Строительные машины и оборудование, справочник







Основы cодержания работоспособности дорожных машин

Категория:
   Техническое обслуживание дорожных машин


Основы cодержания работоспособности дорожных машин

Каждая дорожно-строительная машина (в дальнейшем — машина) создается для выполнения определенных видов работ в установленных условиях. Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния машины от разработки исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации составляет жизненный цикл. В нем различают стадии исследования, проектирования, изготовления, обращения (время перевозки с места изготовления к потребителю) и эксплуатации. Среди названных стадий жизненного цикла ма­шины важное место занимает стадия эксплуатации. На ней реализуется, поддерживается и восстанавливается качество машины.

Под качеством машины понимается совокупность ее свойств, обусловливающая пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением. Свойство — это признак машины, составляющий ее отличительную особенность. Совокупность подверженных изменению свойств машины, ха­рактеризуемая в определенный момент времени фактическими значениями показателей качества, номенклатура которых уста­новлена в технической документации, определяет ее техническое состояние.

Состояние машины, при котором она способна выполнять заданные ей функции, сохраняя значение показателей качества в пределах, установленных технической документацией, назы­вается работоспособным состоянием или работоспособностью. Состояние машины, при котором она соответствует всем требо­ваниям технической документации, принято называть исправным состоянием. Если состояние машины не соответствует хотя бы одному из требований технической документации, она считается неисправной.

Неисправная машина может быть работоспособной. Напри­мер, при поломке защелки капота состояние машины оцени­вается как неисправное, но она способна выполнять заданные ей функции, следовательно, она работоспособна. В случае выхода из строя гидронасоса машина не может выполнять своих функ­ций, т. е. работать, поэтому она неработоспособна и неисправна.

Каждое отдельное несоответствие машины установленным требованиям называют дефектом. Событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины, называют отказом. На­личие в машине дефектов, из-за которых она не допускается к передаче потребителю, является браком.

Одним из важных свойств машин является надежность — свойство машины сохранять во времени в установленных пре­делах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Указанное свойство машины является сложным. Оно состоит из сочетаний свойств: безотказности, долговечности, сохраняемости и ремонтопригодности.

Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять ра­ботоспособность в течение некоторого времени. Она оценивается по затратам труда на устранение отказа и наработкой машины на отказ. Под наработкой понимается продолжительность работы машины или объем выполненных ею работ. В строи­тельной отрасли наработка машин учитывается продолжитель­ностью их работы по счетчикам в моточасах. В случае не­исправности счетчика наработку определяют в машино-часах путем перевода их в моточасы с помощью коэффициента пе­ресчета.

Долговечность — свойство машины сохранять работоспособ­ность в течение некоторого времени до наступления предельного состояния при установленной для нее системе технического обслуживания и ремонта.

Предельное состояние машины — состояние, при котором дальнейшее ее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление ее исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно из-за неустранимого нарушения требований безопасности, или неустранимых отклонений заданных параметров за установлен­ные пределы, или неустранимого снижения эффективности экс­плуатации ниже допустимой.

Долговечность машины выражают ресурсом или сроком службы. Под ресурсом понимают продолжительность работы машины, выраженную в моточасах, от начала ее эксплуатации до перехода в предельное состояние. Срок службы — это календарная продолжительность применения машины, выражен­ная в месяцах или годах, от начала ее эксплуатации до перехода в предельное состояние.

Сохраняемость — свойство машины непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хра­нения и (или) транспортирования. Основным показателем сохра­няемости является календарная продолжительность, выраженная в годах или месяцах.
Ремонтопригодность — свойство машины, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восста­новлению работоспособного ее состояния путем проведения тех­нического обслуживания и ремонта. Ее оценивают удельной трудоемкостью работ технического обслуживания и ремонта в человеко-часах на моточас работы машины. Оценка ежесменного технического обслуживания производится по разовым затратам на одно обслуживание.

Перечисленные выше свойства надежности машины регламен­тируются в технических заданиях на ее разработку соответст­вующими показателями. В соответствии с ними и изготовляют машины. При приемке их на заводе проверяют фактическое зна­чение показателей заданным. В случае их несоответствия машина не принимается. Также поступают и при приемке машин после ремонта.

Состояние машин в процессе использования не остается не­изменным. Под воздействием, нагрузок их детали изнашиваются. Под изнашиванием понимается процесс разрушения и отделения материала с поверхности деталей и (или) накопления их остаточ­ной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изме­нении размеров и (или) формы деталей. Результат изнашивания называется износом.

Дл‘я уменьшения износа детали машин необходимо периоди­чески смазывать. Из-за износа деталей многие составные части машин требуется периодически регулировать. Чтобы машины нормально функционировали, необходимо через некоторый период подтягивать крепление их деталей, очищать фильтрующие эле­менты фильтров топлива, масел, рабочих жидкостей и воздуха, дозаправлять их топливом, маслами, охлаждающей и рабочей жидкостями, заменять масла и рабочие жидкости и выполнять другие работы. Комплекс работ по поддержанию исправности или только работоспособности машин при их использовании, хра­нении и транспортировании составляет техническое обслужи­вание.

Выполнение работ технического обслуживания позволяет под­держивать исправное или работоспособное состояние машин дли­тельное время, но не бесконечно. В результате постепенного изна­шивания составных частей машин наступает такой момент, когда их работоспособность невозможно поддерживать техническим обслуживанием. В этом случае для обеспечения работоспособ­ности машин требуется восстанавливать изношенные детали или заменять их новыми. Комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности или исправности машин называется ремонтом.Перед ремонтом и техническим обслуживанием машин в це­лом и их составных частей требуется оценивать их техническое состояние. Процесс его определения с целью установления необхо­димости их технического обслуживания или ремонта машин и их составных частей, а также для контроля качества выполненных работ называется техническим диагностированием. Оно является составной частью технического обслуживания и ремонта ма­шин.

Используемые при техническом обслуживании и ремонте ма­шин станки, стенды, передвижные мастерские, различные при­способления, а также здания и сооружения, в которых размещает­ся указанное оборудование, относят к средствам технического обслуживания и ремонта машин.

Исполнители и средства технического обслуживания и ремонта, используемые в процессе поддержания и восстановления рабо­тоспособности или исправности машин согласно положениям и нормам, установленным технической документацией, составляют систему технического обслуживания и ремонта машин.

Перемещение машины в заданном состоянии с применением при необходимости транспортных и грузоподъемных средств, на­чинающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назначения, называется транспортированием.

Содержание неиспользуемой по назначению машины в задан­ном состоянии в отведенном для ее размещения месте с обеспе­чением сохранности в течение заданного срока называется хра­нением.

Использование машин по назначению, их техническое обслужи­вание, ремонт, транспортирование и хранение составляют эксплуа­тацию. Техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и хранение являются составными частями технической эксплуатации машин.

Совокупность документов, необходимая и достаточная для не­посредственного использования на каждой стадии жизненного цикла машины, называется технической документацией. В ее состав входит наряду с другими документами рабочая докумен­тация, включающая конструкторскую, технологическую, эксплуа­тационную и ремонтную документацию, широко используемую при ремонте и техническом обслуживании машин.


Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины