Строительные машины и оборудование, справочник






Основные правила технической эксплуатации скрепера


Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Основные правила технической эксплуатации скрепера

Для бесперебойной работы скрепера первостепенное значение имеет правильная регулировка фрикционной лебёдки и тормоза.

Фрикционное сцепление лебёдки должно работать вполне надёжно и легко; ход рычагов управления не должен превышать 500 мм. Тормоз лебёдки должен быть отрегулирован таким образом, чтобы в заторможённом состоянии контрольный груз удерживался в любом положении без пробоксовывания, а в расторможённом — был обеспечен нормальный зазор между лентой и барабаном, гарантирующий отсутствие между ними какого-либо трения. Чем меньше зазор между фрикционными конусами, тем меньше ход рычагов. Таким образом, для большей чувствительности сцепления необходимо этот зазор иметь минимальным. Однако нельзя допускать и другой крайности — наличия трения между конусами при выключенном фрикционе. Небольшое сцепление в виде исключения допустимо в период приработки ‘ленты феродо; если в течение 15— 20 ч работы это трение не устранится, следует снова отрегулировать фрикцион.

Большое значение для работы фрикциона и тормоза лебёдки имеет правильная наклёпка ленты феродо. Последняя должна плотно обтягивать конусы и барабан, так как малейшие выпучины нарушают плавность и надёжность работы тормоза.



Для компенсации износа ленты феродо, укреплённой на фрикционе и тормозе, необходимо регулярно проверять зазоры между конусами, а также между барабаном и лентой и при необходимости производить требуемую наладку лебёдки. Плохая регулировка конусов и тормоза вызывает большой ход рычагов и затрудняет включение или выключение фрикциона, причём в последнем случае лебёдка, как правило, перегревается. Кроме того, тормоз теряет способность освобождать барабан или удерживать груз.

Основной причиной образования слишком больших или слишком малых зазоров между конусами является неточная установка конусных дисков, вследствие чего при увеличенном зазоре появляется большой мёртвый ход рычагов, а при уменьшенном зазоре и нейтральном положении рычага конусы задевают один за другой. Другой причиной плохой работы лебёдки может оказаться неправильная установка большой (ведомой) шестерни лебёдки. Если шестерня посажена дальше, чем требуется, от конусов, то при попытке включения она упрётся в стенку картера и фрикцион не войдёт в нормальное зацепление. Насадка этой шестерни ближе к конусам против проектного размера вызовет упор её в противоположную стенку до освобождения тормоза, что вообще не позволит рычагу стать в нейтральное положение.

Существенную роль в работе фрикционной лебёдки играет соосность конусных дисков и барабана, которая достигается устранением зазоров выше допустимых (0,25 мм) в роликоподшипниках основной оси.

Для получения нормальных зазоров производится затяжка подшипников большой шестерни и барабана с регулированием количества прокладок между ступицей шестерни и ведущим конусом, а также между барабаном и задней крышкой.

Перед пуском скрепера в работу нужно тщательно осмотреть все его узлы и устранить замеченные неисправности. Главное внимание при этом должно быть обращено на состояние и запасовку тросов, правильность регулировки фрикционной лебёдки и наличие смазки во всех узлах трения.

Вполне исправный трактор-тягач должен быть снабжён топливом, смазкой и водой. Давление в баллонах скрепера должно составлять 5—6 ат.

Перед началом резания грунта необходимо скрепер опробовать вхолостую, чтобы проверить работу всех узлов, правильность запасовки тросов, плавность действия механизмов лебёдки, подъём и опускание ковша, а также заслонки, выдвижение задней стенки и т. п. Только после тщательной проверки машины и устранения обнаруженных неисправностей скрепер можно включать в работу.

Для обеспечения длительной высокопроизводительной и безаварийной работы скреперист должен в совершенстве овладеть приёмами управления механизмами скрепера с учётом тяжёлых условий его применения.

Перед началом набора грунта, при подходе скреперного агрегата к соответствующему месту, открывается передняя заслонка ковша. Для этого левый рычаг поворачивается в правое положение и тем самым включается левый барабан фрикционной лебёдки, на который наматывается трос заслонки. После образования требуемого для нормального поступления грунта в ковш зазора между ножом ковша и заслонкой последнюю закрепляют переводом левого рычага лебёдки в нейтральное положение. Далее скреперист должен повернуть правый рычаг вправо, чем растормаживается правый барабан лебёдки. Ослабевшие канаты свободного от тормозных усилий барабана позволяют ковшу под действием собственного веса опуститься в нижнее положение и нож ковша при поступательном движении агрегата производит резание грунта.

По мере врезания ножа ковш скрепера стремится всё глубже погрузиться в грунт и, если скреперист не примет необходимых мер, наступит такой момент, когда мощность двигателя трактора окажется недостаточной Для преодоления усилий, возникающих от сопротивления грунта резанию. Для предотвращения остановки двигателя от перегрузки скреперист должен приподнять ковш при появлении первых признаков перегрузки двигателя. Наряду с этим скреперист должен избегать и слишком малого погружения ковша в грунт, ибо это не позволяет в должной мере использовать мощность трактора, что в свою очередь значительно снижает производительность агрегата.

Положение ковша при резании и наборе грунта должно быть таким, при котором двигатель работает на полную мощность, что при достаточном опыте сравнительно легко определяется по звуку выхлопных газов. Требуемое положение ковша фиксируется переводом правого рычага в нейтральное положение. Последнее достигается просто, если отпустить рычаг, причём_специальные пружины ставят его в нейтральное положение. При таком положении ковша происходит его заполнение.

После наполнения грунтом ковша последний поднимается в транспортное положение. Для этого правый рычаг отводится влево, отчего начинается вращение правого барабана лебёдки с наматыванием на него троса. В это же время поворотом влево левого рычага производится растормажи- вание левого барабана, отчего передняя заслонка ковша силой собственной тяжести опускается, закрывая щель между собой и ножом ковша. Подъём ковша производится вверх до отказа и это положение его фиксируется при отпуске правого рычага в нейтральное положение, в которое он устанавливается под действием пружин.

По окончании перечисленных операций скреперист включает ходовой механизм трактора и транспортирует скреперный агрегат к месту отсыпки грунта.

Выгрузка грунта производится в порядке, обратном набору, а именно: правый рычаг отводится вправо, из-за чего происходит опускание ковша; левый рычаг отводится вправо, причём включается левый фрикщюн, приводящий в движение барабан, на который наматывается трос, поднимающий заслонку, а затем двигающий вперёд заднюю стенку, благодаря чему грунт выгружается из ковша.

Ковш следует опускать до тех пор, пока просвет между режущим ножом и поверхностью насыпи не достигнет требуемой толщины отсыпаемого слоя, обычно составляющей 20—40 см. Фиксация ковша, аналогично предыдущему, осуществляется отпусканием правого рычага и возвратом его пружинами в нейтральное положение.

Категорически запрещено разгружать ковш при упоре ножа в грунт.

По опорожнении ковша левый барабан растормаживают поворотом влево левого рычага, отчего заслонка закрывается, а задняя стенка под действием пружины приходит в первоначальное положение.

После подъёма порожнего ковша поворотом правого рычага влево скреперный агрегат возвращается к месту набора грунта. Резание грунта, его набор, закрытие заслонки и подъём ковша, а также послойная отсыпка насыпей, отвальная разгрузка, закрытие заслонки производятся только на ходу скрепера.

Во избежание петления, запутывания и обрыва троса и для обеспечения укладки его на барабане лебёдки ровными, прилегающими друг к другу рядами все операции с включениями и выключениями рычагов нужно совершать плавно, без рывков.

Для обеспечения надёжной работы и высокой производительности скрепера необходим надлежащий и своевременный уход за ним.

Осмотр скрепера должен производиться перед началом работы каждой смены и в обеденный перерыв. При осмотрах должны быть устранены все мелкие дефекты и подтянуты ослабшие болтовые крепления узлов. В случае обнаружения серьёзных дефектов скрепер надо немедленно поставить в ремонт.

Во время ремонта скреперист должен постоянно наблюдать за всеми узлами скрепера, особенно за деталями, воспринимающими большие усилия, как-то: тросами, ножами, заслонками и т. п.

По окончании смены необходимо очистить скрепер от грязи и пыли, из ковша удалить остатки грунта, а трущиеся поверхности смазать. Необходимо также проверить и заполнить смазкой смазочные приборы.

Если у скрепера предстоит перерыв в работе, то он переводится к месту стоянки с поднятым ковшом.

Важнейшую роль в работе скрепера играет качественная и своевременная смазка узлов трения. Смазочные материалы должны храниться в закрытых сосудах. Маслёнки наполняются маслом при помощи шприца или вручную (при колпачковой конструкции) до тех пор, пока смазка не выступит через зазоры смазываемых деталей. Детали, не оборудованные маслёнками, смазываются жидкой смесью, состоящей из солидола (50%) и автола марки 10 и 18 (50%), причём наполнение этой смазкой производится через зазоры ежесменно.

Система планово-предупредительного ремонта предусматривает своевременный осмотр и предупреждение преждевременных износов деталей машин. С этой целью указанная система включает в себя профилактические ремонты машин. Проведение своевременных ремонтов таких машин, как скрепер, строго по графику является особо обязательным.

Профилактический ремонт скрепера составляют:
а) ежедневный осмотр, очистка и смазка, а также затяжка ослабших болтовых соединений и устранение замеченных мелких дефектов;
б) технический уход № 1, производимый через каждые 100—120 ч работы (12—15 смен);
в) технический уход № 2, который производится через каждые 400—420 ч работы (50—53 смены) и обычно приурочивается к техническим уходам трактора-тягача.

В объём ухода № 1 входят: очистка деталей от грунта и грязи; проверка и исправление маслёнок и маслопроводов; замена или исправление всех пришедших в негодность метизов и нормалей; исправление и заточка ножа; регулировка роликоподшипников ходовой части; регулировка механизмов и роликоподшипников фрикционной лебёдки.

Уход № 2, кроме работ, входящих в уход № 1, включает: исправление повреждённых сварочных швов; устранение деформаций ковша, заслонки и задней стенки; исправление всех повреждений или износа сочленений и узлов скользящего трения; проверку и замену изношенных тросов и тормозных лент; проверку с заменой изношенных узлов всей канатно-блочной системы.

Ежедневный осмотр осуществляет бригада скрепера, а технический уход № 1 и 2 — ремонтная бригада, но с обязательным участием самих скреперистов.
Профилактический ремонт всех видов выполняется на месте работы скрепера, причём при уходе № 2 используется передвижная мастерская на автоходу (автолетучка).

При передвижении скрепера к месту работы своим ходом ковш его должен быть поднят вверх до тех пор, пока планка (головка) стрелы не войдёт в обойму головки дышла до совпадения имеющихся в обеих деталях отверстий. В последние вставляется штырь, фиксирующий верхнее положение ковша и одновременно освобождающий подъёмный трос от нагрузки. Допустимая скорость передвижения скрепера в качестве прицепа составляет 30— 40 км/час.

Во всех случаях длительных перерывов в работе (транспортировка, консервация и т. п.) неокрашенные поверхности покрываются смазкой. Лебёдка скрепера отправляется обычно в упакованном виде отдельно от трактора и её по прибытии на место нужно установить, для чего снять крышку люка задней стенки, из крепёжных отверстий выбить деревянные пробки и завинтить в эти отверстия шпильки крепления фланца лебёдки. Далее, проверив и очистив шлицы ведущего и соединительного валов, соединить последний с валом отбора мощности трактора.

Правильность установки лебёдки проверяют по монтаж ным чертежам, измеряя размеры ох торцов соединительного вала до заднего моста и от ведущего вала лебёдки до стенки кронштейна. Если после проверки вал лебёдки окажется длиннее, чем следует, его нужно проторцевать до требуемого размера.

После перечисленных проверок лебёдку устанавливают на трактор и производят необходимую регулировку фрикционного механизма и тормоза.
Опробовав вхолостую все узлы, скрепер включают в работу.

Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Основные правила технической эксплуатации скрепера"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы