Строительные машины и оборудование, справочник





Передвижные стреловые самоходные краны

Категория:
   Монтаж строительных конструкций


Передвижные стреловые самоходные краны

При помощи стреловых самоходных кранов монтируют стальные, железобетонные и деревянные каркасы промышленных зданий, производят перед монтажем укрупнительнуюсборку конструкций, выполняют погрузочно-разгрузочные операции три подаче элементов конструкций к месту монтажа.

Кроме того, эти краны удобны для складских сортировочных работ.

Кроме подъема и опускания груза можно повернуть корпус стрелового самоходного крана вокруг вертикальной оси в обоих направлениях, изменить вылет стрелы и переместить кран вперед и назад вдоль пути.



По ходовому оборудованию стреловые самоходные краны разделяют на гусеничные, автомобильные и железнодорожные.

Грузоподъемность передвижных стреловых кранов изменяется в зависимости от вылета стрелы, на котором производится подъем груза.

Автомобильные краны выпускаются грузоподъемностью при наименьшем вылете стрелы 3, 5 и 10 т, гусеничные — от 5 до 15 т, железнодорожные — от 6 до 75 т. При увеличении вылета плечо опрокидывающего момента растет и грузоподъемность кранов значительно снижается. Предельная грузоподъемность при разных вылетах стрелы дается в паспорте крана.

Применение рельсовых стреловых передвижных кранов вызывает необходимость устройства железнодорожного пути нормальной колеи. Эти краны менее маневренны, чем автомобильные и гусеничные. Гусеничные краны весьма удобны в условиях строительства, так как легко передвигаются даже по рыхлому грунту вблизи от монтируемых конструкций, что дает возможность работать с наименьшим вылетом стрелы, т. е. с наибольшей грузоподъемностью крана.

При работе с рельсовыми кранами устройство нескольких железнодорожных путей вдоль каждого ряда колонн экономически нецелесообразно и путь обычно прокладывают по середине пролета цеха, вследствие чего кран работает на большом вылете стрелы и грузоподъемность его используется не полностью.

Стреловые передвижные краны обладают рядом достоинств:
1) большой подвижностью, т. е. возможностью быстрого перемещения от одного монтажного элемента к другому;
2) большой высотой подъема; у современных моделей длина стрелы достигает 43 м;
3) возможностью перемещать груз в любом направлении и при сравнительно больших скоростях;
4) эти краны прибывают на строительство уже собран-и ы м и или лишь частично демонтированными и могут быть быстро приведены в рабочее состояние. Так, например, железнодорожные краны прибывают в составе поезда, гусеничные — на железнодорожных платформах или на большегрузных тракторных прицепах, а автомобильные краны — своим ходом со скоростью грузового автомобиля. Отсутствие надобности в монтаже и испытании перед пуском ня каждом объекте строительства является ценным преимуществом автомобильных кранов, ускоряющим производство монтажных работ.

Рис. 38. Железнодорожные стреловые подъемные краны грузоподъемностью 0-6 Т; 6-7,Б Г; в—15 Г; г-18,5 Т; д- 45 Г; е-75 Г

Наряду с достоинствами стреловые передвижные краны обладают и недостатками.

Прежде всего существенным недостатком является различная устойчивость при разных положениях поворотной части крана. Устойчивость железнодорожных и автомобильных кранов всегда (меньше в поперечном направлении, чем в продольном. Для большей устойчивости кранов их приходится дополнительно опирать на выносные опоры, которые с этой целью предусматривают при конструировании ходовой рамы крана. Однако установка опор для закрепления крана в устойчивом положении требует времени и снижает сменную производительность крана.

Для железнодорожных кранов необходимо устраивать дополнительные железнодорожные пути, не предусмотренные основным проектом, что ведет к удорожанию строительства.

Стандартная длина стрел самоходных кранов иногда бывает недостаточна для монтажа элементов на большой высоте, вследствие чего приходится стрелы удлинять вставками дополнительных звеньев либо оборудовать их специальными клювами. В последнем случае крюком стрелы поднимают тяжелые конструкции, а крюком клюва — более легкие и высоко расположенные элементы. При оборудовании стрел клювами грузоподъемность крана (при работе основным крюком) снижается на величину веса клюва и дополнительного такелажа. При удлинении стрелы тоже происходит уменьшение грузоподъемности крана.

Железнодорожные краны в СССР выпускаются грузоподъемностью 6; 7,5; 15; 18,5; 45 и 75 т (рис.38). Все эти модели перемещаются по железнодорожному пути нормальной колеи (1 524 мм) и обладают тяговым усилием на крюке, достаточным для того, чтобы передвигать на короткие расстояния 2—3 груженые платформы.

Железнодорожные краны применяют, главным образом, на работах по выгрузке прибывающих конструкций на складах, для производства сортировки конструкций, подачи их на стеллажи укрупнительной сборки, отгрузки конструкций со склада к монтажному крану, а также для установки конструкций.

Перемещение этих кранов с одного строительства на другое может производиться без демонтажа, так как все эти краны в транспортном положении вписываются в железнодорожные габариты.

При эксплуатации железнодорожных кранов устойчивость их в поперечном к железнодорожному пути направлении достигается применением выносных опор.

Краны Я1М и Я5М имеют двигатели внутреннего сгорания, а прочие краны приводятся в действие паровыми машинами. Следует иметь в виду, что пуск двигателей внутреннего сгорания или электродвигателей и остановка их по окончании работ не требуют значительной затраты времени, а при применении паровых кранов на подъем давления пара в котле надо затратить. 1,5—2 часа, гасить же топку парового котла часто нельзя. В связи с этим паровые краны следует по возможности загружать работой на все три смены.

Рис. 39. Передвижные стреловые подъемные краны на гусеничном ходу

Гусеничные краны выпускаются в СССР с двигателями внутреннего сгорания или с паровыми машинами. Грузоподъемность кранов — 5; 6; 7,5 и 15 т (рис. 39). Кроме того, в качестве кранов на гусеничном ходу применяют краны-экскаваторы Э-502, Э-505 и Э-1 003, на которых может быть установлен грузовой полиспаст, позволяющий поднимать грузы весом до 15 т. Такое сменное оборудование превращает экскаватор в универсальную-машину для комплексной механизации строительных работ: экскаватор сначала роет землю для фундаментов и при надобности может служить краном-копром на свайных работах, затем его переключают на работу по монтажу каркаса и наконец используют на подаче контейнеров со стеновыми и прочими материалами и деталями, как подъемный кран. Переоборудовать экскаватор .можно в течение одной смены.

Весьма существенным преимуществом гусеничных кранов: является простота устройства для них пути перемещения, требующего лишь обеспечения габарита для прохода крана и планировочных работ.

Область применения гусеничных кранов еще шире, чем железнодорожных. Кроме того, что эти краны могут выполнять, погрузочно-разгрузочные работы, складские сортировочные операции и укрупнительную сборку, они являются наиболее распространенным основным монтажным механизмом на монтаже стальных, сборных железобетонных и деревянных конструкций зданий. Применяют их и на гидротехническом строительстве.

На площадку строительства гусеничные краны можно доставлять на низких тяжеловозных тракторных прицепах. На большие расстояния перевозка гусеничных кранов может производиться на железнодорожных платформах нормальной колеи либо совершенно без демонтажа, либо с частичным демонтажем (снятие стрелы и кабины).

Кран КПГ-5 имеет газогенераторный двигатель, работающий на березовой чурке, краны ЯМ1Г и Я5МГ — двигатели внутреннего сгорания; имеются аналогичные модели Я1Г и Я5Г с паровыми машинами. Кран Я2Г выпускается с паровой машиной. Силовой установкой экскаватора Э-505 служит бескомпрессорный дизель КДМ-46, а на экскаваторе Э-1 003 установлен электрический двигатель мощностью 80 кет.

Автомобильные краны выпускаются с двигателями внутреннего сгорания. Грузоподъемность их— 1,5; 3; 5; 7,5 и 10 г (Рис. 40).

Рис. 40. Автомобильные стреловые подъемные краны

Краны на автомобильном ходу обладают способностью перемещаться на ‘большие расстояния своим ходом со скоростью грузового автомобиля, не требуя демонтажа (юроме снятия длинных монтажных стрел).

Существенным недостатком этих кранов является необходимость в подготовке для них улучшенных дорог и неодинаковая устойчивость их в продольном и поперечном направлениях. Автомобильные ираны обычно работают с применением! дополнительных выносных опор и требуют раскрепления на каждой новой стоянке.

Небольшая высота подъема и сравнительно малая грузоподъемность автомобильных кранов явились причиной относительно редкого применения их .на монтажных (работах. В основном их используют на погрузочно – разгрузочны х работах, подаче конструкций на стеллажи укрупнительной оборки, складских работах и на монтаже деревянных конструкций. Однако возможность применения на автомобильных кранах удлиненных стрел позволяет значительно расширить область применения автомобильных кранов на строительстве.

Устойчивость самоходных кранов против опрокидывания обеспечивается их собственным весом и наличием противовеса. Опрокидывающий момент создается внешними нагрузками, которые, как правило’, приложены за пределами опорного контура крана. Удерживающий момент, обеспечивающий’ устойчивость «рана, создается силой веса «рана, приложенной внутри опорного контура. Степень устойчивости крана против; опрокидывания определяется соотношением между удерживающим и опрокидывающим моментами.

При изменении вылета стрелы и при поворотах крана меняются значения действующих сил, плечи их действия и перемещается центр тяжести крана, а следовательно, меняется и степень устойчивости его. Но устойчивость должна быть обеспечена во всех положениях крана, при любых комбинациях нагрузок.

Опрокидывающими нагрузками для передвижного поворотного крана являются (рис. 41):
1) поднимаемый груз Q с учетом веса грузового полиспаста;
2) вес G1 стрелы крана и стрелового полиспаста;
3) ветровое давление на груз и на элементы крана.

Краны лишь в исключительных случаях опираются на горизонтальную площадку, а наличие уклона ведет к изменению величины опрокидывающего момента и момента устойчивости.

Различают грузовую устойчивость, т. е. устойчивость крана против опрокидывания в сторону груза, и собственную устойчивость, т. е. устойчивость крана при отсутствии полезных нагрузок, когда возникает опасность опрокидывания крана в сторону противовеса.

Рис. 41. Расчетная схема устойчивости передвижного стрелового крана

Перед сдачей в эксплуатацию краны должны быть освидетельствованы и испытаны в присутствии .инспектора Котлонадзора.

Кабельный кран представляет собой две мачты или башни с натянутым между ними стальным канатам, по которому перемещается тележка, несущая блоки подъемного механизма (рис. 42).

Кабельные краны применяют при монтаже гражданских зданий и промышленных объектов, преимущественно в тех случаях, когда производится смена покрытий над действующими цехами. Используют их и при .монтаже пролетных строений мостов, если встречаются затруднения для применения в местных условиях других траяспортно-монтажных механизмов.

Рис. 42. Схема кабельного крана с передвижными опорами
1 — машинная башня; 2 — качающаяся башня; 3 — противовес башни; 4 — будка машиниста; 5—грузовая тележка; 6 — крюк; 7—лебедка; 8 — тяговый канат; 9 — канат для поддержки; 10 — несущий канат; 11 — противовес качающейся башни

В соответствии с назначением кабельные краны, применяемые на монтаже, могут иметь длину несущего троса от 80 до 300 м и различную грузоподъемность — от 1 до 10 т. Так, например, строительный трест Запорожстрой применил на жилищном строительстве простейшие кабельные краны пролетом 80—150 м, грузоподъемностью 1 т, а трест Союзпроммонтаж использует для монтажа стальных каркасов и заводского оборудования кабельные краны грузоподъемностью 3,5 — 8 т. Кабельные краны подразделяются следующим Образом: стационарные, имеющие неподвижные башни; эти краны обслуживают только одну линию вдоль несущего троса;

2) качающиеся, имеющие мачты, которые можно наклонять в обе стороны под углом до 8°; такой кран обслуживает узкую прямоугольную в плане площадь, причем- наклон мачт производится изменением длины вант, которые для этой цели закрепляют нижним концом на ручных лебедках; наклон мачт изменяют периодически — после окончания работ на одной линии и перед началом работ на другой; опоры мачт — шарнирные;

3) передвижные, у которых обе башни располагаются на тележках, передвигающихся по рельсовым путям; кран обслуживает широкую прямоугольную площадку;

4) радиальные, имеющие одну башню неподвижную, а вторую — передвигающуюся по окружности; кран этого типа обслуживает площадь в виде сектора круга.

Рис. 43. Кабельный кран Запорожстроя грузоподъемностью до 1 т

На рис. 43, а изображена схема кабельного крана легкого типа грузоподъемностью 1 т, пролетом до 150 м, запроектированного трестом Запорожстрой.

Мачты кабельного крана состоят из секций, изготовленных из цельнотянутых стальных труб, соединенных фланцевыми болтовыми стыками. Мачта усилена четырьмя шпренгелями из круглой стали диаметром 25 мм. Верхние части мачт снабжены приспособлениями для крепления вант, канатов и блоков.

Мачты расчаливают вантами, располагаемыми под углами 120° одна к другой. Ванты закрепляются за якори (рис. 43,6), которые представляют собой пакет .из трех бревен диаметром 20 см, длиной 3 м, зарытый в землю на глубину 2,75 м. Пакет огибает стальная полоса, к которой приварены два швеллера № 12, имеющих отверстия для крепления стяжной муфты ванты.

Грузовая тележка (рис. 43, в) выполнена из двух щек, к которым сверху укреплены две траверсы с двумя роликами каждая. Эти ролики перемещаются по несущему канату кабельного крана. Нижняя траверса тележки тоже имеет два ролика, служащих для запасовки подъемного каната. Когда тележка перемещается по несущему канату, а груз не меняет своей высоты, ролики нижней траверсы начинают вращаться.

Кроме несущего каната, кран имеет тяговые канаты, подъемный канат и кабель с фонарями для освещения.

Тяговый канат закреплен одним концом в точке А, а другим в точке Б (-рис. 43, в). Далее тяговый канат проходит через ролик на мачте, между щеками тележки, через трехрольный блок на мачте и затем огибает барабан тяговой лебедки тремя витками. Таким образом, обеспечивается реверсивное движение тележки по несущему тросу.

Подъемный канат наглухо закреплен одним концом на мачте в точке, он огибает правый ролик тележки, идет вниз, огибает ролик грузового блока и через блоки, и нижний трехрольный блок направляется на барабан подъемной лебедки грузоподъемностью 1,25 г.

Для несущих тросов кабельного крана рекомендуется применять стальные канаты закрытого типа, которые благодаря гладкой поверхности меньше изнашиваются и лучше сопротивляются вредному воздействию атмосферных осадков.

Диаметр несущего троса кабельных кранов определяется расчетом, исходя из условия работы троса только на растяжение с коэффициентом запаса прочности 3,5.

Читать далее:

Категория: - Монтаж строительных конструкций

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины