Строительные машины и оборудование, справочник






Перевозки пассажиров


Категория:
   Справочник водителя


Перевозки пассажиров

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом подразделяются на автобусные и таксомоторные.

Автобусные перевозки

Виды перевозок



Автобусные перевозки подразделяются на городские, пригородные, местные, междугородные, туристско-экскурсионные и специальные. Первые -четыре вида этих перевозок осуществляет автомобильный транспорт общего пользования.

Маршруты городских перевозок пролегают по территории городов и характеризуются небольшими расстояниями между остановочными пунктами (300—500 м) и большой частотой движения автобусов.

Пригородные перевозки обеспечивают связь между городами и пригородными поселками. По характеру эти перевозки близки к городским.

Местные перевозки связывают областные центры с районными, а также районные центры между собой и с крупными населенными пунктами. Расстояния между промежуточными остановками определяются расположением на маршруте населенных пунктов, а частота движения — величиной пассажиропотока.

Междугородные перевозки осуществляются по дорогам, соединяющим областные и республиканские центры. Расстояние между остановочными пунктами на экспрессных маршрутах Достигает нескольких десятков километров.

Туристско-экскурсионные, а также специальные автобусные перевозки, к которым относятся ведомственные, санаторно-курортные перевозки, перевозки детей, отдыхающих в пионерских лагерях, делегатов съездов и т. д. являются нерегулярными и организуются по мере возникновения потребности в них.

Автобусные маршруты

Различают постоянные и сезонные, а также обычные, экспрессные и укороченные маршруты.

Постоянные автобусные маршруты функционируют в течение всего года, сезонные — открываются только на определенный период по мере возникновения потребности в них.

На обычных автобусных маршрутах предусматривают движение автобусов от начального до конечного пункта с остановками на всех промежуточных пунктах.

На экспрессных маршрутах автобусы также следуют по всему маршруту, но останавливаются только на некоторых важнейших остановках или совсем не имеют промежуточных остановок.

На укороченных маршрутах часть автобусов следует не по всему маршруту, а только по участку с наиболее напряженным пассажиропотоком.

Оборудование автобусных маршрутов. На одном или обоих конечных пунктах городских автобусных маршрутов сооружают станции со служебным помещением для дежурного диспетчера или начальника станции и комнатой для отдыха водителей. Если станция имеется только у одного конечного пункта маршрута, то на втором конечном пункте устанавливают контрольные штамп-часы для отметки времени прибытия автобуса. На всех остальных остановочных пунктах устанавливают указатели «Остановка» с обозначением номеров маршрутов автобусов, следующих через данный пункт, времени начала и окончания, а также интервалов их движения. На остановочных пунктах пригородных, а иногда и городских маршрутов устанавливают павильоны для пассажиров. На конечных и расположенных в городах промежуточных пунктах междугородных и местных автобусных маршрутов строят автостанции. На прочих промежуточных пунктах междугородных и местных маршрутов строят павильоны для пассажиров и вывешивают указатели с расписанием движения автобусов.

Расписания движения автобусов. Расписание движения автобусов является основным документом отдела эксплуатации ПАТП, определяющим режим движения автобусов, организацию труда водителей, а также режим работы службы эксплуатации, технической службы и эксплуатационные показатели работы ПАТП.

Различают следующие виды расписаний движения: сводное маршрутное расписание, станционное, контрольное, автобусное и расписание для пассажиров.

Сводное маршрутное расписание является основным расписанием движения автобусов на маршруте. В нем указывают номера выходов очередных автобусов, время выхода их из парка, прибытия и отправления из обоих конечных пунктов маршрута, а также время проследования контрольных пунктов. На основе сводного маршрутного расписания составляют все остальные расписания.

Станционное расписание составляют для конечных станций автобусных маршрутов, а контрольные расписания для промежуточных контрольных пунктов. По этим расписаниям контролеры-ревизоры осуществляют контроль за регулярностью движения автобусов.

Автобусные расписания составляют для всех автобусов, работающих на маршруте, в соответствии с номером их выхода.

Это расписание выдается каждому водителю при выезде из парка и служит для него руководством во время работы на маршруте.

Расписание для пассажиров вывешивается на конечных станциях городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутов.

Режим работы водителей автобусов

Городские и пригородные автобусы работают в две смены. При этом за одним автобусом закрепляют трех водителей (строенная форма организации труда) или за каждыми двумя автобусами пять водителей (двухсполовинная форма). Смена водителей, как правило, производится на линии, что позволяет избежать потерь времени на заезд в гараж и уменьшить нулевые пробеги автобусов для заезда в гараж.

Режим работы междугородных и местных автобусов зависит от расписания движения, протяженности маршрута и организации движения на нем. При системе «сквозного движения» пассажиров доставляет один автобус от начального до конечного пункта маршрута; при системе «участкового движения» — несколько автобусов, каждый из которых курсирует в пределах определенного участка маршрута.

При достижении конца его участка пассажиры пересаживаются в автобус, обслуживающий следующий участок.

Если протяженность маршрута при системе сквозного движения так велика, что он не может быть пройден автобусом в течение одной рабочей смены, то в рейс направляют двух водителей, которые управляют автобусом поочередно.

Обязанности водителя автобуса

Основной обязанностью водителя автобуса является точное выполнение расписания и обеспечение полной безопасности движения.

Водитель должен строго соблюдать правила дорожного движения, не допускать перенаполнения автобуса, не открывать двери до полной остановки, не начинать движения до закрытия дверей, избегать резкого трогания с места и резкого торможения.

В случае вынужденной остановки автобуса на линии водитель должен принять меры к доставке пассажиров по месту их следования: пересадить на следующий автобус того же маршрута, вызвать резервный автобус.

При работе без кондуктора в обязанности водителя входит наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и объявление остановок. Водитель должен наблюдать за своевременной оплатой проезда пассажирами через кассы-копилки и вести учет билетов по билетно-учетному листу.

При возвращении с линии в ПАТП в присутствии комиссии водитель должен вскрыть кассы-копилки и сдать кассеты старшему Дежурному кассиру.

Таксомоторные перевозки

Виды перевозок

Таксомоторные перевозки подразделяются на пассажирские и грузовые перевозки по индивидуальным маршрутам, назначаемым пассажирами; пассажирские и грузопассажирские перевозки по определенным маршрутам (маршрутные таксомоторные перевозки).

Оборудование автомобилей-такси. Легковые и грузовые автомобили-такси отличаются от серийных автомобилей наличием таксометра, наружных опознавательных знаков («шашки» и буква «Т» на кузове или кабине) и светового сигнала «Свободен» (зеленого фонаря).

На автомобилях-такси устанавливаются таксометры, которые представляют собой прибор для определения и учета платы за проезд. На легковых автомобилях-такси устанавливают таксометр Т-9Д, на грузовые — таксометр Т-9Г. Оба таксометра имеют одинаковое общее устройство и различаются настройкой на тариф.

Режим работы водителей автомобилей-такси

Средняя продолжительность работы на линии автомобилей-такси для перевозки пассажиров составляет 12—13 ч. За каждым автомобилем-такси закрепляют двух водителей, работающих поочередно через день.

Население обслуживается грузовыми автомобилями-такси в течение времени работы торговых предприятий.

Маршрутные автомобили-такси работают в зависимости от потребности населения в этом виде перевозок.

Обязанности водителя автомобиля-такси

Водители автомобилей-такси индивидуального пользования обязаны выполнять распоряжения диспетчерской службы, строго соблюдать правила перевозки пассажиров и багажа, а также следить за выполнением этих правил пассажирами.

Водитель не имеет права отказывать в посадке пассажирам. Исключение составляют выезды за пределы города, которые должны быть разрешены диспетчером, а также поездки, могущие вызвать задержку возвращения в гараж окончившего рабочую смену водите ля. Водители должны принимать все зависящие от них меры к вы полнению плана по платному пробегу и выручке. Для этого водители должны постоянно совершенствовать свои знания плана города и расположения пунктов наибольшего спроса на такси.

Водители маршрутных автомобилей-такси обязаны выполнять график движения автомобиля, останавливать автомобиль по требованию пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута.

На междугородных маршрутах водители должны предъявлять дежурным диспетчерам автостанций путевой лист для отметки времени прибытия и отправления такси, а после установленного пробега ставить автомобиль для технического обслуживания в ПАТП, которому поручено обслуживание транзитных автомобилей.

Читать далее:

Категория: - Справочник водителя

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины