Строительные машины и оборудование, справочник





Особенности эксплуатации плавучих кранов

Категория:
   Краны для строительства мостов

Особенности эксплуатации плавучих кранов

1. Освидетельствование кранов

По правилам Морского (Речного) Регистра все краны до пуска в работу подлежат освидетельствованию и испытанию. Первоначальное техническое освидетельствование производят после изготовления или монтажа крана, очередное — один раз в четыре (три) года и внеочередное — после ремонта, аварии и т. п.

По правилам Морского Регистра 20-т краны испытывают пробной нагрузкой, составляющей 125% его грузоподъемности, 20-50-т краны — 110% +5/л; свыше 50 /72 — 110% наибольшей расчетной нагрузки. На пробную нагрузку кран проверяют в обе стороны. Если грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы, то испытание должно быть произведено на обоих крайних вылетах.



По правилам Морского Регистра 20-т краны испытывают пробной нагрузкой, составляющей 125% его грузоподъемности, 20-50-т краны — 110% +5/л; свыше 50 /72 — 110% наибольшей расчетной нагрузки. На пробную нагрузку кран проверяют в обе стороны. Если грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы, то испытание должно быть произведено на обоих крайних вылетах.

По правилам Речного Регистра кран вначале подвергают статическим испытаниям поднятием рабочего груза на высоту 10 см от уровня палубы и выдержкой его в течение 10-20 мин. Затем такая же операция производится с грузом, увеличенным на 25% (125% рабочей нагрузки).

После удовлетворительных результатов статического испытания приступают к динамическим испытаниям крана с нагрузкой 110% рабочей (двукратный подъем и опускание груза с торможением, поворотом стрелы с одного борта на другой и изменением вылета стрелы до обоих крайних положений). После этого все операции повторяются в течение десяти раз с рабочей нагрузкой.

О готовности крана к освидетельствованию Инспекция Регистра должна быть уведомлена за десять дней. Результаты испытаний заносят в регистровую книгу грузоподъемных устройств и механизмов, которая должна быть при каждом кране.

Грузоподъемные, стреловые и поворотные тросы должны удовлетворять следующим требованиям: иметь не менее шести прядей п состоять из проволок с временным сопротивлением 130 — 160 кГ/мм1; запас прочности самого троса должен быть 5,5-кратным временному сопротивлению; соотношение диаметра блоков к диаметру тросов должно быть не менее 18.

Тросовые стропы для захвата грузов должны иметь 6-7-кратный запас прочности. У тросов не допускаются смятие участков, заломы и другие виды повреждений. При разрыве в тросе проволоки, выступающие концы подлежат обрезке, а трос — оплетке мягкой проволокой. Если на длине участка в 8 диаметров разорвано 10% проволок, работа тросом запрещается.

При полном опускании крюка на барабане лебедки должно оставаться не менее 1,5-2, а при опускании стрелы — 4-5 витков троса.

Носки грузовых крюков должны быть загнуты внутрь и не задевать при подъеме выступы на судне (фальшборт, леерное ограждение и т. п.). Не допускается применение крюков с трещинами и разгибом зева более 15% первоначального расстояния.

Все краны должны быть оборудованы указателями грузоподъемности и вылета стрелы, располагаемыми в кабине управления или видимыми из нее, и автоматическими концевыми выключателями для груза и стрелы в обоих предельных положениях. Между поворотной частью крана, находящейся в движении, и палубными надстройками должен оставаться зазор не менее 0,7 м или сделано леерное ограждение зоны поворота; помимо ограждения, у опасной зоны устанавливаются предупредительные плакаты.

Вертикальные трапы при высоте более 5 м должны быть снабжены через 0,8 м дуговым ограждением с тремя продольными связями, препятствующими падению людей с трапа. Все переходы, например, по стреле и площадки должны быть ограждены двусторонними перилами высотой не менее 1 м.

По борту плашкоута устанавливается съемное леерное ограждение высотой не менее 0,9 м.

Сверх якорей, предусмотренных табл. 27, на кране рекомендуется еще один кормовой якорь весом 0,5-0,3 веса носовых якорей.

За калибр якорных цепей принят диаметр круглой стали, из которой изготовлены звенья цепи. Якорные цепи должны отвечать требованиям государственных стандартов.

При монтаже плавучими кранами пролетных строений мостов требуется абсолютная неподвижность кранов. В этом случае применяют усиленное якорное крепление в виде железобетонных якорей-присосов типа «лягушки», а в необходимых случаях и барж-якорнид.

Горизонтальные усилия, воспринимаемые якорем, определяют по данным табл. 29 в зависимости от веса якоря Q.

Для подъема якорей устанавливают шпили (механические или ручные) или брашпили судового типа, а также лебедки при замене цепей тросами; вытаскивают их на палубу поворотными кран-балками или катбалками.

Рядом с катбалкой устанавливается лебедка, соответствующая по грузоподъемности весу якоря.

Швартовые и буксирные устройства плавучего крана предусматривают на плашкоуте в виде сдвоенных кнехтов, выполняемых по ГОСТ 4024-58 в зависимости от диаметра швартовых и буксирных тросов (17, 5-32 мм).

Для направления тросов вдоль борта возле кнехтов располагают направляющие или киповые планки в виде чугунных отливок (ГОСТ 4064-58).

На каждом углу плашкоута должно быть по два сдвоенных кнехта и по две киповых планки. Кнехты, воспринимающие буксирные и швартовые усилия, следует надежно закреплять к палубе и поперечному набору понтонов.

Для передвижки крана во время работы и швартовки возле бортов плашкоута предназначаются швартовые лебедки грузоподъемностью 3-5 т, а для длительной работы крана без демонтажа — электрошпили. Швартовые устройства должны соответствовать требованиям правил Регистра.

Осушительная система. Для откачки воды, попадающей в понтоны, последние по правилам Регистра должны быть оснащены насосами при длине корпуса до 25 м: ручным — для условий плавания II и Р и приводным — для условий плавания О.

Противопожарные средства. На плавучих кранах должны быть ручной и приводной (мотопомпа) насосы пожарного типа с диаметром всасывания 50-75 мм, которые могут быть использованы как для водоотлива, так и для пожаротушения. Кроме того, ими можно произвести откачку и накачку воды в балластные отсеки.

В качестве противопожарного оборудования для плавучих кранов правилами предусмотрены два огнетушителя и пожарный инвентарь, но, учитывая размещение на кране запасов горючего для дизелей и деревянных надстроек для команды, необходимо дополнительно установить 2-4 ящика с песком, увеличив количество огнетушителей до 4-6 шт., и кошму в футляре размером 1×1,5 м.

В соответствии с правилами Регистра не разрешается применение дерева для устройства машинных помещений. Отопление допускается как печное, так и электрогрелками с соблюдением требований упомянутых правил.

Рис. 1. Схема катбалки: 1 -нок; 2 — верхняя обойма; 3 — подпятник

Освещение, на кране следует предусмотреть электрическое освещение для производства работ, для подачи судовых сигналов и бытовых нужд. При остановке главных двигателей освещение должно производиться от аккумуляторных батарей.

Рис. 2. Схема кнехта

Рис. 3. Схема киповой планки

Электропроводка и сигнальные огни должны соответствовать правилам Речного Регистра (часть I, раздел 5) и Правилам плавания по внутренним судоходным путям РСФСР.

3. Правила производства работ

Монтаж конструкций и грузовые операции при помощи плавучих кранов должны производиться под руководством технического персонала (производитель работ, мастер, кранмейстер), ознакомленного с видом и весом элементов, способом монтажа и техническими характеристиками крана.

Крановщики должны быть специально обучены работе на кранах, знать правила техники безопасности и иметь надлежащее удостоверение, а также медицинское заключение о пригодности для работы в этой должности.

Все остальные члены экипажа крана также должны быть обучены правилам техники безопасности в объеме инструкции для плавсостава технического флота.

Категорически запрещается работа плавучим краном с опиранием плашкоута на грунт дна. Глубина акватории, где предполагаются работы плавкраном, не должна быть менее 1,2 высоты борта понтона. На этой глубине не должно быть никаких предметов, которые могли бы повредить корпус понтона. Все люки понтонов должны быть плотно задраены, не допускается работа краном при наличии воды в корпусе судна (плашкоуте), кроме водяного балласта в водонепроницаемых отсеках.

Все движения с грузом, а также торможение должны производиться плавно, без рывков. При подъеме груза, вес которого близок к предельному, следует сначала приподнять его на 0,2 м,

проверить исправность тормозов, правильность строповки и остойчивость крана и только после этого продолжать подъем.

Опускание груза должно производиться двигателем. Лишь на высоте 1 м от плоскости, на которую укладывают груз, опускать его можно на тормозах. Посадка конструкции на место при монтаже допускается только двигателем на наименьшей скорости. Груз должен удерживаться от раскачивания оттяжками. Закреплять оттяжки за случайные судовые устройства запрещается. При подъеме двурогим крюком груз должен быть равномерно подвешен на оба рога.

В остальном надлежит руководствоваться заводскими инструкциями, правилами Речного (Морского) Регистра и Инструкцией по технике безопасности.

На аварийный случай универсальные краны заводского изготовления имеют спасательные средства, установленные Морским (Речным) Регистром при их выпуске.

Все спасательные средства должны быть испытаны по требованиям соответствующих ГОСТов.

В качестве спасательной шлюпки разрешается использовать рабочие лодки, которые должны соответствовать следующим требованиям:
а) объем шлюпки должен быть принят из расчета V=0,6LBH м3, где L — длина, В — ширина и Н — высота в м посередине шлюпки;
б) шлюпка должна быть рассчитана на размещение всего экипажа крана (0,225 ж3 на человека);
в) при полной загрузке надводный борт должен оставаться не менее 0,4 м;
г) шлюпка снабжается неприкосновенным запасом: весла и уключины (полный комплект), ведро, черпак, конец веревки 15 м, сигнальный фонарь, спасательный круг, аптечка. У борта шлюпки прикрепляется спасательный леер.

Спасательные средства должны быть расположены на видных и легкодоступных местах.

Работа плавучих кранов при волнении и ветре

Наибольшая допускаемая балльность волнения и сила ветра, при котором могут работать плавучие краны, устанавливается руководителями строительной организации в зависимости от типа крана, местных условий и характера работ. На строительных работах универсальные плавкраны грузоподъемностью до 100 т могут работать, как правило, при волнении не свыше 2 баллов (высота волны до 0,75 м).

Краны большей грузоподъемностью (150-250 т) могут работать при волнении 3-4 балла (высота волны 1,25-2,0 м).

Сборно-разборные краны, установленные на плашкоутах и используемые в речных условиях, могут работать при волне высотой до 0,5 м.

Работа плавучих кранов допускается при ветре не свыше 6 баллов (скорость до 13 м/сек).

Перевозка грузов на крюке крана разрешается при ветре не свыше 4 баллов (7,4 м/сек).

Работа кранов в морских условиях на не защищенных от волнения акваториях допускается по согласованию с представителем Портнадзора и при наличии дежурного буксира необходимой мощности для своевременного отвода плавкрана в безопасное от шторма место.

Работа плавучих кранов в зимних условиях

Эксплуатация зимой плавучих кранов осложняется из-за замерзания акватории, обмерзания металлических понтонов, загустения смазки, попадания снега и льда на движущиеся части механизмов и наступающей при низких температурах хрупкости металла. Поэтому некоторые фирмы (например, «Блейхерт») вообще не рекомендуют работу плавкранов ниже -25 °С.

Для надежной работы кранов при отрицательных температурах необходимо ежедневно очищать кран от снега и льда, в том числе и с бортов, и посыпать палубу песком. Наибольшую опасность представляет вмерзание крана в толщу ледяного покрова: помимо невозможности передвижения, становится недопустимой и работа крана на месте, так как нарушаются все расчетные положения для корпуса (понтона) крана, который перестает быть свободно плавающим телом. При изменении грузового момента корпус крана может оторваться от примерзшего ледяного поля, что сопровождается резким динамическим креном.

Для предохранения от обмерзания корпуса крана наиболее рациональным является применение потокообразовательных установок для поддержания майн по типу применяемых при работе зимой плавучих земснарядов.

Потокообразователь состоит из стального водонепроницаемого корпуса с расположенным внутри электродвигателем мощностью 14 кет и цилиндрического тоннеля с направляющими ребрами. В корпусе тоннеля установлен трехлопастный бронзовый винт с горизонтальным валом. Вал укреплен в подшипниках и заканчивается шкивом с клиноременной передачей от шкива электродвигателя. От вращения винта со скоростью 500 об/мин образуется горизонтальная струя, которая благодаря небольшому заглублению винта (0,5 м) быстро выходит на поверхность, вовлекая в движение воду на ширине в несколько метров.

Рис. 4. Схема потокообразователя: 1 — водонепроницаемый корпус; 2- электродвигатель; 3-цилиндрический тоннель; 4 — винт; 5 — вал винта; 6 — подшипник; 7 -клиноременная передача

Потокообразователь весит 1,6 т и может быть смонтирован на понтоне КС-3 или на понтоне из двух труб диаметром 0,45 м, длиной по 5 м каждая. Потокообразователь способен поддерживать майну шириной 40-60 м (при температуре – 25-40 °С он должен для этого работать беспрерывно, а при температурах -15 — 20 °С, обычных для зим в европейской части Союза, — периодически по 15-20 мин в час).

При работе плавучего крана в зависимости от размеров последнего следует устанавливать на расстоянии 15-20 м от торца понтона два или три потокообразователя для поддержания майны необходимых размеров.

Читать далее:

Категория: - Краны для строительства мостов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Конструкции и особенности эксплуатации кранов для навесного монтажа
Краны для навесного монтажа железобетонных мостов
Перспективы развития конструкций шлюзовых кранов
Конструкции, характеристика и особенности эксплуатации шлюзовых кранов
Шлюзовые краны для установки балок автодорожных мостов
Особенности эксплуатации консольных кранов
Конструктивные особенности и характеристика консольных кранов
Железнодорожные консольные краны
Монтаж, демонтаж и транспортировка плавучих кранов
Конструктивные особенности и характеристика комбинированных кранов


Остались вопросы по теме:
"Особенности эксплуатации плавучих кранов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы