Строительные машины и оборудование, справочник






Отечественное тракторостроение


Категория:
   Тракторы-2


Отечественное тракторостроение

Талантливые изобретения русских умельцев В. П. Гурьева (в 1817 г. построил первый прообраз трактора — «народный дилижанс»), Д. Загряжского (в 1837 г. сделал заявку на «экипаж с подвижными колеями»), Ф. А. Блинова (в 1888 г. построил первый трактор на гусеничном ходу с паровым двигателем), Я. В. Мамина (создал ряд тракторов и оригинальный двигатель внутреннего сгорания, работавший на нефти) не нашли поддержки в дореволюционной России. Только в годы социалистического строительства была создана мощная тракторная промышленность, полностью удовлетворяющая потребности сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в современных тракторах. Сейчас отечественные тракторы успешно конкурируют на мировом рынке с тракторами производства самых развитых в промышленном отношении стран мира. Советские тракторы теперь работают на полях многих стран Азии, Африки, Европы и Америки.

Мечтая «о ста тысячах тракторов», необходимых для социалистического преобразования отсталого сельского хозяйства России, В. И. Ленин уже в первые годы Советской республики уделял большое внимание вопросам механизации сельского хозяйства. По инициативе В. И. Ленина государство выделяет средства для закупки за границей необходимого оборудования и перевода ряда заводов общего машиностроения на выпуск тракторов и сельскохозяйственной техники.

В период 1917… 1930 гг. ведутся поисковые работы в области тракторостроения. Небольшими сериями были выпущены тракторы «Карлик», «Могул», «Коломенец», «Запорожец», «Большевик», ФП, «Коммунар» и др. Хотя работа по созданию таких тракторов еще не могла оказать заметного влияния на социалистическое переустройство сельского хозяйства, однако позволила подготовить научную и производственную основу для серийного производства тракторов.



С 1930 г. начинается период массового производства отечественных тракторов на специализированных тракторных заводах.

В июне 1930 г. приступил к выпуску колесных тракторов СТЗ Сталинградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского. В октябре 1931 г. Харьковский тракторный завод им С. Орджоникидзе начинает выпуск колесных тракторов хтз.

К 1941 г. 40% мирового производства тракторов приходилось на СССР.

В годы Великой Отечественной войны основные тракторные заводы страны — Сталинградский и Харьковский были полностью разрушены немецко-фашистскими захватчиками.

Однако, несмотря на огромный ущерб, нанесенный советскому тракторостроение, еще до завершения войны были изысканы средства и материальные ресурсы не только для восстановления разрушенных тракторных заводов, но и для строительства новых.

Во время войны вступил в строй новый Алтайский тракторный завод (АТЗ), в первые годы после победоносного окончания Великой Отечественной войны начали выпуск тракторов Липецкой (JTT3) и Владимирский (ВТЗ) тракторные заводы, а затем крупнейший в Европе Минский тракторный завод (МТЗ).

Послевоенный период в развитии отечественного тракторостроения характеризуется не только непрерывным ростом производства тракторов, но и быстрым совершенствованием их конструкции, расширением модификаций, внедрением в тракторостроение новейших достижений науки и техники.

С 1957… 1958 гг. начинается серийное производство тракторов, предназначенных для работы с навесными и полунавесными машинами.

Большое внимание уделяется повышению производительности тракторов. Если тракторы выпуска до 1959 г. могли выполнять работы на скоростях 3,5… 7,0 км/ч, то теперь тракторы, оборудованные более мощными двигателями (ДТ-75, Т-74, МТЗ-50 и др.), стали работать на скоростях до 9 км/ч.

В исследованиях, проведенных рядом научно-исследо-вательских коллективов (ВИМ, НАГИ и др.), была обоснована целесообразность применения энергонасыщенных тракторов с целью расширения рабочих скоростей на основных сельскохозяйственных операциях от 9 до 15 км/ч.

Решая эту задачу, Минский тракторный завод разработал оригинальные конструкции энергонасыщенных тракторов тяги 14 кН: МТЗ-80 и МТЗ-82; Харьковский тракторный завод — тракторов тяги 30 кН: колесного Т-150К и гусеничного Т-150; Кировский завод в Ленинграде- колесных тракторов тяги 50 кН: К-700 и К-701.

Основные направления совершенствования конструкций сельскохозяйственных тракторов на ближайшее время: повышение рабочих скоростей движения до 15 км/ч, увеличение энергонасыщенности за счет совершенствования рабочего процесса тракторных двигателей, широкое применение трансмиссий с переключением передач на ходу, внедрение бесступенчатых передач, уменьшение удельного давления движителей на почву, приспособленность к составлению разнообразных агрегатов, в том числе и комбинированных, повышение срока службы основных агрегатов трактора без ремонта, улучшение условий труда тракториста.

Количество тракторов в сельском хозяйстве нашей страны возросло от 531 тыс. шт. в 1940 г. до 2530 тыс. шт. в 1978 г. При этом суммарная мощность двигателей всех тракторов, работающих в сельском хозяйстве, составила 182 млн. л. е., а средняя мощность двигателя каждого трактора достигла 72 л. с.

Читать далее:

Категория: - Тракторы-2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины