Строительные машины и оборудование, справочник





Перспективные транспортные системы


Категория:
   Разное


Перспективные транспортные системы

Далее:

Для эффективного осуществления системы расселения и равномерного использования территории страны необходима сеть транспорта, совмещающего в себе средние скорости самолета, вместимость и надежность поезда, комфорт автомобиля.

Как известно, в условиях севера и тайги возникают большие трудности для прокладки железных дорог, что приводит к неравномерному освоению территории. Развитие авиации частично помогает решить эту проблему. Но и авиация не всегда может служить идеальным видом регулярной связи, так как зависит от метеорологических условий, требует строительства сложных и громоздких аэродромных хозяйств, требует соблюдения предельно высоких технологических требований к системам самолета и особенно к двигателям, без чего нельзя гарантировать безопасность полета. Сложные локационные системы следят за каждой машиной в воздухе, корректируя ее полет в постоянно меняющихся метеорологических условиях. При массовом использовании воздушных коридоров не исключена возможность столкновения самолетов. Все это делает авиацию сравнительно дорогим средством транспорта.

Широко используются в Сибири вертолеты для доставки на места геологических разведывательных партий. Однако и вертолет нельзя считать перспективным средством массового сообщения из-за его малой пропускной способности, невысоких скоростей и невысокой надежности.



Речной транспорт отличается еще большей тихоходностью. Он зависит от русла реки и периода летней навигации.

Этот неполный перечень недостатков существующих систем внешнего транспорта приводит к выводу, что в условиях Сибири необходим качественно новый вид транспорта, который бы совмещал в себе достоинства и исключал недостатки традиционных видов транспорта. Таким транспортом может, на наш взгляд, стать надземный поезд-экспресс на магнитной подушке, один из вариантов которого разработан и предложен автором в 60-х годах. Бескрылые вагоны с реактивными двигателями могут совместить средние скорости авиации, надежность железных дорог, отличаясь от обоих простотой прокладки трассы и экономичностью. Транссибирский экспресс на магнитной подушке (назовем так этот синтетический вид внешнего транспорта) позволит проложить над тайгой линии надежного скоростного сообщения с запада на восток и в меридиональном направлении, не нарушая природного ландшафта железнодорожной насыпью, вырубкой леса и не создавая сложных пересечений с наземными средствами транспорта.

Рис. 55. Выход человека в космос оказал определенное влияние на характер земных представлений об организации пространства. Разработка космических и подводных капсул для долговременного обитания в космосе или под водой стимулирует идею создания мобильной автономной жилой квартиры,-ячейки. Справа внизу лунный автомобиль (США)

Конструкция такого экспресса предусматривает применение современных материалов: железобетона и дюралевых сплавов, которые в условиях развитой промышленности сборного железобетона и авиастроения перестали быть дефицитом. Легкий бескрылый вагон-фюзеляж из дюралевых сплавов скользит на магнитной подушке по желобу-рельсу из предварительно-напряженного железобетона. Желоб-направляющая поднят над землей на 10—15 м. Опорами служат колонны-сваи, точнее V-образные рамы. Параллельные желоба встречных путей стянуты между собой легкой аркой-стяжкой. Вагон эллипсовидного сечения рассчитан на 200—300 кресел самолетного типа облегченной конструкции и багажный отсек. Под полом пассажирского салона расположены устройства для создания магнитной подушки, устраняющей силу трения между дном вагона и вогнутой поверхностью желоба-рельса. На остановках (расстояние между ними 200—300 км) выдвигаются шасси-катки. Поверхность желоба покрыта слоем стеклобетона, прочного и надежного покрытия, уже сегодня применяемого для покрытий полов в механических цехах. В кормовой части вагона на стабилизаторе расположены отслужившие свой век в авиации реактивные двигатели малой мощности. Перпендикулярно пересекающиеся линии экспресса проходят на разных уровнях и не требуют специальных развязок.

Экспресс на магнитной подушке в отличие от железных дорог не требует расчистки тайги, выравнивания грунта, обхода наземных естественных препятствий, большого расхода стали на рельсовый путь. Отверстия в грунте для типовых опор-свай можно выполнять с помощью специальных долбежных машин, доставляемых на трассу грузоподъемными дирижаблями. Длина одного прогона желоба может быть порядка 100 м. Установка стандартных сборных железобетонных элементов, прогонов и опор значительно увеличит скорость прокладки трассы в сравнении с темпами прокладки железных дорог и строительства аэродромов. Важное преимущество экспресса на магнитной подушке — возможность повысить скорость сообщения в пять-шесть раз в сравнении с железной дорогой и довести ее до 500—600 км/ч. В отличие от авиации такой экспресс, уступая ей в скорости, лишен необходимости осуществлять сложные маневры взлета и посадки в часто неблагоприятных метеорологических условиях. Вместо сложных современных аэродромов с бетонными взлетно-посадочными полосами и службами обеспечения полета достаточно построить легкое здание-вокзал, к которому непосредственно подходит вагон экспресса. Синхронное открывание дверей вокзала и вагона обеспечит безопасность посадки пассажиров. Вагон экспресса не требует строгой герметизации салона, позволяя делать большие окна, из которых удобно наблюдать с оптимальной высоты окружающий пейзаж.

Рис. 56. Скоростной надземный экспресс конденсирует в себе преимущества авиации, железной дороги и автомобиля, не зависит от грунтовых работ и погодных условий. Скорость до 500 км/ч (слева: разработка автора 60-х годов). Линии надземного скоростного экспресса, проложенные в малоосвоенных районах страны, создадут опорную сеть для равномерного размещения промышленных объектов и городов

Для экспресса на магнитной подушке характерны надежность и регулярность сообщения. Интервал подачи вагонов может зависеть от потребностей развивающегося района и регулироваться средствами автоматики. По-видимому, услуги машиниста-летчика потребуются лишь при отказе автооператора экспресса. Современные аппараты на воздушной подушке не получили распространения как транспортное средство, так как неровности рельефа служат для них непреодолимым препятствием, а использование их на воде ограничено руслами рек или высокими морскими волнами. Гладкая поверхность направляющего желоба и его сечение, повторяющее эллипсовидную форму днища вагона, создают в данном случае идеальные условия для использования принципа воздушной подушки или более эффективной и бесшумной магнитной подушки. Малый вес вагона из дюраля не потребует больших мощностей для его подъема от направляющей. А в отличие от монорельсового транспорта здесь вагон не имеет сложных подвесов и колес, работающих на трении и требующих большого расхода стали на направляющий рельс.

Использование экспресса на магнитной подушке в условиях Сибири позволит освоить в относительно короткие сроки и сделать легкодоступными ее просторы, разбив территорию транспортной сеткой со стороной квадрата 500 км. Освоение территории внутри этого квадрата возможно с помощью вертолетов или других аппаратов вертикального взлета и посадки, скоростного водного транспорта и автомобильных дорог. Что касается грузовых перевозок, то переработка сырья на месте добычи приведет к резкому их сокращению. Необходимую перевозку отдельных грузов и конструкций можно осуществлять с помощью существующих железных дорог, дирижаблей, речного и морского транспорта, транспортной авиации и трубопроводов. На предложенной карте-схеме (см. рис. 56) показаны возможные трассы экспресса на магнитной подушке. С запада на восток идет линия по границе Полярного круга Архангельск — Чукотка, ниже — Ленинград — Магадан, которые пересекаются меридиональными линиями. Возможность сооружения такой транспортной сети на большой территории Сибири подготовлена развитием науки и промышленности. Опыт, накопленный заводами железобетонных конструкций, позволит в короткие сроки освоить массовый выпуск элементов эстакады: опор и прогонов-направляющих, так же как и опыт конструкторских бюро-и заводов гражданской авиации позволит освоить выпуск вагонов экспресса на магнитной подушке. Развитие систем автоматического управления послужит средством обеспечения бесперебойности и безотказности движения по надземной дороге. Типовыми могут быть и здания платформ-вокзалов.

Существенным препятствием для реализации этого проекта могут стать сильные ветры и снежные заносы. Сбрасыванию вагона порывом ветра препятствуют вертикальные борта направляющего желоба и автоматическая регулировка воздушной подушки. На наиболее опасных с точки зрения ветровых нагрузок участках пути возможна установка поверх вагона легкого короба из прозрачных пластиков. Ликвидировать снежные заносы могут те же авиационные двигатели, которые применяются теперь для расчистки от снега железнодорожного пути. Прокладка через Сибирь линий экспресса на магнитной подушке позволит в минимальные сроки освоить ее неисчерпаемые природные ресурсы, рассредоточить население больших городов на ее обширной территории. На пересечениях магистралей скоростных до-

Книга посвящена актуальным вопросам взаимодействия архитектуры и машин в предметной среде современного города. Актуальность ее определяется прежде всего необходимостью преодоления широко распространенных как среди архитекторов, так и машиностроителей метафизических представлений о несвязанности и независимости этих объектов, что на практике приводит к ряду отрицательных факторов, дегуманизирующих городскую среду. В основе подхода к проблеме взаимосвязи машин и архитектурной среды лежит принцип диалектической взаимосвязи предметов и явлений материального мира в своем развитии. Такой подход к анализу компонентов предметной среды города является одновременно комплексным подходом к анализу среды современного города, представляющей собой сложный синтез объектов архитектуры, инженерных сооружений и машин как объектов дизайна.

Причем в этой синтезированной среде современного большого города машины и другие объекты дизайна выступают не как некий однородный «наполнитель; их системы взаимодействуют с архитектурой на различных структурных уровнях — от интерьера до системы расселения. Поэтому такой подход к анализу реальной, объективно сложившейся среды рог будут созданы условия для строительств современных городов, обеспечивающих дл населения наибольший комфорт. Кроме тоге на эту сетку «ложатся» многие существующи города и промышленные центры. Ажурные формы эстакады и динамичные формы ваго нов экспрессов украсят пейзаж Сибири, не нарушая его самобытного величия. Однакс реализация такого проекта требует государственного, межведомственного подхода к проектированию и изготовлению составляющих элементов нового вида транспорта. Здесь потребуются объединенные усилия авиаконструкторов, конструкторов аппаратов на воздушной и магнитной подушке, мостостроителей и экономистов, архитекторов и художников-конструкторов. Отработка опытных конструкций на экспериментальном участке пути поможет определить целесообразность и экономическую эффективность прокладки экспресса на магнитной подушке как оптимального вида магистрального транспорта в условиях Сибири и в других малоосвоенных районах.

Читать далее:

Категория: - Разное

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Авиация, космонавтика и архитектура
Речной и морской транспорт
Железнодорожный транспорт
От «моторного дома» к мобильной архитектуре
Структурная модель оптимального города (разработка автора)
Футурологические абстракции
Город для ... машин? (Транспортная проблема больших городов)
Управляющие и вычислительные комплексы в диспетчерских и операторских центрах
Цветовая схема промышленного интерьера как средство композиционной связи машин и архитектуры
Технологические системы и формирование промышленных зданий


Остались вопросы по теме:
"Перспективные транспортные системы"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы