Строительные машины и оборудование, справочник






Перевозка легковесных грузов


Категория:
   Подвижной состав


Перевозка легковесных грузов

СПС для перевозки таких легковесных грузов, как отходы резинотехнической и деревообрабатывающей промышленности, автомобильной промышленностью не выпускается. Отдельные министерства и ведомства изготавливают в небольших количествах необходимый подвижной состав для удовлетворения собственных нужд в перевозках грузов плотностью от 0,2 до 0,4 т/м3 (отходы резины, щепа, опилки, древесная пыль и др.). Перевозки этих грузов требуют применения кузовов увеличенного объема (порядка 25… 40 м) с самосвальной разгрузкой и с уплотнениями в местах стыка открывающихся бортов с каркасом кузова, так как часть промышленных отходов относится к разряду пылящих грузов. Такие перевозки предъявляют к автотранспортникам особые требования по защите окружающей среды от попадания в нее вредных примесей.

Для перевозки и механизированной разгрузки легковесных непы-лящих сыпучих, навалочных грузов плотностью не более. 0,4 т/м3 можно рекомендовать самосвальный полуприцеп с кузовом бокового опрокидывания Т-323А конструкции НПО Главмосавтотранса. Он выполнен на базе ОдАЗ-885 и нашел широкое применение при централизованном вызове промышленного мусора, отходов, а также на перевозках кокса и других подобных грузов. Полуприцеп состоит из кузова, гидравлического оборудования, шасси полуприцепа ОдАЗ-885 с доработанной рамой.

Кузов полуприцепа состоит из основания, каркаса, бортов боковых, укрепленных на верхних шарнирах, заднего и переднего с лестницами, крыши и механизмов запирания бортов.



Механизм запирания бортов раздельный для переднего и заднего бортов кузова. Управление механизмом запирания заднего борта расположено на задней поперечине основания кузова. Механизмы запирания переднего и заднего бортов идентичны.

Механизм запирания переднего борта состоит из вала, расположенного во втулках кронштейнов, установленных на основании кузова. На передний конец вала насажен рычаг и зафиксирован штифтом. К валу приварены три рычага, в резьбовые отверстия которых ввернуть подпятники и законтрены контргайками. На передней поперечине основания кузова установлен кронштейн, на оси которого находится пластина, соединенная жестко с рукояткой.

Рис. 1. Полуприцеп-самосвал Т-323А

Тяга одним концом соединена с вилкой, вторым — со скобой, которая шарнирно соединена с пластиной, а вилка с рычагом. Для демонтажа вала необходимо снять кронштейн и выдвинуть вал из втулки кронштейна, установленного в средней части основания кузова. Эта втулка также является опорой и для конца вала механизма запирания заднего борта. Плотное прижатие борта к боковому проему кузова осуществляется подпятниками. Правильное положение точки А, при котором ось В тяги 7, соединенной с шарнирным механизмом, состоящим из скобы и пластины, находится выше точки О, регулируется длиной тяги.

Рис. 2. Механизм запирания бортов кузова полуприцепа Т-323А

Механизм запирания борта работает следующим образом. После разгрузки и опускания кузова борт возвращается в исходное вертикальное положение. Для его закрытия рукоятку необходимо перевести из положения «Открыто» в положение «Закрыто» — рукоятка направлена вверх с некоторым наклоном вправо. При этом точка А1 шарнирного механизма переходит в положение А, а точка Б1 в положение Б. Вал поворачивается, и подпятники прижимают борт к боковому проему кузова. При совпадении оси В с точкой О шарнирный механизм находится в мертвой точке. При дальнейшем движении рукоятки вправо шарнирный механизм переходит мертвую точку, нижнее ребро пластины упирается в нижнюю полку Г. При этом дальнейшее перемещение рукоятки вправо прекращается. Механизм запирания борта находится в положении «Закрыто». Положение «Закрыто» дополнительно фиксируется кольцом, накинутым на рукоятку 10. При нахождении механизма запирания борта в положении «Закрыто» подпятники должны касаться упоров болта. При этом борт должен быть плотно прижат к боковому проему кузова.

Подъемный механизм кузова состоит из цилиндра, ограничительного клапана, запорных устройств и маслопроводов высокого давления.

Цилиндр механизма подъема кузова — телескопический от автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555. Ограничительный клапан служит для ограничения угла подъема и встряхивания кузова в конце подъема. В его стальном корпусе расположен клапан. В крышке размещено резиновое седло-манжета, к которому клапан прижат усилием пружины, а при подъеме кузова и некоторым избыточным давлением рабочей жидкости. Клапан уплотнен двумя резиновыми кольцами, между которыми имеется дренажное отверстие А. На резьбовой конец клапана навернут наконечник, соединенный цепью с консолью кузова. На сферической поверхности корпуса установлен фланец с двумя прижимами. Фланец крепится болтами к консолям рамы полуприцепа. Через отверстие в корпусе клапан соединен с нагнетательной магистралью. К резьбовому отверстию в крышке присоединена сливная магистраль. При закрытом положении клапана нагнетательная и сливная магистрали разобщены.

Рис. 3. Схема подъемного механизма полуприцепа Т-323А: А — гидравлическая система автомо-биля-тйгача; б — гидравлическая система полуприцепа; 1- масляный бак; 2- запорное устройство; 3- ограничительный клапан; 4- гидравлический цилиндр; 5- масляный насос с краном управления

Рис. 4. Ограничительный клапан. 1,6- крышки; 2- седло-манжета; 3,4- кольца; 5- сальник; 7- наконечник; 8- клапан; 9- фланец; 10- прижим; 11 — корпус; 12- пружина; А — дренажное отверстие; б — поверхность

Рис. 5. Полуприцеп У-176

Ограничительный клапан работает следующим образом. При подъеме кузова на заданный угол (угол подъема регулируется длиной цепи) цепь натягивается и через наконечник поднимает клапан. При этом нагнетательная магистраль соединяется с сл, ивной, и кузов, вытесняя жидкость из гидравлического цилиндра, резко опускается вниз на некоторый угол до закрывания (опускания) клапана. После этого начинается подъем до открывания клапана и т. д. Поочередные открывания и закрывания клапана обеспечивают энергичное встряхивание кузова в конце подъема, что в значительной степени облегчает ссыпание груза. Частоту встряхивания можно регулировать изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Цепь ограничения подъема, соединяющая наконечник с консолью кузова, кроме открывания клапана также предохраняет опрокидывание кузова на левую сторону на угол свыше заданного в том случае, если кузов начинает опрокидываться не под действием постепенного ее подъема гидравлическим цилиндром, а резко под действием силы тяжести, действующей на борт в сторону опрокидывания (разгрузки). В этом случае при натяжении цепи клапан поднимается до упора его кольца в поверхность Б. При этом между витками пружины остаются зазоры, и усилие от опрокидывания кузова через цепь, наконечник, клапан, корпус и фланец передается на консоли рамы полуприцепа, к которым крепится фланец. Это усилие значительно превышает усилие, передаваемое цепью клапану.

Полуприцеп можно загрузить как из бункеров-накопителей, так и другими средствами: тракторной лопатой, ковшом автопогрузчика и т. д.

Полуприцепы ППТ-0407 и У-176, изготавливаемые в Минавто-трансе БССР и Главмосавтотрансе, имеют одинаковую компоновку (решетчатый кузов увеличенного объема для перевозок легковесных тарно-штучных грузов) и предназначены для работы соответственно с тягачами ГАЗ-52-06 и ЗИЛ-130В1.

Кузов полуприцепа ППТ-0407 имеет две.боковые двери и одну заднюю, пол кузова с деревянным настилом, крыша у кузова отсутствует.

Полуприцеп У-176 отличается тем, что кузов закрыт сверху крышей, обшитой алюминиевым листом. Передняя стенка кузова зашита также алюминиевым листом и составными рейками. Боковая и задняя двери кузова — решетчатые из стальных труб прямоугольного сечения. Угол открывания дверей: боковой 180° задней 270? Ось полуприцепа с тормозами от полуприцепа МАЗ-5245. Подвеска оси колес осуществлена с помощью двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессор от автомобиля МАЗ-500А.

В перевозках Минавтотранса БССР и Главмосавтотранса внедрены соответственно 20 ед. полуприцепов ППТ-0407 и 159 ед. полуприцепов У-176. Экономический эффект от использования каждого полуприцепа составляет соответственно 3500 руб. и 1200 руб. в основном за счет увеличения грузоподъемности на 75% и 26,6%. Экономия от снижения себестоимости перевозок составляет 4400 руб. и 1500 руб. От двух автопоездов высвобождается один водитель.

Полуприцеп У-79 предназначен для перевозки пакетированных легковесных грузов, в основном для минеральной ваты — легковесного груза, служащего термоизоляционным материалом для труб теплоцентралей, утеплителем стен и перекрытий жилых зданий, звуко-изолятором и т. д. В Москве централизованные перевозки минеральной ваты до внедрения специализированных полуприцепов осуществлялись автокомбинатом № 2 Мосстройтранса на автопоездах в составе седельного тягача ЗИЛ-1 ЗОВ 1 с двумя полуприцепами ОдАЗ-885, один из которых при этом комплектовался подкатной тележкой. Коэффициент использования грузоподъемности при этом достигал не более 0,3, а эксплуатация автопоезда давала убыток в год 3500 руб.

Рис. 6. Полуприцеп У-79 при перевозке минеральной ваты в пакетах

Рационализаторы автокомбината предложили для перевозки минеральной ваты применять специализированный полуприцеп У-79 (рис. 3.24) форменной конструкции с кузовом большого объема, приспособленный к перевозке и механизированной погрузке-разгрузке пакетированных легковесных грузов. Он представляет собой сварную форменную конструкцию хребтового типа, состоящую из каркаса, имеющего передний и задний хобот. Средняя часть каркаса выполнена в виде узкой фермы из двух боковин. Поперечные балки нижнего пояса фермы удлиненные и являются опорными для настила пола 1-го яруса. К боковинам фермы на высоте 1500 м от пола 1-го яруса закреплены грузовые площадки 2-го яруса. На верхнем поя£е фермы установлены крыши. На переднем и заднем хоботах каркаса на консолях и поперечинах смонтированы нолики для укладки на них груза. Над ноликами на высоте 1500 мм сделаны крыши, которые соединены тягами с крышами, установленными на верхнем поясе фермы каркаса. Крыши и грузовые площадки прикреплены к жестким элементам каркаса платформы с помощью шарниров-петель.

В месте соединения переднего хобота с фермой каркаса имеются опорные устройства.

Тележка полуприцепа-одноосная на рессорной подвеске. Балка оси тележки заимствована от оси полуприцепа ОдАЗ-885, а остальная комплектация оси от автомобиля ЗИЛ-130.

Подъемник запасного колеса, расположенный на переднем хоботе, состоит из стрелы, — закрепленной на стойке кузова, и лебедки, установленной под полом переднего хобота.

Читать далее:

Категория: - Подвижной состав


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины