Строительные машины и оборудование, справочник




Передачи кранов

Категория:
   Устройство механизмов и элементов передач



Передачи кранов

Для передачи мощности от двигателя к рабочему органу машины применяют механические передачи: зубчатые, червячные, цепные, канатные и передачи трением (фрикционными телами и ремнями).

В стреловых пневмокомплексных и гусеничных кранах используют все типы передач. В лебедках подъема груза и стрелы необходима жесткая связь барабана с двигателем. В этих механизмах применение фрикционных передач не допускается. Фрикционные (клиноременные) передачи используют для привода вентилятора и магнето. Механические передачи преобразуют (изменяют) частоту вращения от двигателя к рабочему органу с соответственным приложением сил или моментов.

Наиболее распространены зубчатые передачи. Отличительные их особенности по сравнению с другими типами передач — высокий коэффициент полезного действия, долговечность, широкий диапазон нагрузок и скоростей.




Для передачи больших мощностей применяют цилиндрические зубчатые передачи. Недостатки передач этого типа — необходимость высокой точности изготовления и шум при работе.

Червячные передачи по сравнению с зубчатыми меньше распространены. К их преимуществам относятся возможность большего изменения частоты вращения одной ступенью, плавность и бесшумность в работе, возможность самоторможения. Их недостатки — значительные потери на трение (низкий коэффициент полезного действия), необходимость применения для изготовления высококачественных бронз и специального оборудования.

Цепные передачи, как и червячные, на кранах применяют редко. Преимущества этого типа передач — значительный диапазон расстояний между осями валов, удобство передачи движения нескольким валам, бесшумность передачи. Но в силу конструктивных особенностей механизмов кранов указанные преимущества (за исключением бесшумности) цепных передач не реализуются в полной мере, а серьезные недостатки— вытягивание цепи и необходимость применения натяжного устройства,. недолговечность при ударных нагрузках — резко ограничивают их использование.

Клиноременные передачи — это разновидность ременных передач. Их преимущества — эластичность привода, смягчающая колебания нагрузки и предохраняющая от значительных перегрузок (за счет проскальзывания), плавность хода и,бесшумность работы, сравнительная простота обслуживания. К недостаткам этих передач относятся непостоянство передаточного числа из-за скольжения ремня на шкивах, большое давление на валы и опоры, низкий коэффициент полезного действия.

Канатные передачи используют для связи барабана с рабочим оборудованием.

Зубчатые передачи (рис. 51, а) могут быть выполнены с цилиндрическими (прямозубыми и косозубыми) колесами и коническими зубчатыми колесами.
Любая зубчатая передача состоит из пары (или пар) зубчатых колес и шестерен; в каждой паре имеется ведущее звено (шестерня) Ох и ведомое колесо О,. В некоторых передачах имеются промежуточные так называемые паразитные шестерни. Их назначение — увеличивать расстояние между осями ведущего и ведомого валов, а также изменять направление вращения ведомого колеса (или шестерни).

Частота вращения я„ ведомого колеса зависит от частоты вращения пвед шестерни и передаточного отношения пары — так называемого передаточного числа I, т. е.

Передаточное число зависит от соотношения числа зубьев на ведомом колесе и шестерне, т. е. число зубьев у паразитной шестерни на передаточное отношение передачи не влияет.

На стреловых кранах применяют замедляющие механические передачи, поэтому в зубчатых парах ведомые колеса по отношению к ведущим шестерням выполняют с большим диаметром и соответственно с большим числом зубьев.

Один из главных параметров зубчатого колеса (шестерни) — модуль зацепления т, т. е. отношение шага зацепления I к числу п = 3,14. Величина модуля определяется по ГОСТ 9563—60.

Рис. 51. Виды передач:
а — зубчатая, б — червячная, в — цепная; 1 — червячное колесо, 2 — червяк, 3, 4 — ведомая и ведущая звездочки, 5 — цепь

Шаг зацепления определяется расстоянием между двумя одноименными точками двух соседних зубьев по общей нормали к ним или по основной (делительной) окружности.

Цилиндрические зубчатые колеса используют для передачи вращения между параллельными валами, конического колеса — для передачи вращения между валами с пересекающимися осями.

Цилиндрические зубчатые колеса выполняют из стали с прямыми, косыми и шевронными зубьями, конические — с прямыми, косыми и криволинейными; из чугуна зубчатые колеса не выполняют.

Червячные передачи (рис. 51, б) состоят из червячного колеса и червяка. Основные понятия о передачах, изложенные для зубчатых передач, могут быть распространены и на червячные; в этом случае червяк следует рассматривать как косозубую цилиндрическую шестерню, а червячное колесо — как цилиндрическое колесо.

Червяки делают одно-, двух-, трехзаходными и т. д. Отношением количества зубьев на червячной шестерне к числу заходов на червяке определяется передаточное отношение червячной пары, т. е.

Червяк ставят на ведущем валу, а червячное колесо — на ведомом. Червячная пара может быть реверсивной (передача от червяка к червячному колесу и обратно) и самотормозящейся.

Рис. 52. Типы цепей:
а — роликовая, б — зубчатая

В случае применения самотормозящейся передачи возможна только прямая передача — от червяка к колесу. Стрела поднимается и опускается только от двигателя; при выключенном двигателе лебедка затормаживается непосредственно с помощью червячной передачи.

Цепные передачи (рис. 51, е) применяют на кранах с одномоторным приводом для передачи вращения от двигателя к реверсивному валу и в гусеничных кранах на ходовом механизме.

Основные части цепной передачи — звездочки, закрепленные на валах, и цепь, входящая в зацепление с зубьями звездочек. При работе передачи ведущая ветвь всегда загружена полезным усилием, передающимся от ведущего вала к ведомому. В отличие от зубчатых передач, в которых сопряженные валы вращаются в разные стороны, в цепных передачах сопряженные валы имеют одностороннее вращение. Одна цепь может охватывать две или несколько звездочек и от одного ведущего вала приводить в движение два или большее число валов.

В цепных передачах используют два основных вида приводных цепей — роликовые (рис. 52, а) и зубчатые (рис. 52, б). В роликовой цепи с зубом звездочки непосредственно контактирует ролик, в зубчатой цепи — пластины зубообразной формы. Исходный размерный параметр цепи — ее шаг I.

Для роликовой цепи номинальным шагом называется номинальное расстояние между центрами роликов, для втулочных цепей — между центрами втулок. Для зубчатой цепи номинальным шагом называется номинальное расстояние между осями двух валиков, расположенных в смежных звеньях цепи. Передача состоит из бесконечного ремня.

Простейшая клиноременная пер двух шкивов (ведомый и ведущий) и одного Применяют и клиноременные передачи с несколькими ведомыми и ведущими шкивами и несколькими ремнями.

В клиноременной передаче тяговым органом служит прорезиненный ремень трапецеидального сечения, рабочими органами — боковые поверхности ремня (рис. 53). Эту конструктивную особенность клиноременной передачи используют для бесступенчатого изменения скорости рабочего органа, что достигается применением шкивов с раздвижными дисками.

Рис. 53. Клиноременные передачи:
а — шкив с одним ручьем, б — шкив с несколькими ручьями; 1 — бесконечный клиновой ремень, 2 — отверстие для смазывания

В клиноременных передачах, чтобы обеспечить необходимое натяжение, один из валов выполняют подвижным. Клиноременные передачи используют для передачи вращения в одну и в разные стороны, для передач с горизонтальными и вертикальными валами.

Ремни изготовляют с кордом из нескольких слоев ткани. Обычно применяют хлопчатобумажный корд. Для ответственных передач выпускают ремни с кордом из искусственных волокон или стальных канатов. Большой гибкостью обладают зубчатые ремни (рис. 54) с односторонними (нижними) или двусторонними ‘зубьями. Поэтому вентиляторные ремни, используемые с малыми диаметрами шкивов и для передачи высоких скоростей, изготовляют зубчатыми.

Клиноременные передачи выполняют с передаточными отношениями не более 7, а в отдельных случаях до 10. Шкивы для клиноременных передач изготовляют преимущественно литыми, реже сборными или сварными из штампованных стальных дисков.

Основным расчетным размером ремня (рис. 55) является его ширина ар по нейтральному слою. Диаметры шкивов определяются ГОСТом. Расчетным называется диаметр шкива, по которому располагается нейтральный слой ремня.

Рис. 54. Зубчатые ремни

Рис. 55. Основные

Наиболее рациональная скорость ремня 20—25 м/с. Для узких ремней с уложенным кордом допускается скорость 40—60 м/с.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Устройство механизмов и элементов передач

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины