Строительные машины и оборудование, справочник






Основные типы грузозахватных приспособлений


Категория:
   Погрузочно-разгрузочные работы


Основные типы грузозахватных приспособлений

Грузозахватные приспособления предназначены для строповки грузов и подвешивания их на крюковую обойму грузоподъемных средств. Эти приспособления должны быстро и легко сниматься, надежно удерживать изделия или конструкции и не разрушать их. Чтобы выполнить эти требования, при выборе грузозахватных приспособлений необходимо учитывать особенности зацепки данного вида изделий или конструкций. При погрузочно-разгрузочных работах применяют, как правило, универсальные грузозахватные приспособления, рассчитанные для подъема изделий и конструкций всех видов: крюки, карабины, захваты, стропы и траверсы (ГОСТ 25031—81).

Крюки. Грузозахватные средства, используемые на погрузочно-разгрузочных работах, оснащаются в основном однорогими крюками с замками. Крюки грузоподъемных средств, предназначенных для подъема железобетонных конструкций массой более 3 т, должны быть изготовлены вращающимися на шариковых закрытых опорах. Размеры крюков к грузоподъемным средствам принимаются по ГОСТ 12840— 80, для стропов – по ГОСТ 25573—82.

Карабины применяют реже крюков— в основном для захвата железобетонных изделий массой до 2 т. Они также снабжаются предохранительным устройством в, виде подвижной планки, перемещаемой вдоль оси при навешивании на петлю железобетонного изделия или снятия с нее.



Захваты применяют для перемещения подкрановых балов, колонн, свай. В зависимости от типа перемещаемого груза и способа его укладки применяют захваты фрикционные и замковые. Фрикционные захваты замыкаются и удерживают груз иод действием его массы. Замковые захваты соединяются о грузом через монтажное отверстие, куда входит подвижной валик. В зависимостй от способа перемещения валика замковые захваты бывают ручные и полуавтоматические. В ручных замковых захватах оба хода валика осуществляются вручную; у полуавтоматических валик вдвигается в отверстие автоматически под действием специальной пружины, ,а выдвигается вручную принудительным сжатием этой пружины канатом с уровня стоянки крана. При использовании полуавтоматически^ захватов необходимо следить за тем, чтобы канат для расстроповки не прикасался к окружающим предметам во избежание случайного его натяжения и самопроизвольной расстроповки изделия. Преимущества рассмотренных захватов заключаются в простоте их обслуживания, сокращении времени на прицепку и отцепку груза, снижении расхода металла на закладные детали и петли, уменьшении объема верхолазных работ.

Рис. 1. Крюки к грузоподъемным средствам
а — с предохранительной планкой; б — со скобой; в — с поворотным козырьком; г — с предохранительной пружиной; д — для стропов

Рис. 2. Карабин грузозахватный
1 — скоба; 2 — планка

Стропы — наиболее распространенные и простые по конструкции грузозахватные устройства. Они применяются при погрузке и разгрузке массовых сборных железобетонных изделий и конструкций. Стропы изготовляют из стальных канатов в соответствии с ГОСТ 25573—82 и в зависимости от типа перемещаемых грузов разделяются на двухпетлевые, кольцевые, одно-ветвевые и многоветвевые. Стропы первых трех типов применяют в основном для подвешивания дли-номерных изделий и конструкций. Их изготовляют в виде отдельных нитей или кольца с заделанными концами.

Многоветвевые стропы применяют для перемещения деталей и конструкций с развитой опорной поверхностью (плит, фундаментных подушек, лестничных маршей) и имеющих несколько петель в ряду (панелей, блоков, прогонов, ригелей). В четырехветвевых стропах, предназначенных для перемещения грузов параллельно основанию (плит, блоков), все нити должны иметь одинаковую длину. В стропах для подъема лестничных маршей и других аналогичных конструкций длина ветвей должна назначаться с учетом угла наклона опорной поверхности к основанию. При несоблюдении этих требований нагрузка на ветви будет распределяться неравномерно, что приведет к преждевременному износу стропа. При правильном выборе длины канатов срок службы стропа обычно составляет 180—250 рабочих смен. С увеличением числа ветвей до шести и более точность равномерного распределения нагрузки на все ветви снижается. Поэтому при подъеме железобетонных конструкций за шесть и более точек применяют стропы, у которых трапецеидальные скобы заменены системой блоков, обеспечивающих балансирование канатов.

Рис. 3. Стропы двухплетевые с заделкой концов каната а — опрессовкой алюминиевой втулкой; б — заплеткой; е —заплеткой и втулкой

Рис. 4. Стропы кольцевые с соединением каната в кольцо заплеткоВ (а), за-плеткой а втулкой (б)

Рис. 5. Стропы одноветвевые (а), двухветвевые (б), четырехветвевые (в)
2 — звено I; 2 —звено II; 3 —захват

Рис. 6. Траверса универсальная

Траверсы. Более совершенными стропукуцими устройствами являются траверсы, очень широко применяемые, в том числе и тогда, когда обычные стропы не полностью отвечают требованиям к ведению погрузочно-разгрузочных работ. С помощью траверс выполняют такие работы, как погрузка и разгрузка крупногабаритных грузов и сложных по конфигурации конструкций, переработка различных грузов вне зоны действия грузоподъемных средств или двумя спаренными кранами. В конструкции траверс объединены все виды стропующих устройств в различных сочетаниях. Благодаря наличию несущих балок или ферм, к которым крепятся стропующие устройства, удается снизить воздействие на деталь сжимающих усилий й избежать наклона ветвей, что, в свою очередь, позволяет значительно уменьшить высоту строповки груза.

Изготовление и испытание грузозахватных приспособлений. Грузозахватные приспособления должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 25573—82, «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», ГОСТ 2.114—70, ГОСТ 2.115—70. Грузозахватные приспособления, предназначенные для применения в северных условиях (температура окружающего воздуха до минус 60 °С), должны изготовляться климатического исполнения ХЛ (ГОСТ 15150-69, ГОСТ 3071—74, ГОСТ 3079-80). Коэффициент запаса прочности канатов грузозахватных приспособлений по отношению к расчетному разрывному усилию должен быть не менее 6, а остальных элементов—не менее 5. Ветви грузозахватных приспособлений должны изготовляться из целого каната. Коуши грузозахватных приспособлений должны соответствовать требованиям ГОСТ 2224—72.

После изготовления, а также при техническом освидетельствования и ремонте грузозахватные приспособления испытывают на прочность статической нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность. При испытании стропов их ветви должны располагаться под углом 90° друг к другу. При серийном изготовлении грузозахватных приспособлений время их выдержки под нагрузкой должно составлять 3 мин, при индивидуальном — 10 мин. Испытанное грузозахватное приспособление должно быть снабжено биркой, на которой указывают наименование предприятия-изготовителя, грузоподъемность стропа, дату испытаний, порядковый номер. Бирка должна быть сохранена на грузозахватном приспособлении до конца его эксплуатации. Перед эксплуатацией грузозахватных приспособлений необходимо с их канатных ветвей удалить консервационную смазку. Сведения о грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». В процессе эксплуатации стропы осматривают через каждые 10 дн., траверсы — через 6 мес. Грузозахватные приспособления, не прошедшие технического освидетельствования, установленного «Правилами устройства и безопасной эксплуатации0 грузоподъемных кранов» и требованиями ГОСТ 25573—82, к эксплуатации не допускаются.

Читать далее:

Категория: - Погрузочно-разгрузочные работы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Техника безопасности при работе с нефтепродуктами
Технология и организация работ по погрузке нефтепродуктов
Специализированные транспортные средства для перевозки нефтепродуктов
Характеристика нефтепродуктов, применяемых в строительстве
Техника безопасности при выгрузке труб из полувагонов
Технологические схемы доставки
Специализированные автотранспортные средства для перевозки
Трубы, плети, мобильные здания и блочные устройства, используемые в строительстве
Техника безопасности при погрузке лесоматериалов
Специальные захваты и приспособления для лесоматериалов


Остались вопросы по теме:
"Основные типы грузозахватных приспособлений"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы