Основное назначение средств технического обслуживания и ремонта — механизация работ, выполняемых слесарями. Их применение позволяет улучшить условия производства работ, сократить затраты труда и повысить качество работ. В зависимости от мобильности средств их разделяют на стационарные и передвижные. К первым относят те, которые применяют на постоянных местах и машины для обслуживания и ремонта подъезжают к ним на собственном ходу илй их подвозят, а ко вторым — те, которые для указанных целей передвигают к машинам, находящимся на строительных объектах.
Стационарные средства сосредоточивают на эксплуатационных базах и ремонтных заводах. Эксплуатационная база (далее — база) представляет собой комплекс зданий и сооружений с оборудованием, приспособлениями, приборами и инструментами, предназначенными для технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования машин и подготовки их к использованию по назначению.
В зависимости от времени действия на одном месте базы разделяют на постоянные, временные и передвижные. Постоянные базы сооружаются на весьма длительный срок в местах сосредоточения объектов строительства (в городах, промышленных центрах и т. д.). Они имеют капитальные здания и сооружения для размещения средств и производства работ. Временные базы создают в местах строительства крупных объектов (электростанций, промышленных объектов и др.). Их размещают во временных зданиях и сооружениях. По окончании строительства объекта помещения баз приспосабливают для других целей. Передвижные базы применяют при малых сроках строительства объектов и линейном характере строительства (железных и автомобильных дорог, нефтепроводов, линий электропередач и др.). Для них используют здания сборно-разборного типа. После завершения строительства объекта или определенного участка дороги, трубопровода или линии электропередач здания разбирают и перевозят вместе с оборудованием на новый объект или участок строительства.
Обычно базы создают для одного предприятия (управления механизации, СМУ и ПМК), имеющего свой парк строительных машин. Но в отдельных случаях предприятие может иметь несколько баз. Например, в зоне деятельности предприятия имеется постоянная эксплуатационная база, но с ее помощью экономически невыгодно обслуживать машины, удаленные от нее на значительные расстояния. В этом случае создают временные базы в местах сосредоточения машин, удаленных от основной базы.
В своей деятельности обе базы взаимодействуют. Так, на временную базу возлагается техническое обслуживание машин, находящихся на удаленном объекте, и устранение их неисправностей, а текущий и капитальный ремонты выполняют на постоянной базе. На временные базы целесообразно возлагать и текущий ремонт машин агрегатным методом на основе сборочных единиц, отремонтированных в мастерских постоянных баз или на ремонтных заводах.
В зависимости от задач, решаемых предприятиями, они имеют неодинаковый состав парка машин, соответственно ему создают и разные типы баз. Те из них, которые предназначены для обслуживания и ремонта смешанных (содержащих многие виды машин) парков машин, называют универсальными, а отдельных видов машин (землеройных, подъемно-транспортных, башенных кранов и др.) — специализированными. В этих базах меньшая потребность в оборудовании по сравнению с универсальными и оно лучше в них используется.
Базы каждого типа имеют свои особенности, обусловленные климатическими зонами, в которых они расположены.
Рис. 2. Общий вид эксплуатационной базы на 300 машин:
1 — склад тарного хранения нефтепродуктов, 2 — резервуары склада нефтепродуктов, 3 — пост заправки машин нефтепродуктами, 4 — навес для хранения машин, 5 — открытая стоянка машин с подогревом, 6 — открытая стоянка машин, 7 — площадка для хранения машин, ожидающих ремонта, 8 — площадка для хранения металла, 9 — открытая площадка для производства наружных работ, 10— производственный корпус (мастерская), 11 — административно-бытовые помещения
Соответственно им и базы создают для умеренного, холодного и жаркого климата.
Основной показатель базы — ее мощность, т. е. номинальное количество машин, которое может обслуживать база при полном использовании ее производственных площадей и оборудования. Для сравнительной оценки разнотипных баз их мощность выражают денежными затратами, представляющими собой стоимость выполненных базой работ за год в рублях.
Базы строят на 50, 75, 100, 150, 200 и более машин. На рис. 2 показан общий вид эксплуатационной базы на 300 машин.
Рис. 3. Схема размещения отделений и участков в производственном корпусе эксплуатационной базы:
1—участок ремонта топливной аппаратуры, 2 — испытательная станция, 3 — ку знечно-т ермиче ский участок, 4 — загото витель но – сварочное отделение, 5 — медницкое отделение, 6 — участок мойки сборочных единиц, 7 — контрольно-сортировальный участок, 8— комплектовочная кладовая, 9— склад материалов и запасных частей, 10—инструментально-раздаточная кладовая, 11—регулировочное отделение, 12 — пункт технического обслуживания, 13 — шинно-монтажное отделение, 14 — склад баллонов кислорода, 15 — кладовая химикатов, 16 — участок наружной мойки, 17 — деревообрабатывающее и обойное отделение, 18 — насосная, 19 — разбо- рочно-сборочное отделение, 20 — участок ремонта электрооборудования, 21 — отделение по ремонту двигателей, 22 — механическое отделение, 23 — распределительное устройство
Основной ее составляющей является производственный корпус, в котором выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту. Схема размещения в нем участков и отделений дана на рис. 3.
При выполнении отдельных видов работ в кооперации с близко расположенными базами других предприятий одного ведомства состав участков и баз производственного корпуса может быть иным. Например, на базе одного предприятия ремонтируют электрооборудование для другого предприятия, поэтому первому из них не потребуется создавать аналогичное отделение. В этом случае стоимость производственного корпуса второго предприятия будет меньше, а у первого снизится себестоимость ремонта вследствие лучшего использования оборудования.
Всеми работами в производственном корпусе руководит заведующий мастерской через механиков, отвечающих за деятельность отдельных участков и отделений производственного корпуса. Он подчинен главному инженеру или главному механику предприятия.
Ремонтные заводы (далее — заводы) осуществляют капитальный ремонт полнокомплектных машин и отдельных видов сборочных единиц. Их, так же как и базы, подразделяют на универсальные и специализированные.
Специализируются заводы на ремонте отдельных видов машин и сборочных единиц. Есть заводы по ремонту экскаваторов, кранов, тракторов, двигателей внутреннего сгорания, электрооборудования, гидрооборудования и др. Мощность заводов также выражают количеством отремонтированных за год машин или сборочных единиц и годовой стоимостью работ.
Управление заводом осуществляет директор. Его первый заместитель — главный инженер — руководит техническим обеспечением производства, а второй — осуществляет хозяйственное его обеспечение. В структуру управления большинства заводов входят отделы: планово-производственный, технический, главного механика, технического контроля, строительства, снабжения и кадров.
Эксплуатационные базы и ремонтные заводы оснащены моечно-очистным, заправочно-смазочным, разборочно-сборочным и диагностическим оборудованием, оборудованием для технического обслуживания и ремонта двигателей внутреннего сгорания, топливной аппаратуры, трансмиссии, ходовой части, гидрооборудования, электрооборудования и для окраски машин, называемым стационарным.
В сочетании с эксплуатационными базами для технического обслуживания и ремонта применяют передвижные средства, представляющие собой сложные конструкции, каждая из которых состоит из транспортного средства и набора оборудования, приспособлений, приборов и инструмента, обеспечивающих выполнение всего комплекса работ, для которых оно предназначено.
Передвижное средство, с помощью которого осуществляют дозаправку и заправку машин топливно-смазочными материалами на месте их применения, называют топливомаслозаправщиком, а средство, предназначенное для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин,— передвижной мастерской. К передвижным относятся также средства транспортирования машин к месту их обслуживания, ремонта или использования по назначению.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные сведения об эксплуатационных базах, ремонтных заводах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы