Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Газобаллонные автомобили

Публикация:
   Особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей на сжатом природном газе

Читать далее:




Особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей на сжатом природном газе

Сохраняя преимущества газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (относительная дешевизна топлива, малая токсичность отработавших газов, увеличение нормативных сроков смены моторного масла и ресурса двигателя), газобаллонные автомобили на сжатом природном газе имеют по сравнению с бензиновыми и ряд отрицательных показателей, определяющих особенности их эксплуатации.

При работе на газе мощность двигателя снижается на 18 … 20%, максимальная величина крутящего момента уменьшается на 22 … 24%. Это ухудшает тягово-скоростные показатели автомобилей: время разгона увеличивается на 24 … 30%, максимальная скорость уменьшается на 5 … 6%, на 30 … 40% уменьшаются предельные углы преодолеваемых подъемов, эксплуатация автомобиля с прицепом часто затруднена.

Запас хода автомобиля, работающего на газе, составляет 180 … 220 км, т. е. в два с лишним раза меньше, чем у бензиновых моделей или автомобилей, работающих на СНГ. Увеличение холостых пробегов автомобилей на заправку, особенно при удаленности газонаполнительных компрессорных станций от автотранспортного предприятия (на 15 … 20 км и более) снижает коэффициент использования пробега и ухудшает экономические показатели работы автомобилей.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Следует отметить, что у универсальных двигателей с двойными системами питания, позволяющими быстро переходить с газа на бензин и наоборот, степень сжатия двигателя определяется октановым числом бензина А-76, которое значительно ниже октановых чисел сжатого природного газа (102 … 103 ед.). Применение для газобаллонных автомобилей специальных двигателей с высокими степенями сжатия (е—9,5 … 10,5), в которых полностью использовались высокие антидетонационные свойства природного газа, позволило бы повысить мощность и топливную экономичность, улучшить тягово-скоростные характеристики автомобиля, увеличить запас хода на одной заправке. Поэтому в дальнейшем с развитием сети газонаполнительных компрессорных станций и других средств заправки (передвижные газозаправщики, гаражные станции), когда расстояние между пунктами заправки станет меньше пробега автомобиля на одной заправке, появится возможность существенного улучшения технико-эксплуатационных показателей газобаллонных автомобилей путем создания форсированного газового двигателя на СПГ подобно двигателю ЗИЛ-138, работающему на сжиженном нефтяном газе.

Другая особенность газобаллонных автомобилей, работающих на СПГ,— снижение их грузоподъемности на 9 … 14% в зависимости от массы и количества баллонов.

Из-за баллонов и газовой аппаратуры стоимость автомобиля и, следовательно, амортизационные отчисления в среднем возрастают на 23 … 27% по сравнению с бензиновыми. На 7 … 8% возрастает трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта. Как отмечалось выше, при пониженных температурах воздуха (ниже —5 °С) затруднен пуск двигателя на газе.

Такие особенности газобаллонных автомобилей на сжатом природном газе в известной мере определяют и область их применения. Это прежде всего внутригородские и пригородные перевозки народнохозяйственных грузов, особенно в крупных городах, где находится несколько газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и где вопросы уменьшения загрязнения воздушного бассейна автомобильным транспортом имеют большое социальное и экономическое значение.

Газобаллонные автомобили, особенно бортовые, весьма эффективны для перевозки легковесных или мелкопартионных грузов при обслуживании предприятий торговли, быта, связи и т. п., когда характер самого перевозимого груза не позволяет полностью использовать максимальную грузоподъемность автомобиля. В этих случаях снижение нормативной грузоподъемности из-за массы баллонов не столь существенно. Однако для малотоннажных специализированных автомобилей-фургонов ГАЗ-52-28 всегда должны использоваться баллоны с уменьшенными массовыми показателями.

В случае создания разветвленной сети АГНКС, особенно вдоль крупных автомагистралей, газобаллонные автомобили на сжатом газе могут использовать и на междугородных перевозках. В зависимости от характера перевозимого груза и рельефа местности (например, отсутствие крутых подъемов с углом уклона выше 20%), газобаллонные автомобили могут эксплуатироваться с прицепом.

Заправка баллонов сжатым природным газом. Заправка, как правило, производится на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), представляющих собой небольшое промышленное предприятие, на котором производится также подготовка газа в соответствии с техническими условиями ТУ-51-166-83.

Газ на АГНКС поступает обычно под небольшим давлением 0,4 … 1,2 МПа (4 … 12 кгс/см2), очищается от механических примесей и компрессорами сжимается до давления 25 МПа (250 кгс/см2). Пройдя затем через влагомаслоотделитель и блок осушки, газ поступает в аккумулятор высокого давления, откуда через специальные узлы запорной и регулирующей арматуры по трубопроводам направляется к заправочным колонкам.

Эти колонки расположены в специальных боксах (ячейках), куда въезжает автомобиль для заправки. Они снабжены шлангом высокого давления, присоединяемым к наполнительному вентилю автомобиля, и имеют контрольный манометр для определения начального давления газа в баллонах (перед началом заправки) и давления газа в баллонах в конце заправки. Количество заправленного газа определяется исходя из разности этих давлений по специальной номограмме, имеющейся на АГНКС, с учетом общего количества баллонов на автомобиле и температуры окружающей среды. Основные процессы работы АГНКС автоматизированы, а управление процессом заправки автомобиля газом должно осуществляться оператором АГНКС со специального пункта управления.

Заправка автомобилей на АГНКС производится в порядке очереди, за исключением автомобилей специального назначения (автомобили пожарной охраны, милиции, хлебные, молочные, связи), по талонам установленной формы. Эта ответственнейшая операция требует от водителя строгого выполнения правил по технике безопасности, установленных на АГНКС.

Въезд автомобилей на территорию АГНКС должен производиться без пассажиров по устному разрешению оператора.

Заправка автомобилей производится только после оформления оператором АГНКС документов на отпуск газа и проверки им у водителя наличия удостоверения на право вождения газо-балонного автомобиля.

Запрещается въезд автомобиля на территорию АГНКС с неисправной материальной частью, с плохо закрепленными баллонами, с утечками газа, с механическими повреждениями газобаллонной арматуры, с неисправным манометром и баллонами, у которых истек срок периодического освидетельствования, а также без штатных огнетушителей.

При обнаружении каких-либо нарушений заправка автомобиля запрещается и последний должен быть удален с территории АГНКС.

Ремонт автомобиля и его газового оборудования на территории АГНКС запрещается.

На территории АГНКС водитель автотранспорта обязан следовать указаниям знаков дорожного движения, поддерживать скорость автомобиля не выше 5 км/ч.

Правильное и безопасное наполнение баллонов автомобиля сжатым газом на АГНКС должно производиться в следующем порядке:
— водитель ставит автомобиль у заправочной колонки, номер которой указан оператором, глушит двигатель, включает ручной стояночный тормоз, отключает бортовую электрическую сеть («массу») и покидает кабину. Во время заправки автомобиля водитель должен находиться либо у кассового окна оператора, либо в комнате отдыха. Дальнейшие операции по заправке автомобиля должны выполнять заправщик и оператор АГНКС;
— заправщик проверяет техническое состояние газобаллонной арматуры и при положительных результатах осмотра приступает к заправке автомобиля:
— закрывает магистральный вентиль на автомобиле; отвинчивает пробку наполнительного вентиля и подсоединяет к нему наконечник заправочного шланга;
— открывает вентили на баллонах автомобиля и на заправочной колонке;
— закрывает вентиль «на свечу» и подает оператору сигнал готовности автомобиля к заправке;
— получив сигнал от заправщика, оператор в соответствии с должностной инструкцией производит заполнение баллонов сжатым газом до давления 20 МПа (200 кгс/см2).

По окончании заправки оператор дает команду заправщику на снятие шланга заправочной колонки с газобаллонной установки автомобиля.

Заправщик, получив команду от оператора, обязан:
— закрыть вентили на заправочной колонке и наполнительный вентиль на автомобиле;
— открыть вентиль «на свечу»;
— убедиться в отсутствии давления газа на заправочной колонке; отсоединить шланг от газобаллонной установки автомобиля и завинтить пробку на наполнительный вентиль автомобиля;
— поставить в известность водителя автомобиля об окончании заправки и дать разрешение на выезд с территории АГНКС. Водитель автомобиля, получив разрешение на выезд, обязан: включить бортовую сеть («массу»);
— медленно открыть магистральный вентиль, предварительно убедившись, что вентили на баллонах открыты;
— пустить двигатель и выехать с территории АГНКС. Перед выездом водитель обязан убедиться по манометру, установленному на газобаллонной установке автомобиля, в наличии давления газа, равного 20 МПа (200 кгс/см2).

Нормативное время заправки с учетом подъезда и отъезда автомобиля должно составлять не более 10 мин.

Если после окончания заправки газом двигатель при пуске дает перебои («хлопки»), необходимо немедленно его заглушить, а автомобиль удалить с территории АГНКС вспомогательными средствами.

Курить на территории АГНКС категорически запрещается. Пуск двигателя на газе. Перед пуском двигателя на газе необходимо убедиться по манометру высокого давления в наличии газа в баллонах автомобиля, а также обратить внимание на положение переключателя вида топлива, расположенного в кабине: переключатель должен находиться в положении «газ».

Медленно открыть расходные и магистральный вентили, убедиться в герметичности газовой системы (на слух) и приступить к пуску двигателя. Рычаг коробки передач при этом должен находиться в нейтральном положении.

Пуск холодного двигателя при температуре окружающего воздуха —5 °С и выше производится в такой последовательности:
— с помощью кнопки ручного управления приоткрыть дроссельные заслонки на угол, при котором двигатель в прогретом состоянии развивает обычно на холостом ходу частоту вращения 700 … 800 мин-1;
— включить зажигание и по манометру низкого давления убедиться, что электромагнитный газовый клапан-фильтр открылся и газ начал поступать в редуктор низкого давления;
— включить стартер на 3 … 5 с. Как только двигатель начнет работать, медленно открывая дроссельные заслонки, довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до 900… 1000 мин-1,, при которой и производить прогрев двигателя.

Для облегчения пуска холодного двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха (до —12 °С) рекомендуется в момент включения стартера нажать кнопку пускового клапана, открытие которого обеспечивает поступление газа в двигатель из первой ступени редуктора низкого давления. Сразу после начала устойчивой работы двигателя пусковой клапан необходимо отключить.

Если в процессе прогрева двигателя при управлении дроссельными заслонками наблюдаются «провалы» в частоте вращения, то рекомендуется более резко открывать дроссельные заслонки или немного прикрыть воздушную заслонку. Вообще при пуске двигателя (как холодного, так и прогретого) воздушная заслонка должна быть открыта.

После прогрева двигателя кнопка ручного управления дроссельными заслонками должна быть возвращена в исходное положение.

Пуск холодного двигателя на газе при температуре окружающего воздуха ниже минус 15 °С крайне затруднен. В этом случае его необходимо производить на бензине. С этой целью переключатель вида топлива следует поставить в положение «бензин» и обычным путем пустить и прогреть двигатель. После этого перевести двигатель на газовое топливо.

Пуск прогретого двигателя на газе производится как обычно с помощью стартера. Дроссельные заслонки во избежание переобогащения рабочей смеси должны быть полностью закрыты. Не рекомендуется пользоваться в этом случае и воздушной заслонкой.

Перевод двигателя с газа на бензин и с бензина на газ.

Перевод двигателя с газа на бензин осуществляется водителем в такой последовательности:
— при работающем двигателе закрыть расходные вентили на баллонах и выработать газ из агрегатов и трубопроводов до полной остановки двигателя; выключить зажигание; закрыть магистральный вентиль;
— переключатель вида топлива поставить в положение «бензин»;
— включить зажигание и ручным рычагом топливного насоса подкачать бензин в поплавковую камеру карбюратора-смесителя;
— пустить двигатель.

Перевод двигателя с бензина на газ осуществляется так:
— при работающем двигателе поставить переключатель вида топлива в нейтральное положение «О»;
— при этом оба электромагнитных клапана в газовой и бензиновой системах питания будут закрыты;
— выработать бензин из поплавковой камеры карбюратора-смесителя до полной остановки двигателя;
— перевести тумблер переключателя вида топлива в положение «газ»;
— пустить двигатель на газе.

Остановка двигателя как при работе на газе, так и бензине производится выключением зажигания.

В случае кратковременной остановки двигателя закрывать магистральный и расходный вентили на баллонах не требуется.

При кратковременной стоянке автомобиля (более 1 ч) рекомендуется перед остановкой двигателя закрыть магистральный вентиль, выработать газ из подводящих трубопроводов и приборов газовой установки и затем выключить зажигание.

При длительной, в том числе межсменной, стоянке автомобиля необходимо перед остановкой двигателя закрыть расходные вентили на баллонах, выработать газ из системы, закрыть магистральный вентиль, выключить зажигание.

Таким образом, правила остановки двигателя и обеспечение условий безопасной стоянки газобаллонных автомобилей практически одинаковы как для автомобилей, работающих на СНГ, так и СПГ. Отличие заключается только в расположении на автомобилях запорной газовой арматуры.

Учет расхода сжатого природного газа в эксплуатации производится в кубических метрах, приведенных к нормальным атмосферным условиям (to — + 20 °С, Ро —760 мм рт. ст.). Эта объемная единица измерения называется «нормальным кубометром» газа (нм3).

Учет расхода СПГ имеет ряд специфических особенностей, связанных с физико-химическими свойствами природного газа, его компонентным составом, зависимостью плотности газа от давления и температуры газа в баллонах. Эти параметры могут иметь самые различные значения в процессе эксплуатации автомобиля.

Трудность учета СПГ при работе газобаллонных автомобилей усложняется еще тем, что метан как основная часть СПГ по своим термодинамическим характеристикам и показателям резко отличается от расчетных значений для идеального газа. Это отличие характеризуется с помощью так называемого коэф^-фициента сжимаемости газа Z, который сам является сложной функцией давления и температуры. Поэтому в практических расчетах для определения количества израсходованного СПГ в зависимости от количества и объема баллонов Уъ, начального Р{ и конечного Р2 давления газа, температуры окружающей среды, ° С пользуются либо номограммами, либо таблицами.

Для упрощения расчетов весь календарный год эксплуатации газобаллонных автомобилей делится на два периода: весен-не-летний с 01.04 по 01.11 и осенне-зимний с 01.11 по 01.04 следующего года. В эти периоды средняя температура окружающей среды соответственно принимается ^ = + 15° С и t——8° С.

Например, если давление заправки Р = 180 кгс/см2, а давление газа в баллоне перед началом заправки Pi—40 кгс/см2, то количество заправленного газа в баллон емкостью Уб=50 л составит: 8,4 нм3 (весенне-летний период) и 11,3 м3 (осенне-зимний период).

Чтобы определить расход газа для конкретной марки автомобиля, надо найденное по табл. 11 значение объема газа Уг умножить на число заправляемых 50-литровых баллонов (автомобиль ЗИЛ-1Э8А — 8 шт., ГАЭ-53-27, ГАЗ-52-28 —7 шт., ГАЗ-52-27 — 4 шт.).

Этими значениями (с точностью до целых единиц) могут руководствоваться водители при расчете на АГНКС талонами на сжатый природный газ (в зависимости от времени года).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Газобаллонные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей на сжатом природном газе"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства