Строительные машины и оборудование, справочник





Перепроверка водительских способностей и совершенствование поведения

Категория:
   Транспортная психология


Перепроверка водительских способностей и совершенствование поведения

Перепроверка. Термин «перепроверка» в общем объединяет такие формы, которые предназначены для водителей, уже имеющих разрешение на вождение, но которым требуется совершенствовать свое водительское поведение с точки зрения их плохой практической адаптации к дорожному движению.

Другую группу могут составлять водители, нуждающиеся в добровольной переподготовке на другое транспортное средство или на другие условия. Однако не следует усматривать в этом аспекте значение становления, так как при этом принцип автономного образования целевых групп может проявляться и на практике, действительно, неоднократно проявлялся таким образом, что как раз предназначенные для этого целевые группы с новыми для себя условиями оказываются не охваченными данным мероприятием.

Становление (совершенствование) следует рассматривать как задачу уже сегодняшнего дня, так что она должна составлять часть полной системы подготовки. Ее цель заключается в сокращении протекающего сейчас на протяжении 100 000 км пробега процесса становления водительского опыта, в замене метода проб и ошибок систематическим и критическим анализом традиционно встречающихся во время вождения опасностей, не создавая конфликтов или умея выходить из них.



В своей основной форме подобная согласующаяся с элементарной подготовкой по вождению (цель обучения: вождение в нормальных условиях) система становления могла бы быть ориентирована на три круга задач: практическое умение распознавать все типы опасности, избегать их и преодолевать, в соответствии с которыми уже созданы некоторые системы переподготовки. Различная значимость этих трех задач в педагогическом аспекте может быть проиллюстрирована с помощью следующей схемы (рис. 55).

Весь континуум поведения от нормального состояния до аварийного подразделяется, следовательно, на различные стадии критического отношения к опасной обстановке: как только водитель встречает опасность, прежде всего оказывается важным, распознает он ее или нет (GE + или GE—). Общий метод, с помощью которого должна достигаться цель обучения «распознавание опасности», представляет собой поэтому систематическую тренировку восприятия, внимания и бдительности. На следующей стадии имеет значение задача, можно ли предупредить опознанную опасность или нет (GV+ или GV—), в то время как вообще неопознанную опасность уже нельзя даже избежать. Методом, направленным на достижение цели обучения «предупреждение опасности», является так называемая «тренировка сдержанности». Следующая стадия определяется в соответствии с тем, удастся или нет избежать опасности, которой не удалось предупредить (GB+ или GB—). Соответственно применяется метод тренировки в условиях опасной обстановки. Происходит ли в случае непреодоления опасности авария или нет, является, правда, не вопросом становления, а делом «случая».

Отсюда ясно, что ДТП можно предупредить с большей вероятностью тогда, чем раньше будет осознано отклонение от нормального поведения. Иначе говоря, чем оольше признаков перехода обстановки в опасную форму распознается, тем чаще удается ее предупредить и тем меньше конфликтов необходимо преодолевать. В соответствии с различной вероятностью появления отдельных стадий необходимо сделать вывод о различной значимости отдельных целей обучения. Так что преодолению опасностей, наверняка, придается относительно меньшее значение, так как водитель при положительном решении задач по распознаванию признаков и предупреждению опасностей будет гораздо реже сталкиваться с необходимостью решения второй задачи — выхода из опасной обстановки. С другой стороны, при пренебрежении задачами распознавания признаков и предупреждения опасностей решение о последствиях отклонения от нормального поведения может приниматься только на стадии выхода из опасной обстановки.

Рис. 55. Схема различных стадий встречи с конфликтной обстановкой:
1 — нормальное поведение (/VV); 2 — ДТП; 3 — отсутствие ДТП в результате случайности; G — конфликтная обстановка; G£-И—)—опасность опознана (не опознана); GV +(—) — опасность предупреждена (нет); (/В-Н — )— ДТП избежали (нет)

Тренировка восприятия, сдержанности и преодоления опасностей. С точки зрения содержания курсов становления [383] за основу можно принять программу, как продолжение начальной обычной подготовки в автошколе.

Генеральная цель: адаптация к сложному дорожному движению с учетом безопасности и динамики транспортного процесса.

Первая ступень: тренировка восприятия.

Цель: бдительность — распознавание признаков грядущей опасности (собственных действий и окружающих).
а. Правильное наблюдение: тренировка как в лабораторных, так и в реальных условиях; метод «комментирующего вождения».
б. Правильное видение: тренировка распределения зрительного внимания; привыкание к флуктуирующему обзору вместо фиксирующего (прикованного взгляда), включая достаточное пользование зеркалом заднего вида; правильный режим обзора при ослеплении светом для уменьшения физиологического воздействия этого ослепления — смещение направления взгляда.
в. Контроль за тем, чтобы окружающие видели ведомый транспорт: дифференцирующая оценка воспринимаемости собственного транспортного средства другими участниками дорожного движения (приемы привлечения внимания к себе в нужный момент).

Вторая ступень: тренировка сдержанности.

Цель: предупреждение опасностей.
а. Дифференцирующая оценка понимания собственных водительских действий другими участниками дорожного движения, систематизированное «понятное окружающим вождение».
б. Тренировка предвидения: вместо ориентации на текущие ситуационные условия ориентация на непосредственно предстоящие по времени ситуационные условия; систематический учет возможных опасностей, в частности, возможного ошибочного поведения других участников дорожного движения.

Третья ступень: тренировка выхода из опасной обстановки, чреватой ДТП.

Цель: «уважительное отношение» к опасности (отсутствие «спешки» при осознании опасности). Изучение конкретных опасных обстоятельств и отработка поведения в них.

Содержание подобных программ становления водительского характера (совершенствования) свидетельствует о том, что их применение может быть оправданным лишь в рамках осуществления поэтапного процесса, начиная только на той стадии, на которой водитель находится, уже завершив первую фазу самостоятельной езды (но еще несовершенного вождения).

Читать далее:

Категория: - Транспортная психология

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины