Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Агрегаты автомобилей "Запорожец"

Публикация:
   Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей двигателя автомобиля "Запорожец"

Читать далее:




Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей двигателя автомобиля "Запорожец"

Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля.

Для снятия и установки головок цилиндров необходимо иметь динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный диаметр головки должен быть не более 23 мм); ключ “звездочка” с головкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм и длиной не более 100 мм; рожковые ключи размерами 10, 12, 13 мм и отвертку.

Порядок снятия рекомендуется следующий:
— снять воздушный фильтр, отводящие кожухи и деф-лектирующие щетки, карбюратор с проставкой, впускной трубопровод, направляющий аппарат с генератором в сборе;
— отвернуть гайки болтов фланцевого крепления выпускных труб к глушителю и коллекторной трубе, ключом (“звездочкой”) с головкой 12 мм отвернуть гайки крепления выпускных труб к головкам цилиндров, снять выпускные трубы и прокладки;
— снять крышки головок цилиндров, стараясь не повредить прокладки, валики коромысел вместе с коромыслами, и наконечники с выпускных клапанов;
— отвернуть гайки крепления головок цилиндров торцовым ключом с наружным диаметром головки не более 23 мм (при большом диаметре головки и некотором эксцентриситете наружного диаметра возможна поломка направляющих втулок клапанов). При этом необходимо предварительно ослабить все гайки на полоборота, а затем полностью отвернуть гайки и снять шайбы. Шайбы с кольцевыми канавками ставятся под гайки, заглушенные с торца и установленные под крышками головок цилиндров;
— легкими ударами молотка через деревянную проставку у места крепления выпускных труб и у места крепления впускной трубы стронуть головки и затем снять их. Вынимать штанги толкателей перед снятием головок не рекомендуется, чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг;
— после снятия головок цилиндров следует снять шайбы, пружины, уплотнители, штанги толкателей, а также два передних и два задних боковых кожуха системы охлаждения и дефлектирующие щитки между цилиндрами. При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая приработку штанг с толкателями и болтами коромысел.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Установку головок цилиндров следует выполнять в обратной последовательности, при этом:
— проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливную трубку в картере для обеспечения надежного уплотнения, при необходимости отрихтовать кожухи;
— установить пружины и шайбы на кожухи штанг, оправкой сжать пружины с шайбами и завести технологические скобы, в бонки картера установить уплотнители кожухов штанг, а на сливные трубки головок цилиндров — уплотняющие резиновые втулки; поставить головки цилиндров на место и завернуть гайки крепления головок цилиндров, после чего снять скобы отверткой. Затянуть гайки крепления головок цилиндров в два приема: сначала моментом 1,2…1,6 кгс-м и окончательно моментом 3,6…4 кгс-м в последовательности, указанной на рис. 2;
— в случае отсутствия технологических скоб головки цилиндров можно установить следующим образом:
— на штанги толкателей набрать набор, состоящий из шайбы, пружины и шайбы; уплотнительное кольцо установить в бонку картера; установить штанги в гнезда толкателей, а на сливную трубку головки цилиндров установить уплотняющую втулку; устанавливая головку цилиндров на шпильки картера, надеть кожухи штанг на штанги; прижимая головки, совместить кожухи штанг с уплотнителями и постепенно затянуть гайки крепления головок цилиндров, как указано выше;
— установить валики коромысел с коромыслами и отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов. Регулировку зазоров рекомендуется проводить в следующем порядке:
— установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия; для этого нужно повернуть коленчатый вал в положение, при котором риска ВМТ на крышке центрифуги совпадает с выступом ребра на крышке распределительных шестерен, а оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла этих клапанов могут свободно покачиваться в радиальном направлении). Порядок нумерации цилиндров дни-гателя показан на рис. 42; проверить затяжку гаек валиков коромысел; отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный винт, предварительно вставив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий щуп, установить необходимый зазор; величина зазора должна быть для впускных клапанов 0,08…0,10 мм, для выпускных 0,10…0,12 мм. Следует помнить, что крайние клапаны — выпускные, средние — впускные. Во время вращения регулировочного винта рекомендуется несколько передвигать щуп — он должен протягиваться с небольшим усилием; удерживая отверткой винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор. Затем, поворачивая коленчатый вал каждый раз на пол-оборота, отрегулировать зазоры клапанов третьего, четвертого и второго (по порядку работы) цилиндров. При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры ниже нормы. Уменьшение зазоров вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов. После регулировки необходимо смазать маслом валики коромысел, торцы клапанов и установить крышки головок цилиндров.

Рис. 1. Сжатие пружин с шайбами оправкой и крепление их скобами:
1 — оправка; 2 — скоба; 3 и 5 — шайбы; 4 — пружина

Рис. 2. Порядок затяжки гаек головок цилиндров

Рис. 3. Порядок нумерации цилиндров двигателя:
А – маховик

Рис. 4. Регулировка зазора между коромыслом и клапаном

Снятие и установка головок цилиндров на двигателе, снятом с автомобиля. Осуществляется в такой же последовательности, как описано выше, за исключением того, что головки обычно снимают после снятия направляющего аппарата с генератором в сборе.

Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля. Для снятия крышки распределительных шестерен необходимо иметь торцовые ключи 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с набором головок 27, 30 мм, отвертку, стопор маховика. Снятие рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
— зафиксировать маховик от проворачивания и отвернуть храповик и гайку крышки, снять крышку центрифуги и уплотни-тельное кольцо. В таком объеме производят разборку при чистке центрифуги; отогнуть с грани болта центрифуги отгибную шайбу, вывернуть болт и снять шайбу и маслоотражатель; легкими ударами по корпусу центрифуги снять его с коленчатого вала;
— отвернуть две гайки крепления бензонасоса к крышке распределительных шестерен и снять насос, проставку вместе со штангой и прокладками;
— отвернуть гайку крепления прерывателя-распреде-лителя; ослабить стяжной болт хомута распределителя и, слегка повертывая, вывести его из гнезда крышки распределительных шестерен; снять (только при необходимости замены) резиновое уплотнительное кольцо с хвостовика прерывателя-распределителя; отвернуть болты крепления крышки распределительных шестерен к картеру и легким постукиванием молотка через деревянную проставку по выступам под вентилятор и масляный насос, стараясь не повредить прокладку, снять крышку распределительных шестерен, прокладку, уплотнительное резиновое кольцо, маслозаливную трубу и вынуть из отверстия крышки распределительных шестерен упор балансирного вала и пружину, при необходимости замены выпрессовать переднюю манжету коленчатого вала.

Установку и крепление крышки распределительных шестерен и остальные сборочные операции выполняются в обратной последовательности.

При это необходимо:
— проверить совпадение меток “О” на шестернях привода балансирного и распределительного валов;
— поставить коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре (в случае, когда головки цилиндров не установлены и ВМТ хода сжатия первого цилиндра установить затруднительно, необходимо совместить метки “О” шестерен газораспределения и после этого повернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка “О” на шестерни распределительного вала находилась в верхнем положении) ;
— повернуть валик привода масляного насоса и прерывателя-распределителя так, чтобы паз на его торце, служащий для сопряжения с выступом хвостовика прерывателя-распределителя, был повернут под углом 18± 10° к оси коленчатого вала, а меньший сектор поводка привода находился с правой стороны шпильки крепления корпуса привода прерывателя-распределителя;
— надеть на направляющие штифты уплотнительную прокладку, а на маслоприемную трубку — резиновое уплотнительное кольцо и установить крышку на картер. При установке крышки шестерня валика привода входит в зацепление с ведущей винтовой шестерней коленчатого вала и повертывается. При этом паз валика становится в положение. Этим достигается необходимое положение прерывателя-распределителя;
— затянуть болты крышки усилием в порядке, указанном на рис. 6;
— проверить боковой зазор в зацеплении ведущей шестерни и шестерни валика привода, который должен быть 0,05…0,27 мм, он обеспечивается подбором ведущей шестерни 965—1011228.

Рис. 5. Установка валика привода масляного насоса и прерывателя-распределителя:
1 — шпилька крепления распределителя зажигания; 2 — валик привода-а — положение валика до установки крышки распределительных шестерен: б — положение валика после установки крышки распределительных шестерен

Рис. 6. Порядок затяжки болтов крепления крышки распределительных шестерен

Боковой зазор проверяется приспособлением; при этом зазор по показаниям стрелки индикатора должен быть 0,14…0,74; установить:
— маслоотражатель и, если была снята манжета коленчатого вала, установить ее, смазав рабочую кромку смазкой Литол-24, с помощью приспособления с тем, чтобы избежать перекоса;
— корпус центрифуги, маслоотражатель, стопорную шайбу и затянуть болт, затем отогнуть стопорную шайбу на грань болта;
— крышку центрифуги, обратив внимание на правильную установку резинового кольца (не допуская повреждения и перекручивания);
— прокладку и затянуть гайку прокладку и завернуть храповик. Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, установленного на автомобиле. Для этого необходимо в моторном отсеке снять воздуховод охлаждения двигателя и после этого вентилятор с генератором в сборе, не снимая кожуха вентилятора, для чего:
— отсоединить генераторный пучок проводов от реле-регулятора, реле блокировки и стартера;
— снять возвратную пружину дроссельной заслонки с кронштейна кожуха вентилятора, вывернуть два передних болта крепления кожуха вентилятора, снять ремень вентилятора;
— отвернуть стяжной болт ленты крепления вентилятора к крышке распределительных шестерен, вставить оправку между крышкой распределительных шестерен и вентилятором, затем поднять вентилятор вместе с генератором и снять его;
— заложить оправку между приливами на корпусе центрифуги и фланцем маслозаливной трубы, зафиксировав тем самым коленчатый вал от провертывания, отвернуть храповик и гайку крышки центрифуги и снять крышку центрифуги.

Рис. 7. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен привода масляного насоса и прерывателя-распределителя

Затем выполнить операции, как указано в предыдущем разделе.

Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма.

При полной разборке двигателя балансирный механизм и распределительный вал снимаются после снятия шатунно-поршневой группы и маховика.

Дальнейшая последовательность операции следующая:
— отвернуть винты, крепящие крышку балансирного вала, и снять крышку, отогнуть ус стопорной шайбы 5 см. с грани болта и отвернуть болт противовеса уравновешивающей системы;
— снять сухарь противовеса, выколоткой из мягкого металла вытолкнуть балансирный вал из противовеса в сторону крышки распределительных шестерен, вынуть противовес и балансирный вал в сборе с шестерней;
— снять шестерню привода балансирного вала с носка коленчатого вала и, слегка покачивая, вынуть из картера двигателя распределительный вал в сторону крышки распределительных шестерен, следя за тем, чтобы кромками кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного вала;
— снять шестерню привода распределительного вала с коленчатого вала.

Сборку распределительного и балансирного валов выполнить в обратной последовательности, учитывая следующие особенности:
— перед установкой распределительного вала в картер смазать шейки вала и втулки маслом для двигателя;
— шестерни газораспределения и балансирного механизма установить по меткам “О” на их торцах и проверить боковой зазор в зацеплении, минимальный боковой зазор в шестернях газораспределения должен обеспечивать свободное прокручивание пары. Максимальный боковой зазор в парах шестерен, замеряемый щупом в трех точках, равномерно расположенных по окружности, должен быть не более 0,075 мм в новых парах и не более 0,20 мм в работающих парах шестерен (перепад зазора не более 0,05 мм). В шестернях привода балансирного механизма зазор, замененный щупом в трех точках, должен быть 0,25…0,45 мм в новых парах и не более 0,75 мм в работавших (перепад зазора 0,08 мм).

Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма без полной разборки двигателя. Эту работу можно выполнить, не снимая головок цилиндров и не вынимая шатунно-поршневой группы.

В этом случае необходимо:
— снять крышку распределительных шестерен, маховик, крышки головок цилиндров и валики коромысел вместе с коромыслами;
— поставить двигатель поддоном вверх, чтобы при снятии распределительного вала толкатели не провалились в картер двигателя;
— снять и установить распределительный вал и уравновешивающий механизм, как указано в предыдушем разделе.

Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля.

Для этого необходимо иметь:
— динамометрический ключ с головкой 13 и 17 мм, комбинированные плоскогубцы, молоток, оправку, четыре трубки, масленку. Последовательность операций по снятию цилиндров и поршней в сборе с шатунами следующая:
— снять головки цилиндров и поддон картера, отвернуть торцовым ключом стопорные и основные гайки всех шатунных болтов и снять крышки, перед снятием крышек шатунов проверить наличие установочных меток (номеров цилиндров), которые наносятся электрографом на шатунах и крышках шатунов. Если метки плохо видны, нужно повторно пронумеровать шатуны и их крышки (переставлять крышки с одного шатуна на другой или переворачивать нельзя);
— повернуть двигатель на 180° (цилиндрами вверх), отвернуть гайки и снять трубки, фиксирующие цилиндры;
— мягкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать его и снять вместе с поршнем и шатуном, в этом положении следует сделать маркировку цилиндра и поршня;
— снять остальные цилиндры с поршнями, соответственно наметив их порядковыми номерами, установить на место крышки шатунов и гайки и вынуть поршень с шатунами из цилиндров.

Рис. 8. Оправка для установки поршня с кольцам в цилиндр:
1 – цилиндр; 2 – поршень в сборе С кольцами и шатуном; 3 — оправка

Установку цилиндров и поршней в сборе с шатунами рекомендуется выполнять в следующем порядке:
— установить цилиндры и поршни с шатунами на те же места в обратной последовательности. Перед поставкой вкладышей нижней головки шатуна или при их замене новыми нужно тщательно промыть оба вкладыша, проверить, нет ли по контуру острых кромок, при необходимости притупить их;
— установить вкладыши в расточку нижней головки шатуна и крышку шатуна так, чтобы фиксирующие выступы вкладышей вошли в соответствующие пазы, проверить сопряжение стыков;
— установить поршневые кольца на поршень, смазать зеркало цилиндров маслом и еще раз проверить правильность расстановки поршневых колец;
— пользуясь оправкой, ввести комплект шатун-пор-шень в цилиндр, предварительно сориентировав их так, чтобы после установки на двигатель стрелка на днище поршня, номер на стержне шатуна и выштамповка на крышке были обращены в сторону привода механизма газораспределения;
— установить под каждый цилиндр бумажную прокладку толщиной 0,3±0,03 мм (наружный диаметр прокладки 86± 0,25 мм, внутренний 78 + 0,3 мм);
— снять крышки шатунов с вкладышами, установить один из цилиндров с поршнем и шатуном на картер коленчатого вала и зафиксировать цилиндр;
— прокрутить коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка остановилась в положении НМТ, смазать маслом для двигателя шатунные вкладыши и шейку вала, подтянуть шатун к шейке коленчатого вала и собрать подшипник, обратив внимание на совпадение меток шатуна и крышки;
— завернуть гайки шатунных болтов равномерно, но не окончательно (момент затяжки 1,1. . .1,6 кгс-м), установить остальные цилиндры с поршнями и шатунами и окончательно затянуть гайки шатунных болтов (момент затяжки 3,2. . .3,6 кгс-м), затяжку следует выполнять поочередно, плавно, с постоянным увеличением усилия;
— проверить, легко ли вращается коленчатый вал, навернуть стопорные гайки шатунных болтов и затянуть их поворотом на 1,5…2 грани после соприкосновения торцов основной и стопорных гаек.

Снятие и установка цилиндров, поршневых колец, поршней, шатунных вкладышей и шатунов без снятия двигателя с автомобиля.

Порядок операций при этом следующий:
— снять с двигателя головки цилиндров;
— повернуть коленчатый вал в такое положение, при котором в снимаемом цилиндре поршень находился бы в ВМТ, и легкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать и снять его (во избежание поломки юбки поршня при проворачивании коленчатого вала при снятых цилиндрах поршень необходимо поддерживать и направлять в отверстие под цилиндр);
— снять поршневые кольца с поршней и пометить их с тем, чтобы при сборке установить на прежние места;
— снять поршень и проверить состояние цилиндров, поршней, поршневых колец и пальцев, как указано в соответствующих разделах.

Сборку производить в обратной последовательности, установить поршень и поршневые кольца на поршень, тщательно очистить цилиндры, смазать их маслом, поставить бумажные прокладки на цилиндры; обжать поршневые кольца на поршне приспособлением, надеть цилиндры на поршни и установить их на место; установить головки цилиндров.

При необходимости замены вкладышей шатуна следует:
— отвернуть пробку сливного отверстия, слить масло из картера, снять брызговик и поддон картера;
— повернуть коленчатый вал, установив один из поршней в положение НМТ, отвернуть стопорную и основную гайки болтов шатуна, снять крышку шатуна;
— вытолкнуть половинку вкладыша из шатуна пластинкой из мягкого металла и установить новые вкладыши.

Для снятия шатунов необходимо снять головки цилиндров и поддон картера, после чего отвернуть гайки болтов шатуна и снять шатуны.

Рис. 9. Приспособление для обжима поршневых колец:
1 — цилиндр; 2 — приспособление; 3 — поршень с кольцами

Установку шатунов следует выполнять в обратной последовательности.

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Агрегаты автомобилей "Запорожец"

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей двигателя автомобиля "Запорожец""
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства