенсивность отказов, коэффициент профилактики.

Неисправностью крана называется состояние крана, при котором его конструкция не соответствует хотя бы одному из требований технической документации.

Вероятность безотказной работы характеризует вероятность того, что в заданном интервале времени не возникнет отказ узла крана. Вероятность безотказной работы определяется путем испытаний. Она уменьшается с увеличением продолжительности эксплуатации крана. Чем больше среднее время работы крана между двумя отказами, тем надежнее его конструкция.

Интенсивность отказов является обратной величиной среднего времени между отказами. В отдельные периоды эксплуатации крана интенсивность отказов будет отличаться от среднего значения. В начальный период, когда происходит приработка деталей, наблюдается некоторое увеличение отказов. После приработки деталей и устранения обнаруженных дефектов начинается период с постоянной интенсивностью отказов.

Под коэффициентом профилактики подразумевается отношение числа часов, затраченных на техническое обслуживание и ремонт крана, к времени его исправной работы за определенный период.

Надежность крана обусловливается долговечностью и тесно с ней связана. Эти оба свойства крана должны рассматриваться совместно, хотя они не являются одинаковыми понятиями.

Долговечностью крана называется свойство его конструкции сохранять работоспособность в условиях эксплуатации с необходимыми перерывами на техническое обслуживание и ремонт. Долговечность аналогично надежности зависит от совершенства конструкции крана, прочности и износостойкости его деталей и узлов. На долговечность крана оказывают влияние рабочая среда, степень квалификации машиниста, качество технического обслуживания и ремонта. Повышение долговечности крана не означает соответствующее увеличение его надежности. Практика освоения и эксплуатации кранов показывает, что чем долговечнее его конструкция, тем труднее без дополнительных мероприятий обеспечить высокую надежность элементов и узлов на указанный ресурс или в течение всего срока службы.

Ресурс является одним из показателей долговечности, характеризующим наработку крана до предельного состояния, когда дальнейшая его эксплуатация невозможна или снижается эффективность его использования. Различают ресурс до первого капитального ремонта и межремонтный ресурс. Отдельно определяется и устанавливается для кранов гамма-процентный ресурс данной модели кранов. Если, например, назначен девяностопроцентный гамма-ресурс для кранов КС-3562А, то это означает, что 90% из этих машин должны обеспечивать наработку, установленную нормами.

Наработкой крана называется продолжительность его эксплуатации в течение определенного отрезка времени (сутки, месяц, до первого отказа, между отказами).
Сроком службы крана называется календарная продолжительность его эксплуатации до момента возникновения предельного состояния, установленного нормами. Различают срок службы до первого капитального ремонта и срок службы до списания, а также средний срок службы.

В связи с тем что автомобильные краны являются машинами длительного применения, работоспособность которых в процессе эксплуатации поддерживается системой технического обслуживания и ремонта, важную роль имеет ремонтопригодность. Ремонтопригодностью крана называется приспособленность его конструкции к работам, выполняемым при различных видах технического обслуживания и ремонтов. Комплексными показателями ремонтопригодности крана являются минимум затрат труда и средств при техническом обслуживании и ремонте, минимальное время нахождения в неработоспособном состоянии за заданный ресурс или весь срок службы.

Комплексные показатели получаются из частных измерителей, определяемых следующими свойствами крана: эксплуатационной технологичностью, ремонтной технологичностью, доступностью, контролепригодностью, легкосъемностью.

Эксплуатационная технологичность показывает, как кран приспособлен к операциям по подготовке к работе (запуск двигателя, установка выносных опор, замена рабочего оборудования), в процессе работы и по ее окончании.

Ремонтная технологичность характеризует приспособленность крана к ремонтным работам с сохранением безопасных условий труда ремонтных рабочих. Под доступностью подразумевается приспособленность конструкции крана к удобному и быстрому выполнению технологических операций при его обслуживании и ремонте. Контролепригодность конструкции крана характеризует ее приспособленность к осуществлению операций контроля технического состояния.

Легкосъемность — это приспособленность к выполнению операций разборки и сборки, осуществляемых с целью контроля технического состояния, регулировки работающих или замены неисправных деталей крана. Вопросы ремонтопригодности разрабатываются при создании кранов. Достигнутые показатели ремонтопригодности обеспечиваются в процессе серийного производства и поддерживаются при эксплуатации кранов.


Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание кранов





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины