Строительные машины и оборудование, справочник




Особенности труда водителя автомобиля

Категория:
   Управление автомобилем



Особенности труда водителя автомобиля

Водитель при управлении автомобилем получает большой поток внешних сигналов (информацию), которые он должен оценить, принять определенное решение и на его основе совершить управляющее действие. Этот процесс должен происходить со скоростью, соответствующей времени изменения дорожно-транспортной ситуации, которое может составлять всего десятые доли секунды. Уже на скорости 50 км/ч автомобиль за 0,5 с проходит 6,94 м, поэтому чем короче время от появления внешнего сигнала до окончания управляющего действия водителя, тем меньше неуправляемый путь автомобиля и вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Необходимыми условиями при этом являются правильность получения водителем внешней информации, ее переработки, принятия решения и выполнения управляющего действия. Сложность дорожно-транспортных ситуаций, их быстрое изменение и короткое время на весь указанный процесс управления требуют от водителя большого психофизиологического напряжения. Кроме того, из-за тяжелых последствий дорожно-транспортных происшествий работа водителя должна отличаться высокой надежностью, т. е. наименьшей вероятностью совершения ошибок при управлении. Надежность работы водителя зависит от следующих его основных данных: пригодности, подготовленности, работоспособности.

Пригодность к управлению автомобилем определяется медицинскими комиссиями в соответствии с установленным перечнем медицинских противопоказаний. Предварительное медицинское освидетельствование организуется для лиц, желающих получить удостоверение на право управления автомобилем, переосвидетельствование водителей позволяет установить их возможность дальнейшего управления автомобилем по состоянию здоровья. Сроки переосвидетельствования контролируются ГАИ и составляют: для водителей автомототранспортных средств (кроме водителей автобусов) —не более 5 лет, для водителей автобусов — не более 3 лет, для водителей, достигших 60-летнего возраста (для женщин — 55 лет), — не более 2 лет, для водителей-инвали-дов — не более 1 года.




Медицинское освидетельствование или переосвидетельствование проводится медицинскими комиссиями лечебных учреждений, включенных в специальный перечень, согласованный с ГАИ. В состав этих комиссий входят терапевты, хирурги, окулисты, невропатологи, отоларингологи. Лица, признанные годными к управлению автомобилями, получают справки установленной формы; лицам, признанным негодными к управлению, справки с заключением комиссии на руки не выдаются, а пересылаются в ГАИ.

Пригодность к управлению автомобилем связана в основном с физиологическими и психическими способностями человека. Физиологические способности зависят от состояния органов чувств и мышечно-двигательного аппарата, психические способности определяются свойствами и развитием нервной системы.

Физиологические способности человека проявляются в комплексе его ощущений, из которых наиболее важными для управления автомобилем являются ощущения зрительные, осязательные, суставно-мышечные, а также ощущения равновесия, ускорения’и вибрации. К менее важным относятся слуховые ощущения, а обонятельные и вкусовые ощущения являются второстепенными. В процессе работы водитель получает информацию благодаря своим ощущениям, которые преобразуются головным мозгом, обеспечивая восприятие водителем образов окружающих предметов и явлений.

Зрительные ощущения имеют главное значение в работе водителя, так как составляют около 90;% информации, поступающей к нему при управлении автомобилем. Недостаточность зрительной информации резко увеличивает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Например, из-за снижения видимости в темное время суток происходит около 5Q% всех происшествий на дороге.

Качество зрения характеризуется величиной поля зрения, остротой зрения, адаптацией и цветоразличением.

Поле зрения представляет собой пространство, видимое неподвижно расположенным глазом. Величина поля зрения измеряется в градусах угла между оптической осью глаза и направлением от глаза на крайние объекты, видимые справа и слева, а также вверху и внизу. Для каждого глаза величина поля зрения с белым фоном в среднем составляет в наружном направлении 90°, во внутреннем — 65°, вверх — 65°, вниз — 75°. Перекрытие полей зрения обоих глаз в горизонтальной плоскости дает совмещенное поле зрения, равное 120—130°, в котором предметы различаются наиболее отчетливо. Водители с суженным полем зрения обладают ограниченной возможностью обнаружения объектов на обочине, на поперечной улице или дороге перекрестка, при объезде или обгоне, что приводит к ошибочным действиям и создает опасность дорожно-транспортного происшествия. Величина поля зрения с цветным фоном сужается на угол от 20 до 60°. Увеличение скорости движения также сужает поле зрения вследствие сосредоточения внимания так, что при скорости 100 км/ч поле зрения составляет всего 40°.

Острота зрения характеризует способность глаза четко различать очертания и форму предметов. Оценка остроты зрения производится по таблице, на которой проверяемый с определенного расстояния должен различить букву заданной величины. При нормальной остроте зрения различаются две точки, направления на которые составляют угол 1°. Наибольшую остроту имеет центральное зрение внутри пространства, ограниченного конусом с углом при вершине 3—4°, хорошую остроту — зрение в конусе с углом 5—6°, удовлетворительную — в конусе с углом 12—14°, который образуют направления на края ладони вытянутой вперед руки. При величине зрительного угла более 14° водитель способен различать общие очертания предметов периферическим зрением; если угол превышает 90°, то предметы видны неотчетливо без различия цвета.

В области зрительного угла до 14° распознаются форма и размеры предметов, расстояния до них, взаимное расположение и скорость их движения. Для уточнения обстановки в зоне периферического зрения, например при проезде перекрестка, водитель переводит глаза и поворачивает голову, затрачивая на это 1 —1,5 с. В течение этого времени направление движения не контролируется, автомобиль становится неуправляемым и при скорости 50 км/ч может пройти от 13,88 до 19,92 м, что требует от водителя принятия определенных мер предосторожности.

Адаптация зрения — это свойство глаз приспосабливаться к изменениям освещенности окружающей обстановки, что происходит в течение определенного времени. При быстрой смене яркой освещенности на слабую или на темноту (либо наоборот) глаза частично или полностью теряют зрительную способность и только через 40—50 с, когда произойдет адаптация, зрение восстанавливается. Это необходимо учитывать при въезде и выезде из туннеля в яркий солнечный день или при движении в ночное время по дороге с неравномерной освещенностью. После адаптации к темноте чувствительность зрения сильно повышается так, что даже кратковременное последующее увеличение освещенности приводит к потери зрительной способности — ослеплению и необходимости новой адаптации. Такие условия создаются во время попадания в глаза водителя света фар встречного автомобиля или другого источника при движении в ночное время. В зависимости от яркости и продолжительности светового воздействия ослепление может длиться от нескольких секунд до нескольких минут, в течение которых происходит адаптация, и автомобиль на скорости 100 км/ч за это время может пройти расстояние от нескольких десятков до нескольких сотен метров, являясь фактически неуправляемым. В таких условиях резко возрастает опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия, поэтому «Правила дорожного движения» обязывают водителя, получившего ослепление, снизить скорость или остановиться.

При движении в условиях слабой освещенности у водителя включается в работу так называемое сумеречное зрение, которое характеризуется значительно пониженной остротой, затрудненным распознаванием размеров и расположения предметов, скоростей их движения. Чтобы предупредить или устранить это явление, необходимо принять меры к улучшению освещенности или, остановив автомобиль, дать организму активный отдых, проделав несколько физических упражнений.

Цветоразличение необходимо водителю в первую очередь для того, чтобы при движении получать правильные цветовые зрительные ощущения от окружающих предметов и средств регулирования движения. Только при этом условии водитель сможет точно выполнять «Правила дорожного движения», не создавая повышенной опасности возникновения дорожно-транспортных происшествий. Нарушение цветоразличения встречается как врожденный недостаток некоторых людей, называемый дальтонизмом. Частичный дальтонизм может характеризоваться неспособностью различать голубой и желтый или чаще — красный и зеленый цвета. Лица, страдающие дальтонизмом последнего типа, не допускаются к управлению автомобилем.

Осязательные ощущения создаются кожными покровами водителя, из которых наибольшее значение имеет кожа пальцев рук. Используя осязание, водитель при движении воздействует на органы управления на ощупь, не поворачивая головы и не отводя взгляда от дорожной обстановки.

Суставно-мышечные ощущения вместе с осязательными обусловливают координацию движений и позволяют водителю наиболее рационально воздействовать на органы управления, обеспечивая требуемое направление и режим движения автомобиля. Положение, величину и скорость перемещения рук и ног, а следовательно, и органов управления характеризуют суставные ощущения; мышечные ощущения говорят о величине силы, приложенной к органам управления. В условиях интенсивного городского движения, когда водитель каждые 2—3 с выполняет управляющее действие, высокая степень точности суставно-мы-шечной информации дает ему возможность вести автомобиль наиболее грамотно: плавно трогаться с места, быстро и уверенно разгоняться, точно поддерживать выбранную скорость и направление движения, плавно притормаживать, а при необходимости — быстро затормозить или остановить автомобиль в заданном месте.

Ощущения равновесия, ускорения и вибрации создаются у человека с помощью вестибулярного аппарата, расположенного в области среднего уха. Вестибулярный аппарат позволяет сохранять определенное положение тела в пространстве и вместе с суставно-мышечными ощущениями и осязанием формирует также ощущения ускорения и вибрации.

Ощущение ускорения возникает при разгоне или торможении автомобиля в прямом направлении, а также при движении по закруглениям дорог. Длительное движение с частыми ускорениями и торможениями, подъемами и спусками или крутыми поворотами может вызвать нарушение деятельности вестибулярного аппарата, сопровождающееся головокружением и тошнотой. Чтобы предупредить или ослабить эти явления, необходима специальная тренировка вестибулярного аппарата.

Ощущение вибрации появляется у водителя, когда колебания деталей или узлов автомобиля приобретают значительную амплитуду и передаются в кабину. Если частота этих колебаний совпадает с частотой собственных колебаний отдельных органов те-Ла> то возникают боли в соответствующих областях тела, и может нарушиться деятельность некоторых органов. В этих случаях следует выяснить причину вибрации и принять меры к уменьшению ее амплитуды и изменению частоты.

Слуховые ощущения обусловлены воздействием звуковых колебаний на органы слуха, функции которых характеризуются остротой, избирательностью слуха и локализацией звуков.

Острота слуха определяет наименьшую громкость слышимых звуковых колебаний, которая измеряется в условных единицах — децибелах (дБ). При нормальной остроте слуха человек отчетливо различает слова, сказанные шепотом на расстоянии 1 м, что соответствует громкости звука 10—20 дБ. Громкость в 90 дБ вызывает болевые ощущения, наибольшая громкость звука оценивается величиной в 130 дБ.

Избирательность слуха связана с его способностью выделять звуки с определенным тоном и тембром, т. е. частотой колебаний из общего звукового фона, в котором человек слышит звуки частотой от 20 до 20 000 Гц.

Локализация звуков позволяет человеку, используя оба уха, определять положение источника звука в пространстве, взаимное расположение источников звука, расстояния до них, скорость их перемещения.

Допустимые громкость и частота звуков в кабине водителя не должны превышать соответственно 70 дБ и 1000 Гц. Постоянный шум с характеристиками, выше указанных, отрицательно сказывается на ощущениях зрительных, суставно-мышечных, ускоре-ния и равновесия, вызывая преждевременное утомление водителя.

Восприятие водителем окружающей обстановки происходит на основе получаемых им ощущений. Оно позволяет оценить сущность предметов и явлений, а затем по результатам этой оценки принять « осуществить решение по управлению автомобилем. Наиболее важное значение при этом имеют восприятия пространства, скорости и времени.

Восприятие пространства происходит благодаря ощущениям зрительным, суставно-мышечным, равновесия и слуха. Эти ощущения дают водителю возможность представлять действительное положение в пространстве своего тела и окружающих предметов, расстояний до них и между ними. Наибольшее влияние на безопасность управления автомобилем оказывает точность восприятия водителем размеров предметов, расстояний между предметами и их удаленности—-глазомер. Хороший глазомер является необходимым условием правильного выбора направления, дистанции и интервала при движении, маневрировании и остановке автомобиля. Большая роль принадлежит тренировке глазомера в различных дорожных условиях с использованием заранее известных размеров транспортных средств, дорожных устройств и расстояний видимости их характерных черт.

Недостаточные опыт и тренированность глазомера начинающего водителя часто обусловливают ошибочное восприятие расстояний, в результате чего дорога кажется ему более узкой, дистанция до транспортных средств более короткой, чем есть на самом деле. Из-за этого водитель ведет автомобиль неуверенно, без оснований снижает скорость, иногда останавливается, нарушая нормальное движение и способствуя возникновению опасных ситуаций. Таким же ошибкам часто становятся подверженными опытные водители при переходе с большегрузного автомобиля на малотоннажный или легковой, и только после нескольких дней, а иногда и недель работы в новых условиях нормальный уровень восприятия восстанавливается.

Более полное восприятие размеров, расстояний и удаленности предметов обеспечивается слуховыми ощущениями. Они также помогают водителю определить характер и положение в пространстве невидимых объектов: транспортных средств, движущихся вне поля зрения водителя, регулирующих средств по их звуковым сигналам, характер работы узлов и агрегатов своего автомобиля.

Иллюзия при восприятии пространства и расстояний представляет собой искажение образа предмета или явления в окружающей обстановке по объективным или субъективным причинам.

К объективным причинам иллюзий относятся цвет и положение предметов в пространстве, характер освещенности и геометрия дороги. Так, предметы темной окраски кажутся меньшими по размерам и более удаленными, чем в действительности, поэтому окраска транспортных средств в светлые тона способствует уменьшению вероятности попадания их в опасные ситуации. Дорога, проходящая между постройками или посадками, выглядит более узкой, чем на открытом месте; пологий подъем кажется более крутым после спуска, он же кажется пологим спуском после крутого подъема.

Субъективными причинами являются опыт водителя, его психофизиологические особенности и степень утомления. Например, неопытному водителю ворота при въезде или ширина проезжей части во время обгона кажутся уже, чем на самом деле. В последнем случае он прижимается к осевой линии дороги и может выехать на полосу встречного движения, создавая угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. Сильное утомление при длительном управлении автомобилем, особенно в ночное время, снижает остроту зрения и слуха, нарушает координацию движений, затормаживает процессы головного мозга. В таком состоянии водитель может не заметить крутого поворота дороги, ночью может принять красный свет светофора у железнодорожного переезда за габаритные огни идущего впереди автомобиля, щиты информационного назначения в придорожной зоне — за кузов-фургон автомобиля.

Опасность иллюзий во всех случаях состоит в том, что они легко могут вызвать ошибочное решение и действие водителя, приведя к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы предупредить переутомление и появление иллюзий при длительных поездках, необходимо через каждые 4 ч делать остановку для питания и отдыха. При появлении признаков утомления (усталость, тяжесть в мышцах и в голове, вялость, сонливость) надо остановиться на 10—15 мин и дать организму активный отдых.

Галлюцинации в отличие от иллюзий представляют собой зрительные либо слуховые образы предметов или явлений, которых не существует в действительности. Это является следствием очень сильного переутомления или болезненного состояния и в огромной степени увеличивает опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия. В подобных условиях водитель должен немедленно остановиться, принять меры к устранению болезненного состояния и только после полного восстановления нормального самочувствия снова продолжать движение.

Иллюзии и галлюцинации всегда сопровождают восприятия водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, что является причиной около 1/3 дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине водителей. Алкоголь, растворяясь в крови и тканях человека, резко нарушает деятельность его центральной нервной системы. При этом сильно ухудшаются острота зрения и цветоразличение, удлиняется адаптация, сужается поле зрения, нарушаются координация движений и чувство равновесия. Водитель в таком состоянии неправильно воспринимает обстановку, приходит к ошибочным решениям и неверно управляет автомобилем, что значительно повышает вероятность совершения им дорожно-транспортного происшествия.

Вероятность дорожного происшествия резко возрастает с увеличением концентрации алкоголя в организме, которая измеряется количеством граммов чистого алкоголя (спирта), приходящимся на 1 л крови. За единицу концентрации принята одна тысячная доля — 1%о (одна промилле), соответствующая содержанию 1 г алкоголя в 1 л крови. Для приближенного определения концентрации алкоголя следует, зная крепость и количество принятого алкогольного напитка, разделить содержащееся в нем количество чистого алкоголя в граммах на вес человека в килограммах. Так, при концентрации алкоголя в крови водителя 0,5 %0 вероятность дорожно-транспортного происшествия возрастает в 5 раз, при концентрации 1,0 %0 —в 25 раз, при концентрации 1,5 %о —в 125 раз. Таким образом, даже употребление, например, 0,5 л пива, создавая в крови концентрацию алкоголя 0,3 %0, значительно увеличивает вероятность дорожно-транспортного происшествия и не позволяет водителю управлять автомобилем ранее чем через 3 ч, когда концентрация снизится до нуля.

Водители в состоянии опьянения не допускаются к управлению автомобилем, что обеспечивается предрейсовыми медицинскими осмотрами водителей в автотранспортных предприятиях. Водители, управляющие автомобилем в состоянии опьянения, выявленные дорожно-патрулыюй службой ГАИ, подвергаются административному взысканию или привлекаются к уголовной ответственности.

Восприятие скорости движения объектов происходит у водителя с помощью зрительных и слуховых ощущений, а движение своего автомобиля — также и с помощью ощущений осязательных, суставно-мышечных, равновесия и ускорения. Правильное представление о скорости движения необходимо иметь водителю прежде всего для того, чтобы выбрать и поддерживать скорость, безопасную в данных условиях.

Установлено, что около 40% всех дорожно-транспортных происшествий происходит вследствие превышения безопасной скорости движения. Это значит, что скорость не должна превышать пределов, установленных «Правилами дорожного движения», соответствовать подготовленности и состоянию самого водителя, особенностям конструкции автомобиля и дорожным условиям. Особенно важно правильное восприятие скорости при движении в транспортном потоке, где необходимо точное соблюдение дистанции, правил перестроения и обгона.

Иллюзии при восприятии скорости обычно связаны с длительным движением в постоянном скоростном режиме. Наиболее опасен переход от продолжительного движения с высокой скоростью к необходимости ее уменьшения. В таких условиях водителю некоторое время представляется, что скорость движения меньше, чем действительная скорость его автомобиля, поэтому она может оказаться больше безопасного предела. Алкоголь сильно искажает восприятие скорости, так что водитель в состоянии опьянения всегда ведет автомобиль с превышением ее безопасной величины, создавая постоянную угрозу дорожно-транспортного происшествия.

Восприятие времени характеризует способность водителя оценивать и сравнивать продолжительность явлений, своих действий и действий других участников дорожного движения. Наиболее важным является правильное восприятие водителем интервалов времени от нескольких секунд до нескольких десятых долей секунды. Человек неспособен к восприятию временных интервалов менее 0,25 с, при хорошо развитом чувстве времени может восприниматься интервал 0,75 с. Эта способность позволяет водителю с необходимой скоростью воздействовать на органы управления и грамотно вести автомобиль. Одновременно точное восприятие времени обеспечивает правильную оценку времени приближения встречного, обгоняющего или обгоняемого транспортного средства, пешехода, препятствия. В зависимости от скорости движения автомобиль проходит за десятые доли секунды различные расстояния, достигающие нескольких десятков метров. Поэтому водитель с хорошим восприятием времени может управлять автомобилем с необходимой безопасностью.

Точность восприятия времени зависит от эмоционального состояния водителя и его опыта. Алкоголь совершенно искажает представление о времени, причем наиболее опасна кажущаяся растянутость изменений окружающей обстановки, смена иллюзий замедления и ускорения времени.

Подготовленность водителя в значительной мере обусловливается его психическими способностями, которые характеризуются главным образом качествами внимания, реакции, навыков и эмоциональной устойчивостью.

Внимание представляет собой направленность сознания на определенные объекты или явления, включая в себя такие качества, как объем внимания, распределение, переключение, концентрация внимания.

Объем внимания связан со способностью одновременного восприятия нескольких объектов или явлений. В обычной обстановке человек одновременно воспринимает 6—7 объектов, но в условиях дорожного движения это количество меньше. Например, водитель с недостаточным опытом воспринимает 1—2 дорожных знака, опытный водитель—‘2—3 знака. Это имеет большое значение в сложных дорожных условиях, например при проезде перекрестков, когда водитель должен воспринимать сигналы светофора, дорожные знаки и разметку, движущиеся в прямом и поперечном направлениях транспортные средства, а также пешеходов.

Распределение внимания характеризуется возможностью его сосредоточения на нескольких важных объектах. При этом обеспечивается их четкое восприятие с одновременным отвлечением от второстепенных объектов. Так, водитель всегда должен внимательно контролировать скорость и положение своего автомобиля на проезжей части дороги и относительно других участников движения, следить за средствами регулирования движения, состоянием дорожного покрытия, за характером работы основных узлов и агрегатов автомобиля. В это время для водителя недопустимо отвлекать внимание, например на действия органами управления: в процессе обучения они должны быть доведены до автоматизма.

Переключение внимания заключается в способности быстро переносить внимание с одного объекта или группы объектов на другие в соответствии с дорожной обстановкой. Например, при начале движения от обочины или бордюра водителю следует переключать внимание вдоль по ближайшей полосе движения от сзади расположенного ее участка к впереди лежащему, чтобы не создать помехи движущемуся транспорту. Во время движения водителю необходимо периодически переводить взгляд с дороги на щиток приборов для быстрой оценки теплового состояния двигателя, его смазки, количества топлива в баке и т. д.

Концентрация внимания обеспечивает его сосредоточение на определенном объекте, имеющем наибольшее значение в данных условиях, и позволяет водителю избежать возникновения опасных ситуаций. Так, при движении в транспортном потоке внимание водителя должно быть направлено на стоп-сигналы впереди идущего автомобиля. Во время проезда мимо стоящего на остановке автобуса, троллейбуса, трамвая необходимо сосредоточиться на возможности появления из-за них пешеходов и т. д.

Качества внимания вырабатываются при обучении водителя, сознательно совершенствуются водителем во время работы и являются одними из важнейших показателей водительского мастерства. Утомление и особенно алкоголь резко ухудшают все качества внимания, вызывают рассеянность, колебания внимания, значительно повышая опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Реакция водителя состоит в его ответном действии на внешние сигналы процесса дорожного движения. Качество реакции определяется временем реагирования водителя, которое исчисляется с момента появления сигнала до окончания ответного действия. Весь процесс управления автомобилем представляет собой непрерывную цепь простых и сложных реакций водителя, поэтому чем меньше время реагирования, т. е. лучше реакция водителя, тем выше безопасность управления в быстроизменяющихся условиях дорожного движения.

Простая реакция заключается в заранее известном одиночном ответном действии на известный внешний сигнал. Например, подъезжая к перекрестку, водитель видит желтый сигнал светофора и ожидает красный сигнал, двигаясь накатом и приготовившись к торможению. Появление красного сигнала водитель воспринимает примерно за 0,2 с, после чего нажимает педаль тормоза, на что требуется около 0,4 с. Таким образом, общее время реагирования в этом случае составляет 0,6 с. При движении в транспортном потоке включение стоп-сигналов впереди идущего автомобиля заставляет водителя тормозить, затрачивая дополнительно 0,2 с для переноса ноги с акселератора на педаль тормоза, что увеличивает общее время реагирования до 0,8 с.

Сложная реакция отличается появлением заранее неизвестного внешнего сигнала, требующего выбора ответного действия. Эту реакцию водителю необходимо проявлять чаще, чем простую, особенно при управлении автомобилем в сложных условиях дорожного движения. Так, при проезде перекрестка водитель воспринимает сигналы светофора, дорожные знаки и разметку проезжей части, а также положения, сигналы, направления, скорость движения транспортных средств и пешеходов. В зависимости от каждого из этих сигналов и в соответствии со своим направлением движения водитель должен оценить восприятия сигналов в своем сознании, на основе чего выбрать и выполнить управляющее действие, например включение указателя поворота и поворот рулевого колеса, переключение передачи, разгон, торможение или остановку.

В сложной реакции важная роль принадлежит дополнительным процессам оценки восприятия и выбора ответного управляющего действия. Продолжительность этих процессов связана не только с особенностями нервной системы, но также с качествами внимания, подготовленностью, опытом водителя и может составлять 0,4—1,5 с. За счет этого настолько же увеличивается общее время реагирования при сложной реакции по сравнению с простой.

Опытные водители значительно быстрее реагируют на изменения дорожной обстановки благодаря хорошему развитию важнейшей способности предвидеть развитие дорожно-транспортных ситуаций. Для них будущий внешний сигнал оказывается известным, поэтому они заранее его оценивают, а также выбирают и подготавливают ответное действие, сводя, таким образом, сложную реакцию к простой. При этом правильность оценки восприятия и выбора ответного действия зависит не только от опыта, но в значительной степени также от уровня дисциплинированности и чувства ответственности водителя. Указанные психические особенности определяют возможность достижения мастерства управления автомобилем.

Утомление и болезненное состояние значительно увеличивают время реагирования. Особенно опасным является алкоголь, под воздействием которого время реагирования возрастает в 4—5 раз и кроме этого водитель ошибочно воспринимает, оценивает обстановку и неверно выбирает ответное действие, чем создается постоянная опасность дорожно-транспортного происшествия.

Навыки управления автомобилем проявляются как доведенные до автоматизма логические и двигательные действия водителя, необходимые для движения в различных условиях. Основными являются навыки действия органами управления, восприятия пространства, скорости и времени, а также распределения, переключения и концентрации внимания. Водитель, овладевший основными навыками, должен, не задумываясь и без ошибок, трогаться с места, переключать передачи, разгоняться и тормозить, поддерживать нужное направление и скорость движения, останавливаться в заданном месте.

Приобретаются и совершенствуются навыки в процессе обучения и последующей работы водителя. Основное средство формирования навыков — упражнения, т. е. сознательные, многократные повторения определенных действий. Большое значение имеют при этом знания водителя о назначении и сущности действия, правильном способе его выполнения, а также самоконтроль и стремление к совершенствованию. Знания и навыки водителя позволяют ему выработать более высокие профессиональные качества— умение и мастерство.

Умение—способность творчески применять знания и навыки в новой обстановке. Умелый водитель безошибочно управляет автомобилем в любых условиях дорожного движения. Но только с приобретением практического опыта работы, при постоянном самоконтроле и стремлении к совершенству он достигает водительского мастерства, позволяющего управлять автомобилем точно, быстро и плавно, без умственного и физического напряжения.

В простых условиях движения подготовленный водитель с определенным опытом управляет автомобилем, используя только навыки. Восприятие окружающей обстановки и ее оценка, выбор и осуществление управляющих действий выполняются водителем автоматически, подсознательно. Так происходит до тех пор, пока в окружающих условиях не появится повышенная для этого водителя сложность.

При усложнении обстановки водитель концентрирует внимание на конкретной дорожной ситуации и к ее оценке подключает свою память. В это время ситуация сравнивается с подобными ей, запечатлевшимися в памяти при обучении или практической работе. На основе сравнения водитель выбирает знакомую ему наилучшую программу управления автомобилем и реализует ее, снова используя навыки. В таких случаях главную роль играют качества памяти водителя и его опыт, который запечатлевается, хранится и воспроизводится памятью.

Во время значительного усложнения дорожной обстановки, когда в памяти водителя не находится ей подобных, водитель использует свое мышление и перебирает возможные варианты действий, их последствия и влияние на развитие дорожно-транспортной ситуации. На этой основе водитель принимает определенное решение, в соответствии с которым управляет автомобилем. Такие условия требуют от водителя повышенного умственного напряжения и значительного времени реагирования, что может создать опасность обстановки. Однако за счет этого память водителя обогащается опытом управления, увеличивается число знакомых водителю дорожно-транспортных ситуаций и необходимых ответных действий, требующих применения навыков.

Таким образом, благодаря подобным процессам водитель все большую часть времени управляет автомобилем с наименьшими затратами нервной и физической энергии, что и определяет уровень водительского мастерства.

Эмоциональная устойчивость водителя позволяет ему легко переносить отрицательное влияние опасных дорожно-транспортных ситуаций, которые могут вызвать у человека состояние стресса — максимального напряжения всей деятельности организма.

При слабой эмоциональной устойчивости стресс может сопровождаться сильными отрицательными эмоциями — отчаянием, страхом, ужасом. Они могут привести к временным нарушениям сознания и самоконтроля с лихорадочной активностью или полной заторможенностью.

У эмоционально устойчивого водителя стресс обостряет ощущения, восприятия и внимание, ускоряет процесс мышления и реакцию. При этом проявляются такие важнейшие волевые качества водителя, как самообладание и решительность, которые позволяют ему добиться устранения опасности и предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Самообладание дает возможность водителю подавить сильные отрицательные эмоции, сохранив правильность восприятия, ясность мышления, точность действий. Решительность обеспечивает быструю оценку восприятий, принятие решения и его бесколебательное выполнение.

Работоспособность водителя характеризует его возможность с наименьшими затратами сохранять заданный уровень деятельности по управлению автомобилем. Она зависит от субъективных и объективных факторов.

Субъективные факторы обусловлены психофизиологическими особенностями организма и изменяют работоспособность в течение рабочего дня и рабочей недели. При этом различают три периода работоспособности: врабатываемость, устойчивую работоспособность и утомление. В начале рабочего дня организм врабатывается и работоспособность его понижена в течение периода, длительность которого зависит от индивидуальных особенностей организма и составляет 1—2 ч. Затем работоспособность возрастает, а к середине дня вследствие утомления снова снижается. После обеденного перерыва характер изменения работоспособности повторяется, но ее общий уровень оказывается несколько ниже, чем в первой половине дня. Рабочая неделя обусловливает некоторое уменьшение работоспособности водителя в среду и значительное —в пятницу, что также связано с его утомлением.

Объективные факторы — это внешние условия, и по сравнению с субъективными они оказывают более резкое влияние на работоспособность и утомление водителя. Главную роль в этом играют режим и условия работы водителя, позволяющие уменьшить утомление и избежать переутомления.

Утомление есть естественный процесс временного снижения работоспособности организма вследствие проделанной им работы.

При утомлении и особенно переутомлении снижается острота ощущений, точность восприятий, ухудшаются качества внимания, скорость реакций, координация движений, могут появиться иллюзии и галлюцинации. В таком состоянии водитель не способен обеспечить безопасность движения, но при положительных эмоциях и увлеченности работой он может не заметить признака утомления — усталости. Именно это значительно увеличивает опасность совершения водителем дорожно-транспортного происшествия. Чтобы уменьшить утомление, водителю следует соблюдать режим труда и стремиться к поддержанию благоприятных условий работы.

Режим труда состоит в правильном чередовании работы и отдыха в свободное от работы время и особенно в течение рабочего дня, продолжительность которого определяется подготовленностью водителя. Продолжительность рабочего дня для малоопытных водителей не должна превышать 7 ч, для остальных — 8 ч. Работа длительностью более 10 ч вызывает переутомление, резкое падение работоспособности водителя и возрастание числа дорожно-транспортных происшествий. Поэтому продолжительность рабочего дня устанавливается в строгом соответствии с опытом водителя, назначением автомобиля и спецификой работы. Кроме перерыва в середине смены для питания и отдыха водителю следует делать кратковременные перерывы на 5, 10, 15 мин после каждого часа работы во второй половине дня.

Полноценный отдых и сон перед началом работы являются важнейшим условием высокой работоспособности водителя. При недосыпании большинство водителей начинает засыпать уже после 3 ч работы на автомобиле. Поэтому длительность сна перед сменой должна быть не менее 8 ч, перерыв между сменами не менее 12 ч, а работа в ночную смену допускается только в особых случаях. Кроме.того, необходимо обеспечить продолжительность еженедельного выходного дня водителя не менее 36 ч.

Работа в ночную смену требует от водителя значительно большего напряжения, сопровождается быстрым утомлением и опасностью засыпания. Поэтому продолжительность ночной смены не должна быть более 6 ч, причем после каждого часа работы необходимы 5—10-минутные перерывы.

Условия работы водителя Еключают в себя характеристику рабочего места, особенности дорожных условий и оказывают большое влияние на работоспособность.

Посадка водителя должна быть наиболее естественна и обеспечивать необходимую обзорность, свободное действие рулевым колесом, рычагами и педалями. Для этого спина водителя должна быть выпрямлена и полностью прилегать к спинке сиденья, Расположенного таким образом, чтобы руки на рулевом колесе и ноги на педалях были бы согнуты под углом около 120°.

Вентиляция кабины — необходимое условие высокой работо-пособности, так как она обеспечивает удаление из кабины вредных газов и паров бензина, запаха которых водитель, привыкнув, почти не ощущает. Одновременно воздух кабины обогащается кислородом.

Звукоизоляция кабины не должна позволять громкости про-никающего шума превысить безопасный уровень в 70 дБ. При неисправности изолирующих прокладок и подушек кабины, а также неисправностях двигателя, трансмиссии, ходовой части в кабину передается вибрация и проникает шум с повышенной громкостью и частотой. Это не только снижает остроту ощущений, ухудшает точность восприятий, качества внимания, координацию движений, замедляет реакцию, но также приводит к быстрому утомлению. Указанные явления еще до наступления утомления вызывают ошибки в управлении и опасность дорожно-транспортного происшествия.

Дорожные условия создают наибольшую напряженность работы водителя при интенсивном городском движении, что может привести к утомлению и увеличению вероятности столкновения или наезда на пешехода.

Во время длительного движения по автомагистрали с постоянной высокой скоростью монотонное покачивание автомобиля, мелькание однотипных дорожных устройств и средств оборудования дороги может вызвать у водителя состояние гипнотического сна (дорожный парагипноз). Хотя при этом водитель может в течение 10—15 мин автоматически управлять автомобилем, качества его внимания и скорость реакции сильно снижаются. В последующем водитель незаметно засыпает, что неизбежно приводит к тяжелым дорожно-транспортным происшествиям.

После длительного перерыва в управлении автомобилем работоспособность водителя невысока, утомление при работе наступает у него очень быстро, что увеличивает опасность дорожного происшествия.

Во всех приведенных случаях важнейшими для водителя средствами поддержания высокого уровня работоспособности являются соблюдение рекомендованных режимов работы и контроль за нормальными условиями труда на рабочем месте.

Психофизиологические особенности водителя в значительной степени определяют его профессиональные качества и возможности. Кроме этого, деятельность водителя связана с его общечеловеческими качествами как личности. К таким качествам относятся направленность, способности, темперамент и характер.

Направленность характеризует общее отношение человека к окружающим условиям. Она определяется мировоззрением, убеждениями, идеалами, склонностями, интересами, желаниями. В конечном итоге направленность отражается в жизненных целях человека и средствах их осуществления. Воспитание водителя во время его обучения и трудовой деятельности — главное условие формирования у него коммунистической направленности.

Способности — это совокупность психических свойств, определяющих легкость процесса обучения человека и приобретения им знаний, навыков, умения и мастерства.

Темперамент объединяет в себе индивидуальные психологические особенности человека и является самой общей его характеристикой. Он определяется типом нервной системы, в котором главную роль играют сила и скорость реакций человека на внешние сигналы. Выделяются четыре типа нервной системы человека: один слабый (меланхолический) и три сильных — неуравновешенный (холерический), уравновешенный (флегматический) и живой (сангвинический).

Характер включает в себя тесно взаимосвязанные черты, наиболее ярко и полно выражающие отношение человека к окружающим условиям при всех видах его деятельности. К основным чертам характера, необходимым водителю, относятся честность, мужество, активность, последовательность, дисциплинированность, ответственность. В зависимости от качеств человека и окружающих условий характер его может изменяться.

Рассмотренные психофизиологические особенности труда водителя и его качеств позволяют выделить три основных условия, необходимых для безопасного управления автомобилем: техническое, стратегическое и тактическое мастерство водителя.

Техническое мастерство состоит в способности водителя безошибочно применять знания и навыки управления автомобилем в любых дорожно-транспортных ситуациях.

Стратегическое мастерство заключается в умении водителя выбрать наиболее рациональные методы и средства осуществления цели движения в соответствии со своими возможностями.

Тактическое мастерство представляет собой способность водителя предвидеть развитие конкретных дорожно-транспортных ситуаций, заранее выбирать режим движения и готовить ответные действия по управлению автомобилем.

Названные уровни мастерства формируются главным образом в зависимости от качеств внимания и дисциплинированности водителя.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Особенности труда водителя автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы