Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, рыхлители

Публикация:
   Основные правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин

Читать далее:




Основные правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин

Производство земляных работ бульдозерами и рыхлителями необходимо выполнять согласно требованиям СНиП Ш-4—80 «Техника безопасности в строительстве».

К работе на бульдозере и рыхлителе допускается машинист, изучивший устройство и правила эксплуатации, изложенные в технической документации, прилагаемой к машине, а также технику безопасности, изложенную в строительных нормах и правилах, и имеющий удостоверение на право управления машиной.

Бульдозер и рыхлитель, поступивший в организацию для эксплуатации, имеет паспорт машины, состоящий из технического описания, и инструкцию по эксплуатации, а также формы для учета технического состояния машины и данных по его эксплуатации. Дополнительно к паспорту бульдозера и рыхлителя прилагаются паспорта и инструкции по эксплуатации комплектующих сборочных единиц (трактора, электрооборудования и т. д.).

Паспорт содержит сведения о назначении машины; техническую характеристику; описание конструкции и принцип работы основных узлов и механизмов; системы привода; системы управления и приборов и основные правила эксплуатации; указания по техническому обслуживанию машины, регулированию механизмов, системы приводов и автоматических систем для работы в автономном режиме. К инструкции пр эксплуатации прилагается перечень запасных частей, инструмента и принадлежностей, поставляемых с машиной.

Во избежание несчастных случаев и повреждения машины обслуживающий персонал обязан знать и строго соблюдать правила техники безопасности.

Перед началом работы необходимо убедиться в исправности машины. Перед пуском двигателя проверяют положение рычага главной муфты сцепления и рычага коробки перемены передач. Рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении, так как при пуске основного двигателя машина может прийти в движение.

Запрещается эксплуатировать машины при наличии у них следующих неисправностей:
а) двигатель внутреннего сгорания — неустойчивая работа; пониженное давление в масляной системе; подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости; посторонние стуки; увеличенное содержание окиси углерода в отработавших газах;
б) трансмиссия — затрудненное включение и выключение передач и муфт сцепления; ненормальный шум и вибрация механизмов; подтекание масла из редуктора заднего моста и бортовых редукторов;
в) ходовая часть — отсутствие трака гусеничного полотна; наличие трещин или деформаций на опорных катках, ведущих и направляющих колесах гусеничного хода; повреждение или ослабление креплений подвески гусеничного хода;
г) гидравлическая система — подтекание рабочей жидкости; пониженное давление; повышенный нагрев рабочей жидкости, насосов, распределителей и других узлов; неустойчивая работа гидронасосов;
д) рабочее место машиниста — увеличенное усилие на рычагах и педалях управления; ненормальная работа системы вентиляции и отопления; повреждение ветрового стекла; неправильные показатели контрольных приборов; не работает или не отрегулирована система освещения;
е) рабочее оборудование — трещины в деталях; повреждение сварных швов; ослабление крепления основных узлов; затупленные ножи и зубья рабочих органов; ненадежное крепление ножей к отвалу бульдозера и наконечника к зубу рыхлителя.

До начала производства земляных работ бульдозерами и рыхлителями разбивают границы земляных разработок, участок очищают от деревьев, пней, валунов, а в зимнее время и от снега. Особое внимание уделяется организации работ в зоне расположения действующих подземных коммуникаций (кабельных электрических и телефонных сетей, водопровода, канализации, газа и нефтепроводов и т. д.).

При работе бульдозера и рыхлителя запрещается:
а) производить какие-либо регулировочные работы, исправления, смазывание, очистку при движении машины;
б) находиться под машиной при работающем двигателе и под отвалом бульдозера или рыхлителя, если под них не поставлены соответствующие подставки;
в) вести работы на косогорах с поперечным уклоном свыше 30°;
г) производить резкие развороты на крутых косогорах;
д) производить работу в ночное время без надлежащего освещения места работы;
е) находиться посторонним лицам во время работы трактора в кабине трактора или около него;
ж) пользоваться открытым огнем или курить при заправке трактора и контрольном осмотре баков.

Во избежание обрушения грунта (сползания насыпи) и опрокидывания бульдозера при сталкивании грунта под откос насыпи или засыпке выемок и траншей отвал бульдозера не должен выдвигаться за бровку откоса, а при устройстве насыпи расстояние от края гусеницы бульдозера до края насыпи должно быть не менее 1 м.

Во избежание поломки ножей запрещается работать бульдозером с опущенным отвалом при заднем ходе трактора.

При движении своим ходом отвал бульдозера и рыхлитель должны быть подняты в транспортное положение. При любой остановке трактора отвал бульдозера необходимо опускать на грунт.

Во время движения машины запрещается машинисту выходить из кабины.

Для обеспечения работоспособности машин в процессе их эксплуатации проводится комплекс организационно-технических мероприятий, основным из которых является техническое обслуживание. Техническое обслуживание — это плановое мероприятие, выполняемое в установленном объеме и в определенные сроки. Техническое обслуживание машин проводится для предупреждения повышенного изнашивания деталей, отказов машин и в целом для продления их долговечности. Техническое обслуживание трактора производится согласно «Техническому описанию и инструкции по эксплуатации трактора».

Техническое обслуживание навесного оборудования (бульдозерного и рыхлительного) в зависимости от срока его проведения и объема работ подразделяют на следующие виды:
— ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) — проводится перед началом или в конце рабочей смены через 5—10 моточасов;
— первое техническое обслуживание (ТО-1) —через 60—100 моточасов;
— второе техническое обслуживание (ТО-2) — через 240—500 моточасов;
— сезонное техническое обслуживание (СТО) — при переходе к весенне-летним или осенне-зимним условиям эксплуатации.

Во время технического обслуживания необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
— осмотр и устранение неисправностей, смазывание и регулирование машины можно производить только при неработающем двигателе и опущенном на грунт отвале бульдозера и рыхлителя;
— перед разборкой все составные части, которые могут прийти в- движение под действием сил тяжести, приводить в положение, обеспечивающее безопасное ведение работ;
— запрещается вести сварочные работы на трубопроводах, подсоединенных к гидравлическому приводу;
— не рекомендуется подтягивать гайки гидропривода, находящегося под давлением;
— не рекомендуется применять сжатый воздух при разборке гидросистемы машины.

Ежесменное техническое обслуживание проводится машинистом в следующем составе. Сначала производят внешний визуальный осмотр машины (кабину, ходовую часть, навесное оборудование) и очищают ее от грязи, снега и грунта. Проверяют и при необходимости подтягивают соединения отвала, рыхлительного оборудования, особенно узла крепления навесного оборудования к корпусу трактора. Кроме того, проверяют герметичность гидросистемы бульдозера и рыхлителя, так как не допускается подтекание рабочей жидкости по резьбовым соединениям, крышкам, сальникам и уплотнениям гидропривода.

При техническом обслуживании №1 (ТО-1) выполняют операции ежесменного технического обслуживания и, кроме того, производят подтяжку креплений ножей к отвалу бульдозера, осмотр сварных соединений. При обнаружении трещин в сварных соединениях их заваривают.

При техническом обслуживании №2 (ТО-2) выполняют операции технического обслуживания №1 и проверяют техническое состояние шарнирных соединений бульдозерного и рыхлительного оборудований; производят смену пришедших в негодность болтов и других крепежных деталей, производят промывку и смазывание шарнирных соединений согласно таблице и карте смазки.

Сезонное техническое обслуживание производят в полном’ объеме технического обслуживания бульдозера и рыхлителя и заменяют жидкость в гидрораскосе бульдозера.

Особые требования технического обслуживания необходимо учитывать при подготовке технического состояния машин к эксплуатации в осенне-зимний период в районах с холодным климатом. Осенне-зимний режим эксплуатации начинается с момента, когда температура наружного воздуха снижается ниже 5 °С для дизельных двигателей. В этот период необходимо заменить топливо, масла и жидкости согласно инструкциям по их применению, при этом замену производят независимо от отработанных моточасов пробега к моменту подготовки к осенне-зимней эксплуатации. Перед сменой очищают от загрязнений и промывают баки, фильтры и трубопроводы, а также проверяют и регулируют топливный насос высокого давления (снимая с двигателя), форсунки; топливоподкачивающий насос, предпусковой обогреватель топлива; проводят утепление и подогрев баков с дизельным топливом; аккумуляторных батарей.

Содержание работ по периодическому техническому обслуживанию в зимний период остается в основном тем же, что и в летний. Разница лишь в том, что зимой добавляются работы по обслуживанию обогревательных устройств кабин двигателей и другого оборудования, устанавливаемого на машины в связи со спецификой условий эксплуатации. Вследствие повышенного изнашивания деталей машин и, в первую очередь рабочих органов (ножей и наконечников), при работе на мерзлых и вечномерзлых грунтах чаще возникает необходимость их ремонта и замены. В период эксплуатации бульдозера и рыхлителя при необходимости проводят работы по текущему ремонту.

Периодичность текущего ремонта должна быть кратной периодичности технического обслуживания, ‘Но не реже чем через 960— 1000 ч работы.

При текущем ремонте частично разбирают бульдозеры и рыхлители для осмотра, дефектации и ремонта составных частей. При этом устраняют неисправности, заменяют отдельные детали или узлы машины на новые или заранее отремонтированные, выполняют регулировочные работы, проводят техническое обслуживание и испытание машины.

Текущий ремонт должен обеспечивать нормальную эксплуатацию машин до очередного планового ремонта (текущего или капитального). Текущий ремонт трактора производится по технологии текущего ремонта трактора.

При текущем ремонте машины необходимо разбирать и ремонтировать только те детали и узлы, которые требуют ремонта.

Разборку и сборку производят в соответствии с технологической последовательностью относительно каждого составного узла машины, пользуясь соответствующим инструментом и приспособлениями.

Текущий ремонт можно организовать на базах механизации или на местах эксплуатации машины силами и средствами передвижных ремонтных мастерских, оборудованных грузоподъемными средствами, с участием машиниста.

Ремонт бульдозера с рыхлителем может быть организован тремя методами: индивидуальным, замены сборочных единиц, смешанным.

Наиболее прогрессивным методом, обеспечивающим сокращенное пребывание машины в ремонте, является метод замены сборочных единиц новыми или заранее отремонтированными. Этот метод может быть применен при наличии необходимого оборотного фонда сборочных единиц и организациями их ремонта.

При небольшом числе ремонтируемых бульдозеров и рыхлителей применяют индивидуальный метод, при котором сборочные единицы ремонтируют на машине или снимают с нее, ремонтируют и вновь устанавливают на машину.

При одновременном ремонте небольшой группы машин и при наличии достаточного числа сборочных единиц применяют смешанный метод ремонта.

Техническое состояние и ремонт деталей должны проверять в соответствии с разделом «Технические требования на дефектацию деталей после разборки» паспорта машины.

Для ряда стандартизованных деталей машин разработаны общие технические условия на дефектацию. Так, дефектация подшипников качения состоит из осмотра, проверки на шум и легкость вращения, измерение радиального и осевого зазоров. Дефекты резьбы (срыв, износ, смятие и т. п.) определяют визуально или по калибру, изготовленному по номинальному размеру резьбы. Для резьб, применяемых на бульдозерах и рыхлителях, допускается срыв не более двух ниток.

Техническое состояние шарнирных соединений навесного оборудования обязательно проверяют по предельному износу отверстия и вала (пальцев). Сварные швы проверяют на отсутствие трещин наружным осмотром и с применением дефектоскопов. Сборку и разборку деталей гидросистемы проводят на специальном участке, чтобы исключить возможность попадания на детали пыли и грязи.

При уходе за гидроцилиндрами следует своевременно заменять изношенные уплотнения и грязесъемники; следить за тем, чтобы штоки цилиндров не имели выбоин и царапин. При появлении они должны быть тщательно зачищены тонкой шлифовальной бумагой.

Уплотнения следует менять только в чистом помещении. Манжетные уплотнения применяют без заусенцев и других повреждений. Манжеты, армированные для уплотнения валов, должны входить в свои посадочные места, не проворачиваться в корпусе при вращении вала и плотно охватывать вал.

После сборки и испытаний отверстия деталей и узлов для прохода рабочей жидкости и присоединения трубопроводов необходимо закрывать технологическими заглушками. Заглушки вынимают непосредственно перед установкой и подключением сборочных единиц к системе.

Периодическую смену рабочей жидкости производят в соответствии с инструкцией по эксплуатации на гидропривод, а внеочередную— при наличии загрязнений, а также при температуре нагрева выше допустимой.

При сборке необходимо соблюдать следующие основные правила:
— трущиеся и резьбовые поверхности деталей, а также крепежные детали перед сборкой следует смазывать маслом, применяемым для данного узла;
— к сборке допускают детали чистые и годные для сборки, перед установкой они должны быть протерты и продуты сжатым воздухом, обратить особое внимание на чистоту смазочных каналов;
— прокладки должны равномерно прилегать к сопрягаемым поверхностям, металлические прокладки, применяемые для регулирования, должны быть отрихтованы и не иметь трещин, надрывов и вырывов;
— при подвижной посадке сопрягаемые детали должны свободно перемещаться без заедания;
— во всех случаях, предусмотренных конструкцией, необходимо устанавливать стопорные детали (пружинные, шайбы, шплинты и др.), одну стопорную деталь заменять другой не допускается, замковые (стопорные) шайбы плотно зажимают гайками, при этом усики должны плотно прилегать к граням гайки и детали;
— детали, имеющие шлифованные и полированные поверхности, следует оберегать от повреждений и загрязнений;
— составные части и детали крепят гайками или болтами сначала предварительно по диагонали, а затем окончательно затягивают, болты и гайки необходимо затягивать только ключами соответствующего размера (без удлинителей);
— оси (пальцы) шарнирных соединений необходимо надежно зашплинтовывать;
— окончательно собранные узлы и детали следует заправлять свежим смазочным материалом после общей сборки бульдозера и рыхлителя.

После сборки бульдозерного и рыхлительного оборудования проверяют работу гидросистемы, вывешивая переднюю часть машины на отвале и заднюю часть на рыхлителе до момента срабатывания предохранительного клапана (3 раза не менее).

Капитальный ремонт производят для полного восстановления работоспособности машины. При капитальном ремонте полностью разбирают трактор, бульдозерное и рыхлительное оборудование и меняют все изношенные детали. Машину направляют в капитальный ремонт на основании анализа его предельного состояния с учетом наработки с начала эксплуатации.

Предельным состоянием машины и его деталей является такое состояние, при котором дальнейшая эксплуатация без капитального ремонта невозможна, затраты на запасные части и ремонт превышают нормативы, а техническое состояние машины не может быть восстановлено при текущем ремонте вследствие предельно допустимого износа большинства деталей и узлов.

Основными признаками предельного состояния, определяющими необходимость проведения капитального ремонта бульдозера, являются: изнашивание шарнирных соединений, при котором боковое смещение отвала вызывает касание брусьев за гусеницу, а также нижней кромки лобового листа отвала (износ более 20 мм), при этом необходимо восстановить или заменить отвал; наличие более двух трещин на лобовом листе отвала, деформации отвала брусьев и тяги, не поддающейся исправлению, трещин в сварных швах, а также нарушение герметичности сварных швов в трубах гидросистемы.

Ресурс до первого капитального ремонта бульдозеров и рыхлителей должен быть не менее 6000 моточасов работы.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, рыхлители

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Основные правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства