Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Cведения о строительных машинах

Публикация:
   Остановы и тормоза

Читать далее:




Остановы и тормоза

Механизмы строительных машин оборудуют остановами и тормозами. Остановы применяются в лебедках, талях и домкратах и предназначены для стопорения и надежного фиксирования поднятого груза в заданном положении, позволяя валу или барабану лебедки вращаться в одном направлении, и препятствуя вращению в обратную сторону.

Остановы подразделяют:
- по конструктивному исполнению — храповые с внешним и внутренним зацеплением и фрикционные — роликовые и клиновые;
- по назначению — спускные и стопорные;
- по способу действия — нормально закрытые и нормально открытые;
- по типу управления — автоматические и управляемые.

Каждый храповый останов состоит из храпового зубчатого колеса с зубьями специальной формы, жестко закрепленного на валу или барабане, и собачки 2, свободно сидящей на неподвижной оси. Собачка вводится в зацепление с зубьями храпового колеса принудительно (с помощью пружины 3, груза и др.), препятствуя его повороту при опускании груза. При подъеме груза собачка свободно проскальзывает по зубьям колеса, не препятствуя его вращению. Для смягчения ударов при включении останова применяют 2…3 собачки.

Конструкция и принцип действия автоматических фрикционных роликовых остановов такие же, как рассмотренных выше обгонных фрикционных роликовых муфт. Клиновые фрикционные остановы в строительных машинах практически не применяются.

Тормоза уравновешивают целиком или частично крутящий момент на барабане или валу механизма тормозным моментом, возникающим от сил трения между контактирующими подвижными и неподвижными элементами тормоза. Подвижный элемент тормоза (шкив, диск) жестко соединен с затормаживаемым валом, а неподвижный (лента, колодка, диск) соединен с корпусом машины.

Тормоза подразделяют:
- по назначению — стопорные для остановки механизмов, отключенных от двигателя, или удержания груза на весу и спускные — для регулирования скорости опускания груза;
- по характеру действия приводного усилия — нормально замкнутые (постоянно замкнуты в рабочем состоянии усилием пружины или весом груза, размыкаются одновременно с включением механизма в работу), нормально разомкнутые (постоянно разомкнуты и замыкаются при необходимости торможения) и комбинированные (в нормальных условиях работают как нормально разомкнутые, а в аварийных — как нормально замкнутые);
- по принципу действия — автоматические (с электромагнитным, электрогидравлическим и электромеханическим приводом), замыкаемые одновременно с отключением двигателя механизма, в том числе при перегрузке, и управляемые (замыкаемые или размыкаемые оператором).

Последние позволяют плавно регулировать снижение скорости. По правилам Госгортехнадзора механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы строительных машин оборудуют только нормально закрытыми тормозами.

По конструктивному исполнению контактирующих рабочих элементов тормоза подразделяют на колодочные, ленточные, дисковые и конусные.

Местом установки тормоза в кинематической цепи механизма (двигатель—редуктор—исполнительный орган машины) обычно является быстроходный вал с наименьшим крутящим моментом. Шкив тормоза, обычно выполняемый заодно с полумуфтой соединительной муфты, устанавливают на валу редуктора, а другую полумуфту — на валу двигателя. В особо ответственных механизмах, связанных с подъемом людей, монтируют два тормоза — на быстроходном и тихоходном валах.

По нормам Госгортехнадзора для грузоподъемных машин при легком режиме работы к =1,5; среднем — 1,75; тяжелом — 2 и весьма тяжелом — 2,5.

Ленточный тормоз состоит из упругой стальной ленты с фрикционными накладками, охватывающей тормозной шкив и связанной с системой управления. На рис. 1.31, г показан нормально замкнутый автоматический ленточный тормоз, лента которого замыкается относительно шкива пружиной и размыкается электромагнитом. При пуске электродвигателя механизма питаемая током катушка электромагнита втягивает якорь 7, который через толкатель воздействует на рычаг 9, связанный со сбегающей ветвью ленты. При повороте рычага в сторону шкива прекращается контакт между накладками ленты и рабочей поверхностью шкива, т.е. происходит размыкание тормоза.

Различают простые, дифференциальные и суммирующие ленточные тормоза, которые отличаются друг от друга способом закрепления набегающего конца тормозной ленты. Простые и дифференциальные тормоза являются тормозами одностороннего действия и предназначены для торможения шкивов, вращающихся постоянно в одном направлении. По сравнению с простыми дифференциальные тормоза имеют значительно меньшее усилие включения. Суммирующие тормоза — двухстороннего действия и устанавливаются при реверсивной работе шкива.

Колодочные тормоза выполняют обычно с двумя тормозными колодками, зажимающими тормозной шкив с диаметрально противоположных сторон. К колодкам прикреплена стальная вальцованная лента, обладающая повышенными фрикционными качествами. Двухколодочные тормоза — стопорные, автоматические, нормально замкнутые, двустороннего действия. Замыкание двухколодочных тормозов осуществляется усилием сжатой пружины, размыкание — специальными тормозными электромагнитами, электромеханическими или электрогидравлическими толкателями, включаемыми параллельно приводному двигателю механизма. Размыкание тормоза происходит одновременно с включением двигателя.

Дисковые и конусные тормоза по конструкции и принципу действия аналогичны дисковым и конусным муфтам сцепления.

Все механизмы грузоподъемных машин снабжаются надежно действующими тормозными устройствами, обеспечивающими в механизмах подъема остановку груза и удержание его в подвешенном состоянии, а в механизмах передвижения и поворота — остановку механизма на определенной длине тормозного пути.

Общая интенсификация производства и рост производительности труда, определяющие необходимость повышения скорости движения и увеличения движущихся и останавливаемых масс, предъявляют все более высокие требования к работе тормозных устройств. Тормоза подъемно-транспортных машин не только обеспечивают безопасность работы этих машин, но и оказывают влияние на их производительность.

Для повышения производительности механизма желательно сокращение периода торможения. Однако работа с максимальными замедлениями не всегда допустима, так как при интенсивном торможении в элементах привода возникают напряжения, значительно превосходящие допускаемую статическую перегрузку, вследствие чего при резком торможении нарушается прочность соединений, наблюдается повышенный износ муфт, подшипников, ходовых и зубчатых колес.

В подъемно-транспортных машинах работа с повышенными замедлениями может привести к буксованию ходовых колес передвижных кранов, расплескиванию жидкого металла, транспортируемого в ковшах кранами, раскачиванию транспортируемого груза, вибрации металлических конструкций и другим нежелательным явлениям, что следует учитывать при определении величины тормозного момента и расчета элементов подъемно-транспортных машин.

Торможение механизмов с электрическим приводом обычно осуществляется как электрическим, так и механическим путем. Электросхемы некоторых современных машин допускают возможность значительного уменьшения скорости механизма к моменту замыкания тормоза. Однако и в этом случае механический тормоз остается единственным средством остановки механизма при прекращении подачи электроэнергии. Поэтому расчет тормозов таких механизмов необходимо вести применительно к полной величине тормозного момента без учета возможности его уменьшения за счет использования электроторможения.

Для определения тормозного момента должны быть известны:
1) характер работы, выполняемой механизмом;
2) режим работы механизма;
3) конструктивные и расчетные данные механизма: вес транспортируемого груза, веса отдельных элементов, маховые массы (моменты инерции элементов механизма), скорости движения, передаточные числа и к. п. д. передач и т. п.;
4) место установки тормоза в кинематической схеме механизма (в зависимости от выбранного места установки величина тормозного момента различна; она изменяется пропорционально передаточному числу передачи от рабочего органа — барабана, ходового колеса и пр. — до тормоза);
5) крутящий момент Мх, действующий на тормозном валу при торможении и определяемый с учетом потерь в элементах механизма от рабочего органа до тормозного вала;
6) число оборотов тормозного вала.

При применении ленточных и некоторых конструкций скоростных тормозов необходимо также знать направление вращения тормозного шкива при торможении.

Тормозные устройства подъемно-транспортных машин подразделяют по следующим признакам:
1. По конструктивному выполнению рабочих элементов тормоза: колодочные — с рабочим элементом в виде колодки, трущейся по наружной или внутренней поверхности тормозного барабана; ленточные — с рабочим элементом в виде гибкой ленты, трущейся по тормозному барабану; дисковые — с рабочим элементом* в виде целого кольцевого диска или отдельных сегментных колодок и конические — с рабочим элементом в виде конуса. Последние две разновидности тормозов обычно объединяются в одну группу тормозов с замыкающим усилием, действующим вдоль оси тормоза, — в группу тормозов с осевым нажатием.
2. По принципу действия — автоматические тормоза (тормоза с электромагнитным, электрогидравлическим или электромеханическим приводом, тормоза, замыкаемые весом транспортируемого груза и т. п.), действующие независимо от воли обслуживающего персонала одновременно с выключением привода механизма, и тормоза, управляемые при помощи педали или рукоятки управления.
3. По назначению — стопорные тормоза, производящие остановку механизма, вступая в действие в конце движения, и на тормоза, ограничивающие скорость движения в определенных пределах, действующие в течение всего периода работы соответствующего механизма {спускные тормоза и регуляторы скорости).
4. По характеру действия приводного усилия—нормально-замкнутые тормоза, замыкание которых создается постоянно действующей внешней силой (усилием пружины, весом специального замыкающего груза и т. п.), а размыкание — приводным усилием. Размыкание таких тормозов производится одновременно с включением привода; при выключении привода тормоз автоматически замыкается; нормально-разомкнутые тормоза — размыкаемые при помощи постоянно действующего внешнего усилия, а замыкаемые путем приложения усилия управления тормозом; комбинированные тормоза, работающие в нормальных условиях как тормоза нормально-разомкнутые, а в аварийных условиях — как тормоза, нормально-замкнутые действием внешнего замыкающего усилия.

Ко всем тормозам, независимо от их конструкции, предъявляются следующие основные требования:
— достаточный тормозной момент для заданных условий работы;
— быстрое замыкание и размыкание, конструктивная прочность и долговечность элементов тормоза;
— простота конструкции, определяющая малую стоимость изготовления, удобство осмотра, регулирования и замены износившихся деталей;
— устойчивость регулирования, обеспечивающая надежность работы тормозного устройства;
— минимальный износ трущихся элементов; минимальные габариты и вес;
— температура на поверхности трения не должна в процессе работы превышать предельную температуру, установленную для данного типа тормоза при данном фрикционном материале.

Местом установки тормозного шкива обычно является наиболее быстроходный вал механизма, где действует наименьший крутящий момент и, следовательно, тормоз развивает малый тормозной момент и имеет наименьшие габариты и наименьшую мощность привода тормоза. В этом случае в качестве тормозного шкива можно использовать одну из полумуфт соединения двигателя с редуктором. Если в механизме применена муфта с амортизирующим устройством (втулочно-пальцевые, пружинные и т. п. муфты), то в качестве тормозного шкива можно использовать только полумуфту, находящуюся на валу редуктора.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Cведения о строительных машинах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Остановы и тормоза"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства