Строительные машины и оборудование, справочник






Перевозка леса и пиломатериалов


Категория:
   Подвижной состав


Перевозка леса и пиломатериалов

Автомобили-лесовозы с прицепами-роспусками. Для перевозок длинномерного леса (хлыстов и бревен) и доставки его с лесозаготовительных пунктов потребителям (на лесопильные и деревообрабатывающие предприятия) применяются специализированные автопоезда.

Минским и Кременчугским автозаводами с 1978 и 1980 гг. соответственно выпускаются агрегатные автомобили-лесовозы, предназначенные для работы с прицепами-роспусками. Такие специализированные автомобили оборудуются поворотными кониками с боковыми ограничительными стойками и лебедками с приводом от коробок передач для погрузки на себя прицепов-роспусков при движении автомобиля в порожнем состоянии.

Прицеп-роспуск соединяется с автомобилем-тягачом с помощью складывающегося металлического дышла, а также крестообразной сцепки при перевозке грузов длиной более 8 м. Крестообразная сцепка состоит из двух стальных канатов (тросов), соединенных одним концом с поперечной тяговой балкой автомобиля-тягача, другим — с тяговой балкой прицепа-роспуска. Тросы имеют муфты для регулировки степени их натяжения. При движении на повороте тяговые тросы изменяют положение тележки прицепа-роспуска и улучшают тем самым маневренность автопоезда. Стойки коников автомобиля и прицепа имеют цепную стяжку для надежного крепления перевозимого груза.



Автопоезда-лесовозы самосвалы. В результате сложившейся многолетней практики лесоматериалы транспортируют в основном на полуприцепах ОдАЗ-885 и МАЗ-5245, с которых снимают боковые и задний борта, а на платформу устанавливают три-четыре лесовозных коника, представляющих собой поперечные балки-лежаки, по концам которых шарнирно установлены откидывающиеся стойки с тросами и увязочной цепью. Разгружают лесовозы средствами механизации грузополучателей.

Тем не менее для перевозок круглого леса и пиломатериалов в условиях крупного города в Главмосавтотрансе уже давно используют самосвальный полуприцеп-лесовоз с боковой разгрузкой Т-235А (рис. 3.10), выполненный с использованием шасси полуприцепа ОдВЗ-885, на которое устанавливают два самосвальных коника. Коник состоит из двух балок, соединенных между собой рамкой и крестовинами. Каждая балка изготовлена из двух швеллеров № 12 и имеет корытообразную форму. На балках коников установлены по четыре стойки, которые через тросовую систему связаны с опорами коников. Корытообразные балки коников и тросовая система являются отличительной особенностью данной конструкции полуприцепа.

Примененная в лесовозе Т-235А автоматическая система запирания (отпирания) коников существенно сокращает время простоя автопоезда под разгрузкой, облегчает эксплуатацию его в условиях города и полностью освобождает водителя от физического труда при разгрузке автопоезда. Годовой народнохозяйственный эффект от внедрения одного автопоезда-лесовоза с полуприцепом-самосвалом Т-235А составляет 1000 руб. Использование двух автопоездов-лесовозов высвобождает одного водителя.

Для разгрузки автопоезда, например, на левую сторону, надо вынуть фиксатор правой шарнирной опоры коника и вставить его во втулку той же опоры. Затем с помощью гидравлического подъемника 10 опрокинуть коник на сторону вокруг шарнира 9 левой опоры коника. При этом стойка коника за счет прославления троса откроется под воздействием сваливаемого груза и произойдет разгрузка на левую сторону. При возвращении коника в транспортное положение слабина троса выбирается и стойка примет первоначальное вертикальное положение. Для уменьшения усилия в тросе при закрывании стойка коника имеет в своем основании утолщение. Разгрузка на правую сторону производится аналогично описанному выше.

Характерным для коников полуприцепов-лесовозов является наличие увязочных цепей, так как лес, как правило, перевозится с «шапкой» и увязочные цепи необходимы для обеспечения безопасности движения такого подвижного состава. Увязочные цепи крепятся к стойкам коников с помощью специальных устройств (держателей).

С целью повышения производительности труда на перевозках лесоматериалов и удобства управления самосвальным механизмом на стойке коника полуприцепа-лесовоза монтируется держатель увязочной цепи, содержащий клещеобразный захват с неподвижным звеном, которое приварено к стойке в ее верхней части. Кроме того, на стойке смонтированы поворотное звено, соединенное с неподвижным звеном шарниром, и вертикально расположенный вдоль стойки стержень, шарнирно сопряженный верхним концом с поворотным звеном захвата, а нижним концом упирающийся в стопорную чеку. Рычаг управления смонтирован на оси основания стойки и шарнирно соединен с нижним концом вертикального стержня.

Перед разгрузкой коника стопорную чеку повертывают, чтобы паз в чеке встал против нижнего конца стержня, дав тем самым возможность стержню двигаться в вертикальной плоскости. Затем съемной рукояткой повертывают рычат вокруг оси 6 таким образом, чтобы вертикальный стержень, переместившись вверх вдоль стойки, повернул поворотное звено захвата вокруг шарнира, отсоединив тем самым увя-зочную цепь этой стойки. После этого можно включить гидравлический привод самосвального механизма.

Полуприцеп-лесовоз самосвальный с задней разгрузкой ППС-0706 (рис. 3, разработчик НПО Автотранстехника Минавтотранса БССР) предназначен для перевозки и механизированной разгрузки леса и пиломатериалов. Работает в сцепе с автомобилем-тягачом ЗИЛ-130В1. Его отличительной особенностью является разгрузка перевозимого леса на заднюю сторону с помощью подвижной тележки, смещающейся тросовой лебедкой. Рама полуприцепа сзади имеет специальный наклонный лист. При использовании полуприцепа-лесовоза ППС-0706 время на разгрузку подвижного состава сокращается более чем в 2 раза по сравнению с применяемым на тех же перевозках стандартным полуприцепом ОдАЗ-885.

Рис. 1. Стойка коника с держателем увязочной цепи

Рис. 2. Полуприцеп-лесовоз ППС-0706

Повышение производительности подвижного состава при перевозках лесоматериалов в условиях города является одной из основных задач работников автотранспорта столицы. С этой целью они сформировали и успешно используют при перевозках леса длиной до 6 м автопоезд повышенной грузоподъемности в составе автомобиля ЗИЛ-133ГЯ с специальным оборудованием У-194 (проект НПО Глав-мосавтотранса) и прицепа, выполненного на шасси универсального полуприцепа ОдАЗ-885, с подкатной поворотной тележкой У-193 (проект НПО Главмосавтотранса).

Грузоподъемность такого автопоезда составляет 16 550 кг при собственной массе всех его составных звеньев 13 030 кг. Удельная мощность автопоезда 7,1 л. с./т. За одну ездку на автопоезде может перевозиться более 30 м3 лесоматериалов. По сравнению с автопоездами в составе автомобиля-тягача ЗИЛ-130В1 и переоборудованного полуприцепа ОдАЗ-885 грузоподъемность автопоездов-лесовозов увеличивается более чем в 2 раза. Кроме того, использование в качестве тягача автомобиля ЭИЛ-133ГЯ с дизельным двигателем (КамАЗ-740) дает существенную экономию топлива на данных перевозках, что имеет особое значение при эксплуатации подвижного состава в городских условиях.

Рис. 3. Автопоезд-лесовоз с применением оборудования У-194 и подкатной тележки У-193


Читать далее:

Категория: - Подвижной состав


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины