Строительные машины и оборудование, справочник





Основные требования охраны труда при выполнении дорожно-строительных работ

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Основные требования охраны труда при выполнении дорожно-строительных работ

Высокие темпы комплексной механизации дорожно-строительных работ значительно облегчают условия труда и создают более безопасные условия его применения. Вместе с тем работа дорожно-строительных машин в условиях полного насыщения ими объектов дорожного строи­тельства представляет опасность как для лиц, работающих на машинах, так и для окружающих. Поэтому во избежание несчастных случаев должны быть приняты меры, исключающие или в значительной степени сокращающие травматизм и особенно несчастные случаи.

К управлению дорожно-строительными машинами, включая базовые машины (тракторы и др.), на которых монтируется навесное и прицеп­ное оборудование, могут допускаться лица, прошедшие соответствую­щую подготовку и имеющие удостоверение на право управления этими машинами и техническое их обслуживание.

Персонал, обслуживающий дорожно-строительные машины, должен знать инструкцию по эксплуатации машины, содержащую следующие основные сведения: назначение машины и область ее применения; крат­кое описание машины и основных ее элементов; кинематическую схему и ее описание; схему и описание системы управления машиной; карты смазывания указанием мест подачи смазки, марок смазочных мате­риалов, способов их подачи и периодичности замены; основные сведения по регулировке наиболее ответственных механизмов; чертежи или схемы регулируемых узлов и сборочных единиц, описание порядка ре­гулировки, периодичность их выполнения; указание по эксплуатации и техническому обслуживанию машины и ее двигателя; данные о пре­дельных нагрузках и скоростях; правила техники безопасности при ра­боте на машине и ее техническом обслуживании; спецификацию сталь­ных канатов, цепей, ремней, подшипников, тормозных лент, колодок, уплотнений и особенно быстроизнашивающихся деталей; для пневмо- колесных машин – сведения о величине радиусов поворота и продольной проходимости, размерах шин и допускаемом в них давлении.
До начала работы каждая машина должна быть тщательно осмотре­на, проверена, а обнаруженные неисправности устранены. Кроме того, должен быть проверен сменный журнал работы машины с отметкой о проведении ежесменного технического обслуживания.



Выпуск работы неисправных машин и работа на них категорически запрещаются. Категорически запрещается направлять на работу машины с неисправными тормозами ходовых колес или гусениц, а также с неис­правными стояночными тормозными устройствами.

Машины, перемещение которых может быть опасным для окружаю­щих, должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализациями. Во время работы машины, перед каждым пуском, остановкой, а также изменением скорости движения, машинист обязан подать сигнал, пре­дупреждающий об этом находящихся на прицепной машине операторов и рабочих.

Для работы в темное время суток машины должны располагать до­статочным числом внутренних и внешних приборов освещения. Выпол­нять какие-либо работы в темное время суток без включенных прибо­ров внешнего освещения запрещается.

При работе машин с канатно-блочной системой управления не реже 1 раза в неделю необходимо тщательно осматривать канаты. Если на длине в 1 м будет обнаружено до 10 % обрывов проволок, канат подле­жит замене. Необходимо постоянно следить за состоянием приводной фрикционной лебедки, не допуская перегрева и недопустимого износа ее барабанов, тормозных лент и фрикционов.

При работе машин с гидравлической системой управления запре­щается: резко включать и выключать рычаги управления; самостоятель­но регулировать предохранительный клапан системы (регулировку кла­пана должен производить механик); работать после обрыва шлангов; допускать нагрев рабочей жидкости в гидравлической системе при тем­пературе свыше 60 °С.

Кабины или площадки управления и все рычаги и педали должны быть чистыми и сухими. В зависимости от назначения рычагов и педалей усилия на их включение — выключение не должны превышать: для ры­чагов, применяемых постоянно, 20-30 Н; применяемых часто, 30— 60 Н; применяемых редко, 120-200 Н; для педалей активного действия 80—120 Н; для педалей управления рабочими органами 40—80 Н; для педали акселератора 20-35 Н.

Машинист должен работать в специальном костюме, рукавицах и очках, образцы которых утверждает ЦК профсоюза строителей/ Во время работы машинист не имеет права оставлять машину или оборудо­вание с работающим двигателем, а также обязан следить за тем, чтобы никто не находился на конструкциях машины и тем более между базо­вым трактором или тягачом и навесным или прицепным оборудованием.

Переезд через искусственные сооружения разрешается только после проверки их состояния, при этом должны быть учтены как масса самой машины, так и базового трактора или тягача.

В кабинах базовых машин (тракторах, тягачах и др.) нахождение по­сторонних лиц категорически запрещается. В кабинах базовых машин должен находиться пенобойный огнетушитель. Каждая машина должна быть укомплектована аптечкой с минимальным набором медикаментов для оказания пострадавшим первой помощи. Ответственным лицом за наличие аптечки и набора медикаментов является машинист.

Техника безопасности при работе бульдозеров. Работа бульдозера на уклонах, превышающих при подъеме 20° и при спуске 30°, запре­щается; поперечный уклон не должен превышать 25°.

При перемещении грунта по свеженасыпанной насыпи подводить бульдозер к бровке насыпи ближе, чем на 1 м от края гусениц или колес трактора, во избежание сползания машины под откос, запрещается. При сбросе перемещаемого грунта под откос насыпи отвал бульдозера не дол­жен выдвигаться за бровку насыпи также для того, чтобы избежать сползания машины.

Нельзя допускать подъема отвала вплотную к ограничителю. При случайных остановках бульдозера во время работы отвал должен быть опущен на грунт. Запрещается делать повороты бульдозера с заглублен­ным, а также с загруженным отвалом. Не допускается работа бульдозера в глинистых грунтах в дождливую погоду.

При кратковременной остановке бульдозера необходимо выклю­чать муфту сцепления; перевести двигатель на малые обороты; рычаг скорости переключить в нейтральное положение, а отвал опустить вниз. При остановке бульдозера на относительно длительное время необхо­димо опустить отвал вниз, выключить двигатель и включить тормоз.

Техника безопасности при работе скреперов. Сцепка скрепера с базовым трактором или другой машиной должна быть жесткой. При работе скрепера на подъеме нельзя допускать чрезмерного заглуб­ления ножа.

Разработка грунта скреперами допускается при предельном продоль­ном уклоне 12-15°, поперечном – 15-20°. Нельзя работать на влажных и мокрых грунтах.

Транспортирование скрепера допускается только при выключенной приводной лебедке. При перемещении скрепера вне участка работы ковш необходимо закрепить в поднятом положении. Категорически за­прещается находиться в ковше и выполнять какие-либо работы при под­нятой заслонке, удерживаемой только канатно-блочной или гидравличе­ской системой управления. В случае необходимости переднюю заслонку следует прикрепить к арке или раме цепью или канатом. Запрещается поднимать ковш вплотную к ограничителю.

Между дышлом скрепера с гидравлическим управлением и базовой машиной (трактором и др.) закрепляют предохранительный канат, имеющий длину меньше длины гибких шлангов, находящихся между скрепером и машиной. Назначение каната — предохранить шланги от раз­рыва при срезании соединительного шкворня сцепного устройства.

При накачивании пневматических шин скрепера нельзя стоять перед диском с запорным кольцом, так как в случае неправильного монтажа и срыва запорного кольца может быть нанесено тяжелое увечье.При работе скрепера с трактором-толкачом или другой машиной, особенно когда в качестве толкача используется бульдозер, необходи­мо принимать сдедующие меры предосторожности: во избежание выпадания машиниста скрепера с сиденья и из кабины базовой машины (трактора и др.), а также поломок скрепера усилия толкача должны быть плавными, без ударов; во избежание ударов нельзя начинать толка­ние при движении скрепера; для смягчения ударов толкач должен быть оборудован деревянным буфером; скорости толкача и трактора-тягача или другой базовой машины, с которыми скрепер находится в сцепе, должны быть одинаковыми; двигатели толкача и скрепера должны быть одной марки; наполнение ковша должно производиться на I передаче; толкач должен двигаться строго в упор скреперу.

Техника безопасности при работе прицепных грейдеров. При транс­портировании грейдера сцепка его с базовым трактором должна быть жесткой. Буксирные цепи и канаты должны быть оборудованы серьгами и крюками.

Разворот грейдера в конце рабочего участка, а также переезд через искусственные сооружения необходимо выполнять на I передаче трак­тора. При переездах по грунтовым дорогам, имеющим уклон свыше 12—15°, грейдер необходимо жестко сцеплять с трактором; для тормо­жения допускается пользоваться отвалом.

Разравнивать свежеотсыпанные грунты в насыпях высотой более 1,5 м необходимо с большой осторожностью. Установку и перестановку ножа грейдера необходимо выполнять двумя рабочими. Запрещается на­ходиться между базовым трактором и грейдером во время движения и переступать через буксирные устройства.

Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Основные требования охраны труда при выполнении дорожно-строительных работ"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы